Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezentatsiya_pushchienko_11.ppt2.59 МБ
Файл prezentatsiya.docx67.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад № 137» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению физического развития детей Наталья Валерьевна Пущиенко Год рождения: 18.02.1971 г. Образование: ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» (28.02.2013 г.) ; Специальность по диплому: «Дошкольная педагогика и психология» Квалификация по диплому: Преподаватель дошкольной педагогики и психологии Занимаемая должность: воспитатель Квалификационная категория: первая от 27.04.1010 г. Педагогический стаж: 20 лет Стаж по специальности:20 лет Стаж работы в МДОУ «Детский сад № 137»: 8 лет Моё педагогическое кредо Введите в мир театра малыша, И он узнает, как сказка хороша, Проникнется и мудростью, и добротой, И с чувством сказочным пойдет он Жизненной тропой. Г.Попова «Визитная карточка»

Слайд 2

«Тема презентации» Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности

Слайд 3

«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования» Научно-исследовательские условия Изучение психолого-педагогической литературы по теме работы (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев). Методические условия Изучение методической литературы (В.В. Гербова, Ф.А. Сохин, М.Д. Маханева) Организационно-педагогические условия Исследование уровня речевого развития детей Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе ДОУ и дома Проведение работы с детьми по развитию речи средствами театрализованной деятельности Транслирование опыта работы по теме среди педагогов ДОУ, города, в Интернет-сообществе

Слайд 4

«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования» Принцип деятельностного подхода к развитию речи Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Принцип развития языкового чутья («чувства языка») Принцип взаимосвязи работы с различными сторонами речи, развития речи как целостного образования . Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. Принцип обеспечения активной речевой практики. принцип формирования элементарного осознания явлений языка

Слайд 5

Цель: формирование выразительности речи детей через систему проектов посредством театрализованной деятельности Задачи: Выявить уровень развития речи детей, педагогической компетентности и заинтересованности родителей воспитанников. Разработать систему работы со всеми субъектами образовательного процесса по развитию выразительности речи детей. Развивать вербальные и невербальные средства выразительности речи детей. Повышать педагогическую компетентность родителей и приобщать их к совместной с детьми и педагогами ДОУ театрализованной деятельности. «Цель и задачи педагогической деятельности»

Слайд 6

«Ведущая педагогическая идея» Театрализованная деятельность с использованием метода проектов позволит развивать выразительность речи детей

Слайд 7

«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Место в структуре образовательного процесса Непосредственно образовательная деятельность Образовательной деятельности в режимных моментах Самостоятельной деятельности детей Деятельность в семье

Слайд 8

«Формы театрализованной деятельности» Театрализованная деятельность Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей Театрализованное развлечение Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность Посещение детьми театров совместно с родителями Театрализованные игры-спектакли Мини-игры в образовательной деятельности Мини-игры на музыкальных занятиях Театрализованные игры в повседневной жизни Театрализованная игра на праздниках развлечениях Метод проектов

Слайд 9

Методы театрализованной деятельности Чтение воспитателя по книге или рассказывание. Инсценирование. Заучивание наизусть. Знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения). Моделирование. Просмотр видеофильмов. Слушание аудиозаписи. Словесное рисование. Метод проектов. Хоровое и индивидуальное пение Чтение сказки с акцентированием внимания детей на чертах характера Анализ сказки с наводящими вопросами Выполнение детьми заданий и упражнений по словесному описанию внешности героев сказки по передаче манеры разговора и произношения героев сказки по созданию «предлагаемых обстоятельств» на изображение различных эмоциональных состояний героев проигрывание отрывков из сказок, этюдов Разыгрывание импровизаций Методические приемы

Слайд 10

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды» развивающие центры; дидактический материал; художественная литература; формируется материально-техническая база

Слайд 11

«Диапазон личного вклада педагога в развитие образования и степень его новизны» Цель: формирование представления у детей старшего возраста о национальностях Нижегородской области (русские, татары, мордва, чуваши) Задачи: отражать творческие способности детей средствами театрального искусства, развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость, развивать артистические способности детей и взрослых, умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением через театрализованную деятельность; воспитывать у детей любовь и интерес к сказке; прививать навыки вежливого поведения; помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру. Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность по сказке «Теремок»

