Изучение родного языка в дошкольном возрасте
учебно-методический материал
Изучение родного языка в дошкольном возрасте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_rodnogo_yazyka_v_doshkolnom_vozraste.docx | 31.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Изучение родного языка в дошкольном возрасте
Введение
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться, тем успешнее будет проходить обучение ребенка в дальнейшем.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования разработаны требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Эти требования представлены в целевых ориентирах, одним из них является: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; владеет активной речью, включенной в общение.
Проблемами формирования речи в дошкольном возрасте занимались Бородич А. М., Ворошина Л. М., Гербова В. В., Горбушина Л. А., Короткова Р. П., Лотарев В. К., Федоренко А. П., Фомичева Г. А. и другие. По мнению Сохина Ф. А., каждый ребенок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно и последовательно излагать свои мысли.
Освоение грамматического строя языка имеет большое значение для детей младшего дошкольного возраста, так как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками. Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребёнка начинает выполнять наряду с функцией общения функцию сообщения, когда он овладевает монологической формой связной речи.
Овладение грамматически правильной речью оказывает влияние на мышление ребёнка. Он начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Развитие грамматического строя речи - залог успешной общеречевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.
Формирование грамматических навыков положительно влияет на возрастание у детей волевого фактора в высказываниях, создаёт предпосылки для появления планирующей функции речи, для введения понятия нормы («можно», «нельзя», «правильно», «неправильно»). Дети младшего дошкольного возраста, у которых развит грамматический строй речи,эмоционально здоровы: нескованны в общении со сверстниками, раскрепощены, небоязливы в речевых высказываниях.
Грамматический строй речи формируется у детей младшего дошкольного возраста прежде всего в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве.
Особой группой игр являются сюжетно - дидактические игры. Они являются эффективным средством закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребёнка в повторении нужных грамматических словоформ.
Необходимость использования игры в обучении детей дошкольного возраста - истина неоспоримая. То, что дети легко обучаются играючи, заметили и доказали К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова. Исследование З. М. Богуславской, специально посвященное изучению особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего проявляется у детей в том случае, если этот познавательный материал включен в игровую, деятельность.
Таким образом, использование сюжетно - дидактических игр по формированию грамматического строя речи младших дошкольников является актуальным, так как игра является ведущим видом деятельности детей младшего дошкольного возраста, а данный возраст восприимчив к воздействию окружающей языковой среды.
Цель: показать возможности сюжетно - дидактических игр в формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста.
Объект: формирование грамматического строя речи.
Предмет: процесс использования сюжетно дидактических - игр детей младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Рассмотреть особенности становления грамматической стороны речи;
2. Изучить вклад К. И. Чуковского в изучение становления словотворчества дошкольников;
3. Проанализировать задачи по формированию грамматического строя речи у детей младшего дошкольного возраста в примерной программе «Радуга»;
4. Рассмотреть методику развития грамматической стороны речи у детей младшего дошкольного возраста;
5. Рассмотреть методику проведения сюжетно-дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста;
6. Сделать оценку уровня развития грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста;
7. Обобщить опыт работы по организации сюжетно – дидактических игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста.
Методы используемые в работе: теоретический анализ, наблюдение, педагогическая диагностика, обследование, обобщение.
База практики: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Дружная семейка», младшая группа.
Сроки: сентябрь 2016 - февраль 2017
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава I. Формирование грамматического строя речи у дошкольников
1.1 Теоретическое обоснование проблемы
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученые. Среди них особое место занимает К. Д, Ушинский -основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н., Симонович А. С. ,Тихеевой Е. И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К., Флерина Е. А. [8].
В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
В изучении грамматического строя речи дошкольников А. Г.Арушанова выделяет несколько направлений:
Первое направление связано с исправлением (предупреждением) неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных)
Второе направление - выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических обобщений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности.
Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования [12].
Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребёнка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчёркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Грамматика, по словам К. Д. Ушинского - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих. Формирование грамматического строя речи - важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников [6].
Процесс усвоения ребёнком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребёнка вырабатывается определённый динамический стереотип при изменении имён существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребёнок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определённых грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребёнок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их. Однако на протяжении всего дошкольного возраста наблюдается несовершенство как морфологической, так и синтаксической стороны речи. Лишь к восьми годам можно говорить о полном усвоении ребёнком грамматического строя языка. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом Александром Николаевичем Гвоздевым.
В его исследовании содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи, позволяющий проследить процесс формирования грамматического строя.
А. Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка:
Первый период - период предложений, состоящих их аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. До 1 г. 10 мес.).
Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1г. 10 мес. До 3 лет).
Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет).Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы, особенно морфологии [9].
Опираясь на вышеприведенные характерные особенности периодов, можно сделать заключение, что освоение ребенком грамматического строя языка происходит на основе грамматической структуры предложений и в виде усвоения грамматических категорий, характеризуемых наличием определенного значения.
В первую очередь ребенок усваивает категории с отчетливо выраженным конкретным значением (например: единственное и множественное число существительных, образующееся по аналогии от общей основы и легко воспринимаемое наглядно).
Категории, выражающие отношения, вызывают у ребенка определенные трудности в усвоении и правильном использовании. Например, падежи первоначально для ребенка являются лишь носителями определенных синтаксических значений, а их второстепенное значение усваивается позднее. Различение падежных форм начинается с противопоставления именительного падежа и винительного и родительного падежей. Дательный падеж появляется несколько позже. Творительный падеж появляется после 2-х лет и до 6-ти лет остается не вполне усвоенным.
