Система овладения родным языком в дошкольном возрасте как основа формирования глобальных компетенций
материал

 

“Главным ресурсом развивающего общества являются люди,

не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.

(П.Г. Щедровицкий)

Современные дошкольники растут в тот момент времени, когда новые технологии быстрым темпом захватывают информационное и производственное пространство, когда возникают новые условия для успешной и полной самореализации подрастающего поколения. Дошкольные образовательные учреждения, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, предъявляет новые требования к качествам личности выпускников. Одним из таких требований является то, что выпускники могут самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, находить, осваивать и решать возникающие перед ними задачи. Иными словами проявляют «способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве» [3]. Способности обучающихся взаимодействовать с окружающим миром и своевременно справляться с трудностями рассматриваются как глобальные компетенции. «Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия» (перевод Т. В. Коваль.) [4].

Решение, каких бы то не было задач, невозможно без наличия хорошо развитой речи. Освоение речи начинается с овладения родным языком. Через него происходит ознакомление с миром и узнавание действительности. Родной язык одно из важнейших начал воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте – фундамент дальнейшего успешного обучения и вхождения в будущую жизнь. Обобщая опыт работы с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что социализация детей, понимаемая как процесс усвоения образцов речи, поведенческих установок, общественных норм и ценностей, позволяющих успешно вливаться в общество, представляет собой предпосылки формирования коммуникативной стороны речи, как одной из составляющей глобальной компетенции. В работах Ф. А. Сохина доказано, что в основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком. «Усвоение ребенком родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности». Овладение родным языком и развитие языковых способностей предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей и является основой для  формирования глобальных компетенций. [6]. «Первоначальное овладение родным языком, осуществляется в процессе мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается действительное овладение речью как речью. Ребенок …. научается разговаривать, пользуясь речью в процессе общения, а, не изучая ее в процессе обучения…». [5]. Данное утверждение обусловливает коммуникативную направленность в обучении родному языку, под которым понимается направленность на собеседника. Организация работы по обучению языку должна обеспечивать формирование полноценной речевой функциональной системы, что возможно только в условиях реального речевого общения или приближенных к ним, так называемых учебно-коммуникативных ситуациях.

Особенности организации процесса обучения и воспитания в дошкольном учреждении позволяют гибко строить образовательный процесс и использовать методы, позволяющие поэтапно обучать родному языку и формировать разговорную сторону речи.

Начальный этап - ранний возраст. Закладываются начала  социализации - предпосылки коммуникативной стороны речи. На данном этапе происходит расширение языкового поведения (общение с другими детьми и воспитателем). Начинается формирование коммуникативных умений дошкольника через знакомство с произведениями устного народного творчества, народными сказками. Дети раннего возраста общаются между собой если встречаются один на один. Поэтому чтобы начать формирование начальной коммуникативной компетентности используют игровое общение в парах: «Помоги зайчонку», «Игры с  шарами», «Возьмемся за руки» и др. Кроме того используются игры на подражание, основанные на хорошо знакомых детям движениях: «Повтори за мной», «Пройдем по мостику», «Возьмемся за веревочку»,  «Паровозик». Играя, дети подражают друг другу, учатся слушать взрослого и сверстников. Народные песенки и потешки способствуют обогащению словаря, ритма и эмоциональной окраски речи. Сблизить детей, вызвать у них радость от общения друг с другом помогают хороводные игры. Этот вид игр позволяет сочетать простые движения с художественным словом, обогащать речь: «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Вокруг домика хожу», «Колпачок». Произносительные компетенции, формируемые в совместной с взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность.

Второй этап - младший дошкольный возраст. В этом возрасте общение ребенка со сверстниками и взрослыми строиться в различных видах деятельности. Продолжается формирование коммуникативных умений дошкольника через знакомство с произведениями устного народного творчества, народными сказками. Дальнейшее использование различных игр (дидактических, развивающих, сюжетных), формируют у детей умение играть вместе, учат выражать свои мысли, выслушивать другого, договариваться. С помощью подвижных и сюжетных игр учат внимательно следить за речью воспитателя, проговаривать правильно слова и согласовывать их с действиями («Мишка косолапый», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.)