Слайд 12

Предварительная работа 1.Чтение русской, татарской, мордовской, чувашской сказкок «Теремок» 2.Беседа по содержанию сказок . 3. Показ сказки «Теремок» на фланелеграфе. 4. Просмотр диафильма «Теремок» (русская народная сказка), «Терем мухи» (мордовская сказка), «Гора Самоцветов» (татарская сказка) 5.Имитирование и подражание героям сказки по национальностям. 6.Слушание национальных песенок. 7.Показ настольного театра «Теремок» (по русской сказке). 8. На НОД по изобразительной деятельности и в повседневной жизни изображали героев сказки «Теремок». Методы и приёмы Подбор литературы (русских, татарских , мордовских, чувашских народных сказок), чтение, изучение, анализ; рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев; изготовление костюмов для персонажей; подборка оформления сцены Взаимодействие с родителями Родительские собрания, вечер вопросов и ответов, анкетирование, день открытых дверей, консультации, «Почтовый ящик», в ыставка книг, индивидуальные беседы, досуг, выставка фотографий, творческие совместные выставки, папки-рекомендации

Слайд 13

Итоговое выступление

Слайд 14

Диагностика выразительности речи детей старшей группы (сентябрь, 2013) «Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Диагностика выразительности речи детей старшей группы (май, 2014)

Слайд 15

« Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты» Разработаны: Проект «Курочка ряба и десять утят» (3-4 года) Проект «Репка» (4-5 лет) Проект «Теремок» с использованием и многонационального фольклора (5-6 лет) Созданы: картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры». картотека мнемотаблиц Оформлены: альбом: «Виды театров» папка передвижка «Мир театра» Фоторепортажи Для родителей: рекомендации «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, разработки родительских собраний и др.

Слайд 16

«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности педагогического работника» Создана развивающая среда в группе. родители – активные субъекты творческого процесса Разработана серия консультаций, мастер-класс и практикум для педагогов ДОУ Провела открытые образовательные ситуации для студентов педагогического колледжа Участвовала в городском ресурсном центре «Духовно-нравственное воспитание детей» Создала персональный сайт на ns -портале и персональную страницу на сайте ДОУ Участвовала и являюсь победителем городских и нескольких педагогических Интернет- конкурсов Предлагаемый опыт работы будет интересен Воспитателям и родителям руководителям театральных кружков Студентам педагогического колледжа Всем, кто заинтересован во все­стороннем развитии дошкольников в нашем городе и Интернет-сообществе Планы Организовать кружковую работу Разработать диагностику выразительности речи на младший и средний дошкольный возраст Разработать проект для подготовительной группы Расширить медиатеку Пополнить РППС Продолжать транслирование опыта

Слайд 17

Литература «Мониторинг в детском саду», под общ. ред. Г.А. Гогоберидзе «Примерная основная программа «Детство», под общ. ред. Г.А. Гогоберидзе festival@1september.ru Сайт фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http :// festival .1 september . ru / articles /568565/ Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошколь­ников Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству Выготский Л.С. Мышление и речь Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду Лазаренко О.И. Диагностика и развитие выразительности речи детей Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр Сохин ФА. Развитие речи детей дошкольного возраста Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произно­шения Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Яшина В.И., Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников



Предварительный просмотр:

Презентация

1 слайд «Визитка»

Здравствуйте, уважаемые члены комиссии. Я, Наталья Валерьевна Пущиенко, на данный момент работаю в МБДОУ «Детский сад № 137» города Дзержинска Нижегородской области. Имею первую квалификационную категорию. Стаж педагогической работы 20 лет. Моим педагогическим кредом являются слова актрисы театра Галины Петровны Поповой:

«Введите в мир театра малыша,

И он узнает, как сказка хороша,

Проникнется и мудростью, и добротой,

И с чувством сказочным пойдет он

Жизненной тропой».

2 слайд «Тема»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно (чувствительно) к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

Овладение речью — одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остается непонятным, как маленький ребенок, не умеющий ни на чем сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1—2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык.

В тоже время анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих проблемы в речевом развитии, неуклонно растёт.

В связи с этим мной была выбрана тема «Система развития выразительности речи детей дошкольного возраста на основе театрализованной деятельности».