Таким образом, высокий уровень развития речи дошкольника включает:
• владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания;
• развитую культуру общения,умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушивать, отвечать, возражать, спрашивать, объяснять;
• знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;
• умение читать (элементарное владение грамотой).
1.2 Особенности становления грамматической стороны речи
Своевременное формирование грамматического строя языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Язык и речь – это основное средство проявления важнейших психических процессов – памяти, восприятия, эмоций.
Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении со взрослым и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.
Формирование грамматического строя языка ребенка является «спонтанным» процессом; ребенок «извлекает» язык, его грамматическую систему из фактов воспринимаемой речи, в которой язык выполняет коммуникативную функцию и представлен несистемно. Педагогическое влияние на этот процесс саморазвития должно учитывать логику и ведущие тенденции естественного (стихийного) овладения языком [10].
Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, и формы и методы педагогического руководства должны учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи (диалога и монолога, переход от дословесной смысло - семантической системы к ситуативной фразовой непроизвольной речи (из которой в последующем развивается как диалог, так и монолог, к освоению диалогической формы речи со сверстниками как сферы речевой самодеятельности детей.
Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка [12].
На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний.
На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием.
Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»).
Шестой и седьмой год жизни – этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.
Управление грамматическим развитием должно осуществляться прежде всего через организацию специальной совместной со взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возрастапроисходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития: одни уже к трем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще не достаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов:
«апиед» вместо велосипед, неправильное ударение [15].
Понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребенок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, его кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения. Но в речи детей часто встречаются аграмматизмы, т. е. ошибки и трудности в овладении грамматическими формами речи.
Аграмматизмы (инновации) в детской речи – естественное явление. Они имеют свою динамику, диалектику возникновения и изживания. Возникают в результате сложноорганизованной работы развивающегося сознания по обобщению и анализу фактов воспринимаемой и собственной речи, активной ориентировочной поисковой деятельности, экспериментирования, игры со словом, а в дальнейшем – и элементарного осознания отдельных фактов грамматики, что приводит к освоению грамматического строя языка, формированию способности к произвольному использованию в речи грамматических средств.
Вот основные из них:
1) искажение родовых окончаний в начальной форме («красная пальто», «дядя ушла», «машина поехал»);
2) неверное использование форм в ед. и мн. числа («красивый шары», «красными ягоды», «машины едет»);
3) ошибки в употреблении падежных форм («слепили баба», «много девочки»);
4) ошибки в употреблении предлогов («книга столе», «листики на дерево») [14].
Пути формирования грамматически правильной речи:
1. Создание благоприятной языковой среды, дающей образцы грамотной речи; повышение речевой культуры взрослых;
2. Специальное обучение детей трудным грамматическим формам, направленное на предупреждение ошибок;
3. Формирование грамматических навыков в практике речевого общения;
4. Исправление грамматических ошибок.
Успешное формирование грамматически правильной речи возможно при условии понимания причин детских ошибок в обрасти грамматики и учёта их при выборе методов и приёмов работы.
Грамматические ошибки дошкольниковопределяются разными факторами: - общими психофизиологическими закономерностями развития ребёнка (развитие внимания, памяти, мышления, состояния нервных процессов); - трудностями овладения грамматическим строем языка и уровнем его освоения; - запасом знаний об окружающем мире и объёмом словаря, а также состоянием речевого аппарата и уровнем развития фонематического восприятия речи; - неблагоприятным влиянием окружающей речевой среды; - педагогической запущенностью, недостаточным вниманием к детской речи. Создание благоприятной языковой среды - одно из условий грамотной речи детей. В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом.
Грамматическая работа с детьми-дошкольниками не может и не должна рассматриваться как решение задачи предупреждения и исправления грамматических ошибок, «затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка, прежде всего его системы, богатства синтаксических, морфологических и словообразовательных средств на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики, спонтанных языковых игр, экспериментирования со словом и его формами, на основе речевого (словесного) творчества, использования языковых средств в разных формах общения со взрослыми и детьми.
Подлинное завоевание грамматики ребенком происходит тогда,когда он начинает свободно использовать весь арсенал грамматических средств в расширяющихся сферах общения со взрослыми и детьми: в детском саду, во дворе, в парке, театре и пр. Особое значение имеет общение ребенка со сверстниками, где наиболее полно раскрываются его потенциальные возможности.
Дошкольные годы - особый период, имеющий непреходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.
Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение английского языка в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка: дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению ...
Изучение иностранного языка в дошкольном возрасте
Многие родители спрашивают меня, как репетитора иностранных языков со стажем, нужно ли обучать малышей иностранным языкам в раннем возрасте. Так вот....
О целесообразности изучения английского языка в дошкольном возрасте
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"
О наболевшем. Зачастую родители воспитанников логопедических групп безудержно стремятся к тому, чтобы их чадо всенепременно познакомилось с иностранным языком как можно раньше. При этом редко кто из н...
Консультация для родителей"Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"
Материал для родителей, когда можно начинать изучать иностранный язык в дошкольном возрасте....
"Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"
Консультация для родителей...
"Начинать ли изучение иностранного языка в дошкольном возрасте?"
Цель: Донести до родителей информацию о возможных трудностях, связанных с ранним началом обучения иностранному языку.В последнее время очень популярно изучение иностранного языка с дошкольного возраст...