Моделирование «говорящей» среды в ДОУ как условие для раскрытия потенциала в самостоятельной деятельности дошкольников.
материал

Котко Людмила  Николаевна

Рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_kotko_l.n.docx153.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -  детский сад №6 станица Старощербиновская, Краснодарский край

Диалог.png

Тема: Моделирование «говорящей» среды в ДОУ

как условие для раскрытия потенциала в самостоятельной

деятельности дошкольников.

Спикер: Котко Людмила Николаевна –

старший воспитатель

22.09.2022г

Организация и создание  РППС в детском саду   - одно из главных составляющих   условий  функционирования ДОУ. С недавних пор в образовательном пространстве детского сада появилось новое понятие как «говорящая среда».

 (Почему нельзя оставить все как есть?)

Актуальность этого понятия продиктована с одной стороны действующим нормативным полем – ФГОС ДО, с другой стороны посылами гуманной педагогики, которая транслирует ценности дошкольного детства, уникальности каждого ребёнка, его безграничные возможности и доверие взрослых к его ресурсам.  Что же это такое? И как грамотно смоделировать «говорящую среду», понимая её ценность. Работая  над этой задачей, я как старший  воспитатель  обучая коллег,  разъясняла -  это новый взгляд на создание условий для детей, при котором есть необходимость пересмотреть свои  подходы, приёмы  проектирования среды группы и сада в целом. Прежде всего, нужно понять -   это не просто наглядная, стендовая информация. «Говорящая среда» - технология организации образовательного пространства в детском саду, где слышен «голос ребёнка». И сегодня хочу поделиться с вами как наш педагоги – воспитатели   окунулись  в этот процесс и уже создают «говорящую среду» вместе со своими воспитанниками, оценив её преимущество.

СЛАЙД

Ребёнок находясь в группе  должен слышать:

  • Ты здесь очень нужен! (Посмотри, вот висит твой рисунок)
  • Твой труд ценен! (Поэтому мы никогда не скажем тебе: «выбрось это в мусор»)
  • Это твоё место! (Ты можешь положить здесь свои вещи,их гарантированно никто не тронет.
  • Твоё мнение много значит! (Посмотри здесь результаты твоего голосования, выбора)
  • Мы гордимся твоими достижениями!
  • Попробуй это, тебе понравиться!

Педагогу

  • Доверяй детям!
  • Изучай их выбор!
  • Цени их мнение!
  • Наблюдай!

Так как учебной деятельности, согласно действующему нормативному полю в принципе, нет в пространстве детского сада, Учебной зоны быть не может

Традиционное расположение мебели по периметру, шкафы, в них игрушки, посередине ковер  

В зонированном пространстве есть много  маленьких,уютных ,соразмерных росту ребёнка комнаток

Место в среде, которое недоступно детям, не интересно, не зовёт – «Мертвая зона»

Дети едят за столами, но они не сконцентрированы в одном месте, могут менять свое местоположение и форму.

Вертикальное зонирование

Места для отдыха и уголки уединения

(чем отличаются)

Кровать  - как «норка», как диван

Ткани, чехлы, ширмы

Среда организуется по принципу разбивки на небольшие микро группы. Зонирование  достигается логичной (рациональной и безопасной) расстановкой мебели, с возможностью мобильности и перемещения в будущем по желанию детей. Лучше если игровые модули низкие и на колёсиках.

В пользовании детей  на выбор различные элементы  для зонирования: подушки пуфы, мягкие и легкие модули, маты ширмы из пластиковых труб), игровые домики (картонные, тканевые).

Зона размещения продуктов детской деятельности – это  всегда была головная боль воспитателя. Стандартно мы выставляли на шкафчик  в приёмной комнате работы (только для глаз родителей, и то, что ребёнок сотворил сегодня, завтра он свой результат  - не наблюдает). Как же показать достижения ребят  эстетично и не затратно, безопасно и доступно. А главное помнить уголок творчества -  зона максимальной свободы, самостоятельной активности, место особого сближения взрослого и ребёнка, детей между собой. Варианты размещения:

  • Шнуры, тонкие канаты, ленты с прищепками (зажимами)
  • Пробковые листы и доски
  • Вертикальное или горизонтальное  размещение обоев, малярный скотч
  • Садовая сетка разного сечения
  • Парфолио
  • Объёмные карманы и папки на шкафчиках

«Играем, общаемся, мыслим!» Под таким девизом наши педагоги   создают условия для развития у дошкольников способностей к планированию, появлению инициативы и самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Вариативные методики и образовательные технологии нашей Программы позволяют вовлечь в разнообразную деятельность детей на разных этапах развития. "Говорящая" среда, ориентированная на ребёнка, использование таких приёмов и технологий, как: "Утренний круг, "Групповой сбор", «Соцопрос», "Линейный календарь" , "Новость дня", "Выбор центров активности" , реализация индивидуальных и групповых проектов , и др. способствуют поддержанию детского интереса в течение всего дня , развитию навыков общения , умению работать в команде , учиться самостоятельно принимать решения.  

У детей развивается самостоятельность, инициатива при выборе содержания деятельности, наглядных средств. Наглядные средства пополняются, изготавливаются  совместно с детьми, родителями. У детей развиваются коммуникативные навыки. Дети придумывают задания,  договариваются об этапах выполнения. Учатся сотрудничать с взрослыми и детьми, контролировать своё поведение, выполнять простые правила, следуют алгоритму при общении в группе.

В этом учебном году мы продолжаем работу над этой задачей.  Воспитатели изучают примеры успешных  педагогических практик, путеводителем является методическое пособие  Илюхиной Ю.В. «Говорящий» дом или как смоделировать пространство для жизни в группе детского сада? В Контакте Результат -   появление  новых  элементов   РППС в каждой группе.

Все это наполняет образовательный процесс новым содержанием, помогает педагогам выстраивать его событийно, развивать и поддерживать инициативу детей, делает среду в группах живой. 

Цель воспитания: самоопределение и социализация детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Задачи 

Дошкольный возраст:

  • формировать начальные представления о нравственных ценностях в отношении общества, сверстников, взрослых, природного и предметного окружения и себя самого в окружающем мире;
  • воспитывать уважительное отношение к духовно-нравственным ценностям, историческим и национально-культурным традициям народов нашей страны;
  • воспитывать позитивное отношение к миру, к другим людям вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей;
  • воспитывать позитивное отношение к самому себе, чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах;
  • воспитывать стремление к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
  • воспитывать позитивное отношение к разным видам труда, ответственность за начатое дело, стремление к преодолению трудностей;
  • воспитывать патриотизм, чувство гражданской принадлежности и социальной ответственности.
  • Задачи решались с помощью разработанной системы мероприятий для всех участников образовательного процесса, которые были представлены на согласование и утверждение на установочном педсовете. Для составления аналитической справки использовались результаты анализа, наблюдения, анкетирования.

Совместная деятельность с детьми строится на основе возрастных особенностей и индивидуальных интересов детей, а также материала, рекомендованного комплексной образовательной программой ДОУ.

В младшем дошкольном возрасте акцент сделан на формировании самостоятельности ребенка в быту и сенсорное развитие, в среднем — на формировании представлений о труде человека и профессиях, а также о семье, формировании эталонных представлений о добре и зле на основе художественной литературы. В старшем возрасте — представлении о стране и государстве, формировании начальных географических и исторических знаний, формировании культуры поведения в общественных местах и представлений о правилах вежливости.

Главное помнить, что всё, что мы создаём в детском саду, должно быть направлено на ребёнка, на его потребности и желания. ВАЖНО, чтобы ребёнок  воспринимал детский сад, как приятное, позитивное место.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ д/с №29».

Доклад  «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ - условие   реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу...

Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка

Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и ...

Развивающая среда как условие развития творческого потенциала детей дошкольного возраста

Возраст 3-5 лет является наиболее сензитивным для развития творческих способностей. Ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации (сформированность речи), а с другой – еще не с...

Статья "Музыкально-театрализованная образовательная среда как условие развитие творческого потенциала дошкольников с учетом их индивидуальности". 2024г.

Статья посвящена вопросу художественно-эстетического развития детей в процессе реализации театральной деятельности, способствующей не только познанию ими мира через собственную творческую, созидательн...

Технология «Говорящая среда» как условие для речевого развития детей дошкольного возраста

Технология «Говорящая среда» - это создание образовательного пространства в группе, способствующее развитию творческих способностей, самостоятельности и речевого развития детей дошкольного...

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения

Элементы «Говорящей» среды в условиях дошкольного образовательного учреждения Созданию мотивирующей, развивающей, предметно-пространственной среды в современном ДОУ сегодня уделяется ...

Доклад: "СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ПОТЕНЦИАЛА ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В ДОУ"

В статье рассматриваются основные подходы к созданию благоприятной среды для раскрытия потенциала одарённых детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ). Описываются методы и приёмы, которые с...