3 слайд «Условия…»

  • Научно-исследовательские условия
  • Изучение психолого-педагогической литературы по теме работы (Л.С. Выготский, А.Г. Рузская, М.И. Лисина)

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Г. Рузская, Д.Б. Эльконин) общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, оно возникает ранее других психических процессов и присутствует во всех видах деятельности. Общение оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

  • Методические условия

Изучение методической литературы (В.В. Гербова, Ф.А. Сохин, М.Д. Маханева, ФГОС ДО) Благодаря отечественным педагогам важнейшим, значимым для методики положением является то, что язык - это продукт общественно-исторического развития. В нем отражаются история народа, его традиции, система социальных отношений, культура в широком смысле.

Этим определяется важнейший принцип методики - овладение языковыми формами; развитие речи и навыков общения у детей происходит в деятельности, а движущей силой является потребность в общении, возникающая в процессе этой деятельности.

Роль театра в жизни ребенка - дошкольника несоизмеримо велика, т.к. здесь можно решать множество задач, связанных с его развитием речи.

Значимость речевого развития дошкольников подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором выделена образовательная область «Речевое развитие».

4 слайд «Актуальность…»

  • Увеличение количества детей, имеющих проблемы речи. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих проблемы речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.
  • Снижение выразительности речи. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Соответственно, использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие речевого, литературного и художественного развития. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего возраста.
  • Снижение вербальных и невербальных средств общения. Понятие «выразительность речи» имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Поэтому возникла идея создания системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию выразительности речи через театрализованную деятельность методом проектов.

5 слайд «Теоретическое обоснование…»

  1. Теоретическое обоснование моего личного вклада в развитие образования строится на основе принципов коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи. Настоящий принцип является одним из главных, поскольку определяет стратегию всей работы по развитию речи. Его реализация предполагает развитие речи у детей как средства общения и в процессе общения (коммуникации), и в разных видах деятельности.
  2. Принцип развития чувства языка («языкового чутья»). Языковое чутье – это неосознанное владение закономерностями языка. В процессе многократного восприятия речи и использования в собственных высказываниях сходных форм у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем он усваивает и закономерности. Дети начинают все более свободно пользоваться формами языка применительно к новому материалу, комбинировать элементы языка в соответствии с его законами, хотя и не осознают их (Жуйков С. Ф. «Психология усвоения грамматики в начальных классах»)
  3. Принцип обеспечения активной речевой практики. Язык усваивается в процессе его употребления, речевой практики. Речевая активность является одним из основных условий своевременного речевого развития ребенка. Повторность употребления языковых средств в меняющихся условиях позволяет выработать прочные и гибкие речевые навыки, усвоить обобщения. Речевая активность – это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Поэтому важно приучать детей к активному восприятию и пониманию речи взрослого.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности. От мотива, как важнейшего компонента в структуре речевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятельности детей в процессе обучения имеет большое значение. В повседневном общении мотивы определяются естественными потребностями ребенка во впечатлениях, в активной деятельности, в признании и поддержке.
  5. Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развития речи как целостного образования. Освоение лексики, формирование грамматического строя, развитие восприятия речи и произносительных навыков, диалогической и монологической речи – отдельные, в дидактических целях выделенные, но взаимосвязанные части одного целого – процесса овладения системой языка.
  6. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он базируется на понимании речи как речемыслительной деятельности, становление и развитие которой тесно связано с познанием окружающего мира. Речь опирается на сенсорные представления, составляющие основу мышления, и развивается в единстве с мышлением. Поэтому работу по развитию речи нельзя отрывать от работы, направленной на развитие сенсорных и мыслительных процессов. 
  7. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка. В основе овладения речью лежит не только имитация, подражание взрослым, но и осознанное обобщение явлений языка. Образуется своего рода внутренняя система правил речевого поведения, которая позволяет ребенку не просто повторять, но и создавать новые высказывания. 

Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений-- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

6 слайд «Цель и задачи…»

Поэтому целью работы является формирование выразительности речи детейчерез систему проектов посредством театрализованной деятельности.

Исходя из цели, былипоставлены следующие задачи:

  • Выявить уровень развития речи детей, педагогической компетентности и заинтересованности родителей воспитанников.
  • Разработать систему работы со всеми субъектами образовательного процесса по развитию выразительности речи детей.
  • Развивать вербальные и невербальные средства выразительности речи детей.
  • Повышать педагогическую компетентность родителей и приобщать их к совместной с детьми и педагогами ДОУ театрализованной деятельности.

