Технология создания " Портфолио педагога"
методическая разработка
семинар - практикум - как создать портфолио педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_portfolio_pedagoga.docx | 94.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 п. Высокое.
Утверждаю:_______________
Заведующая МБДОУ
детский сад № 1 п. Высокое
Муравьёва Л.А
17.01.2023г.
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей категории Петрова О.В.
Семинар-практикум: Технология создания «Портфолио педагога»
разработка и оформление в соответствиис профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара-практикума:
1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.
2. Познакомить участников семинара со спецификой портфолио и технологией его составления.
План работы:
1.Что такое портфолио?
2.Виды портфолио
3.Цель, задачи, функции
4. Принципы работы с портфолио
5.Практический пример –
6. Структура и содержание портфолио (работа в группах)
7. Практический пример –
.
Методы формирования и ведения «портфолио» педагогом:
- самоанализ и самооценка собственной педагогической деятельности;
- сравнительный анализ результатов деятельности воспитателя (воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической);
- сбор документов, подтверждающих результативность деятельности воспитателя;
- заполнение схем – таблиц, карт, фиксирующих процессуальные и формальные достижения воспитателя;
- оформление материалов портфолио, подтверждающих соответствие уровня профессионализма воспитателя дифференцированным квалификационным государственным требованиям в электронном варианте материалов (мультимедиа – презентации, видеофильмы, текстовое, графическое оформление и прочее).
В течение межаттестационного периода педагог формирует портфолио, наличие которого является обязательным при аттестации.
Что такое портфолио?
Портфолио (перевод англ. portfolio) - портфель, папка для важных дел или документов. Это набор документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о предлагаемых возможностях, услугах фирмы или специалиста.
Портфолио (перевод итал.) - «папка с документами», «папка специалиста».
Портфолио (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений.
Термин «Портфолио» пришёл к нам в педагогику из политики, бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель и т.д.
Виды портфолио: Какие вы знаете виды?
По характеру и структуре представленных материалов:
- портфолио документов;
-портфолио достижений;
-рефлексивный портфолио;
-комбинированный.
По принадлежности (авторству)
- Педагога,
-дошкольника, семьи,
-ДОУ, группы
- руководителя.
По способу обработки и презентации информации:
- портфолио в бумажном варианте
- электронный вариант .
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов:
1) портфолио достижений, направленное на повышение собственной значимости воспитателя и отражающая его успехи (грамоты, дипломы, сертификаты и т.д.)
2) рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития педагога, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и в качественном плане; в эту папку собираются публикации, выступления, эссе, анализ деятельности, видеозаписи, в общем, всё, что делалось в течение определённого срока (напр. 3 лет)
3) проблемно-исследовательское, связанное с написанием научной работы, разработкой и выполнением проекта, подготовкой к выступлению на конференции;
4) методическое портфолио, в котором помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога, и которые собраны или созданы им самим.
5) портфолио комплексное - объединивший в себе все вышеперечисленные виды портфолио и пригодное для презентации портфолио воспитателя.
Портфолио педагогического работника
- индивидуальная папка, в которой зафиксированы его личные профессиональные достижения в образовательной деятельности, результаты обучения, воспитания и развития его воспитанников, вклад педагога в развитие системы образования в межаттестационный период.
По мнению Т.Г. Новиковой, основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Накопление и систематизация документов портфолио ведется в течение всей профессиональной деятельности педагога в образовательном учреждении.
Цель портфолио:
Основная цель портфолио - проанализировать и представить значимые профессиональные результаты.
ЗАДАЧИ ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО
Практическая значимость (Для чего нужно создавать портфолио?):
- своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастерства педагога.
-отследить результаты педагогической деятельности при подготовке к аттестации;
- повышения или подтверждения квалификационной категории педагога, что может быть основанием для аттестации педагогических работников ДОУ;
- назначение стимулирующих выплат педагогам при введении новой системы оплаты труда ( при выставлении баллов, влияющих на зарплату, обосновать каждый балл);
- при устройстве на работу, поможет работодателю оценить уровень профессионализма;
- даст возможность осуществить знакомство с родителями на собрании;
- является стимулом к самообразованию и повышает нашу самооценку.
- участие в различных конкурсах педмастерства;
- государственной аккредитации образовательного учреждения;
ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО
- демонстрационная – презентация достижений профессиональной культуры педагогов;
- оценочно – стимулирующая – выявление результативности деятельности и уровня профессиональной компетентности;
- рефлексивная – обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: обучающей, творческой, самообразовательной; провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
Портфолио даёт возможность педагогу продемонстрировать те результаты практической деятельности, которые он считаете наиболее значимыми для оценки своей профессиональной компетенции, позволяет демонстрировать не только результаты деятельности, но и прогресс по сравнению с предыдущими результатами.
