Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по шахматному воспитанию Тема: «Король»
план-конспект занятия (старшая группа)

Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.

Задачи:

1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».

2. Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.

3. Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.

Материал: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, игра «Лабиринт» на карточках, схема «Возможные ходы короля».

Словарная работа: шахматный Король, горизонталь, вертикаль.

Предварительная работа: Просмотр презентации (книга И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» - ознакомление с шахматной доской); Таблица «Стоимость шахматных фигур»; Решение шахматно-математических задач; Чтение сказки «Чудесные фигуры»; Дидактические игры: «Самая короткая (длинная) дорожка», «Соберем шахматную доску»; «Шахматная лесенка», «Чудесный мешочек», Словесная игра «Доскажи словечко»; Заучивание шахматной считалки и стихотворения о начальном положении фигур.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образованиеФото Игра в шахматы

Ханты-Мансийского автономного округа –Югры

городской округ город Ханты-Мансийск

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад комбинированного вида №14 "Березка"

МБДОУ «Детский сад №14 «Березка»

                                                     Конспект

непосредственно – образовательной деятельности

в старшей группе по шахматному воспитанию

Тема: «Король»  

                                                                                    Воспитатель: Темирханова Д.Б.

г. Ханты-Мансийск 2023г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Цель занятия: Познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске.

Задачи:

1. Обучающая: дать общее представление о шахматной фигуре «Король».

2. Развивающая: развивать пространственную ориентацию на шахматной доске.

3. Воспитательная: прививать интерес к игре в шахматы.

Материал: магнитная доска с набором шахматных фигур, шахматные доски, шахматные фигуры, игра «Лабиринт» на карточках, схема «Возможные ходы короля».

Словарная работа: шахматный Король, горизонталь, вертикаль. 

Предварительная работа: Просмотр презентации (книга И.Г. Сухина «Приключение в Шахматной стране» - ознакомление с шахматной доской); Таблица «Стоимость шахматных фигур»; Решение шахматно-математических задач; Чтение сказки «Чудесные фигуры»; Дидактические игры: «Самая короткая (длинная) дорожка», «Соберем шахматную доску»; «Шахматная лесенка», «Чудесный мешочек», Словесная игра «Доскажи словечко»; Заучивание шахматной считалки и стихотворения о начальном положении фигур.

Содержание непосредственно – образовательной деятельности.

I. Организационный момент

– Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Дети встают парами.

Здравствуй, друг! – дети обмениваются рукопожатием.

Как ты тут? – похлопывают по плечу друг друга.

Где ты был? – треплют друг друга за ухо.

Я скучал! – руки прикладывают к своему сердцу.

Ты пришел? – разводят руки.

Как хорошо! – обнимают друг друга.

– Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей) А играть? (ответы детей). Сегодня я хочу пригласить вас в необыкновенное путешествие. А куда мы отправимся – вы угадаете сами:

На свете есть забавная

Волшебная игра.

В неё с утра до вечера

Играет детвора

Там мчатся кони резвые

Трубят поход слоны.

И клетки чёрно – белые  

Чудес и тайн полны.   

Ребята «прилетели» в Шахматную страну, их встречает белый Король ( педагог одевает на руку куклу), и говорит: Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вы приняли мое приглашение и прилетели ко мне в гости. Пойдемте со мной, я покажу вам  королевство.

Показывает половинку шахматной доски и говорит, что это королевство белого Короля, а другая половина доски – королевство черного Короля, называется – доска. А какие доски знаете вы? ( выслушивает ответы детей).

-Ребята, скажите , из чего состоит шахматная доска? ( из клеточек).

- Эти клеточки называются поля.

- Какого цвета поля? ( белого и черного).

- На какую геометрическую фигуру похожа доска?( на квадрат)

- На какую фигуру похоже каждое поле? ( на квадрат)

- Посмотрите внимательно на доску и назовите цифры, которые здесь написаны. Дети называют. Король сам называет буквы, а потом все вместе повторяют.

- Как вы думаете, зачем нужны цифры и буквы?

Король объясняет, что это адрес каждого поля. На доске всего 64 поля. Приводит примеры, а ребята ищут нужное поле, показывая пальчиком. Затем Король знакомит с горизонтальными, вертикальными и диагональными дорожками.

 Давайте поиграем в игру «Кого не стало?»

Дети закрывают глаза, а Король убирает одну из фигур, потом они открывают глаза и отгадывают.

- Молодцы, ребята, справились с игрой, за это я вам даю черные квадратики.

Затем Король предлагает следующую игру «Новоселье». Достают по одной фигуре из «волшебного мешочка» и ставят по заданию : например, А2, С5, Д6 и т.д.

– Маленькая, удаленькая все поля прошла и фигуру нашла. (Пешка)

– Стою на самом краю, путь откроют – пойду.

Только прямо хожу, как зовут – не скажу. (Ладья)

– Не живет в зверинце, не берёт гостинцы,

По косой дорожке ходит, хоботом не водит. (Слон)

– Передвигается не косо и не прямо,

А буквой «Г» – так шахматисты говорят. (Конь)

– Эта фигура выбирает свой собственный цвет — белый на белом квадрате стоит, чёрному чёрный удачу сулит. Фигура, которая ходит как ладья и слон. Является самой сильной из всех фигур. (Ферзь)

– Сколько ферзей участвует в игре? Назовите адреса фигур и поместите фигуры на шахматную доску (дети поочерёдно выставляют фигуры на шахматную доску).

– Молодцы ребята, все фигуры знаете!

А сейчас присаживайтесь на стульчики и давайте узнаем, что еще нам приготовили жители Шахматного королевства.

Задание№ 4 «Реши пример» (работа с карточками: дети решают примеры, составленные из шахматных фигур. Взаимоконтроль).

II. Изучение нового материала.

– Ребята, посмотрите, какой фигуры не хватает не шахматной доске? (Короля) Правильно! От кого зависит спокойствие в королевстве? Кто правит в Шахматном королевстве? (Король).

– Совершенно верно.  Мы продолжим знакомиться с королем и его ролью на шахматной доске. И я для вас приготовила интересную историю про шахматных королей (моделирование сказки).

«Когда – то давным-давно, на месте старинного Шахматного королевства жил Король. И было у него два сына. Одного звали Белый Королевич, другого Черный Королевич.

Вскоре старый Король умер. После смерти отца Королевичи стали делить Королевство. Но не поделили, разругались и пошли друг на друга войной. Сражались долго и упорно: никто не хотел уступать. Тогда -то и появился старый престарый Мудрец и сказал: «Я знаю одно надежное средство, которое может двух братьев померить. Достал Мудрец из котомки доску, поделенную на одинаковые белые и черные клеточки – квадратики и стал расставлять на ней забавные фигурки. В первом ряду по углам разместил крепостные башенки, рядом с ними коней, по соседству с конями – слонов – по две одинаковые фигурки с каждой стороны, а в самом центре – короля и его главного помощника ферзя. Во втором ряду поставил пешки.

– Вот твоя шахматная армия, Белый Королевич, – молвил Мудрец, указывая на белые фигуры.

– А где же армия брата? – спросил Белый Королевич.

И мудрец достал из котомки другие фигурки, только черного цвета, расставил их на противоположной стороне.

– Вот твоя шахматная армия, Чёрный королевич, – молвил Мудрец, указывая на чёрные фигуры.

Братья раскрыли рты от изумления и стали расспрашивать Мудреца про диковинную армию, про игру.

– Эта игра называется «шахматы». Она так интересна и увлекательна, что, начав играть, вы забудете про ваши раздоры.

И стал Мудрец обучать Королевичей этой мудрой игре. И с тех пор Королевичи жили дружно и сражения устраивали только на шахматной доске».

– Вы внимательно слушали сказку. Кто герой сказки?

– Как жили между собой королевичи? Кто помирил их?

– Ребята, как вы думаете, чем сложнее управлять – целой армией или небольшим отрядом шахматных фигур? (целой армией) 

III. Закрепление нового материала:

– Ребята, давайте рассмотрим передвижения короля по шахматной доске и его ходы (дети рассаживаются по командам)

– Король стоит на позиции (e1, e8). Король может передвигаться по шахматной доске в любом направлении: вперед и назад, вправо и влево, прямо и наискосок, но только на одну клетку. Перепрыгивать через клетки королю запрещается. За ход пойти на одно из соседних полей — вот предел его возможностей. Поэтому Его Величество считается самой медленной шахматной фигурой.

Как ходит Король (карточка на доске).

Предположим, что Королю нужно попасть с 1-й горизонтали на 8-ю. Сколько же ходов ему предстоит сделать? (для этого он должен будет совершить 7 ходов). Рубит Король так же, как и ходит. Ему разрешено бить любые чужие фигуры, кроме другого Короля. Но если фигура соперника защищена другой своей фигурой, то Король ее забрать не может. Под бой-то он не ходит! Самого Короля нельзя срубить ни при каких обстоятельствах. Короля не рубят — ему ставят мат! Между собой Короли всегда соблюдают определенную дистанцию. Между ними должна быть как минимум одна клетка. Стоять на соседних полях (рядом) им запрещается. Король с Королем не встречаются! Таким образом, Король — самая главная шахматная фигура, но одновременно и самая слабая из-за своего медленного способа передвижения.

– Ну а сейчас подошло время отдохнуть.

Физминутка:

– Сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну - ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем:

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

Три, четыре, приседаем,

Наши ножки разминаем (приседания).

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим (садятся за столы)

IV. Практическая часть:

– Поставите Короля на позицию С4.

– Выложите фишками, как ходит Король.

– Проведи Короля через лабиринт, показывая фишками. 

Задание №4. Блиц опрос:

– Сколько на шахматной доске Королей?

– Между какими фигурами в начальном положении стоит Король?

– По каким шахматным дорожкам ходит Король?

 Согласен ли ты, что:

Король – самая высокая фигура? (да)

Можно ли побить Короля? (нет)

На шахматной доске два Короля? (да)

Король перепрыгивает через другие фигуры? (нет)

Из угла доски Король держит под ударом три поля? (да)

Черный Король может побить черного Ферзя? (нет)

Может ли Король пойти с белого поля на чёрное? (да)

Может ли Король в начальном положении сделать первый ход? (нет) 

V. Заключительная часть:

– Молодцы. Все хорошо работали. Я думаю, из вас мудрые шахматисты получатся.

Если зря не зазнаваться.

Каждый день тренироваться:

Бегать, прыгать, в шахматы играть –

VI Рефлексия: А вот и наш приз - новый набор больших шахмат. Он останется в вашей группе. Играйте с удовольствием!

Ребята, наше занятие подошло к концу. Что понравилось вам больше всего? Какое задание было самое трудное? Какое самое интересное? Вы отлично справились с заданиями, показали ваши знания, я вами очень довольна. Я прощаюсь с вами до следующего занятия в нашей Шахматной школе. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада на тему: "Животные жарких стран".

В данном конспекте представлена работа с современным игровым оборудованием (играми: "Сенсино" и "Сырный ломтик", "Кочки" и "Лабиринт"), а также используется мимио-проект о животных....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Русские березы" к теме проекта "Краски осени"

Эффективность данной учебно-воспитательной деятельности с применением ИКТ способствует повышению интереса детей к материалу, большинство детей становятся более активны, менее выражена тревожност...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ОБЖ на тему: «Мать на рынок уходила, дочке Лене говорила»

Конспектнепосредственно образовательной  деятельности  в старшей  группе по ОБЖна тему: «Мать на рынок уходила,дочке Лене говорила» Дать детям знания о предметах домашнего бы...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада по теме: «Рассматривание репродукции художника В. Васнецова «Снегурочка»».

Данное занятие развивает эстетические чувства, восприятие, интерес к искусству, а также формирует бережливое отношение к произведениям искусств....

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание. тема: "Путешествие по Крыму"

КОНСПЕКТ непосредственно-образовательной деятельности  в старшей группе. Нравственно-патриотическое воспитание.тема: "Путешествие по Крыму" Программное содержание:1....