Опытно- экспериментальная разработка «Необычное в обычном» для проведения занятий с детьми старшей группы
опыты и эксперименты (старшая группа)

В данном материале предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности, которую выполняют воспитатели с детьми в ДОУ на занятиях по экспериментированию, проектной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опытно- экспериментальная разработка «Необычное в обычном» для проведения занятий с детьми старшей группы

Подготовила: воспитатель Пястолова Ирина Александровна

Краткая аннотация:

Данная работа посвящена опытно- экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В данном материале предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность:

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Цель и задачи:

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, об обычных предметах окружающей среды, используемых в качестве объекта( предмета) для экспериментирования

Задачи:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Развивать представления об основных физических явлениях (магнитное притяжение);

- Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость;)

- Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;

- Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать

предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, опытно- экспериментальной и интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной опытно-экспериментальной деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:

• Осознание того, что хочешь узнать;

• Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

• Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

• фиксирование результатов, анализ полученных данных;

• Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно- экспериментальной деятельности.

С разным «Обычным» объектом окружающей вас среды планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы и познается что-то «Необычное» об исследуемом объекте, или причины, которые нужно отыскать. С детьми для закрепления можно провести экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы и просмотр познавательного мультфильма.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например, детям очень нравятся опыты с водой (твердое, жидкое и газообразное состояние), поэтому одного двух опыта  можно провести несколько. Или, например, У МЕНЯ, после занятия с вулканом, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. После занятия были построены с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).

1.«Наша Земля» Глобус»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

«Что есть на нашей Земле»

Цель: расширять знания детей о поверхности земли: травой, цветами, водой.

Рассмотреть глобус.

Виртуальная экскурсия: «Вокруг света»

Зарисовки детей

«Портрет Земли», «Глобус»

2. «Я и природа»

Цель: воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств.

Что такое природа. Дом природы. Солнце, вода, воздух, растения, животные, почва как компоненты природы. Моё место в природе. Роль всех компонентов природы.

Наблюдение на прогулке за объектами живой и неживой природой.

Сделать альбом «Календарь погоды»

3. «Свойства некоторых вещей»

Цель: Познакомить детей с пластмассой, железом, тканью и другими материалами окружающими нас.

«Что окружает нас в группе и из чего оно состоит?» В группе организовать выставку предметов, изготовленных из разных материалов (стекло, железо, пластмасса, ткань, глина)

Мультфильм Смешарики:

«Что из чего сделано»

Изготовление макета с пробниками различных материалов.

4.«Волшебница соль»

Цель: Познакомить детей со свойствами и назначением соли, её применением в быту, медицине, кулинарии. Показать разные виды соли: морская, каменная, мелкая йодированная.

Учить готовить соляной раствор.

Вырастить с детьми кристалл из соли.( наборы продаются в магазинах)

Рассказывать детям о том, как добывают соль (солончаки). Почему в море вода солёная?

Закреплять знания о применении соли. «Соль бывает мелкая и крупная».

Опыт с солью «Плавающее яйцо»

Рисование солью.

Приступаем к исследованию, а запомнить и описать свойства соли нам помогут мнемосхемы. Рассмотрите соль. Какого она цвета? (Дети отвечают. Показываю соответствующую мнемосхему и креплю её на доску.)

Определите запах соли. (Ответ. Мнемосхему на доску.)

Какого она вкуса? (Ответ. Мнемосхему на доску.)

Возьмите щепотку соли. Разожмите пальчики. Что произошло с солью? Значит она какая? (Сыпучая. Мнемосхему на доску.) Возьмите лупы и рассмотрите соль. На что она похожа? (На зернышки, крупинки, маленькие комочки)

Возьмите ложку соли, насыпьте в стакан с водой и размешайте. Что произошло с солью? (Ответ. Мнемосхему на доску.)

Где люди используют соль? (Ответы детей. Мнемосхему на доску) А еще, соль очень помогает людям в гололед. Знаете как? (Провожу опыт со льдом.) Ребята, а соль это природный материал или рукотворный? (Ответы детей. Мнемосхему на доску.)