При оформлении портфолио педагогов ДОУ необходимо соблюдать следующие требования. Принципы работы с портфолио:
- систематичность и регулярность самомониторинга;
- логичность изложения;
- полнота, лаконичность, конкретность представленных сведений;
- объективность и достоверность информации;
- аналитичность, нацеленность автора на повышение уровня профессионализма и достижение более высоких результатов;
- структуризация материалов портфолио;
- аккуратность, целостность, эстетическая завершённость представленных материалов;
- наглядность.
Оформление портфолио:
портфолио педагогического работника оформляется в папке - накопителе с файлами (скоросшивателе). Принципы создания портфолио
=Педагог четко представляет цель создания портфолио
= Ответственность на результате лежит на авторе портфолио
-Каждый обозначенный факт портфолио должен подтверждаться реальными документами и фактами Помещение в «портфолио» не обоснованных материалов снижает ценность свидетельств профессионализма аттестуемого!
Набор материалов портфолио должен быть целесообразным и исчерпывающим
В портфолио могут быть помещены иллюстрирующие деятельность фотоматериалы. - общий объем материалов «портфолио» должен быть не менее 30 и не более 60 страниц формата А-4 . Периодичность заполнения педагогического портфеля: не менее 1 раза в квартал.
Практический пример – Электронного портфолио учителя-логопеда – Смирновой Л.Е
Электронное:
- сайт (Создание в социальной сети работников образования nsportal.ru своего персонального сайта и размещение своего электронного портфолио
Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, индивидуальный сайт, который отражает инд.профессиональные достижения и является способом накопления и систематизации имеющихся материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога, его активности.
В методических источниках даются разнообразные классификации моделей портфолио. Свой «методический кейс» я могу охарактеризовать:
- По принадлежности (авторству) как портфолио педагога;
- По целеполаганию как аттестационный, отражающий достижения педагога в межаттестационный период;
- По виду профессиональной деятельности как практико-ориентированный, имеющий целью анализ практической деятельности;
- По содержанию, как комплексный или комбинированный, включающий в себя портфолио документов, портфолио работ, портфолио отзывов)
- По оформлению – электронное портфолио.
Хочу предложить вашему вниманию свой вариант электронного портфолио учителя-логопеда в виде презентации, в основу создания которого была положена программа MicrosoftOfficePowerPoint и MicrosoftOfficeWord.
Одним из требований к оформлению материалов портфолио является аккуратность и эстетичность, т.е. культура оформления.
Свою работу я начала с подбора фона, который задает определенное настроение. Выбор цвета был определен личными пристрастиями и состоянием души. Буквально на днях я услышала мнение специалиста о том, что фон портфолио педагога д.б. продпочтительно выдержан в холодных тонах. Данное правило мною не было учтено. Но главное, по моему мнению, фон д.б. выдержанным и спокойным, не должен быть кричащим. В то же время я постаралась отразить деловой стиль (т.к. портфолио педагога – это все же деловой документ). Поэтому для текстовой информации использовала один классический шрифт (который д.б. достаточно крупным, красивым и хорошо читаемым). Этим же принципом я руководствовалась при подборе картинок для оформления портфолио (старалась выдержать их в одном /деловом/ стиле). Цветовая гамма текстового материала сочетается с основным фоном и располагаемыми на слайдах наглядными материалами.
Задачи по привлечению внимания аудитории постаралась решить с помощью наглядных средств (фотографии, сканированные копии документов, картинки, таблицы, диаграммы), а т.ж. с помощью анимации (в данном случае важно не переусердствовать, чтобы у зрителя не «рябило в глазах», поэтому я использовала в основном наиболее спокойные (не раздражающие глаз) эффекты: выцветание и развертывание) – презентация на сайте дана в сокращенном варианте без сохранения спецэффектов.
При составлении портфолио я постаралась учесть и другие требования к его оформлению:
- структуризация материалов (структура портфолио отражена в его содержании);
- достоверность и объективность информации (которая подтверждается скан-копиями официальных документов);
- логичность и лаконичность письменных пояснений;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов
(что сейчас и представлю на ваш суд).
Для чего мне нужно портфолио?
Что я включу в портфолио?
Как будет организован портфолио?
