Парциальная программа "Русская изба", кружок "В прошлое играючи".
методическая разработка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой ключик» с. Бай-Хаак
Утверждено заведующей
МБДОУ д/с «Золотой ключик»
_____________Ховалыг О.А.
План – программа кружка
«В прошлое играючи»
«Русская изба».
(программа рассчитана для детей 4 – 6 лет
дошкольного возраста)
2023-2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка
1. 2. Актуальность Программы
1. 3. Цели и задачи
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Направленность программы
2. 2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
2. 3. Этапы программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-технические условия реализации Программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Календарно-тематический план
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Мир русской избы» направлена на формирование и развитие личности ребенка, родителя, человека XXI века. Программа актуальна, педагогически целесообразна, так как направлена на оздоровление нравственной атмосферы, на возрождение духовно-нравственных традиций. Программа помогает ввести детей дошкольного возраста в традицию отечественной культуры и быта, познакомить с различными видами нетрадиционной техники рисования.
Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, активной цифровизации подрастающего поколения, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Цель программы: повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества, формирование и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через различные виды прикладного искусства.
Обучение по программе организовано с учетом возрастных особенностей детей.
Основные задачи:
Образовательные
- изучение различных жанров фольклора;
- формирование элементарных навыков применения народного слова в разных видах деятельности;
- сформировать у детей технические навыки рисования;
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Развивающие
- развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком;
- активизация словарного запаса, через употребление детьми слов в речи;
- развитие самостоятельности и инициативности;
- развитие чувственного познания и эстетического восприятия красоты, окружающего мира предметов и быта;
- развитие творческого потенциала ребенка.
Воспитательные
- привитие детям любви к народной культуре через художественно-эстетическую деятельность;
- формирование интереса, бережного отношения, уважения, любви к традиционной русской культуре и воспитание чувства патриотизма;
- формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.
В этно-комнате «Русская изба» детского сада частично представлена коллекция предметов русского быта. Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской древней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Предоставленная программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формирование национальной памяти, развитию творческой личности.
Рабочая программа кружка «Русская изба» затрагивает такие образовательные области как:
-социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно – эстетическое развитие.
Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. О народных традициях и праздниках. Способствует обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; формирование представления о различных видах прикладного искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому главным направлением данной программы является: развитие познавательной деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста. Дети, создавая своими руками изделия народного прикладного творчества, тем самым погружаются в прошлое наших предков, а применение нетрадиционных техник рисования закрепляют изученный материал в виде художественного образа.
При реализации программы организовывается выставка работ детей по мотивам народно – прикладного искусства.
Организованный кружок будет способствовать приобщению детей к национальной культуре, русским народным традициям и обычаям.
В нашем дошкольном учреждении, руками наших сотрудников была создана этно-комната, в которой мы решили частично воссоздать картину быта русского народа, соблюдая традиции наших предков. Собраны предметы русского быта, изделия народных промыслов, игрушки:
- изделия: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово.
- игрушки: Богородские, Загорские матрёшки, Филимоновские,
- посуда
- прялки, веретено,
- вышивки
- самовар
- сундуки
- орудия труда
- скатерти
- занавески с кружевом ручной работы,
- коромысло, рубель большой и малый,
- люлька.
- русские народные инструменты: свистульки, ложки.
- тряпичные куклы, игрушки из соломы.
Дети с удовольствием рассматривают, играют и примеряют на себя различные образы своих предков. Надевая рубаху, сарафан и кокошник они словно погружаются в тот неведомый мир своих прабабушек…
Новизна программы заключается в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал, поэтому работу по программе «Русская изба» направлена на разновозрастные группы детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
Основные формы работы: групповые занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторник по 25 минут.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.
Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное моделирование, физ. минутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Основные направления реализуемой программы
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народ, через знакомство с предметами народного творчества.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми
- Беседы;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в этно-комнате «Русская изба» и садике изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы, которые используются в работе
- Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы программы
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Ознакомительный.
