"Детский совет как условие развития детской самостоятельности и инициативы"
статья (подготовительная группа)
Из опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_sovet_kak_uslovie_razvitiya_detskoy_samostoyatelnosti_i_initsiativy.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский совет как условие развития детской самостоятельности и инициативы»
Делюсь опытом
Леонова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ д/с №1 г.Вязьма
Реализуя комплексную образовательную программу дошкольного образования, в нашей группе большое внимание уделяется созданию условий для поддержки детской инициативы и самостоятельности воспитанников. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка. Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что – либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений. Важно создать условия, способствующие принятию детьми решений, выражения своих чувств и мыслей. Одной из эффективных форм работы по поддержке детской инициативы в нашей группе является «Детский совет».
- «Детский совет» - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Именно детям принадлежит роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых.
- «Детский совет» дает возможность развивать познавательную инициативу дошкольника, быть активными участниками, а не исполнителями указаний взрослых.
- «Детский совет» предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим жизнь группы
Задачи «Детского совета»
- Создать положительный эмоциональный настрой на весь день.
- Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
- Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
- Учить отстаивать свою точку зрения.
- Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
- Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности.
Организуем «Детский совет» в утреннее время,
чаще всего в понедельник.
Однозначно закрепленной структуры нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать.
Ритуал (это место сбора, сигнал сбора, правила поведения при обсуждении). Позволяет объединить детей на совместную деятельность без усилий на дисциплину.
Беседа на свободную тему. В процессе беседы естественным образом формируются коммуникативные навыки, умение слушать и слышать, вести диалог, обмениваться новостями, строить монолог, умение аргументировать своё суждение.
Совместное планирование дня, события, прогулки.
«Детский совет» может длиться, в зависимости от
возрастной группы и ситуации, от 5 до 20 минут. Жесткой
рамки нет. Все будет зависеть от того, насколько всем хорошо вместе, насколько детский совет идет живо и весело, насколько обсуждаемая тема интересна и важна.
В нашей группе с помощью «Детского совета» решаются многие текущие вопросы:
-Чем интересным можно заняться в рамках тематической недели.
-Какая тема будет у нового проекта.
-Какой выносной материал по сезону целесообразней взять для прогулки.
-Где и какой разместить центр активности.
-Какие песни и танцы приготовить к предстоящему празднику
-Как и чем украсить группу к празднику. Какие подарки приготовить к предстоящему празднику.
Во время «Детского совета» идет бурное обсуждение будущих подарков для пап, дедушек и братьев ко Дню защитников Отечества. Сначала дети выбирают заинтересовавшие их работы, а затем с помощью голосования делают свой выбор.
«Детский совет» дает возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. В понедельник, традиционно, проводятся «Новости выходного дня».
Новости:
-не регламентируются (только по одной новости или только хорошие новости);
-не вытягиваются насильно (Андрюша, мы еще не слышали твоих новостей);
-не запрещаются (Нет, мы об этом не говорим, это стыдно, маленькие дети не должны об этом говорить);
-принимаются как факт.
Обмен новостями - очень важная часть. Как правило, дети стремятся к общению, и большинство приходят в детский сад с огромным багажом новостей, которые переполняют ребенка и побуждают вступить в диалог. Стараемся внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. Стимулируем детей вопросами - какое у вас
настроение? - у кого утро доброе? - кто хочет поделиться новостями?
Прогулка пройдет интересней и эффективней, если дети сами решат, кто и за что сегодня будет отвечать (порядок на участке, вынос игрового материала, отметить погоду); выберут подвижную игру; решат что на данный момент им наиболее интересно в поисково - исследовательской деятельности (сегодня выпал первый снег, был первый заморозок и т. д.).
В рамках «Детского совета» дети принимают участие в планировании совместной и самостоятельной деятельности. Все идеи вносятся в общий план, что придает им в глазах детей особое значение, и фиксируются на доске с помощью моделей или эмблем.
В конце недели проводим итоговый сбор, на котором предъявляем индивидуальные достижения и общие итоги работы, обсуждаем, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели, намечаем последующие шаги (перспективы развития). Стремлюсь пробудить энтузиазм, вселить в детей чувство уверенности в успешности наших начинаний.
Литература:
Детский совет: методические рекомендации для педагогов/Л. В. Свирская. М.: Издательство «Национальное образование», 2015. – 80с.
«Утро радостных встреч» Л. В. Свирская, 2010 Издательство «Линка-Пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе: «Объективные условия становления детской психологии, актуальные в развитии детской психологии, как науки в XXI веке».
Детство – это особый полноценный период существования человека. Формирование современных представлений о детстве как качественно своеобразном отрезке человеческого онтогенеза происходило постепенно и ...
Технология «Детский совет», как форма поддержки детской инициативы в совместном планировании образовательной деятельности
Деткий совет...
Мастер-класс на РМО « Технология «Детский совет» как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности»
Цель: повышение компетенций педагогов при оказании недирективной помощи и поддержке детской инициативы и самостоятельности.Задачи:1. Познакомить педагогов с технологией «Детский сове...
Буклет "Технология "Детский совет" как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
quot;Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность...
Детский совет – как средство развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности.
Данный проект является результатом применения педагогической технологии «Детский совет» как средства развития и поддержки детской инициативы, самостоятельности....
Статья "Технология "Детский совет" как форма поддержки детской инициативы".
В статье представлена технология «Детский совет», которая позволяет сорганизовать детей для обсуждения планов реализации совместных дел, поддерживать детскую инициативу, ...
Буклет "Технология "Детский совет как средство развития и поддержки детской инициативы и самостоятельности"
Представлена технология "Детский совет". Данная технология позволяет достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развивает у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержан...