Парциальная программа дополнительного образования по приобщению старших дошкольников к русской культуре «Русская изба»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

Афоничева Светлана Александровна

Программа представлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формированию национальной памяти, развитию творческой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izba.docx440.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад № 10 «Белочка»

Парциальная программа

дополнительного образования

по приобщению старших дошкольников

к русской культуре

«Русская изба»

                                                                                Выполнила:

                                                                                 Афоничева С. А.

2017 г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка…. …………………………………………………………3 стр.

  1. Учебная программа………………………………………………………………….7 стр.

3. Календарно - тематический план……………………………………………………8 стр.

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа кружка «Мир русской избы» направлена на формирование и развитие личности ребенка, родителя, человека XXI века. Программа актуальна, педагогически целесообразна, так как направлена на оздоровление нравственной атмосферы, на возрождение духовно-нравственных традиций. Программа помогает ввести детей дошкольного возраста в традицию отечественной культуры и быта.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое и нравственно – духовное воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Цель программы: повысить эффективность духовно-нравственного воспитания детей через приобщение дошкольников к основам русской народной культуры, изучение народных традиций, патриотическое и нравственно-духовное воспитание человека, воспитание достойных граждан России, патриотов своего Отечества, формирование и развитие этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста.

Основные задачи:

- познакомить детей с устройством русской избы; дать им адекватное представление об истории быта русского народа; познакомить дошкольников с миром традиций народов России, их материальной и духовной культурой;
    - формировать у детей духовно-нравственные основы;

- развивать чувственное познание и эстетическое восприятие красоты, окружающего мира предметов и быта;

- развивать творческий потенциал ребенка;

- воспитывать у детей: стремление к познанию культурных традиций через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность; стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать свою собственную субкультуру; воспитывать уважительное отношение к наследиям других народов; воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России; воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России.

- формировать у детей: чувство любви к родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям; представление о России как о родной стране; умение анализировать различные социальные явления и события, сопоставлять их, обобщать; стимулировать детскую активность через национальные подвижные игры.

В музее детского сада представлена коллекция предметов русского быта. Именно здесь можно погрузиться в атмосферу истинно русской деревней России, познать русскую культуру и приобщиться к ней.

Данная парциальная программа дополнительного образования составлена на основе Письма от 18 июня 2003 г. N 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Направленность программы.

Предоставленная программа направлена на ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского быта, формированию познавательных интересов, формирование национальной памяти, развитию творческой личности.

Рабочая программа кружка «Русская изба» затрагивает такие образовательные области как:

-социально-коммуникативное развитие,

- познавательное развитие,

-речевое развитие,

-художественно – эстетическое развитие.

Опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа. О народных традициях и праздниках. Способствует обогащению активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи. Программа так же опирается на формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Поэтому главным направлением данной программы является: развитие познавательной деятельности и творческой активности детей дошкольного возраста. При реализации программы организовывается выставка работ детей по мотивам народно – прикладного искусства.

Организованный кружок будет способствовать приобщению детей к национальной культуре, русским народным традициям и обычаям.

В нашем дошкольном учреждении, руками наших сотрудников был создан мини – музей, в котором мы решили воссоздать картину быта русского народа, соблюдая традиции наших предков. Собраны предметы русского быта, изделия народных промыслов, игрушки:

- изделия: Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово.

-игрушки: Богородские, Загорские матрёшки, Филимоновские,

- посуда - изделия мастеров из глины,

- прялки, веретено,

- Вышивки, вышитая детская рубаха,

- полотенца (рушники вышитые)

-наволочки (вышитые гладью);

- скатерти вышитые

-занавески с кружевом ручной работы,

- коромысло, рубель большой и малый,

- люлька,

- русские народные инструменты: свистульки, ложки.

- тряпичные куклы, игрушки из соломы.

Дети с удовольствием рассматривают, играют и примеряют на себя различные образы своих предков. Надевая рубаху, сарафан и кокошник они словно погружаются в тот неведомый мир своих прабабушек…

Парциальная программа дополнительного образования разработана в соответствии с действующим Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и является инновационным образовательным программным документом.

Новизна программы заключается в том, что позволяет подвести детей к глубокому пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

Работа по программе «Русская изба» направлена на работу с детьми старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа.

Этапы парциальной программы:

От 5-6 лет - ознакомительный

От 6-7лет – ознакомительный

Для детей от 5 до 6лет

В программу обучения входит:

- знакомство с разными формами русского народного фольклора

-знакомство с видами народно – прикладного искусства, их историей появления

- знакомство с обычаями и традициями на Руси

- занятия проводятся в игровой форме и с музыкальным сопровождением

2 раза в неделю по вторникам и пятницам, по подгруппам, по 25 минут

Для детей от 6 до 7 лет

В программу обучения входит:

- знакомство с разными формами народного фольклора, учить их использовать в быту

- знакомство с работами народных мастеров, их спецификой работы и материалом

-знакомство с праздниками и обрядами на Руси

-занятия проводятся в игровой форме 2 раза в неделю во вторник и в пятницу, по подгруппам, 30 минут.

Знакомство с историей быта русского народа происходит в стенах «Русской избы», где воспроизведено внутреннее убранство избы.

Работа по программе «Русская изба» включает в себя организацию и проведение экскурсий, игровых программ, практических занятий.

Отличительной особенностью данной образовательной программы является то, что она использует уникальный опыт и традиции российской педагогики и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.

Девиз программы: «Воспитывать человека – значит определять судьбу нации».

Ожидаемые результаты:

Главным ожидаемым результатом обучения должно стать развитие нравственных качеств личности ребёнка, формирование интереса к истокам русской народной культуре.

При этом у воспитанников формируются следующие основные умения, знания и навыки:

- наличие понимания русского фольклора и его разных форм, его значение в жизни людей на Руси

- понимание языка эмоций и удовлетворения от своей работы, которые присущи народному мастеру

- приобретение навыков рисования по образцам мастеров народно – прикладного искусства

- приобретение знаний о ведении домашнего хозяйства и распределения обязанностей

- приобретение знаний о появлении в жизни наших предков жилища, предметов одежды и быта

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие у детей фантазии и воображения

Формы работы:

- НОД

- индивидуальная работа с детьми;

-беседы

- посещение экспозиций сотрудниками, воспитанниками, их родителями и гостями;

- организация экскурсий для детей и их родителей;

- оформление тематических выставок;

- организация народных, фольклорных досугов.

Учебная программа

День недели/возраст 5-6 лет (2 раза в неделю) 6-7 лет (2 раза в неделю)

вторник 15.30 – 16.30 (1 час) 16.30 – 17.30 (1 час)

пятница 15.30 – 16.30 (1 час) 16.50 -17.50 (1 час)

Календарно-тематическое планирование

(для детей от 5-6 лет)

№ п\п

Дата

Тема занятия

Программное содержание

Всего часов

1.

Приглашаем в гости к нам

Познакомить детей с русской избой. С традициями и обычаями семьи, проживающей, когда-то в русской избе.

1 и 2 подгруппы 30 минут

2.

Хлеб – всему голова

Систематизировать знания о труде хлебороба. Рассказать о том, как наши предки использовали простейшие орудия труда.

1 и 2 подгруппы 30 минут

3.

Русская изба

Развивать творческие способности при изображении русской избы. Передавать её своеобразие.

1 и 2 подгруппы 30 минут

4.

Гуси - лебеди

Развитие памяти, словесного творчества детей.

1 и 2 подгруппы 30 минут

5.

Сошью Маше сарафан

Познакомить с женской русской народной одеждой.

1 и 2 подгруппы 30 минут

6.

Золотое веретенце

Познакомить детей с предме-тами русского обихода.

1 и 2 подгруппы 30 минут

7.

Коровушка и бычок

Познакомить детей со скотным двором русской избы.

1 и 2 подгруппы 30 минут

8.

Бычок – смоляной бочок.

Заучивание потешек. Познакомить детей со сказкой «Бычок – смоляной бочок»

1 и 2 подгруппы 30 минут

9.

Конкурс «Лучший рассказчик» 

Развивать память, творческие способности детей.

1 и 2 подгруппы 30 минут

10.

Мир старинных вещей

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Воспитывать интерес к народному быту.

1 и 2 подгруппы 30 минут

11.

Русский костюм

Учить называть части костюма. Развивать разговорную речь.

1 и 2 подгруппы 30 минут

12.

Русский народный фольклор

Формировать начальное представление о фольклоре, показать и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки.

1 и 2 подгруппы 30 минут

13.

Бабушкин сундук

Воспитывать интерес к рус-скому народному творчеству, традициям. Формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми.

