«Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме открытого занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_nravstvenno_0.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Одуванчик»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме открытого занятия
На тему: «Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой»
Составила:
Воспитатель: Иванова С.П.
Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, об образе жизни и поведении детей в русской семье.
Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена; с творчеством русского народа; приобщать к истокам русской народной культуры; активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами. Обогатить знания детей народными пословицами, поговорками, загадками. Развивать любознательность, наблюдательность. Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.
Словарная работа: Русская печь, прялка, «бабий кут», кочерга, ухват, чугунок, самовар, сито, крынка, «красный угол», «божья ладонь», светлица, матушка, батюшка.
Предварительная работа: Знакомство с некоторыми предметами быта, утварью, одеждой русского народа. Рисование девушки в национальном костюме. Беседа-развлечение о бытовой культуре и традициях русского народа. Чтение художественных произведений. Просмотр мультфильмов с тематикой русской избы.
Оборудование и материалы: мультимедийная установка, презентация, мини – музей «Русская изба», костюмы в народном стиле, планшет.
Используемые формы и методы работы: В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:
Игровые
- сюрпризность
- создание игровой ситуации
- воображаемая ситуация в развернутом виде.
Словесные
- разговор, беседа
- вопросы
- использование художественного слова
- напоминание, пояснение
Практические
- проведение подвижной игры «Плетень»
Наглядные
- предметы домашней утвари
Ход непосредственно-образовательной деятельности
Сценка «Бабушка и внучка»
На стульчике сидят бабушка и внучка. Бабушка вяжет, внучка играет в планшете:
Бабушка: Как дела у вас, внученька, чем дома занимаетесь?
Внучка: Мама моет, убирает, готовит, стирает, да ещё и на работу ходит.
Бабушка: А ты чем занята целый день?
Внучка: Да я вся в делах: как с утра встану в обед, пока наряд выберу, пока прическу сделаю, поем вкусненького, а там уж пора поиграть в планшет.
Бабушка: А маме то помогаешь?
Внучка: Да я же тебе говорю, некогда мне помогать маме.
Бабушка: Эх, дитя ты моё неразумное, не знаешь ты традиций народных, как дом содержать в порядке, как родителям помогать ведь ты хозяйка будущая!
Внучка: Да кто ж меня научит, маме всё некогда, всё не до меня!
Бабушка: Я, кажется, знаю, как тебе помочь. Вот тебе книга волшебная, она мне досталась ещё от прабабушки. Открой её и загадай, чтобы отправиться в то время, когда чтили люди традиции русского народа, когда дети знали как вести домашнее хозяйство. А я тебя оставлю, счастливого пути!
Внучка: Только я с собой свой планшет возьму, он всегда со мной, может пригодиться.
Бабушка уходит, внучка открывает книгу, зажмуривается и загадывает путешествие в старину. Звучит русская народная музыка, выходят дети и воспитатель, здороваются с Миланой, она им отвечает. Кладет книгу в сумочку (там же у неё планшет).
Внучка: Меня зовут Милана. Я к вам прибыла из будущего. Бабушка меня отправила сюда, чтобы я научилась вести домашнее хозяйство.
Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Мы всегда рады гостям. Проходи же, гостья дорогая, будь как дома.
Внучка: Как красиво и уютно у вас в доме.
Воспитатель: Дом наш называется изба от слова «истба», что означает «истопить», «обогреть». В избе у нас всего одна большая комната, она называется «светлица», так как в ней много света от оконцев. В центре светлицы находиться русская печь – душа дома. Она обогревает нас и кормит.
Внучка: Как интересно! Вас так много здесь.
Воспитатель: Да семья у нас большая. Я – матушка, а это всё мои детушки. Ещё у нас есть хозяин в доме – батюшка. Только он спозаранку ушёл на промысел: рыбы на реке наловить, да дров запасти. Он у нас – глава семьи, кормилец. А я слежу за домом, готовлю пищу и учу своих детушек, показываю им, как выполнять работу по дому, а они стараются, помогают мне.
Алиса: В работе по дому нет ничего сложного, просто каждый из нас знает, что должен делать, как матушка научила.
Жора: Я матушке приношу дров или хворосту, чтобы она натопила в избе печь, да сварила нам обед. Пойду нарублю.
Воспитатель: Дрова заготавливают мужики да сыновья их, те, что постарше. Ходят в лес, рубят деревья топорами, хворост ломают. Хворост – это сухие ветки деревьев. Потом кладут на сани, привязывают да везут домой.
Артём: А я хожу к колодцу за водицей. Матушка использует её, когда варит пищу, а сестрицы, когда убираются в доме, посуду моют.
Воспитатель: В колодце вода чистая, студёная. А если заглянуть в колодец, то даже днём можно звёзды увидать.
Внучка: А почему их можно там увидеть?
Воспитатель: Потому что люди роют колодцы очень глубокими, чтобы добраться до подземных вод.
Саша Ш: Когда утром вся семья просыпается, я прибираю постель, аккуратно заправляю, чтобы было красиво в избе.
Воспитатель: Ткань для постельного белья, полотенец, одежды мы изготавливаем сами на небольших ткацких станках из льна, хлопка . Она обычно серого или белого цвета. Для того, чтобы украсить её, мы вышиваем на ней разные узоры.
Слышится плач ребёнка.
Алиса: Кажется, наш маленький братик Ванюша проснулся.