Задачи:
- Расширять представления детей о праздниках, обычаях, песнях, играх, традициях русского народа
- Развивать мелкую моторику детей через фольклор
- Познакомить с разными формами народного фольклора, учить использовать в быту
- Познакомить с работами народных мастеров, их спецификой работы и материалом
- Познакомить с видами народно – прикладного искусства, их историей появления
II этап – Подготовительный.
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
III этап – Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности.
- Самостоятельно использовать при рисовании различные способы нанесения рисунка.
- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы.
- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
- Использовать новые инструменты, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Знакомство с историей быта русского народа происходит в стенах «Русской избы», где воспроизведено внутреннее убранство избы.
Работа по программе «Русская изба» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она использует уникальный опыт и традиции российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Учебный план
День недели/возраст: разновозрастная группа детей 4-6 лет
1 раз в неделю: вторник - 25 минут.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-технические условия реализации Программы
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «В прошлое играючи» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- место для выставки детских работ
- дидактический материал в соответствии с темами занятий
- различные игрушки
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
Структура построения организованно-образовательной деятельности
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, слушание мелодии, релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят: рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, объяснение материала, показ воспитателя, непосредственно процесс творческого рисования.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель данной части занятия – закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных, сюжетно-ролевых игр, викторин.
А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце работы проводится анализ деятельности педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физ. минутка.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нетрадиционных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-творческие способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребенке и руководителя кружка.
Ожидаемые результаты
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие нравственных качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуре.
При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:
- наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси
- понимание языка эмоций и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру
- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации
- развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора
Календарно-тематическое планирование
(для детей от 4-6 лет)
№ п\п | Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1. | 1 неделя | В гости | Познакомить детей с русской избой. С традициями и обычаями семьи, проживающей, когда-то в русской избе. Спеть с детьми попевку «Гости». |
2. | 2 неделя | Хлеб – всему голова | Систематизировать знания о труде хлебороба. Пословицы и поговорки о хлебе. Рассказать о том, как наши предки использовали простейшие орудия труда. |
3. | 3 неделя | Русская изба | Развивать творческие способности при изображении русской избы. Передавать её своеобразие. |
4. | 4 неделя | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень». |
Октябрь | |||
5. | 1 неделя | Русская матершка | Рассказ об истории создания игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка». |
6. | 2 неделя | Русская матрешка | Рисование русской матрешки, раскрашивание ситуэта. Выставка готовых детских работ. |
7. | 3 неделя | Коровушка и бычок | Познакомить детей со скотным двором русской избы. |
8. | 4 неделя | Бычок – смоляной бочок. | Заучивание потешек. Познакомить детей со сказкой «Бычок – смоляной бочок» |
Ноябрь | |||
9. | 1 неделя | Хороший город – Городец | Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. Составление узоров на готовых формах |
10. | 2 неделя | Городецкая роспись | Художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по памяти. Составление узоров из готовых форм. |
11. | 3 неделя | Мир старинных вещей | Знакомство детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Воспитывать интерес к народному быту. |
12. | 4 неделя | Русский костюм | Учить называть части костюма. Развивать разговорную речь. |
Декабрь | |||
13. | 1 неделя | Бабушкин сундук
| Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми. |
14. | 2 неделя | Здравствуй, зимушка – зима | Рассказать о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты мороз…» |
15. | 3 неделя | Зимние узоры | Рисование нитками на клейкой бумаге. Развитие творчества, фантазии. |
16. | 4 неделя | Коляда – отворяй ворота | Рассказ о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок. |
Январь | |||
17. | 1 неделя | Печь – источник тепла. | Рассказ о значении печи в русской избе. |
18. | 2 неделя | Гуляй, да присматривайся. | Побеседовать о характерных особенностях января. Чтение сказки «Морозко» |
19. | 3 неделя | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями. С певцом – гусляром Садко. |
20. | 4 неделя | Проказы старухи зимы Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе. | Повторение заклички «Ты мороз…». Знакомство со сказкой «Проказы старухи зимы» |
Февраль | |||
21. | 1 неделя | «Жостовские цветы» | Знакомство с жостовской росписью. Научить детей расписывать «подносы» по мотивам жостовской росписи. |
22. | 2 неделя | Зима – не лето – в шубу одето. | Беседа о характерных особенностях зимы. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок…».