Структура и содержание портфолио
Работа в группах по определению содержания разделов
Структура «Портфолио педагога»
1.Титульный лист
2.Содержание портфолио
3. Общие сведения (визитная карточка педработника)
4.Программно-методическое обеспечение
5.Анализ РППС
6.Работа с детьми
7.Познавательная активность обучающихся
8. Образовательные технологии в деятельности педагога ДОУ
9. Работа с родителями
10. Результаты педагогической деятельности
11.Социальные партнёры
12. Профессиональный рост (Курсы повышения квалификации)
13. Обобщение и распространение опыта ( методическая деятельность)
14. Самообразование
15. Участие в профессиональных конкурсах
16. Научно-методические публикации
17. Достижения и награды.
18. Общественная и творческая деятельность педагога в ДОУ, на городском уровне.
19. Отзывы о педагогической деятельности и её результатах.
Памятка по созданию «Портфолио педагога»
МБДОУ «Детский сад №1
1.Титульный лист
- фамилия, имя, отчество педагога
-полное название образовательного учреждения, в котором работает педагог
-должность
2.Содержание портфолио
3. Общие сведения (визитная карточка педработника)
(см.Информацию о результатах педдеятельности) Подтверждаются копиями док-тов об образовании, стаже, аттестации – образование, опыт, стаж , контакты.
4.Программно-методическое обеспечение
(образовательная программа, перечень УМК к образовательной программе)
5.Анализ РППС
(паспорт группы- с описанием картотек, перспективных планов, мультимедийных презентаций, описание зон, фото)
Уч.год | Проект РС | Результат |
6.Работа с детьми
(наличие собственных разработанных занятий, самоанализ занятий и др.)
Дата | Возраст | Образовательная область | Название | Конспект ( в приложении) |
7.Познавательная активность обучающихся
(Результаты участия воспитанников, подготовленных педагогом, в:
- в смотрах, конкурсах, выставках, соревнованиях и др. | Уровень (образовательной организации, региональный, федеральный), название, год участия | Результат участия ( количество победителей, призёров, участников) Название приказа, №, дата, учреждение/организация, издавшая приказ, либо подтверждающая справка от администрации образовательной организации |
- в проектной деятельности | Уровень (образовательной организации, региональный, федеральный), название, год участия | Результат участия ( количество победителей, призёров, участников) Название приказа, №, дата, учреждение/организация, издавшая приказ, либо подтверждающая справка от администрации образовательной организации |
8. Образовательные технологии в деятельности педагога ДОУ
Образовательные технологии и методики | Цели использования технологий и методик | Авторское дидактическое обеспечение | Результаты использования |
9. Работа с родителями
( материалы консультаций, собраний, анкетирование, наглядные материалы- ширмы, буклеты, выставки, советы родителям, участие в праздниках и т.д.)
Дата | Форма | Тема | Результат | Конспект (в приложении) |
10. Результаты педагогической деятельности
(мониторинг и результаты адаптации детей к ДОУ)
11.Социальные партнёры
Год | Социальный партнёр | Форма, цель взаимодействия |
12. Профессиональный рост (Курсы повышения квалификации)
Наименование учреждения | Название образовательной программы | Дата прохождения курсов | № удостоверения | Количество часов |
13. Обобщение и распространение опыта ( методическая деятельность)
Участие в работе и проведение
конференций, семинаров, мастер-классов, круглых столов
№ | Дата | Уровень (образовательной организации, муниципальный, региональный, федеральный), | Название мероприятия | Форма участия, тема представления опыта | Результат, подтверждающие документы |
Презентация опыта на различных уровнях:
–участие в педсоветах, проведение консультаций для педагогов, открытых занятий, участие в МО и др.
Форма | Уровень | Тематика с указанием года |
Руководство (участие) в проблемной, творческой группе
Название временного коллектива | Уровень (ОУ, муниципальный, региональный, федеральный) | Сроки руководства (участия), результат работы |
|
|
|
Экспертная деятельность и профессиональная активность
- Участие в качестве члена жюри конкурсов, олимпиад, судьи спортивных соревнований, аккредитации ОУ, регионального банка экспертов, члена региональной аттестационной комиссии, подкомиссии, ПМПК, КДН, КП
Дата экспертизы | Мероприятие, объект экспертизы | Подтверждающий документ |
|
|
Руководство практикой студентов, наставничество
ФИО, учебное заведение | Количество человек | Дата |
14. Самообразование
Год | Тема по самообразованию | Результаты работы |
15. Участие в профессиональных конкурсах
Уровень | Наименование конкурса, год, название работы | Итого | ||
участник | лауреат | победитель |
16. Научно-методические публикации (в т.ч. на сайт ДОУ)
Уровень | Название публикации | Выходные данные | ||
Место издания, гриф | Наличие свидетельства о публикации | Год издания |
17. Достижения и награды.
18. Общественная и творческая деятельность педагога в ДОУ, на городском уровне.
