Парциальная программа дополнительного образования по приобщению старших дошкольников к русской культуре «Русская изба»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Программа представлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формированию национальной памяти, развитию творческой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izba.docx | 440.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад № 10 «Белочка»
Парциальная программа
дополнительного образования
по приобщению старших дошкольников
к русской культуре
«Русская изба»
Выполнила:
Афоничева С. А.
2017 г.
Содержание:
- Пояснительная записка…. …………………………………………………………3 стр.
- Учебная программа………………………………………………………………….7 стр.
3. Календарно - тематический план……………………………………………………8 стр.
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа кружка «Мир русской избы» направлена на формирование и развитие личности ребенка, родителя, человека XXI века. Программа актуальна, педагогически целесообразна, так как направлена на оздоровление нравственной атмосферы, на возрождение духовно-нравственных традиций. Программа помогает ввести детей дошкольного возраста в традицию отечественной культуры и быта.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Цель программы: повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества, формирование и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.
Основные задачи:
- познакомить детей с устройством русской избы; дать им адекватное представление об истории быта русского народа; познакомить дошкольников с миром традиций народов России, их материальной и духовной культурой;
- формировать у детей духовно-нравственные основы;
- развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта;
- развивать творческий потенциал ребенка;
- воспитывать у детей: стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность; стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру; воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.
- формировать у детей: чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; представление о России как о родной стране; умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.
В музее детского сада представлена коллекция предметов русского быта. Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской деревней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней.
Данная парциальная программа дополнительного образования составлена на основе Письма от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Направленность программы.
Предоставленная программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формирование национальной памяти, развитию творческой личности.
Рабочая программа кружка «Русская изба» затрагивает такие образовательные области как:
-социально-коммуникативное развитие,
- познавательное развитие,
-речевое развитие,
-художественно – эстетическое развитие.
Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. О народных традициях и праздниках. Способствует обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Программа так же опирается на формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому главным направлением данной программы является: развитие познавательной деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста. При реализации программы организовывается выставка работ детей по мотивам народно – прикладного искусства.
Организованный кружок будет способствовать приобщению детей к национальной культуре, русским народным традициям и обычаям.
В нашем дошкольном учреждении, руками наших сотрудников был создан мини – музей, в котором мы решили воссоздать картину быта русского народа, соблюдая традиции наших предков. Собраны предметы русского быта, изделия народных промыслов, игрушки:
- изделия: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово.
-игрушки: Богородские, Загорские матрёшки, Филимоновские,
- посуда - изделия мастеров из глины,
- прялки, веретено,
- Вышивки, вышитая детская рубаха,
- полотенца (рушники вышитые)
-наволочки (вышитые гладью);
- скатерти вышитые
-занавески с кружевом ручной работы,
- коромысло, рубель большой и малый,
- люлька,
- русские народные инструменты: свистульки, ложки.
- тряпичные куклы, игрушки из соломы.
Дети с удовольствием рассматривают, играют и примеряют на себя различные образы своих предков. Надевая рубаху, сарафан и кокошник они словно погружаются в тот неведомый мир своих прабабушек…
Парциальная программа дополнительного образования разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.
Новизна программы заключается в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.
Работа по программе «Русская изба» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.
Этапы парциальной программы:
От 5-6 лет - ознакомительный
От 6-7лет – ознакомительный
Для детей от 5 до 6лет
В программу обучения входит:
- знакомство с разными формами русского народного фольклора
-знакомство с видами народно – прикладного искусства, их историей появления
- знакомство с обычаями и традициями на Руси
- занятия проводятся в игровой форме и с музыкальным сопровождением
2 раза в неделю по вторникам и пятницам, по подгруппам, по 25 минут
Для детей от 6 до 7 лет
В программу обучения входит:
- знакомство с разными формами народного фольклора, учить их использовать в быту
- знакомство с работами народных мастеров, их спецификой работы и материалом
-знакомство с праздниками и обрядами на Руси
-занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю во вторник и в пятницу, по подгруппам, 30 минут.
Знакомство с историей быта русского народа происходит в стенах «Русской избы», где воспроизведено внутреннее убранство избы.
Работа по программе «Русская изба» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она использует уникальный опыт и традиции российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
Девиз программы: «Воспитывать человека – значит определять судьбу нации».
Ожидаемые результаты:
Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие нравственных качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуре.