|
23. | 3 неделя | Встреча с былиной | Дать понятие: былины – древние повести, которые пели |
24. | 4 неделя | Победа в воздухе не вьется, а руками достается | О русских богатырях былины. Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате» |
Март | |||
25. | 1 неделя | «Ой ты, масленница!» | Знакомство с обрядовыми песнями, посвященные Масленнице. Рассказ об этом празднике. Слушание песен «И к нам весна пришла». Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу». |
26. | 2 неделя | «Гуляй, да присматривайся» «Весна, весна, поди сюда!» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите». Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне». |
27. | 3 неделя | «Украсим Прасковеи сарафан!» | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представление об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. |
28. | 4 неделя | Игрушки наших бабушек. | Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках. |
Апрель | |||
29. | 1 неделя | Русская красавица | Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица» |
30. | 2 неделя | Скотный двор | Рассказать о роли на Руси домашних животных. |
31. | 3 неделя | Заклинание жаворонков | Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста. |
32. | 4 неделя | Роспись бересты | Познакомить с берестой. Изготовление поделок. |
Май | |||
33. | 1 неделя | Здравствуй, Пасха! | Знакомство детей с праздником и его значении в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц. |
34. | 2 неделя | Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Сказка «Щи из топора» |
35. | 3 неделя | Полевые цветы | Рассказать о роли полевых цветов в жизни русского человека Изображение цветов различными способами рисования |
36. | 4 неделя | Игрушки наших бабушек. | Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_proshloe_igrayuchi.docx | 36.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Золотой ключик» с. Бай-Хаак
Утверждено заведующей
МБДОУ д/с «Золотой ключик»
_____________Ховалыг О.А.
План – программа кружка
«В прошлое играючи»
«Русская изба».
(программа рассчитана для детей 4 – 6 лет
дошкольного возраста)
2023-2024 год
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1. 1. Пояснительная записка
1. 2. Актуальность Программы
1. 3. Цели и задачи
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2. 1. Направленность программы
2. 2. Описание форм, способов, методов и средств реализации Программы
2. 3. Этапы программы
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-технические условия реализации Программы
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Календарно-тематический план
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Мир русской избы» направлена на формирование и развитие личности ребенка, родителя, человека XXI века. Программа актуальна, педагогически целесообразна, так как направлена на оздоровление нравственной атмосферы, на возрождение духовно-нравственных традиций. Программа помогает ввести детей дошкольного возраста в традицию отечественной культуры и быта, познакомить с различными видами нетрадиционной техники рисования.
Актуальность. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, активной цифровизации подрастающего поколения, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Цель программы: повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества, формирование и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста через различные виды прикладного искусства.
Обучение по программе организовано с учетом возрастных особенностей детей.
Основные задачи:
Образовательные
- изучение различных жанров фольклора;
- формирование элементарных навыков применения народного слова в разных видах деятельности;
- сформировать у детей технические навыки рисования;
- познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования;
- научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Развивающие
- развитие коммуникативных навыков при овладении детьми родным языком;
- активизация словарного запаса, через употребление детьми слов в речи;
- развитие самостоятельности и инициативности;
- развитие чувственного познания и эстетического восприятия красоты, окружающего мира предметов и быта;
- развитие творческого потенциала ребенка.