Третий  этап - средний дошкольный возраст. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Приобретенные речевые навыки помогают детям вставать на позиции других людей (партнеров по общению или деятельности), выслушивать и вступать в диалог, принимать участие в обсуждении проблем. Даже малоактивных застенчивых детей вовлекает в общение, как со сверстниками, так и взрослыми театрализованная деятельность. Показ сказок, обыгрывание потешек, сопровождается образной, выразительной речью педагога и сочетается с действием персонажей. Активизировать детей на речевое взаимодействие можно если во время показа театра обратиться к ним за помощью (позвать бабку, внучку, Жучку и пр.). Немаловажным условием для развития умения детей общаться является совместное творчество (лепка, рисование, конструирование). Весь процесс деятельности сопровождается комментированием действий, проговариванием. Это позволяет обогатить словарный запас, закрепить навыки деятельности, способствует развитию мыслительных процессов.

Четвертый этап – возраст старших дошкольников. Закрепление навыка свободного общения со взрослыми и сверстниками. У детей складывается готовность самостоятельно преодолевать трудности, связанные с использованием речи как средства общения,  готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием и анализом соответствующих возрастным возможностям текстов. На данном этапе вырабатывают речевые способности более высокого уровня:

- быть инициатором общения с собеседниками разного типа (устные беседы, сюжетно-ролевые игры и другие);

- контролировать процесс общения, вести диалог понятно для собеседника (средства невербальной коммуникации, игры «Перед зеркалом», «Детектив», «Ежедневник»);

- применять умение выслушать, уважать и терпимо относиться к другому мнению (ситуации общения, речевые эксперименты, упражнение «Свободный микрофон» и пр.);

- уметь без конфликтов выразить  и отстоять свою точку зрения (задания «Стул решений», «Планирование», «Плюс, минус, интересно»).

Мониторинг уровня освоения коммуникативной компетентности старших дошкольников проводят с помощью следующих методик: «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина), «Новый детский сад» (Т. И. Бабаева), метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова), «Строим дом» (Т. И. Бабаева). Анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод, что дети применяют сформированные навыки и качества в зависимости от обстановки. Выпускники умеют общаться в различных ситуациях, настроены на конструктивный диалог, успешно взаимодействуют с партнерами по общению, используя уместные речевые жанры и умение эффективно общаться. Также важно, что они  стремятся реализовать свои знания и, опираясь на уже имеющиеся, приобрести новые . Это даст дошкольнику возможность перестроиться для школьной жизни, и, как следствие, стать умеющей самореализоваться, активной личностью.

Литература:

  1. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования //Вопросы образования, №1, 2005.
  2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007.
  3. Ковалева Г. С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) // Курсобр. Качество. Управление.
  4. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). 
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  6. Сохин Ф.А. К проблеме речевого и лингвистического развития ребенка // Материалы 1У Всесоюзного съезда общества психологов. – Тб, 1974.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustyugova_yuliya_vladimirovna_2.docx33.04 КБ

Предварительный просмотр:

Устюгова Юлия Владимировна, воспитатель

Система овладения родным языком в дошкольном возрасте как основа формирования глобальных компетенций

“Главным ресурсом развивающего общества являются люди,

не столько подготовленные, сколько развивающиеся непрерывно”.

(П.Г. Щедровицкий)

Современные дошкольники растут в тот момент времени, когда новые технологии быстрым темпом захватывают информационное и производственное пространство, когда возникают новые условия для успешной и полной самореализации подрастающего поколения. Дошкольные образовательные учреждения, опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт, предъявляет новые требования к качествам личности выпускников. Одним из таких требований является то, что выпускники могут самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, находить, осваивать и решать возникающие перед ними задачи. Иными словами проявляют «способность к критическому, творческому мышлению, способность к совместной работе и способность адаптироваться к постоянно меняющейся технологии, используемой в быту и на производстве» [3]. Способности обучающихся взаимодействовать с окружающим миром и своевременно справляться с трудностями рассматриваются как глобальные компетенции. «Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия» (перевод Т. В. Коваль.) [4].

