Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой.
консультация
Цель:
Повысить профессиональный уровень педагогов;
Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_vospitateley_oznakomlenie_doshkolnikov.docx | 23.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников
с художественной литературой.
Подготовил: старший воспитатель Рыбель С.Н.
Цель:
Повысить профессиональный уровень педагогов;
Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;
Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;
Раскрыть творческий потенциал каждого педагога.
Ход игры
Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей. » Н. И. Морозов.
Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)
Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)
То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни. (К. Д. Ушинский)
К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.
Как же ему помочь?Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.
Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка. Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях.При использовании литературных произведений вне НОД решаются следующие задачи:
Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся. Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Очки представляются в форме фишек. За каждый правильный ответ – фишка. Первыми и лучшими будут те, у кого о кажется больше фишек, все понятно?……Тогда приступим.
Разминка:
1. Вспомните, кто говорил такие волшебные слова:
« По щучьему веленью, по-моему, хотенью…»
« Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
« Спи, глазок, спи, другой!»
« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»
«Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…»
« Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!»
2. Закончите пословицу:
« Что написано пером…» (не вырубишь топором)
« Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
« Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)
« Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
« Смех без причины…» (признак дурачины)
« Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
«Что посеешь…» (то и пожнешь)
« Любишь кататься…» (люби и саночки возить)
« Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
« Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
3. К какому виду творчества это относится?
« Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
«На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)
«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал» (Потешка)
«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)
«Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-Инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
-«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)
-«Красна девица, сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
Задание 4.
Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:
Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. | 2-я младшая группа |
Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста. | Средняя группа |
Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи. | Подготовительная группа |
Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения. | Старшая группа |
Задание 5.
Назовите автора произведения:
«Приключения Чипполино» (Д.Родари)
«Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)
«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)
«Алиса в стране чудес» (Э.Кэрролл.)
«Цветик-семицветик» (В.Катаев)
«Домовенок Кузька» (Т. Александрова)« Что такое хорошо и что такое плохо? ( Маяковский) « Лев и собачка» (Толстой Л. Н.) «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях «(Пушкин А.С)
Задание 6
(Задание в конверте)
Назвать детские художественные произведения, написанные:
К. Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Крокодил» и др.)
С. Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.)
Задание 7.
Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:
…Ну, так видите ль, миряне,
Православные христиане,
Наш удалый молодец
Затесался во дворец;
При конюшне царской служит
И нисколько не потужит
Он о братьях и отце
В государевом дворце…
( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
… Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер…
(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)
… Свет мой, зеркальце, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее…
(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)
…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята
Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут она повернулась и поползла к дивану. (Н.Носов «Живая шляпа»)
Задание 8.
Стихотворения о временах года.
Из конверта участники достают пейзажные картинки.
На них изображены зима, лето, весна, осень, должны
вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.
Задание 9
1.Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите пример сказок.
Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и др.)
2.Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Приведите пример сказок. («Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»
Задание 10
Написать детские художественные произведения, написанные К.И. Чуковским за 1 минуту
Название : Айболит ,Бармалей , Краденое солнце ,Крокодил ,Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Одолеем Бармалея, Приключения Бибигона , Путаница Тараканище ,Телефон, Топтыгин и Лиса, Федорино горе ,Чудо дерево.
Задание 11 .
«Составь слово из слогов и отгадай сказку»
(в форме финвордов)
Участники получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.
1 Кашечрохав («Хаврошечка»).
Боклоко («Колобок»)
Зоркомо («Морозко»)
Очвокамйюд Дюймовочка
2 Дыродйом Мойдодыр
Гукароснеч («Снегурочка»)
Комерет («Теремок»)
Щеинакатар («Тараканище»)
Задание 12
-Участники должны вспомнить название сказки.
- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)
- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)
- Об общежитии для зверей. («Теремок».)
- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)
- О деревянном мальчике. («Буратино».)
- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)
Выступления педагогов из опыта работы:
-Русская народная сказка как средство развития связной речи младших дошкольников
-Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста
-Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности»
-Знакомство дошкольников с художественной литературой с использованием информационных технологий (Эффективные методы, приемы работы)
Мнемотехника, как одно из средств интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Какие книги читать детям»
-Результаты анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».
- Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Подводя итог, можно отметить - книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Цель: Повысить профессиональный уровень педагогов;Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;Развивать коммуникативные качества п...
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»
ЦЕЛЬ: Повысить профессиональный уровень педагогов;Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;Ра...
Деловая игра для педагогов "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"
В рамках регионального проекта "PRO чтение" была подготовлена игра, которая поможет повысить профессиональный уровень педагогов в работе с детьми по ознакомлению с художест...
Деловая игра на педсовете «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» 2019г.
Повысить профессиональный уровень педагогов МДОУ. Активизировать применение произведений художественной литературы в работе с детьми;развивать коммуникативные качества педагогов, уме...
Деловая игра для воспитателей Ознакомление дошкольников с художественной литературой
Деловая игра для воспитателей на тему: "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"...
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
конспект для консультации и семинаров для воспитателей . в содержание конспекта входят игры, конкурсы....
Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».
Цель:Повысить профессиональный уровень педагогов;Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми....