Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка
проект (младшая группа)
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_effektivnost_chteniya_braginskogo.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективные потребности дошкольного образования в раскрытии потенциала личности ребенка.
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг, хорошо наполненный.
Мишель де Монтень
Большие социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране на современном этапе, непосредственно касаются системы образования, осуществления обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.
Происходящие перемены касаются, прежде всего, становления вариативного образования, которое может наделить каждого человека возможностью адаптироваться к социальным изменениям и быть конкурентоспособным. В современных условиях образование не может сохранять традиционную позицию простого воспроизведения жизни и опыта предшествующих поколений.
Целью эффективных потребностей ребенка является создание психолого-педагогических условий для нормального развития и его успешного обучения; раскрытие внутренних ресурсов каждого ребенка.
Поставленные цели могут быть достигнуты при условии выполнения определенных задач:
1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.
2. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления, а так же всех психических процессов.
3. Развитие речи как средство коммуникативных умений, необходимых для успешного развития личности.
4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.
Задачей воспитателя является помочь растущему человеку выявить и раскрыть свои потенциальные возможности; оказать помощь воспитанникам в выборе ценностей и идеалов.
Социально-личностное развитие ребенка дошкольника неразрывно связано с общими процессами его интеллектуального, коммуникативного, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития, поэтому иногда представляется достаточно сложным его ограничить от остальных видов и направлений.
Важно отметить, что социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Исходя из этого, мы опираемся на основной принцип работы: принцип свободы в педагогической деятельности.
Поэтому, в условиях детского сада необходимо проводить мониторинг: каким образом происходит социальное, коммуникативное, речевое развитие ребенка-дошкольника, выявить те сферы социализации, в которых у ребенка наблюдаются трудности, и определить, насколько продвинулось его социальное развитие за тот или иной период пребывания в детском саду. Методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребенка в естественных условиях его жизни в детском саду. Результаты диагностики необходимы для планирования совместной и индивидуальной работы с детьми.
Проблемы детей дошкольного возраста — частый камень преткновения родителей на пути воспитания самостоятельной и гармоничной личности. Впоследствии они становятся причиной сложной психологической адаптации малыша в социуме. Как правило, возникает не одна проблема развития детей дошкольного возраста, а совокупность:
1.Интеллектуальные особенности: неустойчивое внимания, трудности с усвоением новых знаний, плохая память.
2.Поведение: неуправляемость, проявление грубости и агрессии.
3.Психосоматические состояния: тики, плохой сон, навязчивые движения, быстрая утомляемость, обидчивость, застенчивость, чрезмерное стремление к позиции лидера в группе
4.Эмоциональный фон: чрезмерная возбудимость, раздражительность, переменчивость настроения, тревожность.
5.Проблема общения в целом. Хотя общение – необходимое условие нормального развития маленького человека, в результате которого формируется речевой навык, малыш получает образование.
Данные проблемы являются предпосылками девиантного поведения, которое в дальнейшем оказывает влияние на поведение детей в школе.
Причины частых жалоб и обращений родителей детского сада к психологу и логопеду касаются в большинстве случаев эмоционально-волевой и речевой сферы детей. В основном, это дети 3-4 лет. Один из примеров: «Моему сыну 3 года, он не разговаривает, все бросает, не умеет сам есть, одеваться. Нет эмоций, только на негатив. Находится на какой-то своей «волне». Не реагирует на кошек, собак, людей. Не может показать, где у них глазик, носик и т.д. Какой-то безразличный ко всему… Невропатолог говорит, что развитие соответствует возрасту…Что делать?» Данные случаи не единичны. При сохранном слухе и интеллекте, у детей выявляются проблемы с выражением своих эмоций, а также с речью как средством коммуникации.
Поэтому, мы решили с учителем-логопедом Галиёй Амировной провести исследование младших дошкольников. Результаты показали бедность эмоциональной сферы и недоразвитие речи детей. Речь не используется детьми для общения и не выполняет свою социально-коммуникативную функцию. Дошкольники общаются больше жестами, мимикой. Отсюда отсутствие собственного мнения, умения придумывать игры для друзей и себя.
Отсутствие практического опыта и навыков не позволяет родителям справиться с задачей самостоятельно. Кроме того, большинство современных родителей не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями, ссылаясь на занятость.
Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка. Профессиональная помощь в данном случае является необходимостью. Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему, так как в этом возрасте ребенок очень зависим от родителей, эмоционально на них настроен, нуждается в поддержке, участии, заботе и безопасности.
Современный ребенок в возрасте от 3 до 5 лет в среднем большую часть времени в неделю смотрит на экран. Постепенно игра подменяется просмотром телевизора, планшета, смартфонов, гаджетов. Можно полагать, что общественные трансформации нарушают психолого-педагогические условия игровой деятельности и, следовательно, ведут к снижению уровня развития игры. Это в свою очередь неизбежно отражается на особенностях развития детей. В результате поведение дошкольников остаётся ситуативным, непроизвольным, зависимым от окружающих взрослых.
Большую роль в жизни и развитии дошкольников играют игры-имитации, направленные на смену эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы – животный мир, растительный мир, неживая природа.
Например, игра-имитация «Ласковый котенок» целью которой является обучение детей имитации образа котенка с помощью мимики, жестов, движений, голоса. Педагог предлагает детям представить, что они маленькие котята. Когда котенка гладят, ласкают, он прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет, трется головой о руку хозяина, выражая тем самым свое расположение к нему. Это означает, что контакт установлен с ребенком, ему комфортно в группе, он раскрепощен.
Но, самое главное, во время игры педагогу необходимо эмоционально поддерживать и хвалить ребят. Игра вызывает массу положительных эмоций. В игру постепенно включаются остальные дети.
Рассмотрим еще одну игру-имитацию «Комнатное растение», с помощью которой у детей развиваются умения входить в образ растения, выполнять имитационные действия, способности развития экологической эмпатии.
Как показывает наш опыт, игры-имитации необходимо проводить систематически, целенаправленно, в определенной последовательности (от простого к сложному), эмоционально и использовать в разных формах работы с детьми, тогда они будут эффективным средством формирования субъективного отношения к природе у детей.
Социальная ситуация развития, т.е. отношения со взрослым, его присутствие, является условием при котором ребенок может развиваться и переходить на более высокую ступень своего развития (то, что ребенок пока может делать только в сотрудничестве со взрослым).
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов.
Взаимодействие с семьёй эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
В работе нужно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформление альбомов: «Всё о нашей Родине», «Наше творчество», «Моё любимое животное», «Смотрюсь в семью как в зеркало…». Родители и дети делятся своими впечатлениями о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.
Традиционным в дошкольных учреждениях становятся проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я - взрослый, ты - ребенок», «Птица семейного счастья». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.
Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит именно в игре. Комната может быть и морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Иногда образ так захватывает ребенка, что он даже не отзывается на привычное обращение к нему: «Я не Сережа, я капитан». Дети не играют молча. Даже тогда, когда ребенок один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за больного и врача и т. д.
Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, которую можно определить как процесс общения посредством языка.
Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речевое общение в процессе игры выполняет огромную роль. Общаясь, дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют замысел и содержание игры.
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Советский врач и педагог Е.А. Аркин указывал; "Жестами, мимикой, хлопаньем в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает часто того, что ему в этом периоде жизни наиболее нужно, то есть любви, помощи и подчинения себе взрослых".
Началом развития речи ребенка является реакция оживления. В настоящее время современные психолингвистические, психологические и педагогические исследования основываются на двух принципах: принципа развития и принципа деятельности. В логопедии психолого-педагогический подход сформулирован Р.Е. Левиной. Одним из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов протекает в тесном взаимодействии друг с другом. Обучение хорошо тогда, когда оно идет впереди развития.
Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо деятельность, например в игровую. Использование разнообразных видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива - важное условие, как для восприятия речи, так и для активного пользования, ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка. Личный опыт ребёнка организуется так, чтобы он естественным путём, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру. Поэтому в своей методике работы с детьми 3-4 лет использовали сенсомоторные методы: «речь и движение», «активные звукоподражания», «упражнения на развитие правильного дыхания», «речь и воображение», и самое главное, умение построить простую фразу.
Мониторинг, проведенный в конце учебного года показал достаточно неплохие результаты, которые мы видим в диаграмме. Мы достигли поставленной цели, значительно улучшились показатели эмоциональной сферы, социально-коммуникативной функции и развитие речи как средство общения.
Таким образом, первый период детства (3года) является сенситивным периодом для усвоения общественных эталонов поведения, поэтому перед воспитателями и родителями стоит важная задача – успешная социализация для раскрытия потенциала личности ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В Законе «Об образовании» (ст.18) указано, что «родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в ранне...
Дошкольное образование как ресурс развития личности ребенка
Развитие личности ребенка в условиях модернизации дошкольного воспитания...
Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО
В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...
Итоговые результаты освоения детьми образовательной Программы дошкольного образования. Развитие интегрированных качеств личности ребенка.
Итоговые результаты освоения детьми образовательной Программы дошкольного образования. Развитие интегрированных качеств личности ребенка....
Итоговые результаты освоения детьми образовательной Программы дошкольного образования. Развитие интегрированных качеств личности ребенка.
Развитие интегрированных качеств личности ребенка....
Итоговые результаты освоения детьми образовательной Программы дошкольного образования Развитие интегрированных качеств личности ребенка.(2020-2021)
Итоговые результаты освоения детьми образовательной Программы дошкольного образованияРазвитие интегрированных качеств личности ребенка....
Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности
Развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...