Воспитательные
- привитие детям любви к народной культуре через художественно-эстетическую деятельность;
- формирование интереса, бережного отношения, уважения, любви к традиционной русской культуре и воспитание чувства патриотизма;
- формирование эстетического и художественного вкуса, познавательного интереса.
В этно-комнате «Русская изба» детского сада частично представлена коллекция предметов русского быта. Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской древней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Предоставленная программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формирование национальной памяти, развитию творческой личности.
Рабочая программа кружка «Русская изба» затрагивает такие образовательные области как:
-социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
- речевое развитие,
- художественно – эстетическое развитие.
Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. О народных традициях и праздниках. Способствует обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; формирование представления о различных видах прикладного искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому главным направлением данной программы является: развитие познавательной деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста. Дети, создавая своими руками изделия народного прикладного творчества, тем самым погружаются в прошлое наших предков, а применение нетрадиционных техник рисования закрепляют изученный материал в виде художественного образа.
При реализации программы организовывается выставка работ детей по мотивам народно – прикладного искусства.
Организованный кружок будет способствовать приобщению детей к национальной культуре, русским народным традициям и обычаям.
В нашем дошкольном учреждении, руками наших сотрудников была создана этно-комната, в которой мы решили частично воссоздать картину быта русского народа, соблюдая традиции наших предков. Собраны предметы русского быта, изделия народных промыслов, игрушки:
- изделия: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово.
- игрушки: Богородские, Загорские матрёшки, Филимоновские,
- посуда
- прялки, веретено,
- вышивки
- самовар
- сундуки
- орудия труда
- скатерти
- занавески с кружевом ручной работы,
- коромысло, рубель большой и малый,
- люлька.
- русские народные инструменты: свистульки, ложки.
- тряпичные куклы, игрушки из соломы.
Дети с удовольствием рассматривают, играют и примеряют на себя различные образы своих предков. Надевая рубаху, сарафан и кокошник они словно погружаются в тот неведомый мир своих прабабушек…
Новизна программы заключается в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал, поэтому работу по программе «Русская изба» направлена на разновозрастные группы детей дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)
Основные формы работы: групповые занятия.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во вторник по 20 минут.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Постепенно происходит его усложнение.
Познакомив детей с промыслом, вызвав желание создать свое изделие, происходит целенаправленный процесс по его изготовлению. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различными художественными материалами, дидактические игры, силуэтное моделирование, физ. минутки, пальчиковая гимнастика, упражнения для прорисовки элементов росписей.
Основные направления реализуемой программы
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народ, через знакомство с предметами народного творчества.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми
- Беседы;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Выставки в этно-комнате «Русская изба» и садике изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- Дидактические игры;
- Экспериментирование с различными художественными материалами;
- Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы, которые используются в работе
- Одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности);
- метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
- словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения);
- практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения);
- эвристический (развитие находчивости и активности);
- частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
- метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе);
- сотворчество;
- мотивационный (убеждение, поощрение);
- жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).
Этапы программы
Весь образовательный процесс делится на два этапа:
I этап – Ознакомительный.
Задачи:
- Расширять представления детей о праздниках, обычаях, песнях, играх, традициях русского народа
- Развивать мелкую моторику детей через фольклор
- Познакомить с разными формами народного фольклора, учить использовать в быту
- Познакомить с работами народных мастеров, их спецификой работы и материалом
- Познакомить с видами народно – прикладного искусства, их историей появления
II этап – Подготовительный.
Задачи:
- Познакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
- Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
- Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
- Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.
III этап – Практический.
Задачи:
- Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности.
- Самостоятельно использовать при рисовании различные способы нанесения рисунка.
- Самостоятельно строить на разных изделиях композицию узоров с учетом их формы.
- Самостоятельно составлять композиции узоров, использовать цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
- Использовать новые инструменты, разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Знакомство с историей быта русского народа происходит в стенах «Русской избы», где воспроизведено внутреннее убранство избы.