Слайд 7 «Ведущая пед. идея»

Театрализованная деятельность в детском саду – это возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развиваются выразительность речи, творческое воображение, ассоциативное мышление. Ассоциация (лат. Associatio — соединение, взаимосвязь), в психологии и философии - закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании индивида и закреплёнными в его памяти., умение видеть необычное в обыденном

Слайд 8 «Деятельностный аспект…»

Место в структуре образовательного процесса

  • Непосредственно образовательная деятельность;

Правильная организация НОД по развитию речи с использованием элементов театрализации по мнению Э.Г.Чуриловой максимально активизирует сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах подготовки и проведения образовательных ситуаций.Я подбирала все игры и упражнения для НОД таким образом, чтобы сочетать движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

  • Образовательной деятельности в режимных моментах;

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки, - все это активно и непроизвольно развивает все стороны речевого развития.

  • Самостоятельной деятельности детей;

Драматизации основываются на действиях исполнителя, которыйможет использовать куклы. Л.В.Артемова выделяет несколько видов игр-драматизаций дошкольников:

· например, в играх-драматизациях дети нашей группы дети использовали пальчиковый театр.Они играли сначала за одного персонажа, а к старшему возрасту за нескольких, надевая атрибуты на разные пальцы, проговаривая текст разными голосами, с различной интонационной выразительностью.Дети играли, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

· Для игр-драматизаций с куклами бибабо дети активно участвовали с увлечением участвовали в изготовлении и реставрации кукол, а затем обыгрывали их.

· Импровизация - это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.В старшем дети научились придумывать сюжеты своих сказок, используя все вербальные и невербальные средства выразительности речи (жесты, мимику, пантомимику, голосовые подражания и т.д.).

Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, делает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

  • Деятельность в семье. Дети, заинтересованные театрализованной деятельностью, рассказывали родителям о постановках в группе, и постепенно родители начали организовыватьдомашние театры, используя имеющиеся игрушки или изготавливая их своими руками вместе с детьми из разных материалов (например, одна воспитанница приносила в группу Колобка из папье-маше, которогоони сделали вместе с мамой, а папа Артема вырезал из дерева бабку с дедкой (куклы-передвижки). Радость от совместной деятельности с родителями, гордость за свои успехи стимулировали развитие речи детей.

Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. 

Слайд 9 «Формы…»

Вашему вниманию я представляю формы театрализованной деятельности, которые вы можете видеть на слайде…

Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

Самостоятельная театрализовано-художественная деятельность

Посещение детьми театров совместно с родителями

Театрализованные игры-спектакли

Театрализованное развлечение

Театрализованная игра на праздниках развлечениях

Театрализованные игры в повседневной жизни

Мини-игры на музыкальных занятиях

Мини-игры в образовательной деятельности

Музей кукол

Именно они способствуют развитию выразительности речи детей.

10 слайд Творческие методы и приёмы:

Основными методами являются следующие:

1. Чтение воспитателя по книге или рассказывание.Я, читая или рассказывая детям художественные произведения, старалась передать все нюансы интонационной и голосовой выразительности героев.что

3. Инсценирование. Это воздействовало на ум и чувства детей, побуждая их в инсценировках к эмоциональному проговариванию диалогов и монологов с использованием мимики и пантомимики.

4. Заучивание наизусть помогает детям осваивать определенные формы речи, используя из в впоследствии в разговорной речи.

  1. Знаковая система обучения(схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения) помогает детям освоить мимику, жесты, пантомимику, пластику, развивая все стороны речи.

Например, методические приемы, используемые для разучивания сказки:

Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на тех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.  

Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.  

Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.  

Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.  

Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.  

Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).  

Проигрывание отрывков из сказок, передающих различные черты характера героев сказки. Проигрывание этюдов (сценки из жизни), передающие черты характера различных знакомых людей.  

Проигрывание этюдов с неопределенным концом («Как бы ты поступил в этой ситуации?»)  

Разыгрывание импровизаций, передающих различные жизненные ситуации (уборка комнаты, сборы в гости, прощание перед разлукой, забота о больном и др.).