Решение, каких бы то не было задач, невозможно без наличия хорошо развитой речи. Освоение речи начинается с овладения родным языком. Через него происходит ознакомление с миром и узнавание действительности. Родной язык одно из важнейших начал воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте – фундамент дальнейшего успешного обучения и вхождения в будущую жизнь. Обобщая опыт работы с детьми дошкольного возраста можно сделать вывод, что социализация детей, понимаемая как процесс усвоения образцов речи, поведенческих установок, общественных норм и ценностей, позволяющих успешно вливаться в общество, представляет собой предпосылки формирования коммуникативной стороны речи, как одной из составляющей глобальной компетенции. В работах Ф. А. Сохина доказано, что в основе развития речи лежит активный творческий процесс овладения языком. «Усвоение ребенком родного языка включает формирование практических речевых навыков, совершенствование коммуникативных форм и функций языковой действительности». Овладение родным языком и развитие языковых способностей предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей и является основой для  формирования глобальных компетенций. [6]. «Первоначальное овладение родным языком, осуществляется в процессе мотивированной деятельности общения. Только этим путем достигается действительное овладение речью как речью. Ребенок …. научается разговаривать, пользуясь речью в процессе общения, а, не изучая ее в процессе обучения…». [5]. Данное утверждение обусловливает коммуникативную направленность в обучении родному языку, под которым понимается направленность на собеседника. Организация работы по обучению языку должна обеспечивать формирование полноценной речевой функциональной системы, что возможно только в условиях реального речевого общения или приближенных к ним, так называемых учебно-коммуникативных ситуациях.

Особенности организации процесса обучения и воспитания в дошкольном учреждении позволяют гибко строить образовательный процесс и использовать методы, позволяющие поэтапно обучать родному языку и формировать разговорную сторону речи. 

Начальный этап - ранний возраст. Закладываются начала  социализации - предпосылки коммуникативной стороны речи. На данном этапе происходит расширение языкового поведения (общение с другими детьми и воспитателем). Начинается формирование коммуникативных умений дошкольника через знакомство с произведениями устного народного творчества, народными сказками. Дети раннего возраста общаются между собой если встречаются один на один. Поэтому чтобы начать формирование начальной коммуникативной компетентности используют игровое общение в парах: «Помоги зайчонку», «Игры с  шарами», «Возьмемся за руки» и др. Кроме того используются игры на подражание, основанные на хорошо знакомых детям движениях: «Повтори за мной», «Пройдем по мостику», «Возьмемся за веревочку»,  «Паровозик». Играя, дети подражают друг другу, учатся слушать взрослого и сверстников. Народные песенки и потешки способствуют обогащению словаря, ритма и эмоциональной окраски речи. Сблизить детей, вызвать у них радость от общения друг с другом помогают хороводные игры. Этот вид игр позволяет сочетать простые движения с художественным словом, обогащать речь: «Каравай», «Раздувайся пузырь», «Вокруг домика хожу», «Колпачок». Произносительные компетенции, формируемые в совместной с взрослыми деятельности, постепенно переносятся в совместную деятельность со сверстниками, а затем и в самостоятельную деятельность.

Второй этап - младший дошкольный возраст. В этом возрасте общение ребенка со сверстниками и взрослыми строиться в различных видах деятельности. Продолжается формирование коммуникативных умений дошкольника через знакомство с произведениями устного народного творчества, народными сказками. Дальнейшее использование различных игр (дидактических, развивающих, сюжетных), формируют у детей умение играть вместе, учат выражать свои мысли, выслушивать другого, договариваться. С помощью подвижных и сюжетных игр учат внимательно следить за речью воспитателя, проговаривать правильно слова и согласовывать их с действиями («Мишка косолапый», «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др.)

