Самообразование 2022-2023-2024
учебно-методический материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Малыш» г. Данилова Ярославской области
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПЕДАГОГА
ДМИТРИЕВОЙ КСЕНИИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ
НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТРАШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПАЛОЧЕК КЮИНЕЗЕРА»
НА 2022 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
г. Данилов
Общие сведения о педагоге
ФИО педагога | Дмитриева Ксения Вячеславовна |
Образование | Среднее профессиональное |
Стаж педагогической работы | 1 год |
Квалификация | Отсутствует |
Курсы повышения квалификации | Дошкольная образовательная организация и семья: от взаимодействия к партнерству (ГАУДПО ЯО «ИРО») |
Индивидуальный образовательный маршрут на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством использования палочек Кюинезера»
Пояснительная записка
Основным понятием элементарной математики в детском саду является понятие числа. Натуральные числа — это числа, возникшие в процессе счета отдельных предметов или измерения. Обучение счету в детском саду является необходимым компонентом в подготовке к школе. Однако счет не может быть единственно верным содержанием обучения в детском саду и полностью обеспечивать математическое развитие ребенка. В настоящее время повышается удельный вес знаний, создающих прочную базу для сознательного усвоения счета, установлены более тесные связи между различными представлениями, формируемыми у детей.
Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом. Важно показать независимость числа от пространственно-качественных особенностей предметов. В процессе выполнения упражнений, которые постепенно усложняют на протяжении обучения в дошкольном возрасте, неявно используются основные теоретико−множественные понятия: «множество и его элемент», «подмножество», «взаимно однозначное соответствие», «эквивалентность множеств», «операции над множествами» и др.
Лишь после выполнения различных практических действий с множествами ребенок может быть подготовлен к пониманию смысла чисел и счета. Все это происходит в практической деятельности, руководимой взрослыми и имеющей своеобразный учебно−игровой характер.
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте дети начинают овладевать: элементами вычислительной деятельности, усвоение которой в основном происходит в школе. Счет составляет основу для овладения простейшими приемами вычисления, в процессе которых ребенок оперирует числами и другими математическими категориями.
Одним из эффективным средств формирования представлений о числе и счете являются палочки Кюизенера. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки Дж.Кюизенера в наибольшей мере отвечают монографическому методу обучения числу и счету.
Эффективное применение палочек Дж. Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также и самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно−познавательной деятельности ребенка. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной дошкольникам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Таким образом, палочки Кюизенера можно широко использовать в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, в том числе и представлений о числе и счете.
Актуальность
Наблюдение за образовательным процессом позволило сделать вывод о том, что сенсорный опыт и основные логические операции у детей сформированы недостаточно. Для эффективной работы необходимо многофункциональное развивающее дидактическое средство, которое позволит «через руки», в доступной детям форме подвести к пониманию различных абстрактных понятий, которое способно реализоваться в широком спектре видов деятельности, позволяющем вовлечь в общую работу детей с различными интересами, с разными ведущими каналами восприятия, помочь каждому ребенку проявить себя.
В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие материалы. Однако из всех рассмотренных математических пособий палочки Кюизенера в наибольшей мере соответствуют специфике и особенностям формирования элементарных математических представлений у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.
В мышлении ребенка отражается прежде всего то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчетливое и в то же время достаточно обобщенное представление о понятии. Деятельность с математическим пособием, основанная на активном обдумывании, поиске способов действий, способствует общему интеллектуальному развитию детей, развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
К тому же сегодня на смену учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, эффективность которой основана на чутком отношении к ребенку и его развитию и на определении степени его самостоятельности. Поэтому палочки Кюизенера с их ориентацией на индивидуальный подход обретают все большее значение.
Ребенок по своей природе – исследователь, экспериментатор. Его «Почему? Как? Где?» порой ставят в тупик взрослых. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть, причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.
У детей наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.