Слайд 11

Особенности развивающей предметно-пространственной среды

  • Многие развивающие центры группы способствуют развитию выразительности речи воспитанников. Так в центре театрализации имеются все виды детского театра (маски, шапочки, элементы костюмов, атрибутов, декораций; подобрана картотека мнемо-таблиц на эмоции людей и животных, которые вы можете увидеть в портфолио, в паспорте группы.
  • Имеется необходимый дидактический материал для развития речи детей;
  • В группе была создана мини-библиотека со сменной литературой;
  • Формируется материально-техническая база в соответствии с ФГОС ДО.

Слайд 12-14 «Диапазон личного вклада…» (проект)

 В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал историю своей семьи, страны, мира, возлюбил свою Родину, пришел к пониманию и осознанию собственной неповторимости, и значимости каждого человека, живущего на земле, поэтому личным  вкладом в развитие образования я считаю свой проект по ФГОС ДО.

Целью проекта является: формирование представления у детей старшего возраста о национальностях Нижегородской области (русские, татары, мордва, чуваши)

В проекте решаются следующие задачи:

  • отражать творческие способности детей средствами театрального искусства,
  • развивать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость,  
  • развивать артистические способности детей и взрослых, умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением   через театрализованную деятельность;
  • воспитывать у детей любовь и интерес к сказке; прививать навыки вежливого поведения;
  • помогать робким и застенчивым детям включаться в театрализованную игру.

Была проведена предварительная работа

1.Чтение русской, татарской, мордовской, чувашской сказок «Теремок»

2.Беседа по содержанию сказок.

3. Показ сказки «Теремок» на фланелеграфе.

4. Просмотр диафильма «Теремок» (русская народная сказка), «Терем мухи» (мордовская сказка), «Гора Самоцветов» (татарская сказка)

5.Имитирование и подражание героям сказки по национальностям.

6.Слушание национальных песенок.

7.Показ настольного театра «Теремок» (по русской сказке).

8. На НОД по изобразительной деятельности и в повседневной жизни изображали героев сказки «Теремок».

Использовались методы и приёмы

Подбор литературы (русских, татарских, мордовских, чувашских народных сказок), чтение, изучение, анализ; рассматривание иллюстраций, обсуждение характера героев; изготовление костюмов для персонажей; подборка оформления сцены

Проводилось взаимодействие с родителями

Родительские собрания, вечер вопросов и ответов, анкетирование, день открытых дверей, консультации, «Почтовый ящик», выставка книг, индивидуальные беседы, досуг, выставка фотографий, творческие совместные выставки, папки-рекомендации

Проект игровой, творческий, групповой

Продолжительность проекта – долгосрочный, один год.

Боле подробно проект описан в портфолио.

Итоговое выступление состоялось на городском фестивале многонационального творчества в рамках празднования Дня народного единства в номинации «Художественное самодеятельное творчество» - «Обрядовая церемония по мотивам сказки «Теремок». на котором дети подготовительной группы стали победителями.

15 слайд «Результативность…» (диагностика дети)

Исследование выразительности речи детей я проводила на основе методики О.И. Лазаренко «Диагностика и развитие (коррекция) выразительности речи детей» по следующим критериям:

Умение регулировать темп и ритм речи, высоту и силу голоса, уровень сформированности интонационной выразительности речи.

Упражнения и уровни развития интонационной выразительности речи вы можете увидеть в портфолио.

Диагностика выразительности речи детей старшей группы

(сентябрь, 2013)

Диагностическое исследование позволило выявить затруднения детей и спроектировать направления и содержание педагогической работы со всеми субъектами образовательного процесса для повышения выразительности речи детей.

В течение учебного года были проведены упражнения, задания, этюды с использованием мнемо-таблиц, схем, алгоритмов, звуковых дорожек, инсценировок отрывков сказки и т.п. для развития выразительности речи детей.

Диагностика выразительности речи детей старшей группы (май, 2014)

Таким образом, к концу старшей группы большинство детей легко изменяли темп речи, высоту, силу голоса, легко делали переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот; владели интонационными средствами языка. В основном не возникало затруднений в сценическом изображении литературных персонажей, проявилось умение строить диалоги новых действующих лиц. Сюжеты детских сочинений были творческими, в них присутствовало богатство фантазии.

В результате обогащения театрализованным компонентом у детей формироваласьосознанная выразительность речи.

