Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой.
консультация

Рыбель Светлана Николаевна

Цель:

Повысить профессиональный уровень  педагогов;

Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;

Развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе;

Раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников

                              с художественной литературой.

                                       Подготовил: старший  воспитатель Рыбель С.Н.

Цель:

Повысить профессиональный уровень  педагогов;

Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;

Развивать коммуникативные качества педагогов,  умение работать  в коллективе;

Раскрыть творческий   потенциал каждого педагога.

Ход игры

Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги — мир дикарей. » Н. И. Морозов.

Если с детства у ребёнка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как-будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В. А. Сухомлинский)

Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Дидро)

То, чему мы привыкли в детстве удивляться и сочувствовать, оставляет в нём глубокие следы, и не для одного человека любимый герой детства сделался потом невидимым и иногда несознаваемым руководителем жизни. (К. Д. Ушинский)

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры.Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Задача детского сада, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном возрасте ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица…). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д.Ушинского, братьев Гримм, Х.К. Андерсена и др.Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Умение понимать литературное произведение (не только содержание, но и элементы художественной выразительности) не приходит само собой: его надо развивать с раннего возраста. В связи с этим очень важно учить детей слушать и воспринимать художественное произведение. Кто же вводит дошкольника в мир книги? Этим занимаются родители и педагоги детских садов. Библиотека  и школа – последующий этап формирования читателя. Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Ведь он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественно текста на ребенка. Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться НОД. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово, более разнообразны, чем на занятиях.При использовании литературных произведений вне НОД решаются следующие задачи:

Чтение вне НОД дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Уважаемы коллеги, сегодня я вам предлагаю поиграть, а как известно из игры можно почерпнуть много нового, нужного и интересного. Любовь детей к сказкам и художественной литературе общеизвестна, поэтому педагогу необходимо иметь багаж знаний по данному вопросу. Приобретением нового и развитием старого багажа мы сегодня и займемся.  Вам предстоит пройти ряд сложных испытаний, думаю, что для вас, знатоков своего дела это будет несложно, но удачу все же пожелаю! Очки представляются в форме фишек. За каждый правильный ответ – фишка. Первыми и лучшими будут те, у кого о кажется больше фишек, все понятно?……Тогда приступим.

Разминка:

1. Вспомните,  кто говорил  такие волшебные слова:

« По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…»

« Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!»

« Спи,  глазок, спи,  другой!»

« Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?»

«Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…»

« Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!»

2. Закончите пословицу:

« Что написано пером…»        (не вырубишь топором)

« Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)

« Без  труда…»                        (не выловишь рыбки из пруда)

« Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)

« Смех  без  причины…»         (признак дурачины)

« Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)

«Что посеешь…»                      (то и пожнешь)

« Любишь кататься…»            (люби и саночки возить)

« Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)

« Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

3. К какому виду творчества это относится?

« Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)

«На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)

«Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота» (Небылица.)

«Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар побежал»            (Потешка)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» (Сказка)

«Ехала машина темным лесом,

За каким-то интересом.

Инте-Инте-интерес,

Выходи на букву С»  (Считалка)

-«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

-«Красна  девица, сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

Задание 4.

Какой возрастной группе соответствуют приведенные ниже задачи по художественной литературе:

Учить детей слушать сказки, рассказы, стихи. Следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.

2-я младшая группа

Фиксировать внимание детей не только на содержании литературного произведения, но и на особенностях языка. Учить детей отвечать на вопросы, связанные с содержанием текста.

Средняя группа

Воспитывать любовь к книге, способность чувствовать художественный образ. Развивать поэтический слух, интонационную выразительность речи. Продолжать учить эмоционально передавать содержание произведения, выразительно читать стихи.

Подготовительная группа

Учить различать жанры литературных произведений и некоторые особенности каждого жанра. Учить эмоционально передавать содержание небольшого прозаического произведения и читать наизусть небольшие стихотворения.

Старшая группа

Задание 5.

Назовите автора произведения:

«Приключения Чипполино» (Д.Родари)

«Приключения Незнайки и его друзей» (Н.Носов)

«Волшебник Изумрудного города» (А.Волков)

«Алиса в стране чудес» (Э.Кэрролл.)

«Цветик-семицветик» (В.Катаев)

 «Домовенок Кузька» (Т. Александрова)« Что такое хорошо и что такое плохо? ( Маяковский)   « Лев и собачка» (Толстой Л. Н.)  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях «(Пушкин А.С)

Задание 6

(Задание в конверте)

Назвать детские художественные произведения, написанные:

К. Чуковским («Муха-цокотуха», «Тараканище», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Крокодил» и др.)

С. Михалковым («Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном Мышонке», «Дядя Степа» и др.)

Задание 7.

