Семинар-практикум для родителей "Поддержка детской самостоятельности и инициативы"
методическая разработка

Молчанова Анна Александровна

Конспект семинара-практикума для родителей ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вступительная часть.

Здравствуйте уважаемые родители. Сегодня наша встреча посвящена развитию самостоятельности и инициативности ребёнка.  Перед началом работы нам с вами необходимо познакомиться.

1. Знакомство участников друг с другом.

Родителям предлагается взять из корзинки камешки (сколько – на усмотрение каждого участника). Затем рассказать о себе или о своем ребенке столько фактов, сколько имеется камешков.

2. Вступительное слово.

Ведущий: Многие хотят видеть своих детей лидерами, инициативными и активными, умеющими принимать решения и решать проблемы. В конце концов конечная цель воспитания – это и есть самостоятельная личность. Нередко, однако, складывается ситуация, когда родителям легче спокойнее и удобнее делать многие вещи за ребенка, принимать за него решения, выбирать за него сферу активности. Однако, если инициатива и самостоятельность ребенка не поощряются, то и готовность ребенка со временем делать что-либо самому идет на убыль.

Перед тем, как мы углубимся в тему детской самостоятельности, давайте сделаем небольшую разминку.

Основная часть.

Разминка: «Собери фразу».

Собрать части пословиц по командам.

 «Не делайте за ребёнка то, что он сам может сделать»

«Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен» (М. Монтессори)

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни (А.П.Чехов).

«Самостоятельности невозможно научить, её можно только предоставить»

Первым делом в нашем семинаре мы с вами должны определить, кто же это такой – самостоятельный ребенок? Определения на слайдах.

Упражнение: Качества инициативного ребенка/качества самостоятельного ребенка

Мак «Роботы». Работа в 2х командах. Родители создают с помощью МАК портрет самостоятельного (1 команда) и инициативного (2 команда) ребенка, вокруг портрета выписывают качества, присущие таким детям.

Обсуждение похожести двух портретов.

Вывод: инициатива и самостоятельность тесно переплетаются между собой, и мы будем о них говорить, как о чем-то едином и взаимосвязанном.

«НАУЧНЫЕ ФАКТЫ»  

Пояснения к слайду: Результаты исследований Кулачковской С.Е. (1973) показали, что от 4 до 6 лет способность ребенка сдерживать импульсивное поведение возрастает в 3 раза. С 4-х лет развивается умение контролировать свои действия. Возраст 6 лет характеризуется скачком в волевом развитии: ребенок берет на себя инициативу выбора цели, выполнения сложных заданий.

Самостоятельный человек умеет заботиться о себе и удовлетворять свои базовые потребности. Чем старше ребёнок, тем больше он на это способен.

На самом деле все происходит достаточно рано: уже в 1-2 года ребенок проявляет первые желания делать что-либо самостоятельно. Он начинает сам вылезать из кроватки, брать бутылочку, включать и выключать свет.

В 3-4 года ребенок проживает кризис взросления и понимает, что его поступки и желания могут сильно отличаться от родительских. Чрезмерный контроль со стороны взрослых в это время лишь губит тягу ребенка к познанию окружающего мира и отбивает желание делать что-либо самостоятельно. Ребенок довольно быстро приходит к тому, что не нужно прикладывать никаких усилий, ведь взрослые все сделают сами, и начинает этим пользоваться.

В таких условиях дети часто становятся чрезмерно требовательными, неуверенными в себе и нетерпимыми к любым усилиям. И наоборот, чем больше и чаще ребенок делает что-то сам, тем более он уверен в себе и готов нести ответственность.

Важно понимать, что взять и стать самостоятельным просто так нельзя. Будет ли ребенок самостоятельным, зависит от того, готовы ли родители поддержать его на этом пути, отпустить от себя, принять взросление, собственную точку зрения, решения и ошибки. На деле это часто сложнее, чем кажется: пока ребенок мал, мама и папа занимают главную роль в его жизни и естественно хотят защитить от любых опасностей. Однако на пути к самостоятельности главная задача ― не уберечь ребенка от проблем, а научить его с ними справляться.

