Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.» Для детей средней группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Помазенкова Любовь Владимировна

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»

Для детей средней группы.Ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_izba_konspekt_otkr.zan_.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для родителей «Путешествие в прошлое. Русская изба.»

Для детей средней группы.

Составила воспитатель Помазенкова Л.В.

Цель: ознакомление детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщение к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с русской избой-жилищем и предметами русского быта. Знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками, потешками.

Развивающие: Развивать творческие навыки в процессе изготовления баранок из теста. Развивать навыки общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и уважение к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Словарная работа: обогащать словарь детей за счет слов: изба, печь, сундук, самовар, кукла-барыня, половик, посиделки.

Интеграция с образовательными областями:

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное развитие

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Предварительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев, потешек, поговорок, загадок.

Материалы и оборудование:

Предметы домашнего обихода:  печь, лавка, самовар, дорожка, скатерть, деревянная посуда, туесок, корзина, горшок, сундук, лапти. Русские народные костюмы, запись русских народных песен. Материалы для работы с тестом. Баранки.

Ход

(Звучит музыка. Воспитатель в русском народном костюме сидит на лавке и говорит:

Нынче вечер очень долог, насчитала сорок елок.

Я на лавке посидела, я в окошко поглядела.

А не позвать ли мне ребят?

Придут на посиделки-будет смех и игра в горелки.( Дети входят)

Воспитатель:

Ой вы гости дорогие,

Все нарядные какие.

Здравствуйте, добры молодцы,

Здравствуйте, красны девицы!

С порога поспешите,

Да проходите.

Я приглашаю вас к себе в гости.

(дети проходят)

Живу я в старинной избе. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Это дом построенный из дерева) .

Проходите в избу. Посмотрите, в моей избе все деревянное: стол, лавки, посуда.

Столы в избах были большие, а рядом простые длинные скамейки, т. к. стульев еще не было. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом. На полу стелили половик. Так сохраняли тепло, делали его из старой одежды, из лоскутков.

Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.

А еще в избе была самая главная хозяйка, что это? (печь). Правильно, дети.

О ней говорили «Без печи и изба не изба». Она служила источником тепла и света. Складывали печь из кирпичей и обмазывали глиной, а клал печь печник.

Ребята, а вы знаете как еще говорили про печку? (У холодной печи не согреешься, на холодной печи не пекут калачи, что есть в печи на стол мечи). Молодцы!

Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? (Печка и кормила и грела) Где в горнице пищу приготовить? Конечно же в печи! А чем топили печку? (дровами).

А может и нам баранки испечь?

Да вот печь надо разжечь,

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

(игра «Гори, гори ясно». Описание: участники становятся в круг держа в руках красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

(обратить внимание на огонь в печи)

Подойдите к столу гости дорогие,

Посмотрите здесь чаши какие,

Да непростые,

Все деревянные, расписные.

Ребята, посмотрите, что стоит на столе. Это посуда, которой пользовались люди в старину. Сделана она из дерева, из глины. А вот различные чаши: для молока, для меда.

Слушайте загадку: сама не ем, а людей кормлю (ложка)

Ложки тоже были деревянные. Мастера расписывали их разными узорами. Если на ложке нарисовано солнышко, это что значит?(добро). Колосок? (достаток,хлеб). Цветок? (радость).

А почему любили ложки деревянные? (легкие, красивые, не обжигали губы). Раньше в гости ходили со своей ложкой. Есть поговорка: запасливый гость без ложки не ходит. А вы знаете поговорки о ложке? (дорога ложка к обеду, нечего хлебать так дайте ложку полизать).

Скажите, ребята, ложками только ели или что еще с ними делали? Играли, правильно. Давайте поиграем на ложках.(Игра на ложках).

Воспитатель: Ой, что-то мы с вами расшумелись, Алешку разбудили. Что же делать? Как его успокоить? (ответы). Давайте ему колыбельную споем.