5. «Свойства песка»

Цель: Показывать разные виды песка, расширять знания детей о свойствах сухого и мокрого песка. Расширять знания детей о применении песка в строительстве, стеклопроизводстве.

Закреплять знания о пройденном материале. Наблюдать за песком в песочнице (сухой, сырой, лепится). Чтобы узнать, из чего состоит песок, сначала потрогайте его пальцами, потрите.

 Опыт «Из чего состоит песок»- Какой он? А мне кажется, что он еще и шершавый. Вы согласны со мной? Что вы видите через лупу? Какие они, эти камешки? (маленькие, белые, желтые…)Эти мелкие камешки называют песчинками. Обратите внимание, какого цвета эти песчинки? Какого размера? Похожи ли песчинки одна на другую? Итак, ребята, песок состоит из мелких камешков, которые имеют разную окраску, форму, размеры. И на ощупь он шершавый (обозначим этот вывод вот такой карточкой)

Опыт : «Предложить детям пересыпать сухой песок из одного стакана в другой). два стакана: 1 – с песком, другой – пустой. Пересыпаем сухой песок из одного стакана в другой. Получается? Вывод: песок сыпучий. А теперь опустите в стакан с песком карандаш и поводите ею в разные стороны. Что происходит? Вывод: песок рыхлый. А теперь, попробуйте слепить из сухого песка шар. (Не получается: сухой песок рассыпчатый и из сухого песка невозможно слепить куличики в отличии от влажного песка(он плотный, т.к. вода, которая содержится во влажном песке соединяет песчинки и они не рассыпаются. Песок какой? (сыпучий, рыхлый, рассыпчатый)

Мультфильм про песок.

Постройки из песка на участке

6. «Необычные явления природы»

«Вулканы»

Цель: Познакомить с явлением природы – вулкан. На примере макета вулкана показать механизм его действия. Познакомить с профессией вулканолога. Беседа с показом видеофильма

Цель: Закреплять знания о явлениях природы. Познакомить детей с необычными явлениями природы. Опыт «Извержение вулкана».- Посмотрите, на столах размещены макеты вулканов и оборудование, которое поможет нам их разбудить. - Чтобы разбудить вулкан, надо: соды 2 ст.ложки лимонная кислота 2 ст.ложки, гуашь красная 1 чайная ложка, жидкое мыло 1ст.ложка

Схема проведения опыта Извержение начинается после того, как добавили воду, но не сразу. Надо проверить, сколько ложек воды добавить, чтобы лава потекла. Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая. Для того, чтобы вулкан проснулся, необходима очищенная вода. Наливаем в жерло вулкана оставшуюся в бутылочке очищенную воду. Воспитатель просит детей вспомнить все волшебные, добрые слова, которые дети должны проговаривать про себя. Наблюдаем извержение вулкана.

Опыт «Вулкан» без участия детей.

7. Совместная опытно-экспериментальная деятельность «Знакомство с магнитом»

Цель: В результате совместной деятельности создать проблемную ситуацию, вызвать интерес к магниту, познакомить с ним, узнать о его свойстве притягивать предметы. Беседа «Свойства магнита»

Определить металлические предметы в группе и дома с помощью магнита.

Просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья» 158 серия «Магнит» и беседа после просмотра.

8. «Мыло»

Цель: Дать детям представление о мыле и о его полезных свойствах и качествах.

Беседа «Да здравствует мыло душистое!»

«Зачем надо умываться?»

Наблюдение в умывальной за тем, как мыло мылится.

Операция «Мыльные перчатки»

Эксперимент: Рисунки мылом

Просмотр мультфильма «Мойдодыр»

Чтение художественной литературы. К. И. Чуковский «Федорино горе», В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

8.«Зачем нужна вода»

Цель: Расширять знания детей о значении воды, её применении. Рассказывать о её местоположении (море, океан, колодец и др. Воспитывать в детях бережное отношение к воде.

