«Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Иванова Светлана Петровна

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме открытого занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_nravstvenno_0.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Одуванчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме открытого занятия

На тему: «Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой»

Составила:

Воспитатель: Иванова С.П.

Цель: Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях, об образе жизни и поведении детей в русской семье.

Задачи: Продолжать знакомить детей с бытом, утварью русской семьи, одеждой в давние времена; с творчеством русского народа; приобщать к истокам русской народной культуры; активизировать речь детей, пополнить словарь новыми словами. Обогатить знания детей народными пословицами, поговорками, загадками.  Развивать любознательность, наблюдательность.  Воспитывать интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Словарная работа: Русская печь, прялка, «бабий кут», кочерга, ухват, чугунок, самовар, сито, крынка, «красный угол», «божья ладонь», светлица, матушка, батюшка.

Предварительная работа: Знакомство с некоторыми предметами быта, утварью, одеждой русского народа. Рисование девушки в национальном костюме. Беседа-развлечение о бытовой культуре и традициях русского народа. Чтение художественных произведений. Просмотр мультфильмов с тематикой русской избы.

Оборудование и материалы:  мультимедийная установка, презентация, мини – музей «Русская изба», костюмы в народном стиле, планшет.

Используемые формы и методы работы: В ходе образовательной деятельности сочетала различные формы работы: со всей подгруппой и использовала индивидуально-дифференцированный подход. Использовала также такие методы и приемы:

Игровые

- сюрпризность

- создание игровой ситуации

- воображаемая ситуация в развернутом виде.

Словесные

- разговор, беседа

- вопросы

- использование художественного слова

- напоминание, пояснение

Практические

- проведение подвижной игры «Плетень»

Наглядные

- предметы домашней утвари

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Сценка «Бабушка и внучка»

На стульчике сидят бабушка и внучка. Бабушка вяжет, внучка играет в планшете:

Бабушка: Как дела у вас, внученька, чем дома занимаетесь?

Внучка: Мама моет, убирает, готовит, стирает, да ещё и на работу ходит.

Бабушка: А ты чем занята целый день?

Внучка: Да я вся в делах: как с утра встану в обед, пока наряд выберу, пока прическу сделаю, поем вкусненького, а там уж пора поиграть в планшет.

Бабушка: А маме то помогаешь?

Внучка: Да я же тебе говорю, некогда мне помогать маме.

Бабушка: Эх, дитя ты моё неразумное, не знаешь ты традиций народных, как дом содержать в порядке, как родителям помогать  ведь ты хозяйка будущая!

Внучка: Да кто ж меня научит, маме всё некогда, всё не до меня!

Бабушка: Я, кажется, знаю, как тебе помочь. Вот тебе книга волшебная, она мне досталась ещё от прабабушки. Открой её и загадай, чтобы отправиться в то время, когда чтили люди традиции русского народа, когда дети знали как вести домашнее хозяйство. А я тебя оставлю, счастливого пути!

Внучка: Только я с собой свой планшет возьму, он всегда со мной, может пригодиться.

Бабушка уходит, внучка открывает книгу, зажмуривается и загадывает путешествие в старину. Звучит русская народная музыка, выходят дети и воспитатель, здороваются с Миланой, она им отвечает. Кладет книгу в сумочку (там же у неё планшет).

Внучка: Меня зовут Милана. Я к вам прибыла из будущего. Бабушка меня отправила сюда, чтобы я научилась вести домашнее хозяйство.

Воспитатель: Русский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Мы всегда рады гостям. Проходи же, гостья дорогая, будь как дома.

Внучка: Как красиво и уютно у вас в доме.

Воспитатель:  Дом наш называется изба от слова «истба», что означает «истопить», «обогреть». В избе у нас всего одна большая комната, она называется «светлица», так как в ней много света от оконцев. В центре светлицы находиться русская печь – душа дома. Она обогревает нас и кормит.

Внучка: Как интересно! Вас так много здесь.