Баю, баю, за рекой

Скрылось солнце на покой.

У Алешкиных ворот

Зайцы водят хоровод.

Заиньки, заиньки,

Не пора ли баиньки.

Вам под осинку

Алешка на перинку.

Баю-бай, Алешенька,

Засыпай скорешенько.

Воспитатель: посмотрим, уснул Алеша? Уснул. Посмотрите, где Алеша спит? (в люльке, из дерева или плели из прутиков). Зачем закрывали люльку? (от комаров, от солнца и чужих глаз).

Пойдемте тихонько к столу.

Еще загадка: И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит,

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает.

(Самовар)

Ребята, из чего сделан самовар?(железо,серебро)

Чем согревали самовар?(шишками, углем, палочками)

Чтобы долго не остывал, что надевали? (куклу-барыню). Воспитатель говорит потешку  и спрашивает, знают ли дети потешки.

Дети читают стишки-потешки.(по выбору)

Любили самовар, потому что он большой, всех можно напоить. Вот напьются чаю с самоваром, и начинали в игры играть.

Игра «Никанориха» Никанориха гусей пасла, да пустила в огород козла,

Никанориха ругается (грозит  пальцем), а козел-то упирается (руки соединяют сзади)(музыка-дети объединяются  в пары, 1остался, все грозят:1,2,3, это (имя) ты

Ну что ж, печь мы затопили

Да тесто еще не замесили,

С тестом разберемся

Да за бараночки возьмемся. (садятся за стол на скамейки)

Теперь нам надо замесить тесто.

(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем   движения , как  будто  лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(восп.  Снимает  салфетки  с тарелочек на столе.  В  тарелочках   тесто  скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Ребята, для того, чтобы сделать баранку, нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь)

Пока баранки пекутся, мы поиграем. « Золотые ворота»

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

Давайте посмотрим, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи. Мы не сразу все съедим, гостям подадим и при этом говорим: «По солнышку, по солнышку»

Итог

Понравилось вам у меня в гостях?

Как называется дом, в котором я живу? (изба)

Что было самым главным в избе? (печь)

Пришел час расставанья, будет краткой моя речь.

До свидания , ребята, и до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по теме: Путешествие в страну сказки «Репка» для детей средней группы

Тема: «Путешествие в страну сказок («Репка»)Цели: повторить содержание сказки, закрепить умение детей употреблять в речи предлоги (за, в, на, перед, между), закрепить умение ориентироваться в простран...

Конспект занятия «Познаем окружающий мир через игру и эксперименты» для детей средней группы «Путешествие в страну «МылоПузыряндию»

В рамках детского сада, мною было проведено открытое занятие по экспериментированию. Дети узнали много нового и интересного. Расширили представления о способах обнаружения воздуха. Продолжили знакомит...

Конспект занятия по развитию речи с элементами обучения грамоте для детей средней группы "Путешествие в зимний лес"

Данный конспект занятия разработан для того, чтобы помочь в обучении пониманию природных явлений и их влияния на эмоциональное состояние человека; в развитии диалогической речи; в развитии способности...

Конспект занятия на тему: «Путешествие в зимний сказочный лес» для детей средней группы

Форма проведения: игровая.Цель:  формирование представлений о диких животных родного края в холодных зимних условиях.Задачи.Образовательные:Активизировать словарь по теме «Животный мир родн...

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности для детей средней группы «Путешествие в волшебный мир театра»

Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в волшебный мир театра"...

Занятие в русской избе для детей средней группы на тему: Рисуем отгадки к народным загадкам.

Занятие  в русской избе для детей средней группы на тему: Рисуем отгадки к народным загадкам....

Конспект ОД на тему: «Русская изба» для детей средней группы. Познавательное занятия, направленное на знакомство детей с культурой русского народа.

Познакомить детей с русской избой, с предметами старинного русского быта (печь, лавка, прялка, самовар, и др.);Продолжать знакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.Развиват...