16 слайд «Результативность…»

Разработаны:

  • Проект «Курочка ряба и десять утят» (3-4 года)
  • Проект «Репка» (4-5 лет)
  • Проект «Теремок» с использованием и многонационального фольклора (5-6 лет)

Созданы:

  • картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения», «Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают», «Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».
  • картотека мнемотаблиц

Оформлены:

  • альбом: «Виды театров»
  • папка передвижка «Мир театра»
  • Фоторепортажи

Для родителей: рекомендации «Домашний кукольный театр», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, разработки родительских собраний и др.

17 слайд «Транслируемость…»

Таким образом, театрализованная деятельность позволяет успешно решать задачи развития речи детей.В процессе создания театрального действа дети учатся в речевой форме выражать чувства и мысли и, тем самым, раскрепощают свою личность. Используя весь богатейший арсенал театральных средств, они получают при этом и чисто игровое наслаждение, что позволяет глубоко закрепить полученные навыки.

В результате моей педагогической деятельности была:

- создана развивающая среда в группе.

- родители стали активными субъектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области развития речи детей.

- провела серию консультаций, мастер-классов и практикумов для педагогов ДОУ.

- провела открытые образовательные ситуации для студентов педагогического колледжа.

- участвовала в городском ресурсном центре «Духовно-нравственное воспитание детей» (126 детский сад)

- создала персональный сайт на ns-портале и персональную страницу на сайте ДОУ (свидетельства о персональных сайтах, публикациях и скриншоты страниц вы можете увидеть в портфолио)

- участвовала и являюсь победителем нескольких педагогических Интернет-конкурсов.

Предлагаемый опыт работы будет интересен воспитателям и родителям, руководителям театральных кружков, студентам педагогического колледжа, всем, кто заинтересован во всестороннем развитии дошкольников в нашем городе и Интернет-сообществе.

На этом моя работа не заканчивается, я планирую:

Организовать кружковую работу

Разработать диагностику выразительности речи на младший и средний дошкольный возраст

Разработать проект для подготовительной группы

Расширитьмедиатеку

Пополнить РППС

И в продолжать транслирование опыта.

Театрализованная деятельность действительно является стержневым компонентом развития речи, так как наиболее эффективно влияет на формирование вербальных и невербальных средств речевой выразительности, становление общей культуры ребенка.

18 слайд Литература

В ходе работы по развитию речи детей мной была изучена психолого-педагогическая литератураи Интернет-ресурсы, которые вы можете видеть на слайде.

  1. «Мониторинг в детском саду», под общ. ред. Г.А. Гогоберидзе
  2. «Примерная основная программа «Детство», под общ. ред. Г.А. Гогоберидзе
  3. festival@1september.ru   Сайт фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  4. http://festival.1september.ru/articles/568565/
  5. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников
  6. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность детей в детском саду: игры, упражнения, сценарии
  7. Баранова Е.В, Савельева А.М. От навыков к творчеству
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь
  9. Додокина Н.Д., Евдокимова Е.С. Семейный театр в детском саду
  10. Лазаренко О.И. Диагностика и развитие выразительности речи детей
  11. Леонтьев А.А. Основы теории речевой деятельности
  12. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду
  13. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду
  14. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр
  15. Сохин ФА. Развитие речи детей дошкольного возраста
  16. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет
  17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения
  18. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду
  19. Яшина В.И., Алексеева М.М., Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников


Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста через деятельность кружка "Попугайчик"

Научить детей говорить выразительно,эмоцианально - это одна из задач педагогов....

«Мастер-класс» Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности...

Мастер - класс. Тема: Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством элементов театрализованной деятельности.

  В своей педагогической практике, и конкретно в данном мастер-классе, применяю социо - игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к ...

Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста

Данный материал содержит информацию по теме: "Система формирования выразительности речи детей дошкольного возраста"...

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности"для детей дошкольного возраста

Дополнительная образовательная программа речевой направленности в театрализованной деятельности "Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности&qu...

Картотека театрализованных игр для развития выразительности речи детей дошкольного возраста

Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоц...

Проект по выявлению и развитию интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности

Пояснительная записка          У большинства детей дошкольного возраста в той или иной степени отмечается неспособность интонационно оформлять свою речь, п...