Воспитатель:  Да семья у нас большая. Я – матушка, а это всё мои детушки. Ещё у нас есть хозяин в доме – батюшка. Только он спозаранку ушёл на промысел: рыбы на реке наловить, да дров запасти. Он у нас – глава семьи, кормилец. А я слежу за домом, готовлю пищу и учу своих детушек, показываю им, как выполнять работу по дому, а они стараются, помогают мне.

Алиса: В работе по дому нет ничего сложного, просто каждый из нас  знает, что должен делать, как матушка научила.

Жора: Я матушке приношу дров или хворосту, чтобы она натопила в избе печь, да сварила нам обед. Пойду нарублю.

Воспитатель: Дрова заготавливают мужики да сыновья их, те, что постарше. Ходят в лес, рубят деревья топорами, хворост ломают. Хворост – это сухие ветки деревьев. Потом кладут на сани, привязывают да везут домой.

Артём: А я хожу к колодцу за водицей. Матушка использует её, когда варит пищу, а сестрицы, когда убираются в доме, посуду моют.

Воспитатель:  В колодце вода чистая, студёная. А если заглянуть в колодец, то даже днём можно звёзды увидать.

Внучка: А почему их можно там увидеть?

Воспитатель: Потому что люди роют колодцы очень глубокими, чтобы добраться до подземных вод.

Саша Ш: Когда утром вся семья просыпается, я прибираю постель, аккуратно заправляю, чтобы было красиво в избе.

Воспитатель: Ткань для постельного белья, полотенец, одежды мы изготавливаем сами на небольших ткацких станках из льна, хлопка . Она обычно серого или белого цвета. Для того, чтобы украсить её, мы вышиваем на ней разные узоры.

Слышится плач ребёнка.

Алиса: Кажется, наш маленький братик  Ванюша проснулся.

Алиса встаёт, подходит к колыбельке, берёт на руки куклу, качает её на руках, кладёт обратно в колыбель.

В это время Марина, играя с куклой, начинает петь колыбельную под негромкую мелодию, все девочки и воспитатель  ей помогают.

Колыбельная

Баю – баю – баю

Куколку качаю

Куколка устала

Целый день играла.

Воспитатель: Кукол мы тоже делаем сами. Шьём из ткани, вырезаем из дерева, плетём из соломы.

В народе говорят «Делу время, а потехе час». Приглашаю всех поиграть.

Русская народная игра «Плетень». В сопровождении русской народной мелодии.

Милана П.: А я в избе слежу, чтобы полы были чистыми. Пол покрываем ковриками и половиками для тепла. Их вяжем из разноцветных лоскутков, из старой одежды.

Милана П. берёт веник и совок и начинает подметать, при этом припевает: «На горе то – калина…». Все дети ей подпевают.

Лиза: А я маме помогаю гладить. Семья у нас большая, белья много. У мамы большой утюг, а у меня маленький утюжок. Чтобы мамин утюг нагрелся в него надо положить угли из печи, а мой надо поставить в печь, он нагреется и можно гладить.

Внучка: Ой, как интересно и как опасно.

Лиза: А мы стараемся всё делать аккуратно.

Воспитатель: Между печью и стеной дома место, которое называется «бабий кут» или куток. Хозяйничает в кутке женщина - хозяйка: варит еду, печет хлеб, прядет, шьёт.  В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашей избе тоже есть красный угол. Красный, это значит красивый, главный. В красном углу висят иконы, стоят стол и лавки

Настя и Саша К. накрывают на стол.

Настя: Вся наша посуда изготовлена из дерева или глины. Потому что это самые доступные для крестьян материалы. Батюшка наш сам её изготавливает.

Воспитатель: А для того, чтобы посуда была красивой, мы наносим на неё красками узоры разные. Но не только посуда в избе изготовлена из дерева, но и мебель, и орудия труда, и сама изба. А украшено это всё резными узорами, которые вырезают плотницких дел мастера.