( участие в праздниках – роли, увлечения вне профессиональной деятельности и т.п.)
19. Отзывы о педагогической деятельности и её результатах.
(характеристики, рекомендации, отзывы руководителей, коллег, родителей, выпускников и т.п.)
Итог мероприятия:
- Практический пример – печатного портфолио –
Печатное (основное, приложение, буклет)
- Памятки
- Отзывы о мероприятии
- Задание для педагогов – создание и презентация портфолио в ДОУ в мае.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 п. Высокое.
Утверждаю:_______________
Заведующая МБДОУ
детский сад № 1 п. Высокое
Муравьёва Л.А
Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Творческий педагог –творческие дети».
27.03.2023г
Подготовила воспитатель МБДОУ Детский сад № 1 п. Высокое Козорез Надежда Васильевна.
Цель: актуализация творческого, креативного развития воспитателей и педагогов ДОУ, как одного из составляющих их профессиональной компетентности.
Задачи:
Совершенствовать профессиональное мастерство воспитателей и педагогов ДОУ, формировать у них потребность в творчестве, развивать находчивость, сообразительность, нестандартность мышления;
Вовлечь воспитателей и педагогов ДОУ в коллективную деятельность, развивать умение и желание взаимодействовать друг с другом для решения нестандартных ситуаций;
Создать благоприятные условия для общения и взаимодействия педагогов.
Предварительная работа: анкетирование воспитателей и педагогов ДОУ «Каков ваш творческий потенциал»
Материалы и оборудование: презентация для проведения семинара-практикума, бланки для упражнений «Круги» и «Причины и следствия», мяч.
Ход мероприятия:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! На просторах интернета я наткнулась на одну очень точную примету: если встретились 2 воспитателя или педагога, то обязательно начинается семинар! Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе так много воспитателей и педагогов.
- Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума «Творческий педагог – творческие дети». И сегодня я бы хотела вас познакомить с таким понятием как креативность. Креативность в переводе в английского означает – творить, создавать. Креативность не обязательно связано с такими видами деятельности, как рисование, сочинение стихов или музыки, или игрой на сцене и т.д. Креативность проявляется, когда приходится действовать в ситуациях неопределенности, в ситуациях отсутствия четких алгоритмов, неизвестности сути и способов решения встающих перед человеком проблем, непредсказуемо меняющих условия. Креативность подразумевает под собой систему творческих способностей.
- "Итак, креативность представляется как ансамбль характеристик, имеющихся у каждого человека, характеристик, способных развиваться и дающих возможность их владельцу думать независимо, гибко, с воображением. Каковы бы не были различия, которые можно установить между индивидами, креативность свойственна всем без исключения…» (Джонсон, 1997 г.)
- Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педагога могут быть новые образовательные технологии, формы, методы обучения о воспитания.
- В последние годы укоренилось утверждение, что у творчески работающего воспитателя – творчески развитые дети. Еще В.А.Сухомлинский подчеркивал, что только творческий педагог способен зажечь в детях жажду познания, поэтому каждому педагогу необходимо развивать креативность, являющуюся главным показателем его профессиональной деятельности.
- Вот послушайте, я нашла одну очень интересную историю, в которой герой обладает ярко выраженной способностью в творчеству.
Во времена Первой мировой войны некому мистеру Херригану жена прислала отчаянное письмо, вот такого содержания. «Похоже, во всей Ирландии не осталось ни одного трудоспособного мужчины, - писала она, - и мне приходится самой вскапывать сад». В ответ мистер Херриган написал ей: «Не вскапывай сад. Там зарыто оружие». Письмо, конечно же, было вскрыто цензурой, и в дом его жены нагрянули солдаты и перекопали весь сад до последнего дюйма в поисках оружия. «Не знаю, что и думать, дорогой, - написала миссис Херриган мужу, - пришли солдаты и перерыли весь наш сад». «Теперь посади картошку, - ответил ей муж».
- Итак, в рамках сегодняшнего семинара-практикума ся вам предлагаю поучиться искать нестандартные выходы из стандартных ситуаций, мыслить креативно, и тем самым поднять свой профессиональный уровень. И сейчас я перейду к практической части своего выступления. И первое наше упражнение называется «Мычик».
Упражнение «Мячик».
Цель: включение учащихся в активную деятельность; тренировка беглости мышления, отработка умения оперативно реагировать на неожиданные вопросы.
Ход упражнения: Игра выглядит следующим образом: участники стоят в кругу и перекидывают друг другу мячик. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: «вода», «земля», «воздух». Поймавший мяч должен сказать соответственно название какой-либо рыбы, птицы или наземного животного. Мяч должен побывать в руках у каждого.
Рефлексия: Участников просят поделиться возникавшими в процессе выполнения упражнения эмоциями и чувствами.
Время: 5 мин.
- А для этого упражнения вам нужно объединиться в команды. Левый стол -команда №1, правый стол – команда №2.
Упражнение «Реклама»
Цель: тренировка качеств творческого мышления (беглость, оригинальность, гибкость).
Ход упражнения: командам дается бросовый и никому не нужный предмет, на основе которого они должны сделать рекламу, представив как минимум 3 новых необычных способов применения этого предмета.
1 команда: Пустая консервная банка
2 команда: Пустая картонная коробка
Или
1 команда: Перегоревшая лампочка
2 команда: Порванные колготки
- Для следующего упражнения мы так же остаемся в командах.
Упражнение «Причины и следствия».
Цель: отработка умения генерировать идеи, совершенствование беглости и гибкости творческого мышления.
Материалы для упражнения: приложение №1
Ход упражнения: Участника дается изображение ситуации, которая допускает много вариантов трактовки, могла возникнуть вследствие разнообразных причин и привести к различным последствиям (см. приложение 1). Участники, объединенные в 2 команды, получают задание предположить как можно больше:
3 причин, которые могли привести к возникновению этой ситуации;
3 следствий, которые могут возникнуть после нее.
На выдвижение идей отводиться 10 – 12 минут. Потом происходит представление выдвинутых идей: представители каждой из подгрупп поочередно получают слово для того, чтобы озвучить одну из своих идей, потом слово передается следующей подгруппе, которая озвучивает еще одну идею, и т.п. Повторяться нельзя. Группа, которой больше нечего сказать, выбывает из игры, и слово передается следующей. Побеждает и награждается аплодисментами та подгруппа, которая останется в игре последней. Сначала обсуждаются причины, потом следствия.
Упражнение «Круги».
Цель: развитие индивидуальных особенностей невербальных компонентов воображения (гибкость, оригинальность).
Материалы для упражнения: бланк с изображением 10 кругов диаметром 3 см (приложение №2)
Ход упражнения: у каждой команды есть бланк для выполнения упражнения. Ваша задача – за определенное время дорисовать круги так, что бы получилась картинки. Рисовать можно как с внутренней стороны круга, так и с внешней стороны. Можно объединять 2 и более кругов в одну картинку, но это будет считаться за одно изображение.
Упражнения «Образно-ассоциативное мышление»
Цель: умение группировать объекты на основании их признаков (свойств), связанных с возникновением произвольных ассоциаций между этими объектами.
На слайде изображены картинки. Воспитателям нужно составить как можно больше групп картинок, объединив их по разным признакам объединения.
Возможные варианты ответов:
1 группа: предметы, в которых можно что-то переносить (ведро, ранец, пакет сока);
2 группа: транспорт (машина, лодка)
3 группа: деревянные предметы (ель, лодка, гитара);
4 группа: предметы, в которые можно налить жидкость (пакет сока, ведро)
5 группа: металлические предметы (машина, ведро)
6 группа: могут плавать (рыба, лодка)
7 группа: предметы сделанные человеком (гитара, ранец, пакет сока, машина, ведро, лодка)
8 группа: природа (ель, гитара)
- Молодцы! И в заключение нашего педагогического совета, я вам дам интерпретацию анкетам «Каков ваш творческий потенциал», которые вы заполняли.
Интерпретация анкетирования изображена на слайде.
- Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Создание "Портфолио" педагогов ДОУ"
Основная цель ведения "Портфолио" – стимулирование роста профессиональной...
памятка по созданию портфолио педагогу
создание электронного портфолио...
Обзорная консультация : "Технология создания электронного портфолио педагога"
Обзорная консультация для педагогов в помощь заведующим ДОУ и старшим воспитателям....
Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС
Задачи семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...
Мастер - класс для педагогов ДОУ, подготовила воспитатель : О.А.Степанова. «Создание портфолио педагога ДОУ»
Портфолио педагога - это один из методов оценки профессионализма педагогов. Он включает материалы, демонстрирующие умения педагога решать задачи своей профессиональной деятельности...
Технология создания портфолио дошкольника
Актуальность использования в практике работы с детьми технологии детского портфолио переоценить трудно. Реализация стандарта дошкольного образования и современная социокультурная ситуация стимули...
Доклад "Образовательная технология «WEB - Портфолио педагога» в условиях реализации ФГОС ДО"
Концепция модернизации российского образования: «Дошкольное образовательное учреждение должно владеть технологиями, которые бы обеспечивали «запуск» механизмов самообразования, самоп...