Это методичный и долгий процесс, который требует вовлеченности и соблюдения некоторых правил со стороны родителей.

Чтобы проверить, предоставляем ли мы ребенку возможности для проявления самостоятельности, предлагаю выполнить упражнение «Самостоятельность».

Упражнение «Самостоятельность».

Заполните таблицу. В первой колонке перечислите дела, которые ваш ребенок решает и делает сам. Во второй колонке запишите дела, в которых вы участвуете вместе с ребенком.

Сам

Вместе с мамой

Подумайте, как часто вы вмешиваетесь в дела ребенка из первой колонки, потому что хотите, чтобы он сделал их быстрее или лучше.

В делах, которые ребенок делает с помощью вас, следите за моментами, когда можно ослабить ваше участие («отпустить руль»), но не делайте этого слишком рано или резко. Обязательно отметьте первые, даже небольшие самостоятельные успехи ребенка; поздравьте его (а заодно и себя!).

А пока отложите табличку в сторону, но недалеко и давайте снова посмотрим на слайды.

5 вещей, которые мешают ребенку стать самостоятельным

  • Гиперопека. Забота о безопасности ребенка – это главная задача родителя, однако не стоит путать ее с гиперопекой. Обожание ребенка, всепрощение, попытки помочь там, где не нужно – все это лишь способствует формированию зависимости от родителя и лишает ребенка возможности проявлять инициативу даже в мелких вещах.

Давайте ребенку делать то, с чем он может справиться самостоятельно, например, почистить зубы или одеться. Кроме того, важно оставить за ребенком право выбора и право на ошибку. Если он хочет надеть сегодня желтую футболку, почему бы и нет? Не послушался и побежал по мокрому полу, а потом упал? Пусть так, позвольте ему набить собственные “шишки”.

  • Наказание за самостоятельность. “Не трогай, а то сломаешь!” или “Ты делаешь не так, как надо!” – те самые слова, которые вызывают у ребенка сомнения в своих силах и приводят к отсутствию всякой инициативы.

Конечно, ребенок может быть более неуклюжим, чем взрослый, но ему нужно учиться. Если он предложил вам свою помощь в уборке по дому, не отклоняйте ее под предлогом того, что он все сделает плохо.  Да, это займет некоторое время, но так вы дадите ребенку шанс проявить самостоятельность и научите его новому. 

Обычная ситуация: малыш решил написать письмо своей бабушке. Самостоятельно трудился над ним около часа. Заинтересовавшаяся мама попросила дать ей взглянуть на написанный текст. Заметив, что письмо написано не очень аккуратным почерком и с некоторыми ошибками, она начала кричать на ребенка, что он глупый и совсем не старается. Малыш расстроился. Мама решила помочь ему и исправила все ошибки красной ручкой, велела сыну переписать текст на чистый лист. Мальчик стал переписывать, но, ощущая за спиной присутствие матери, ждущей от него отличный результат, ребенок начал нервничать. В результате переписанное письмо оказалось намного хуже первого. Мать снова велела сыну переписать. В конце концов, ребенок расплакался, выбросил ручку и отказался писать вообще.

  • Беспрекословное подчинение и завышенные требования. С ними нередко связано отсутствие самостоятельности у детей. Выдвигая завышенные требования и и ожидая абсолютного послушания, мы лишаем ребенка возможности принимать собственные решения. Нужно учиться искать компромиссы и делать скидку на то, что ребенок не может выполнить ту же задачу, что и вы, так же качественно и быстро. А беспрекословное послушание и вовсе не нужно, если у вас доверительные отношения.
  • Предугадывание желаний ребенка. Ребенок вполне в состоянии решить какие игрушки ему нравятся больше и чем бы он хотел заниматься. Поэтому родителям не стоит пытаться угадывать его желания и покупать новые игрушки или придумывать массу развлечений, а тем более навязывать их. Даже ребенок, который еще не говорит, вполне уверенно даст понять, что ему нравится или не нравится, поэтому в предугадывании его желаний нет никакой необходимости. Это только лишает его возможности самостоятельного выбора.
  • Отсутствие личного времени. Под личным временем здесь мы понимаем то время, которое ребенок проводит без активного участия родителей, и, что тоже очень важно, без гаджетов. Очень важно, чтобы он умел занимать сам себя. Это верный показатель самостоятельности, когда ребенок может организовать свое свободное время, придумать себе занятие. В это время ребенок учится чувству контроля, распределяет свое время и силы сам, без наставлений родителей.

Чем опасна несамостоятельность

Какие качества отравляют жизнь детям, если их не приучить к самостоятельности заранее:

• Инфантильность. Ребенок вырастает болезненно привязанным к родителям, боясь без них ступить и шаг. Он не способен сам создать семью и брать на себя даже небольшую ответственность. Как результат — не может сделать карьеру, быть успешным. Ну кто из родителей хочет видеть такими своих взрослых детей.

• Нерешительность. Ребенок не может понять куда ему двигаться во взрослой жизни, чем заняться и что делать. Он мечется от работы к работе, от партнера к партнеру. Или наоборот, намертво прилипает к единственному рабочему месту и к одному партнеру, боясь посмотреть по сторонам, даже если существующие обстоятельства его уже давно не устраивают. В результате жизнь такого человека несчастна, развитие личности затормаживается, но изменить он эти обстоятельства не решается.

• Тревожность. Ребенок боится всего. Это как раз те дети, которые часто с трудом ходят в садик, с трудом играют или не играют, принимают какие-то изменения в жизни и т.д. Когда ему еще мало лет, он боится сказочных, вымышленных персонажей, а став взрослым, боится и реальных вещей, но которые с ним, возможно, никогда и не случаться, а он боится все равно. Тревожность здорово отравляет жизнь человека, приводит к депрессиям, проблемам, нервным срывам.

Этапы развития самостоятельности (слайд).

Возвращаемся к упражнению «самостоятельность».  

Ведущий: Посмотрите, что из колонки «Вместе» можно сейчас или в ближайшем будущем передвинуть в колонку «Сам». А какие нет? Почему?    

Важно: как часто мы не даем делать ребенку что-то самостоятельно потому что нам так удобно (быстрее сделать за него).  

Как решиться дать ребенку больше самостоятельности?

Передавая ребенку ответственность в той или иной сфере жизни, родителю необходимо осознавать, что это в конечном счете пойдет ему на пользу. Подготовьтесь – начните с относительно простых и небольших задач и постепенно усложняйте дела, в которых доверяете ребенку. Отслеживайте его реакцию и отмечайте промежуточные результаты: ничего плохого не происходит, он отлично справляется!

Заключительная часть. Рефлексия. Заполнение бланка обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СТАРТ К УСПЕХУ. ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ И ЕЕ РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, СПОСОБЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ»

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней...

Семинар-практикум для педагогов «Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»

laquo;Инициативность и самостоятельность как базисные характеристики личности дошкольника»...

Семинар-практикум на тему «Развитие детской инициативы в игровой деятельности дошкольника»

Задачи:  1.Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.2.Повышать методический уровень педагогов по организации  сюжетно-ролевой игры.3.Составить памятку по теоретическим ос...

Семинар-практикум для педагогов "Конструирование в самостоятельной детской деятельности"

В дошкольном возрасте важно дать ребёнку инструменты познания в виде игры. Идеальный вариант - конструкторы, которые состоят из разноцветных (красных, желтых, синих и др.) элеметов в виде стандартных ...

Семинар практикум "Создание психолого - педагогических условий для поддержки инициативы и самостоятельности детей"

На семинаре педагоги представили игры, которые они используют для поддержки инициативы и самостоятельности детей....