При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:
- наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси
- понимание языка эмоций и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру
- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства
- приобретение знаний о ведении домашнего хозяйства и распределения обязанностей
- приобретение знаний о появлении в жизни наших предков жилища, предметов одежды и быта
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие у детей фантазии и воображения
Формы работы:
- НОД
- индивидуальная работа с детьми;
-беседы
- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями;
- организация экскурсий для детей и их родителей;
- оформление тематических выставок;
- организация народных, фольклорных досугов.
Учебная программа
День недели/возраст 5-6 лет (2 раза в неделю) 6-7 лет (2 раза в неделю)
вторник 15.30 – 16.30 (1 час) 16.30 – 17.30 (1 час)
пятница 15.30 – 16.30 (1 час) 16.50 -17.50 (1 час)
Календарно-тематическое планирование
(для детей от 5-6 лет)
№ п\п | Дата | Тема занятия | Программное содержание | Всего часов |
1. | Приглашаем в гости к нам | Познакомить детей с русской избой. С традициями и обычаями семьи, проживающей, когда-то в русской избе. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
2. | Хлеб – всему голова | Систематизировать знания о труде хлебороба. Рассказать о том, как наши предки использовали простейшие орудия труда. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
3. | Русская изба | Развивать творческие способности при изображении русской избы. Передавать её своеобразие. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
4. | Гуси - лебеди | Развитие памяти, словесного творчества детей. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
5. | Сошью Маше сарафан | Познакомить с женской русской народной одеждой. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
6. | Золотое веретенце | Познакомить детей с предме-тами русского обихода. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
7. | Коровушка и бычок | Познакомить детей со скотным двором русской избы. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
8. | Бычок – смоляной бочок. | Заучивание потешек. Познакомить детей со сказкой «Бычок – смоляной бочок» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
9. | Конкурс «Лучший рассказчик» | Развивать память, творческие способности детей. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
10. | Мир старинных вещей | Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Воспитывать интерес к народному быту. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
11. | Русский костюм | Учить называть части костюма. Развивать разговорную речь. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
12. | Русский народный фольклор | Формировать начальное представление о фольклоре, показать и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
13. | Бабушкин сундук | Воспитывать интерес к рус-скому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
14. | Знаешь ли ты сказ-ки? Литературная викторина | Развивать память, смекалку | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
15. | Гончарные мастеровые | Обогатить и закрепить знания названий глиняной посуды. Вспомнить русские народные сказки. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
16. | Дикие животные | Закрепить знания названий диких животных и в каких русских народных сказках они встречаются | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
17. | Что нам осень принесла? | Обогатить знания детей о народных приметах. Использовать песенки, загадки, пословицы. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
18. | Здравствуй, зимушка – зима | Рассказать о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты мороз…» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
19. | Звончатые гусли | Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями. С певцом – гусляром Садко. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
20. | Проказы старухи зимы Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе. | Повторение заклички «Ты мороз…». Знакомство со сказкой «Проказы старухи зимы» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
21. | Лиса - обманщица Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развернутые высказывания. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
22. | Роспись полотенца | Рассказать о вышивке, как о виде искусства. Дать возможность придумать свой узор. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
23. | Встреча с былиной | Дать понятие: былины – древние повести, которые пели | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
24. | Знакомство с воинским снаряжением | Обогатить знания детей о духе богатырском. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
25. | Вечер былин «Богатыри земли русской» | Обогатить знания детей о духе богатырском. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
26. | Коляда – отворяй ворота | Рассказ о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
27. | С Новым годом со всем родом | Рассказать о традициях празднования Нового года. Пение колядок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
28. | Гуляй, да присматривайся. | Побеседовать о характерных особенностях января. Чтение сказки «Морозко» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
29. | Русская красавица | Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
30. | Русский богатырь | Побудить детей изобразить русского богатыря | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
31. | Хороший город Городец | Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. Составление узоров на готовых формах | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
32. | Городецкая роспись | Закрепить знания о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
33. | Гуляй, да присматривайся. | Побеседовать о характерных особенностях февраля. Сказка «Мороз, солнце и ветер». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
34. | Сказка для Кузи | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
35. | Письмо Нафане | Составление детьми письма другу домового Кузи | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
36. | Ой, ты, Масленица! | Рассказ о русском народном празднике Масленица. Пение обрядовых песен | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
37. | Уличные гуляния | Обогатить знания детей о народных играх. Игры на свежем воздухе. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
38. | Что такое балаган? | Обогатить знания детей о скоморохах и их значении на Руси. Появление Петрушки. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