Удовлетворять естественные потребности ребят в познании и изучении окружающего мира, их неуемную любознательность помогут игры-исследования, к которым относятся счетные палочки Кюизенера – это дидактический материал известный во всем мире, широко применяется в детских садах Венгрии, Польши, Бельгии, США, Франции и других стран. Нашим отечественным педагогам он тоже известен, но в практической работе с детьми используются ещё недостаточно. Основная причина в отсутствии соответствующей методической литературы и поэтому в недооценке развивающих возможностей этого дидактического материала, основные особенности которого - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер (1891-1976) разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу "Числа и цвета", посвященную своему пособию.
Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Предназначаются для занятий с детьми от 2 до 7 лет. Палочки просты и понятны детям: они привыкают к ним еще в раннем возрасте и уже воспринимают в качестве игрового материала, а не видят в них скучное заучивание числительных действий.
Методика Кюизненра универсальна, она не вступает в противоречие ни с одной из существующих методик, а наоборот, удачно их дополняет.
Помимо явной эффективности обучения методики, палочки задействуют еще ряд пограничных областей: способствуют развитию поисково-исследовательских действий, развивают мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулируют воображение, приучают к порядку. Помогают усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Цель работы заключается в следующем:
- Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в данном вопросе;
- Создание копилки методического материала по теме самообразования для обучения педагогов ДОУ.
Задачи для педагогов:
- Повысить собственный уровень знаний путём изучения современной научной и педагогической литературы по вопросу ознакомления дошкольников с палочками Кюинезера и развития у них познавательной активности;
- Создать условия, необходимые для всестороннего развития дошкольников, разработать материалы для работы с детьми;
- Повысить теоретический уровень педагогов по данной теме;
- Разработать методические материалы по данному вопросу;
Задачи для детей:
- Формировать познавательную мотивацию обучения;
- Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- Развивать речь, учить обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
- Развивать вариативное и образное мышление, фантазию, творческое воображение;
- Развивать любознательность, самостоятельность, инициативность;
Задачи для родителей:
- Вооружить родителей знаниями и методикой по интеллектуальному развитию дошкольников, знакомить с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»;
Планируемые результаты: повысился теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность в данном вопросе; создана копилка методического материала по теме самообразования для обучения педагогов ДОУ; у дошкольников сформирована: познавательная мотивация обучения; приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия); воспитанники научились обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения, вариативно и образно мыслить, фантазировать; родители получили знания и методики по интеллектуальному развитию дошкольников, познакомились с образовательной технологией «Цветные палочки Кюизенера»; изучили педагогическую технологию и применили ее на практике; создали условия, необходимые для всестороннего развития дошкольников, разработали материалы для работы с детьми; повысили теоретический уровень педагогов по данной теме; разработали методические материалы по данному вопросу.
Форма самообразования: индивидуальная. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- Изучение методической литературы по теме;
- Приобретение методической литературы и комплектов палочек Кюизенера;
- Применение в работе по ФЭМП и сенсорному развитию существующих на данный момент дидактических игр с палочками Кюизенера;
- Разработка и изготовление дидактических материалов (схемы, инструкции, образцы) по использованию палочек Кюизенера;
- Разработка программы: «Цветные палочки»;
- Согласование с руководством ДОУ о возможности использования данной программы в рамках дополнительного образования;
- Внедрение программы в обучение;
- Обобщение результатов проделанной работы;
- Распространение педагогического опыта;
Сроки реализации индивидуального образовательного маршрута: 2022 – 2024 г.
Формы отчета:
- Презентация индивидуального образовательного маршрута на педагогическом совете;
- Размещение разработанных материалов на личном сайте педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».
Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...
План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»
Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных норм поведения Задачи:1. воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....
Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.
Необходимым элементом подготовки ребенка к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...
2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.
ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...
Заслуги детей подготовительной группы 2022-2023-2024 г.
Результативность работы....
Результаты мониторинга посредством электронных шаблонов, созданных в программе Microsoft Excel за 2022.2023,2024 учебный год.
Использование таблиц Microsoft Excel -даёт возможность оперативного, упорядоченного сбора широкого спектра данных, их первичной обработки, визуализации собранной информации в виде диа...