Моделирование «говорящей» среды в ДОУ как условие для раскрытия потенциала в самостоятельной деятельности дошкольников.
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №6 станица Старощербиновская, Краснодарский край
Тема: Моделирование «говорящей» среды в ДОУ
как условие для раскрытия потенциала в самостоятельной
деятельности дошкольников.
Спикер: Котко Людмила Николаевна –
старший воспитатель
22.09.2022г
Организация и создание РППС в детском саду - одно из главных составляющих условий функционирования ДОУ. С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда».
(Почему нельзя оставить все как есть?)
Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем – ФГОС ДО, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам. Что же это такое? И как грамотно смоделировать «говорящую среду», понимая её ценность. Работая над этой задачей, я как старший воспитатель обучая коллег, разъясняла - это новый взгляд на создание условий для детей, при котором есть необходимость пересмотреть свои подходы, приёмы проектирования среды группы и сада в целом. Прежде всего, нужно понять - это не просто наглядная, стендовая информация. «Говорящая среда» - технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка». И сегодня хочу поделиться с вами как наш педагоги – воспитатели окунулись в этот процесс и уже создают «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.
СЛАЙД
Ребёнок находясь в группе должен слышать:
- Ты здесь очень нужен! (Посмотри, вот висит твой рисунок)
- Твой труд ценен! (Поэтому мы никогда не скажем тебе: «выбрось это в мусор»)
- Это твоё место! (Ты можешь положить здесь свои вещи,их гарантированно никто не тронет.
- Твоё мнение много значит! (Посмотри здесь результаты твоего голосования, выбора)
- Мы гордимся твоими достижениями!
- Попробуй это, тебе понравиться!
Педагогу
- Доверяй детям!
- Изучай их выбор!
- Цени их мнение!
- Наблюдай!
Так как учебной деятельности, согласно действующему нормативному полю в принципе, нет в пространстве детского сада, Учебной зоны быть не может | |
Традиционное расположение мебели по периметру, шкафы, в них игрушки, посередине ковер | В зонированном пространстве есть много маленьких,уютных ,соразмерных росту ребёнка комнаток |
Место в среде, которое недоступно детям, не интересно, не зовёт – «Мертвая зона» | Дети едят за столами, но они не сконцентрированы в одном месте, могут менять свое местоположение и форму. |
Вертикальное зонирование | |
Места для отдыха и уголки уединения (чем отличаются) | |
Кровать - как «норка», как диван | |
Ткани, чехлы, ширмы |
Среда организуется по принципу разбивки на небольшие микро группы. Зонирование достигается логичной (рациональной и безопасной) расстановкой мебели, с возможностью мобильности и перемещения в будущем по желанию детей. Лучше если игровые модули низкие и на колёсиках.
В пользовании детей на выбор различные элементы для зонирования: подушки пуфы, мягкие и легкие модули, маты ширмы из пластиковых труб), игровые домики (картонные, тканевые).
Зона размещения продуктов детской деятельности – это всегда была головная боль воспитателя. Стандартно мы выставляли на шкафчик в приёмной комнате работы (только для глаз родителей, и то, что ребёнок сотворил сегодня, завтра он свой результат - не наблюдает). Как же показать достижения ребят эстетично и не затратно, безопасно и доступно. А главное помнить уголок творчества - зона максимальной свободы, самостоятельной активности, место особого сближения взрослого и ребёнка, детей между собой. Варианты размещения:
- Шнуры, тонкие канаты, ленты с прищепками (зажимами)
- Пробковые листы и доски
- Вертикальное или горизонтальное размещение обоев, малярный скотч
- Садовая сетка разного сечения
- Парфолио
- Объёмные карманы и папки на шкафчиках
«Играем, общаемся, мыслим!» Под таким девизом наши педагоги создают условия для развития у дошкольников способностей к планированию, появлению инициативы и самостоятельности через организацию разных видов деятельности.
Вариативные методики и образовательные технологии нашей Программы позволяют вовлечь в разнообразную деятельность детей на разных этапах развития. "Говорящая" среда, ориентированная на ребёнка, использование таких приёмов и технологий, как: "Утренний круг, "Групповой сбор", «Соцопрос», "Линейный календарь" , "Новость дня", "Выбор центров активности" , реализация индивидуальных и групповых проектов , и др. способствуют поддержанию детского интереса в течение всего дня , развитию навыков общения , умению работать в команде , учиться самостоятельно принимать решения.
У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются совместно с детьми, родителями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети придумывают задания, договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми, контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.
В этом учебном году мы продолжаем работу над этой задачей. Воспитатели изучают примеры успешных педагогических практик, путеводителем является методическое пособие Илюхиной Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? В Контакте Результат - появление новых элементов РППС в каждой группе.
Все это наполняет образовательный процесс новым содержанием, помогает педагогам выстраивать его событийно, развивать и поддерживать инициативу детей, делает среду в группах живой.
Цель воспитания: самоопределение и социализация детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. |
Задачи |
Дошкольный возраст:
|
Совместная деятельность с детьми строится на основе возрастных особенностей и индивидуальных интересов детей, а также материала, рекомендованного комплексной образовательной программой ДОУ.
В младшем дошкольном возрасте акцент сделан на формировании самостоятельности ребенка в быту и сенсорное развитие, в среднем — на формировании представлений о труде человека и профессиях, а также о семье, формировании эталонных представлений о добре и зле на основе художественной литературы. В старшем возрасте — представлении о стране и государстве, формировании начальных географических и исторических знаний, формировании культуры поведения в общественных местах и представлений о правилах вежливости.
Главное помнить, что всё, что мы создаём в детском саду, должно быть направлено на ребёнка, на его потребности и желания. ВАЖНО, чтобы ребёнок воспринимал детский сад, как приятное, позитивное место.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ д/с №29».
Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу...
Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и ...
Развивающая среда как условие развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой – еще не с...
Статья "Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности". 2024г.
Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...
Технология «Говорящая среда» как условие для речевого развития детей дошкольного возраста
Технология «Говорящая среда» - это создание образовательного пространства в группе, способствующее развитию творческих способностей, самостоятельности и речевого развития детей дошкольного...
Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения
Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения Созданию мотивирующей, развивающей, предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется ...
Доклад: "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ"
В статье рассматриваются основные подходы к созданию благоприятной среды для раскрытия потенциала одарённых детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описываются методы и приёмы, которые с...