39. | Русские народные инструменты | Обогатить знания детей о балалайке и дуде | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
40. | Значение цветов на Руси | Познакомить детей с комнатными цветами. Наблюдение за посадкой цветов. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
41. | Нет лучше дружка, чем родимая матушка. | Побеседовать о маме. Изготовление поделки в подарок маме | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
42. | Мудреному человеку и счастье к лицу. | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
43. | Гуляй, да присматривайся. | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
44. | Весна, весна, пойди сюда! | Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
45. | Закликание жаворонков | Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
46. | Игры – хороводы на Руси | Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
47. | Игрушки наших бабушек. | Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
48. | Шутку шутить - людей смешить | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Отгадывание детьми загадок о весне | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
49. | Праздник Пасха | Знакомство детей с праздником и его значении в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
50. | Знакомство с колоколом | колоколом Рассказать детям о значении колоколов на Руси | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
51. | Красная горка | Знакомство с традициями народных гаданий на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
52. | Апрель ленивого человека не любит, проворного голубит. | Рассказ о весенних полевых работах в деревне. Самостоятельный посев семян. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
53. | Небылицы в лицах, небывальщина. | Знакомство детей с русским народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
54. | Весенний хоровод. | Чтение и разучивание хороводов. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
55. | Вечер игр. | Проведение дидактических игр с детьми: «Где спряталась матрёшка?», «Одень куклу в национальный костюм» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
56. | Весна красна цветами. | Повторение знакомых закличек, песенок, пословиц о весне, загадывание загадок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
57. | Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся | Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Сказка «Щи из топора» | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
58. | А за ним такая гладь – ни морщинки не видать. | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о различных предметах обихода. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
59. | Скотный двор. | Рассказать о роли на Руси домашних животных. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
60. | Полевые цветы. | Рассказать о роли полевых цветов в жизни русского человека | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
61. | Роспись бересты. | Познакомить с берестой. Изготовление поделок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
62. | Завивание берёзки. | Рассказать о празднике на Руси. Игры и хороводы на улице. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
63. | Прощание с «избой». | Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек. | 1 и 2 подгруппы 30 минут |
Календарно-тематическое планирование
(для детей от 6-7 лет)
№ п\п | Дата | Тема занятия | Программное содержание | Всего часов |
1. | Милости просим в нашу избу | Закрепление знаний о жилище русской старины | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
2. | Хлеб – всему голова | Беседа с детьми о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
3. | К худой голове своего ума не приставишь | Беседа об уме и глупости. Сказка «Про Филю – простофилю». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
4. | Октябрь – грязник- ни колеса, ни полоза не любит. | Беседа о приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
5. | Образ древне русского города. | Рассказ о том, какие в старину города были. Вызвать желание построить свой город. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
6. | Песни, да пляски на Руси. | Рассказать о том, как русские люди отдыхать умели. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
7. | Старинное оружие. | Знакомство со старинным оружием. Рассказать о воинах Руси. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
8. | Наш родной город Москва. | Знакомство с историей строительства города. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
9. | Лучше один раз увидеть. | Дистанционная экскурсия по достопримечательностям современной Москвы. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
10. | Милости просим в нашу избу. | Закрепление знаний о жилище русской старины. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
11. | Синичкин день. | Приобщение детей к бережному обращению к птицам. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
12. | Русский народный фольклор. | Формировать начальное представление о фольклоре, показать и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
13. | Как наши бабушки играли. | Знакомство с русскими народными старинными играми. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
14. | Народные приметы. | Воспитывать интерес к народному творчеству. Формировать знания о народных приметах. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
15. | Где живёт перо Жар- птицы? | Знакомство детей с хохломской росписью. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
16. | Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома. | Рассказ о традициях хохломской росписи. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
17. | Посуда из Хохломы. | Закрепление пройденного материала. Роспись посуды. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
18. | Зима – не лето – в шубу одето. | Беседа о характерных особенностях зимы. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок…». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
19. | Светит, да не греет. | Беседа о разных источниках освещения. Рассказ о теневом театре. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
20. | Пришёл мороз – береги ухо да нос. | Сказка «Мороз Иванович». Загадывание детьми загадок о морозе. Повторение песни «Как на тоненький ледок…». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
21. | Музыкальные инструменты. | Рассказ о роли музыкальных инструментов на Руси. Знакомство с ними. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