В крестьянской семье у каждого члена семьи есть своя ложка, которую вырезают из дерева. И в гости всегда ходят тоже со своей ложкой. Говорят: «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только едят, на ложках можно  играть. Давайте и мы попробуем сыграть на ложках, как настоящие лошкари.

Дети под народную музыку подыгрывают на ложках.

Саша К.: Стол у нас в избе большой, так как семья большая нужно, чтобы всем хватало места. В центре стола садятся матушка с батюшкой, рядом усаживают  дорогих гостей, а все остальные садятся на свободные места.

Воспитатель: На стол нельзя  садиться, стучать по нему кулаком. Когда вся семья собирается  за столом, все сидят чинно (прилично) спокойно, едят не торопясь. А если ребёнок ведёт себя чересчур шумно, то получает в наказание деревянной ложкой по лбу.

 Сверху пар, снизу пар – шипит наш русский самовар. Милости просим на чашку чая!

Дети проходят и садятся за стол.

Воспитатель: А сейчас  обрати, Милана,  внимание на нашу одежду. Как красиво мы одеты. Какой это костюм, детки мои? 

Дети: Русский костюм, сарафан, рубаха.

 Воспитатель: Правильно. Это русский народный костюм. Девушки носят рубашку, сарафан, кокошник, а парни носят косоворотки, порты, картузы, пояс. Одежду мы тоже украшаем вручную. Вышиваем разные узоры.

Вот уж вечереет за окном пора лампадку зажигать, дом освещать.

Воспитатель зажигает лампаду и ставит на стол.

 Ой, загостилась ты, Милана, у нас. Бабушка, наверное, переживает за тебя, где ты, как ты. Пора тебе возвращаться домой. В гостях хорошо, а дома лучше. Нет ничего милее родного дома.

Ну что, научилась ты у нас вести хозяйство домашнее? Помогли мы тебе?

Внучка: Да, спасибо, очень помогли, научили всему. Теперь я знаю, что взрослым нужно помогать. А бабушке я покажу всё, что сняла на свой планшет. До свидания, счастливо оставаться.

Все вместе: До свидания, Милана.

 Милана снова открывает книгу и загадывает, чтобы вернуться в наше время к своей бабушке. Появляется бабушка.

Внучка: Бабушка, бабушка, я побывала в прошлом. Познакомилась с замечательной семьёй, в которой много детей. И все они помогают своей маме. Я теперь тоже так буду делать. Я им очень благодарна.

Бабушка: А пока ты путешествовала, я приготовила тебе угощенье.

Внучка: А я всё, чему меня научили, записала на свой планшет. Давай с тобой вместе посмотрим. Только я очень хочу поделиться угощеньем со своими новыми друзьями.

Бабушка: Тебе в этом поможет твоя книга!

Милана открывает книгу, загадывает своё желание, звучит музыка и появляются дети с воспитателем.

Дети вместе с воспитателем и бабушкой просматривают заранее приготовленную презентацию и обсуждают своё путешествие в прошлое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Путешествие в прошлое. Знакомство с традициями русского народа"

Презентация проекта "Путешествие в прошлое. Знакомство с традициями русского народа"...

Занятие для детей средней группы в комнате русского быта «Горнице» - «Знакомство с русской избой».

Занятие познавательного цикла, проводится в комнате русского быта....

Проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры, через знакомство с русской избой, народными промыслами России» (2019-2021гг.)

Тип проекта: познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный(октябрь 2019 – февраль2021)Участники проекта: дети подготовительной группы №7, воспитатели, музыкальный руководитель,  р...

конспект занятия «Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой.»

Конспект занятия «Путешествие в прошлое. Знакомство с русской избой.»...

презентация для детей дошкольного возраста на тему " Знакомство с русской избой и бытом на Русси"Познакомить детей с предметами русской старины

Познакомить детей с предметами русской старины; быцтом русских людей;Продолжать формировать у детей представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразииВоспитывать любовь к Родине; патриотич...