1 и 2 подгруппы 30 минут

14.

Знаешь ли ты сказ-ки? Литературная викторина

Развивать память, смекалку

1 и 2 подгруппы 30 минут

15.

Гончарные мастеровые

Обогатить и закрепить знания названий глиняной посуды. Вспомнить русские народные сказки.

1 и 2 подгруппы 30 минут

16.

Дикие животные

Закрепить знания названий диких животных и в каких русских народных сказках они встречаются

1 и 2 подгруппы 30 минут

17.

Что нам осень принесла?

Обогатить знания детей о народных приметах. Использовать песенки, загадки, пословицы.

1 и 2 подгруппы 30 минут

18.

Здравствуй, зимушка – зима

Рассказать о характерных особенностях декабря с использованием народных примет, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты мороз…» 

1 и 2 подгруппы 30 минут

19.

Звончатые гусли

Познакомить детей с музыкальным инструментом – гуслями. С певцом – гусляром Садко.

1 и 2 подгруппы 30 минут

20.

Проказы старухи зимы Загадывание загадок о зиме, снеге, морозе.

Повторение заклички «Ты мороз…». Знакомство со сказкой «Проказы старухи зимы» 

1 и 2 подгруппы 30 минут

21.

Лиса - обманщица Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» 

Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка - сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развернутые высказывания. Развивать творческое воображение, слуховое внимание.

1 и 2 подгруппы 30 минут

22.

Роспись полотенца

Рассказать о вышивке, как о виде искусства. Дать возможность придумать свой узор.

1 и 2 подгруппы 30 минут

23.

Встреча с былиной

Дать понятие: былины – древние повести, которые пели

1 и 2 подгруппы 30 минут

24.

Знакомство с воинским снаряжением

Обогатить знания детей о духе богатырском.

1 и 2 подгруппы 30 минут

25.

Вечер былин «Богатыри земли русской»

Обогатить знания детей о духе богатырском.

1 и 2 подгруппы 30 минут

26.

Коляда – отворяй ворота

Рассказ о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

27.

С Новым годом со всем родом

Рассказать о традициях празднования Нового года. Пение колядок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

28.

Гуляй, да присматривайся.

Побеседовать о характерных особенностях января. Чтение сказки «Морозко»

1 и 2 подгруппы 30 минут

29.

Русская красавица

Побудить детей выразить отношение к образу с помощью слов и цвета. Рисование «Русская красавица»

1 и 2 подгруппы 30 минут

30.

Русский богатырь

Побудить детей изобразить русского богатыря

1 и 2 подгруппы 30 минут

31.

Хороший город Городец

Рассказ о городе Городце, городецкой росписи. Пение частушек. Составление узоров на готовых формах

1 и 2 подгруппы 30 минут

32.

Городецкая роспись

Закрепить знания о городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм.

1 и 2 подгруппы 30 минут

33.

Гуляй, да присматривайся.

Побеседовать о характерных особенностях февраля. Сказка «Мороз, солнце и ветер».

1 и 2 подгруппы 30 минут

34.

Сказка для Кузи

Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» 

1 и 2 подгруппы 30 минут

35.

Письмо Нафане

Составление детьми письма другу домового Кузи

1 и 2 подгруппы 30 минут

36.

Ой, ты, Масленица!

Рассказ о русском народном празднике Масленица. Пение обрядовых песен

1 и 2 подгруппы 30 минут

37.

Уличные гуляния

Обогатить знания детей о народных играх. Игры на свежем воздухе.

1 и 2 подгруппы 30 минут

38.

Что такое балаган?

Обогатить знания детей о скоморохах и их значении на Руси. Появление Петрушки.

1 и 2 подгруппы 30 минут

39.

Русские народные инструменты

Обогатить знания детей о балалайке и дуде

1 и 2 подгруппы 30 минут

40.

Значение цветов на Руси

Познакомить детей с комнатными цветами. Наблюдение за посадкой цветов.

1 и 2 подгруппы 30 минут

41.

Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

Побеседовать о маме. Изготовление поделки в подарок маме

1 и 2 подгруппы 30 минут

42.

Мудреному человеку и счастье к лицу.

Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

43.

Гуляй, да присматривайся.

Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне.

1 и 2 подгруппы 30 минут

44.

Весна, весна, пойди сюда!