22. | Печь – источник тепла. | Рассказ о значении печи в русской избе. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
23. | Русские народные сказки о морозе. | Рассказывание сказок. Диалог с детьми, беседа. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
24. | Встреча Нового года. | Познакомить с историей празднования праздника. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
25. | Снегурочка – внучка Деда Мороза. | Сказка «Снегурочка». Прослушивание отрывков из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
26. | Коляда – отворяй ворота. | Закрепить знания о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
27. | Уродилась Коляда накануне Рождества. | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
28. | Весёлое Рождество. | Передать в рисунке впечатление о Рождественском празднике. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
29. | Зимние узоры. | Знакомство детей с творчеством кружевниц. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
30. | Цветы Севера. | Знакомство детей с гжельским художественно – прикладным промыслом. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
31. | Цветы Севера. | Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
32. | Русская красавица. | Знакомство с картинами. Рисование русской красавицы. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
33. | Дело мастера боится. | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому и что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
34. | Живёт в народе песня. | Беседа о русской песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
35. | Снежная крепость. | Строительство горки для масленичных гуляний. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
36. | Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько! | Беседа о традиционном народном празднике Масленице. Пение песен, частушек. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
37. | Масленичная неделя. | Беседа о масленичной неделе. Наблюдение за изготовлением блинов. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
38. | На героя и слава бежит. | Беседа о русских воинах – героях. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
39. | Народные игры. | Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
40. | Русская матрёшка. | Рассказ о матрёшке. Рисование. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
41. | Сердце матери лучше солнца греет. | Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
42. | Поэзия народного костюма. | Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
43. | Грач на горе – весна на дворе. | Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
44. | Весна – красна. | Разучивание закличек о весне. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
45. | Игрушки наших бабушек. | Изготовление тряпичной куклы. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
46. | Закликание жаворонков. | Рассказать о значении праздника. Изготовление жаворонков из теста. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
47. | Весна – любимое время года. | Беседа о весенних приметах. Загадывание загадок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
48. | Игры – хороводы на Руси. | Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
49. | Шутку шутить – людей насмешить. | Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
50. | Значение праздника Пасха на Руси. | Рассказ о праздновании праздника. Украшение куличей. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
51. | Заклички о весне. | Повторение и разучивание закличек. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
52. | Красная горка. | Словесные народные игры «Садовник», «Бирюльки». | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
53. | Путешествие на златогривой чудо – тройке. | Знакомство детей с образом коня в русском народно – прикладном творчестве. Рассказ о мастерах старинного русского города Палеха. Прослушивание народных песен воспевающих русскую тройку. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
54. | Самый главный самовар Самый главный самовар. | Рассказ о появлении самовара на Руси. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
55. | Колокола. | Значение колокола на Руси. Рассказ о том, какие бывают колокола. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
56. | Народные игры. | Познакомить с русскими народными играми. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
57. | Человек без Родины, что соловей без песни. | Заключительная беседа о прошлом родного города. Просмотр презентации. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
58. | Защитники Родины. | Рассказать о событиях в годы войны. Героизм русских воинов. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
59. | Русский фольклор. | Разучивание пословиц и поговорок. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
60. | Берёзонька кудрявая. | Рассказать о значении дерева. Поделки из бересты. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
61. | Деревенская жизнь. | Беседа о быте и работе в современной деревне. Подвижные игры. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
62. | Песни и хороводы. | Игры с пением на свежем воздухе. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
63. | Вечер русских народных сказок. | Рассказывание сказок. Беседа о главных героях. | 1 и 2 подгруппы 30 минут | |
64. | Прощание с «избой». | Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне | 1 и 2 подгруппы 30 минут |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...
Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»
Дошкольный возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...
Методическая разработка" Парциальная программа" по приобщению детей к русской народной культуре.
Данная парциальная программа составлена для дополнительных занятий с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре. Рассчитана на 4 года....
Проект по приобщению детей подготовительной группы к русской культуре «Русские посиделки»
цель проекта: Формирование основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через русские народные пр...
Приобщение к истокам русской культуры "Русские народные праздники"
Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам. Праздники играли и должают играть большую роль в жизни л...
Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"
Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ознакомлению детей с русской культурой «Русские узоры»
Рабочая программа «Русские узоры» - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и худ...