Третий  этап - средний дошкольный возраст. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Приобретенные речевые навыки помогают детям вставать на позиции других людей (партнеров по общению или деятельности), выслушивать и вступать в диалог, принимать участие в обсуждении проблем. Даже малоактивных застенчивых детей вовлекает в общение, как со сверстниками, так и взрослыми театрализованная деятельность. Показ сказок, обыгрывание потешек, сопровождается образной, выразительной речью педагога и сочетается с действием персонажей. Активизировать детей на речевое взаимодействие можно если во время показа театра обратиться к ним за помощью (позвать бабку, внучку, Жучку и пр.). Немаловажным условием для развития умения детей общаться является совместное творчество (лепка, рисование, конструирование). Весь процесс деятельности сопровождается комментированием действий, проговариванием. Это позволяет обогатить словарный запас, закрепить навыки деятельности, способствует развитию мыслительных процессов.

Четвертый этап – возраст старших дошкольников. Закрепление навыка свободного общения со взрослыми и сверстниками. У детей складывается готовность самостоятельно преодолевать трудности, связанные с использованием речи как средства общения,  готовность самостоятельно решать задачи, связанные с восприятием и анализом соответствующих возрастным возможностям текстов. На данном этапе вырабатывают речевые способности более высокого уровня:

- быть инициатором общения с собеседниками разного типа (устные беседы, сюжетно-ролевые игры и другие);

- контролировать процесс общения, вести диалог понятно для собеседника (средства невербальной коммуникации, игры «Перед зеркалом», «Детектив», «Ежедневник»);

- применять умение выслушать, уважать и терпимо относиться к другому мнению (ситуации общения, речевые эксперименты, упражнение «Свободный микрофон» и пр.);

- уметь без конфликтов выразить  и отстоять свою точку зрения (задания «Стул решений», «Планирование», «Плюс, минус, интересно»).

Мониторинг уровня освоения коммуникативной компетентности старших дошкольников проводят с помощью следующих методик: «Секрет» (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина), «Новый детский сад» (Т. И. Бабаева), метод вербальных выводов (Е. О. Смирнова), «Строим дом» (Т. И. Бабаева). Анализ данных мониторинга позволяет сделать вывод, что дети применяют сформированные навыки и качества в зависимости от обстановки. Выпускники умеют общаться в различных ситуациях, настроены на конструктивный диалог, успешно взаимодействуют с партнерами по общению, используя уместные речевые жанры и умение эффективно общаться. Также важно, что они  стремятся реализовать свои знания и, опираясь на уже имеющиеся, приобрести новые . Это даст дошкольнику возможность перестроиться для школьной жизни, и, как следствие, стать умеющей самореализоваться, активной личностью.

Литература:

  1. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования //Вопросы образования, №1, 2005.
  2. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. М.: Чистые пруды, 2007.
  3. Ковалева Г. С. Современные исследования качества образования (международные, национальные, региональные) // Курсобр. Качество. Управление.
  4. Коваль Т. В., Дюкова С. Е. Глобальные компетенции — новый компонент функциональной грамотности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 4 (61). 
  5. Развитие речи детей дошкольного возраста /Под ред. Ф.А.Сохина. – М., 1984.
  6. Сохин Ф.А. К проблеме речевого и лингвистического развития ребенка // Материалы 1У Всесоюзного съезда общества психологов. – Тб, 1974.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. — М.: Перспектива, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение актуального педагогического опыта на тему: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности»

Обобщение актуального педагогического опытана тему:«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста на основе формирования представлений об окружающей действительности» на педагогическом сов...

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности...

Изучение родного языка в дошкольном возрасте

Изучение родного языка в дошкольном возрасте...

«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»

    Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах   одной из главных   функционал...

Игры на развитие смыслового чтения у детей старшего дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности

Смысловое чтение  в дошкольном возрасте предполагает развитие у ребёнка способности работать с текстовой информацией, воспринимать её на слух, обдумывать, анализировать, запом...

Методическая разработка "Калмыцкие народные сказки в развитии речи и обучении родному языку детей дошкольного возраста"

Калмыцкая сказка как один из жанра фольклора способствует приобщению дошкольников истории калмыцкого народа....