Определи название художественного произведения и его автора по предложенному отрывку:

…Ну, так видите ль, миряне,

Православные христиане,

Наш удалый молодец

Затесался во дворец;

При конюшне царской служит

И нисколько  не потужит

Он о братьях и отце

В государевом дворце…

( П.П. Ершов «Конек-горбунок»)

 … Войска идут день и ночь;

Им становится невмочь.

Ни побоища, ни стана,

Ни надгробного кургана.

Вот осьмой уж день проходит,

Войско в горы царь приводит

И промеж высоких гор

Видит шелковый шатер…

(А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

… Свет мой, зеркальце, скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее…

(А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях)

…Шляпа выползла на середину комнаты и остановилась. Ребята

Смотрят на нее и трясутся от страха. Тут  она повернулась и поползла к дивану.    (Н.Носов  «Живая шляпа»)

Задание 8.

Стихотворения  о временах года.

Из конверта участники достают пейзажные картинки.

На них изображены зима, лето, весна, осень, должны

вспомнить стихотворения о каждом времени года, кто больше.

Задание 9

1.Как помочь раненым и убитым в русских народных сказках? Приведите пример сказок.

Полить их сначала мертвой, а затем живой водой. («Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке» и др.)

2.Какие волшебные предметы встречаются в русских народных сказках? Приведите пример сказок. («Царевна-лягушка», «Волшебный корабль»

Задание 10

Написать детские художественные произведения, написанные К.И. Чуковским за 1 минуту

Название : Айболит ,Бармалей , Краденое солнце ,Крокодил ,Мойдодыр, Муха-Цокотуха, Одолеем Бармалея, Приключения Бибигона , Путаница Тараканище ,Телефон, Топтыгин и Лиса, Федорино горе ,Чудо дерево.

Задание 11 .

«Составь слово из слогов и отгадай сказку»

(в форме финвордов)

Участники получают карточки с заданием (разные) и выполняют в течение 2 минут. Учитывается скорость работы и правильность. Ответы необходимо написать под каждым заданием. В наборе слогов зашифрованы русские народные сказки.

1 Кашечрохав («Хаврошечка»).

Боклоко («Колобок»)

Зоркомо («Морозко»)

Очвокамйюд Дюймовочка

2 Дыродйом Мойдодыр

Гукароснеч («Снегурочка»)

Комерет («Теремок»)

Щеинакатар («Тараканище»)

Задание 12

-Участники должны вспомнить название сказки.

- О многодетной маме. («Волк и семеро козлят».)

- О ветеринаре. («Доктор Айболит».)

- Об общежитии для зверей. («Теремок».)

- О хлебобулочном изделии. («Колобок».)

- О деревянном мальчике. («Буратино».)

- О трудолюбивой девочке. («Золушка».)

Выступления педагогов из опыта работы:

-Русская народная сказка как средство развития связной речи младших     дошкольников

-Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста

-Самореализация детей дошкольного возраста через различные виды театральной деятельности»

     -Знакомство дошкольников с художественной литературой с использованием информационных технологий (Эффективные методы, приемы работы)

Мнемотехника, как одно из средств интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Какие книги читать детям»

-Результаты  анкетирования родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге».

- Тематический контроль «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Подводя итог, можно отметить - книга всегда была и остается основным источником формирования правильной развитой речи. Чтение обогащает не только интеллект, словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы, позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично. Это должны осознавать, в первую очередь, взрослые люди, родители и педагоги, которые занимаются воспитанием ребенка, и привить ему любовь к художественной литературе, научить ребенка любить сам процесс чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель: Повысить профессиональный уровень  педагогов;Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми;Развивать коммуникативные качества п...

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой»

ЦЕЛЬ: Повысить профессиональный уровень педагогов;Активизировать применение устного народного творчества в работе с детьми;Развивать коммуникативные качества педагогов, умение работать в коллективе;Ра...

Деловая игра для педагогов "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"

В рамках регионального проекта "PRO чтение" была подготовлена  игра, которая поможет повысить профессиональный уровень  педагогов в работе с детьми по ознакомлению с художест...

Деловая игра на педсовете «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» 2019г.

Повысить профессиональный уровень педагогов МДОУ. Активизировать  применение  произведений  художественной литературы в работе с детьми;развивать коммуникативные качества педагогов, уме...

Деловая игра для воспитателей Ознакомление дошкольников с художественной литературой

Деловая игра для воспитателей на тему: "Ознакомление дошкольников с художественной литературой"...

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

конспект для консультации и  семинаров для воспитателей . в  содержание конспекта  входят игры, конкурсы....

Деловая игра для воспитателей «Ознакомление дошкольников с художественной литературой».

Цель:Повысить профессиональный уровень  педагогов;Активизировать  применение устного  народного творчества в  работе  с детьми....