Пение закличек о весне. Словесное упражнение: «Какие краски и для чего нужны весне» 

1 и 2 подгруппы 30 минут

45.

Закликание жаворонков

Познакомить детей с праздником. Изготовить жаворонков из теста.

1 и 2 подгруппы 30 минут

46.

Игры – хороводы на Руси

Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе

1 и 2 подгруппы 30 минут

47.

Игрушки наших бабушек.

Рассказать о значении игрушек на Руси, побудить к рассказыванию о своих игрушках.

1 и 2 подгруппы 30 минут

48.

Шутку шутить - людей смешить

Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Отгадывание детьми загадок о весне

1 и 2 подгруппы 30 минут

49.

Праздник Пасха

Знакомство детей с праздником и его значении в жизни наших прадедов. Раскрашивание яиц.

1 и 2 подгруппы 30 минут

50.

Знакомство с колоколом

колоколом Рассказать детям о значении колоколов на Руси

1 и 2 подгруппы 30 минут

51.

Красная горка

Знакомство с традициями народных гаданий на Пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.

1 и 2 подгруппы 30 минут

52.

Апрель ленивого человека не любит, проворного голубит.

Рассказ о весенних полевых работах в деревне. Самостоятельный посев семян.

1 и 2 подгруппы 30 минут

53.

Небылицы в лицах, небывальщина.

Знакомство детей с русским народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц.

1 и 2 подгруппы 30 минут

54.

Весенний хоровод.

Чтение и разучивание хороводов.

1 и 2 подгруппы 30 минут

55.

Вечер игр.

Проведение дидактических игр с детьми: «Где спряталась матрёшка?»«Одень куклу в национальный костюм» 

1 и 2 подгруппы 30 минут

56.

Весна красна цветами.

Повторение знакомых закличек, песенок, пословиц о весне, загадывание загадок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

57.

Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся

Рассказ о воинах – защитниках Отечества. Сказка «Щи из топора» 

1 и 2 подгруппы 30 минут

58.

А за ним такая гладь – ни морщинки не видать.

Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о различных предметах обихода.

1 и 2 подгруппы 30 минут

59.

Скотный двор.

Рассказать о роли на Руси домашних животных.

1 и 2 подгруппы 30 минут

60.

Полевые цветы.

Рассказать о роли полевых цветов в жизни русского человека

1 и 2 подгруппы 30 минут

61.

Роспись бересты.

Познакомить с берестой. Изготовление поделок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

62.

Завивание берёзки.

Рассказать о празднике на Руси. Игры и хороводы на улице.

1 и 2 подгруппы 30 минут

63.

Прощание с «избой».

Словесные народные игры. Рассказывание докучных сказок. Пение частушек.

1 и 2 подгруппы 30 минут

Календарно-тематическое планирование

(для детей от 6-7 лет)

№ п\п

Дата

Тема занятия

Программное содержание

Всего часов

1.

Милости просим в нашу избу

Закрепление знаний о жилище русской старины

1 и 2 подгруппы 30 минут

2.

Хлеб – всему голова

Беседа с детьми о старинных способах уборки хлеба. Знакомство с жерновами и их использованием.

1 и 2 подгруппы 30 минут

3.

К худой голове своего ума не приставишь

Беседа об уме и глупости. Сказка «Про Филю – простофилю».

1 и 2 подгруппы 30 минут

4.

Октябрь – грязник- ни колеса, ни полоза не любит.

Беседа о приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове.

1 и 2 подгруппы 30 минут

5.

Образ древне русского города.

Рассказ о том, какие в старину города были. Вызвать желание построить свой город.

1 и 2 подгруппы 30 минут

6.

Песни, да пляски на Руси.

Рассказать о том, как русские люди отдыхать умели.

1 и 2 подгруппы 30 минут

7.

Старинное оружие.

Знакомство со старинным оружием. Рассказать о воинах Руси.

1 и 2 подгруппы 30 минут

8.

Наш родной город Москва.

Знакомство с историей строительства города.

1 и 2 подгруппы 30 минут

9.

Лучше один раз увидеть.

Дистанционная экскурсия по достопримечательностям современной Москвы.

1 и 2 подгруппы 30 минут

10.

Милости просим в нашу избу.

Закрепление знаний о жилище русской старины.

1 и 2 подгруппы 30 минут

11.

Синичкин день.

Приобщение детей к бережному обращению к птицам.

1 и 2 подгруппы 30 минут

12.

Русский народный фольклор.

Формировать начальное представление о фольклоре, показать и учить исполнять народные частушки, шутки, прибаутки, скороговорки.

1 и 2 подгруппы 30 минут

13.

Как наши бабушки играли.

Знакомство с русскими народными старинными играми.

1 и 2 подгруппы 30 минут

14.

Народные приметы.

Воспитывать интерес к народному творчеству. Формировать знания о народных приметах.

1 и 2 подгруппы 30 минут

15.

Где живёт перо Жар- птицы?

Знакомство детей с хохломской росписью.

1 и 2 подгруппы 30 минут

16.

Чудо – чудное, диво – дивное – Золотая Хохлома.

Рассказ о традициях хохломской росписи.

1 и 2 подгруппы 30 минут

17.

Посуда из Хохломы.

Закрепление пройденного материала. Роспись посуды.

1 и 2 подгруппы 30 минут

18.

Зима – не лето – в шубу одето.

Беседа о характерных особенностях зимы. Разучивание русской народной песни «Как на тоненький ледок…». 

1 и 2 подгруппы 30 минут

19.

Светит, да не греет.

Беседа о разных источниках освещения. Рассказ о теневом театре.

1 и 2 подгруппы 30 минут

20.

Пришёл мороз – береги ухо да нос.

Сказка «Мороз Иванович». Загадывание детьми загадок о морозе. Повторение песни «Как на тоненький ледок…».

1 и 2 подгруппы 30 минут

21.

Музыкальные инструменты.

Рассказ о роли музыкальных инструментов на Руси. Знакомство с ними.

1 и 2 подгруппы 30 минут

22.

Печь – источник тепла.

Рассказ о значении печи в русской избе.

1 и 2 подгруппы 30 минут

23.

Русские народные сказки о морозе.

Рассказывание сказок. Диалог с детьми, беседа.

1 и 2 подгруппы 30 минут

24.

Встреча Нового года.

Познакомить с историей празднования праздника.

1 и 2 подгруппы 30 минут

25.

Снегурочка – внучка Деда Мороза.

Сказка «Снегурочка». Прослушивание отрывков из оперы Н. А. Римского – Корсакова «Снегурочка».

1 и 2 подгруппы 30 минут

26.

Коляда – отворяй ворота.

Закрепить знания о рождественских праздниках и колядках. Разучивание колядок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

27.

Уродилась Коляда накануне Рождества.

Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. Пение песенок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

28.

Весёлое Рождество.

Передать в рисунке впечатление о Рождественском празднике.

1 и 2 подгруппы 30 минут

29.

Зимние узоры.

Знакомство детей с творчеством кружевниц.

1 и 2 подгруппы 30 минут

30.

Цветы Севера.

Знакомство детей с гжельским художественно – прикладным промыслом.

1 и 2 подгруппы 30 минут

31.

Цветы Севера.

Самостоятельное рисование детьми гжельских узоров.

1 и 2 подгруппы 30 минут

32.

Русская красавица.

Знакомство с картинами. Рисование русской красавицы.

1 и 2 подгруппы 30 минут

33.

Дело мастера боится.

Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». Дидактическая игра «Кому и что нужно для работы». Повторение пословиц о труде и мастерстве.

1 и 2 подгруппы 30 минут

34.

Живёт в народе песня.

Беседа о русской песне. Знакомство с пословицами и поговорками о песне. Разучивание русской народной песни «Ой, вставала я ранёшенько».

1 и 2 подгруппы 30 минут

35.

Снежная крепость.

Строительство горки для масленичных гуляний.

1 и 2 подгруппы 30 минут

36.

Масленица Прасковейка, встречаем тебя хорошенько!

Беседа о традиционном народном празднике Масленице. Пение песен, частушек.

1 и 2 подгруппы 30 минут

37.

Масленичная неделя.

Беседа о масленичной неделе. Наблюдение за изготовлением блинов.

1 и 2 подгруппы 30 минут

38.

На героя и слава бежит.

Беседа о русских воинах – героях.

1 и 2 подгруппы 30 минут

39.

Народные игры.

Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе.

1 и 2 подгруппы 30 минут

40.

Русская матрёшка.

Рассказ о матрёшке. Рисование.

1 и 2 подгруппы 30 минут

41.

Сердце матери лучше солнца греет.

Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

42.

Поэзия народного костюма.