Работа по программе «Русская изба» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она использует уникальный опыт и традиции российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Учебный план
День недели/возраст: разновозрастная группа детей 4-6 лет
1 раз в неделю: вторник - 25 минут.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Материально-технические условия реализации Программы
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Работа кружка «В прошлое играючи» позволяет систематически и последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. На занятиях используется музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- акварельные краски, гуашь;
- простые карандаши, ластик;
- печатки из различных материалов;
- наборы разнофактурной бумаги;
- восковые и масляные мелки, свеча;
- ватные палочки;
- поролоновые печатки, губки;
- коктейльные трубочки;
- палочки или старые стержни для процарапывания;
- матерчатые салфетки;
- стаканы для воды;
- подставки под кисти; кисти.
- место для выставки детских работ
- дидактический материал в соответствии с темами занятий
- различные игрушки
- наглядный и раздаточный материал, в соответствии с темой занятия
Структура построения организованно-образовательной деятельности
ЧАСТЬ 1. Вводная
Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, слушание мелодии, релаксация, рассматривание альбомов, произведений искусства, беседы о художниках
ЧАСТЬ 2. Продуктивная
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят: рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, объяснение материала, показ воспитателя, непосредственно процесс творческого рисования.
ЧАСТЬ 3. Завершающая
Цель данной части занятия – закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных, сюжетно-ролевых игр, викторин.
А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце работы проводится анализ деятельности педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физ. минутка.
Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью руководителя кружка, с использованием нетрадиционных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-творческие способности детей. Для полного завершения оформления работы по всем нормативам прилагается сопроводительная записка с указанием темы занятия и данных о ребенке и руководителя кружка.
Ожидаемые результаты
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие нравственных качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуре.
При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:
- наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси
- понимание языка эмоций и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру
- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства
- желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества
- умение детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования
- развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений, цветовосприятия и зрительно-двигательной координации
- развитие музыкальных и творческих способностей детей через различные формы народного фольклора
Календарно-тематическое планирование
(для детей от 4-6 лет)
№ п\п | Неделя | Тема занятия | Программное содержание |
Сентябрь | |||
1. | 1 неделя | В гости | Познакомить детей с русской избой. С традициями и обычаями семьи, проживающей, когда-то в русской избе. Спеть с детьми попевку «Гости». |
2. | 2 неделя | Хлеб – всему голова | Систематизировать знания о труде хлебороба. Пословицы и поговорки о хлебе. Рассказать о том, как наши предки использовали простейшие орудия труда. |
3. | 3 неделя | Русская изба | Развивать творческие способности при изображении русской избы. Передавать её своеобразие. |
4. | 4 неделя | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем месяце, его приметах. Дидактическая игра «С какого дерева детки?» (плоды, листья). Разучивание песенки-попевки «Восенушка-осень». |
Октябрь | |||
5. | 1 неделя | Русская матершка | Рассказ об истории создания игрушки. Рассматривание подлинных игрушек и иллюстраций. Чтение стихов о русской матрешке. Слушание произведения Б. Мокроусова «Матрешка». |
6. | 2 неделя | Русская матрешка | Рисование русской матрешки, раскрашивание ситуэта. Выставка готовых детских работ. |
7. | 3 неделя | Коровушка и бычок | Познакомить детей со скотным двором русской избы. |
8. | 4 неделя | Бычок – смоляной бочок. | Заучивание потешек. Познакомить детей со сказкой «Бычок – смоляной бочок» |
Ноябрь | |||
9. | 1 неделя | Хороший город – Городец | Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. Составление узоров на готовых формах |
10. | 2 неделя | Городецкая роспись | Художественное слово о гжельской игрушке. Рисование по памяти. Составление узоров из готовых форм. |
11. | 3 неделя | Мир старинных вещей | Знакомство детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Воспитывать интерес к народному быту. |
12. | 4 неделя | Русский костюм | Учить называть части костюма. Развивать разговорную речь. |
Декабрь | |||
13. | 1 неделя | Бабушкин сундук | Воспитывать интерес к русскому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми. |
14. | 2 неделя | Здравствуй, зимушка – зима | Рассказать о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты мороз…» |
15. | 3 неделя | Зимние узоры | Рисование нитками на клейкой бумаге. Развитие творчества, фантазии. |
16. | 4 неделя | Коляда – отворяй ворота | Рассказ о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок. |
Январь | |||
17. | 1 неделя | Печь – источник тепла. | Рассказ о значении печи в русской избе. |
18. | 2 неделя | Гуляй, да присматривайся. | Побеседовать о характерных особенностях января. Чтение сказки «Морозко» |
19. | 3 неделя | «Живет в народе песня» | Беседа о русской народной песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями. С певцом – гусляром Садко. |
20. | 4 неделя | Проказы старухи зимы Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе. | Повторение заклички «Ты мороз…». Знакомство со сказкой «Проказы старухи зимы» |
Февраль | |||
21. | 1 неделя | «Жостовские цветы» | Знакомство с жостовской росписью. Научить детей расписывать «подносы» по мотивам жостовской росписи. |
22. | 2 неделя | Зима – не лето – в шубу одето. | Беседа о характерных особенностях зимы. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок…». |
23. | 3 неделя | Встреча с былиной | Дать понятие: былины – древние повести, которые пели |
24. | 4 неделя | Победа в воздухе не вьется, а руками достается | О русских богатырях былины. Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Слушание «Былины о Евпатии Коловрате» |
Март | |||
25. | 1 неделя | «Ой ты, масленница!» | Знакомство с обрядовыми песнями, посвященные Масленнице. Рассказ об этом празднике. Слушание песен «И к нам весна пришла». Разучивание игрового хоровода «У нас по кругу». |
26. | 2 неделя | «Гуляй, да присматривайся» «Весна, весна, поди сюда!» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание и пение закличек о весне «Жаворонки, прилетите». Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне». |
27. | 3 неделя | «Украсим Прасковеи сарафан!» | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представление об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. |
28. | 4 неделя | Игрушки наших бабушек. | Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках. |
Апрель | |||
29. | 1 неделя | Русская красавица | Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица» |
30. | 2 неделя | Скотный двор | Рассказать о роли на Руси домашних животных. |
31. | 3 неделя | Заклинание жаворонков | Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста. |
32. | 4 неделя | Роспись бересты | Познакомить с берестой. Изготовление поделок. |
Май | |||
33. | 1 неделя | Здравствуй, Пасха! | Знакомство детей с праздником и его значении в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц. |
34. | 2 неделя | Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Сказка «Щи из топора» |
35. | 3 неделя | Полевые цветы | Рассказать о роли полевых цветов в жизни русского человека Изображение цветов различными способами рисования |
36. | 4 неделя | Игрушки наших бабушек. | Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.
Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традиц...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Путешествие в прошлое. Русская изба»
Тема: «Путешествие в прошлое. Русская изба».Цель: Формировать интерес к культуре и быту русского народа, способствовать развитию нравственной и познавательной культуры дошкольников.Задачи:...
«Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме открытого занятия...
Парциальная программа дополнительного образования по приобщению старших дошкольников к русской культуре «Русская изба»
Программа представлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формированию национальной памяти, развитию творческой личнос...
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Русская изба»
Цель занятия познвкомить детей с устройством русской избы, названиями её частей....
План конспект занятия в рамках парциальной программы «Развитие речи через приобщение детей к русской народной культуре» в средней группе «Устройство быта русской избы»
Цель занятия познакомить детей с предметами быта русского народа, с ремёслами, с традициями украшать свой быт...
Цифровой образовательный ресурс по реализации парциальной программы «Социокультурные истоки» для дошкольного возраста "Мини-музей «Русская изба»"
Развитие у детей представлений о русской культуре, особенностях жизни и быта русского народа....