Алиса встаёт, подходит к колыбельке, берёт на руки куклу, качает её на руках, кладёт обратно в колыбель.
В это время Марина, играя с куклой, начинает петь колыбельную под негромкую мелодию, все девочки и воспитатель ей помогают.
Колыбельная
Баю – баю – баю
Куколку качаю
Куколка устала
Целый день играла.
Воспитатель: Кукол мы тоже делаем сами. Шьём из ткани, вырезаем из дерева, плетём из соломы.
В народе говорят «Делу время, а потехе час». Приглашаю всех поиграть.
Русская народная игра «Плетень». В сопровождении русской народной мелодии.
Милана П.: А я в избе слежу, чтобы полы были чистыми. Пол покрываем ковриками и половиками для тепла. Их вяжем из разноцветных лоскутков, из старой одежды.
Милана П. берёт веник и совок и начинает подметать, при этом припевает: «На горе то – калина…». Все дети ей подпевают.
Лиза: А я маме помогаю гладить. Семья у нас большая, белья много. У мамы большой утюг, а у меня маленький утюжок. Чтобы мамин утюг нагрелся в него надо положить угли из печи, а мой надо поставить в печь, он нагреется и можно гладить.
Внучка: Ой, как интересно и как опасно.
Лиза: А мы стараемся всё делать аккуратно.
Воспитатель: Между печью и стеной дома место, которое называется «бабий кут» или куток. Хозяйничает в кутке женщина - хозяйка: варит еду, печет хлеб, прядет, шьёт. В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. Красный, это значит красивый, главный. В красном углу висят иконы, стоят стол и лавки
Настя и Саша К. накрывают на стол.
Настя: Вся наша посуда изготовлена из дерева или глины. Потому что это самые доступные для крестьян материалы. Батюшка наш сам её изготавливает.
Воспитатель: А для того, чтобы посуда была красивой, мы наносим на неё красками узоры разные. Но не только посуда в избе изготовлена из дерева, но и мебель, и орудия труда, и сама изба. А украшено это всё резными узорами, которые вырезают плотницких дел мастера.
В крестьянской семье у каждого члена семьи есть своя ложка, которую вырезают из дерева. И в гости всегда ходят тоже со своей ложкой. Говорят: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только едят, на ложках можно играть. Давайте и мы попробуем сыграть на ложках, как настоящие лошкари.
Дети под народную музыку подыгрывают на ложках.
Саша К.: Стол у нас в избе большой, так как семья большая нужно, чтобы всем хватало места. В центре стола садятся матушка с батюшкой, рядом усаживают дорогих гостей, а все остальные садятся на свободные места.
Воспитатель: На стол нельзя садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собирается за столом, все сидят чинно (прилично) спокойно, едят не торопясь. А если ребёнок ведёт себя чересчур шумно, то получает в наказание деревянной ложкой по лбу.
Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!
Дети проходят и садятся за стол.
Воспитатель: А сейчас обрати, Милана, внимание на нашу одежду. Как красиво мы одеты. Какой это костюм, детки мои?
Дети: Русский костюм, сарафан, рубаха.
Воспитатель: Правильно. Это русский народный костюм. Девушки носят рубашку, сарафан, кокошник, а парни носят косоворотки, порты, картузы, пояс. Одежду мы тоже украшаем вручную. Вышиваем разные узоры.
Вот уж вечереет за окном пора лампадку зажигать, дом освещать.
Воспитатель зажигает лампаду и ставит на стол.
Ой, загостилась ты, Милана, у нас. Бабушка, наверное, переживает за тебя, где ты, как ты. Пора тебе возвращаться домой. В гостях хорошо, а дома лучше. Нет ничего милее родного дома.
Ну что, научилась ты у нас вести хозяйство домашнее? Помогли мы тебе?
Внучка: Да, спасибо, очень помогли, научили всему. Теперь я знаю, что взрослым нужно помогать. А бабушке я покажу всё, что сняла на свой планшет. До свидания, счастливо оставаться.
Все вместе: До свидания, Милана.
Милана снова открывает книгу и загадывает, чтобы вернуться в наше время к своей бабушке. Появляется бабушка.
Внучка: Бабушка, бабушка, я побывала в прошлом. Познакомилась с замечательной семьёй, в которой много детей. И все они помогают своей маме. Я теперь тоже так буду делать. Я им очень благодарна.
Бабушка: А пока ты путешествовала, я приготовила тебе угощенье.
Внучка: А я всё, чему меня научили, записала на свой планшет. Давай с тобой вместе посмотрим. Только я очень хочу поделиться угощеньем со своими новыми друзьями.
Бабушка: Тебе в этом поможет твоя книга!
Милана открывает книгу, загадывает своё желание, звучит музыка и появляются дети с воспитателем.
Дети вместе с воспитателем и бабушкой просматривают заранее приготовленную презентацию и обсуждают своё путешествие в прошлое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта "Путешествие в прошлое. Знакомство с традициями русского народа"
Презентация проекта "Путешествие в прошлое. Знакомство с традициями русского народа"...
Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».
Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....
Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)
Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель, р...
Знакомство детей со свойствами дерева и металла Знакомство с русской избой
Ознакомление с окружающим средняя группа...
конспект занятия «Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой.»
Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой.»...
презентация для детей дошкольного возраста на тему " Знакомство с русской избой и бытом на Русси"Познакомить детей с предметами русской старины
Познакомить детей с предметами русской старины; быцтом русских людей;Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразииВоспитывать любовь к Родине; патриотич...