"Шесть форматов наставничества для раскрытия потенциала педагогов".
консультация

Исанбаева Клара Ахатовна

 

 

 

 

Год педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – это желание повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27. 2022 № 401). Минпросвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shest_formatov_nastavnichestva.docx16.28 КБ

Предварительный просмотр:

Шесть форматов наставничества

для раскрытия потенциала педагогов.

В настоящее время дошкольному образованию  уделяется большое внимание.

В основном в детские сады приходят специалисты без опыта работы, имеющие педагогическое образование, но не специальное.   Общим для этих педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний. Большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят и будут не компетентны в некоторых вопросах. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Проблема также в том, что с первого дня работы молодой педагог имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.   Частично это может быть решено с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.  Год педагога и наставника, который объявил Президент в 2023 году, – это желание повысить статус педагогов, в том числе тех, кто ведет наставническую деятельность (Указ от 27. 2022 № 401). Минпросвещения ставит задачу – возродить институт наставничества, чтобы у каждого молодого педагога был свой наставник. Но не во всех детских садах есть молодые педагоги или их мало. Кроме того, чтобы соответствовать современным требованиям, методическая поддержка нужна педагогам с разным профессиональным уровнем.   Говоря о наставничестве, имею в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.  

Рассмотрим шесть форматов наставничества.

 В основе каждого из них есть принципы, которым должен следовать педагогический коллектив:

 ─ общение наставник с наставляемым,  

─ конкретные действия вместо устных поучений,  

─ комфортный режим работы и здоровая психологическая среда в паре, группе и педагогическом коллективе в целом.  

Планируя наставническую деятельность в детском саду, можно выбрать только один или два формата.  Цель и задачи программы наставничества следует конкретизировать в зависимости от того, какие форматы наставнической деятельности организуют в конкретном детском саду.

1. Традиционный формат наставничества – «педагоги - стажисты – молодые педагоги». Наставник – педагог с опытом, наставляемый – молодой педагог, наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса, в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.    

2. Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области». 

Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями, Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности. Наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.  

3.  Расширенный формат наставничества – «заинтересованные педагоги – ответственные родители». Наставник – педагог, наставляемые – родители.  Наставническая деятельность выходит за пределы педагогического коллектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не с другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.  В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.   Данный формат наставничества помогает создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию своих детей.  

 4. Организационно-управленческий формат наставничества «заведующий – старший воспитатель». Наставник – заведующий, наставляемый – старший воспитатель . Заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором сохраняют традиции и осваивают инновации.

5. Инновационный формат наставничества – «научный руководитель – старший воспитатель». Наставник – научный руководитель, наставляемый – старший воспитатель.  Научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить.  

6. Перспективный формат наставничества – «педагоги детского сада – старшие школьники». Наставник – педагоги, наставляемые – старшие школьники.  Детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Старшие школьники проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который рассказывает о профессии воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.  Педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада. Школа выполнит задачи по профориентации школьников и обеспечит им возможность погрузиться в профессию на этапе выбора. Школьники получат представление о профессии воспитателя, смогут примерить ее на себя. Таким образом, использование системы наставничества позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе, избегать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрывать свою индивидуальность.

«Шесть форматов наставничества

для раскрытия потенциала педагогов».

                                                                        Выполнила:

                                                                                воспитатель высшей категории

                                                   Исанбаева К.А.

                                                 г.Оренбург

2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая игра для взрослых (раскрытие творческого потенциала педагогов)

Данный материал поможет вам достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними), демократического уровня в коллек...

Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и ...

Форматы наставничества в ДОУ

ФОРМАТЫ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОУ В настоящее время дошкольному образованию стало уделяться большое внимание. В основном в детские сады приходят специалисты без опыта работы, имеющие педагогичес...

Формы, методы и средства организации деятельности в формате наставничества «педагог-педагог"

Авторы представляют опыт организации и проведения практико-ориентированного семинара для наставников и наставляемых. Раскрываются теоретические и практические аспекты заявленной темы. Акцентирует...

Семинар «Шесть форматов наставничества»

Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении. Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного к...

Доклад: "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ"

В статье рассматриваются основные подходы к созданию благоприятной среды для раскрытия потенциала одарённых детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описываются методы и приёмы, которые с...