Рассказ о народном костюме. Прослушивание русских народных песен.

1 и 2 подгруппы 30 минут

43.

Грач на горе – весна на дворе.

Беседа о русских обычаях встречи весны. Пение закличек о весне.

1 и 2 подгруппы 30 минут

44.

Весна – красна.

Разучивание закличек о весне.

1 и 2 подгруппы 30 минут

45.

Игрушки наших бабушек.

Изготовление тряпичной куклы.

1 и 2 подгруппы 30 минут

46.

Закликание жаворонков.

Рассказать о значении праздника. Изготовление жаворонков из теста.

1 и 2 подгруппы 30 минут

47.

Весна – любимое время года.

Беседа о весенних приметах. Загадывание загадок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

48.

Игры – хороводы на Руси.

Познакомить с русскими подвижными играми на воздухе.

1 и 2 подгруппы 30 минут

49.

Шутку шутить – людей насмешить.

Беседа о народном юморе (докучные сказки, скороговорки, дразнилки). Словесная игра «Путаница».

1 и 2 подгруппы 30 минут

50.

Значение праздника Пасха на Руси.

Рассказ о праздновании праздника. Украшение куличей.

1 и 2 подгруппы 30 минут

51.

Заклички о весне.

Повторение и разучивание закличек.

1 и 2 подгруппы 30 минут

52.

Красная горка.

Словесные народные игры «Садовник»«Бирюльки».

1 и 2 подгруппы 30 минут

53.

Путешествие на златогривой чудо – тройке.

Знакомство детей с образом коня в русском народно – прикладном творчестве. Рассказ о мастерах старинного русского города Палеха. Прослушивание народных песен воспевающих русскую тройку.

1 и 2 подгруппы 30 минут

54.

Самый главный самовар Самый главный самовар.

Рассказ о появлении самовара на Руси.

1 и 2 подгруппы 30 минут

55.

Колокола.

Значение колокола на Руси. Рассказ о том, какие бывают колокола.

1 и 2 подгруппы 30 минут

56.

Народные игры.

Познакомить с русскими народными играми.

1 и 2 подгруппы 30 минут

57.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Заключительная беседа о прошлом родного города. Просмотр презентации.

1 и 2 подгруппы 30 минут

58.

Защитники Родины.

Рассказать о событиях в годы войны. Героизм русских воинов.

1 и 2 подгруппы 30 минут

59.

Русский фольклор.

Разучивание пословиц и поговорок.

1 и 2 подгруппы 30 минут

60.

Берёзонька кудрявая.

Рассказать о значении дерева. Поделки из бересты.

1 и 2 подгруппы 30 минут

61.

Деревенская жизнь.

Беседа о быте и работе в современной деревне. Подвижные игры.

1 и 2 подгруппы 30 минут

62.

Песни и хороводы.

Игры с пением на свежем воздухе.

1 и 2 подгруппы 30 минут

63.

Вечер русских народных сказок.

Рассказывание сказок. Беседа о главных героях.

1 и 2 подгруппы 30 минут

64.

Прощание с «избой».

Заключительная беседа о русской избе и национальной кухне

1 и 2 подгруппы 30 минут


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»...

Инновационный проект «Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной культуре русского народа»

Дошкольный  возраст - время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Духовность - основополагающее условие для развития творчес...

Рабочая программа по ознакомлению детей с русской культурой "Русские узоры"

Рабочая программа "Русские узоры" напрвлена на ознакомление детей старшего дошкольного возраста с русской культурой,  жизнью, бытом и творчеством русского народа. Программа ориентирован...

Методическая разработка" Парциальная программа" по приобщению детей к русской народной культуре.

Данная парциальная программа составлена для дополнительных занятий с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре. Рассчитана на 4 года....

Проект по приобщению детей подготовительной группы к русской культуре «Русские посиделки»

цель проекта: Формирование основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста через знакомство с историей и культурой России, через русские народные пр...

Приобщение к истокам русской культуры "Русские народные праздники"

Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам. Праздники играли и должают играть большую роль в жизни л...

Методическая разработка на тему "Духовно-нравственное воспитание дошкольников через приобщение к традициям и культуре русского народа в процессе игровой деятельности"

Цель: Целостное духовно-нравственное развитие личности дошкольника посредством приобщения к ценностям народной и православной культуры; к истории и традициям русского народа; к народным праздникам. Ра...