Совершенствовать знания детей о воде и её свойствах. Закрепить представление детей о свойствах воды (бесцветная, не имеет запаха, без вкуса).

Опыт «Радуга из воды и сахара» Нам понадобится:10 столовых ложек сахара, 5 стеклянных стаканов, пищевая краска разных цветов – 4 цвета, вода, шприц, столовая ложка. В каждый стакан добавляем разное количество сахара:

* 1 стакан – 1 ст. ложка сахара,* 2 стакан – 2 ст. ложки сахара, * 3 стакан – 3 ст. ложки сахара,* 4 стакан – 4 ст. ложки сахара.В стаканы, выставленные по порядку, наливаем по 3 столовых ложки воды и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Затем в каждый стакан добавляем несколько капель одной краски и перемешиваем. • 1ст. – красную краску • 2ст. – зеленую краску • 3 ст. – желтую краску • 4 ст. – синюю краску. Можно в любой последовательности, главное выдержать сочетание цветов.  В чистый стакан начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го стакана и по порядку – в обратном отсчете (4-3-2-1). Добавлять краски надо аккуратно, с помощью шприца, выдавливая краски по краю стенки стакана. В стакане образуется 4 разноцветных слоя. Делаем вывод. Чем больше количество сахара, тем больше повышается плотность воды. Следовательно, 4-й стакан с краской - его слой в стакане будет самым низким, так как в нем больше всего сахара. Меньше всего сахара в 1-м стакане, поэтому он окажется наверху.

  «Чистая вода»

Цель: Познакомить со словом фильтр, фильтрация. развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы,). Дать понятие чистой и грязной воды. Беседа «Где применяется вода, отчего она загрязняется»

Опыт: «Фильтрация воды». В качестве фильтров будем использовать вату, марлю и салфетки. Показать детям, как сделать из этих материалов фильтр, установить его в воронку, затем вставить воронку в чистый стаканчик. Понемногу вливая раствор в воронку с фильтром, отфильтровать воду. По окончании процесса фильтрования делается вывод.

Сравнение результатов.

9. «Виды масла, его применение и свойства»

Цель: Познакомить детей на реальных примерах с различными видами масла: растительное, оливковое, сливочное, ароматическое, техническое. Рассказывать детям о его применении, назначении и значении. Познакомить детей со свойствами масел. Учить сравнивать различные виды масла по запаху, состоянию. Посмотреть может ли масло растворяться. Продолжать учить детей соблюдать безопасность во время проведения опытов. «Для чего повару масло?»

Опыт «Волшебные капли» Сначала заполняем сосуд или стакан водой наполовину. Сверху наливаем растительное масло, и ждем пока вода, отделится от подсолнечного масла. Масло отделяется от воды, так как оно имеет меньшую плотность. Потом берем воду подкрашенную красителем или гуашью и наливаем осторожно сверху. Смотрим, что происходит. Сначала подкрашенная вода остается на поверхности масла и спокойно там лежит. Но, в конце концов, масляная оболочка разрывается и подкрашенной воде больше ничто не мешает проникнуть в водяной слой и смешаться с ним. Так происходит потому, что плотность воды больше, чем плотность масла.

10. «Где прячется воздух. Свойства воздуха»

Цель: Установить, где находится воздух и как его обнаружить. Познакомить детей с его свойствами.  

Показывать опыт с феном (ветер).

Беседы о правильном дыхании, вреде различных респираторных болезней.

Рассказывать о пользе прогулок на свежем воздухе, пользе хвойных деревьев

Опыт «КАК поймать воздух»

На примерах - опытов с обычными пакетами «Ловцы воздуха», показать, что воздух находится везде.

- с помощью мыльных пузырей

- в воде , если вдувать воздух через трубочку

- надувать воздушные шары и выпускать воздух из них

11. «Градусник. Термометр»

Цель: Учить работать с лабораторией Наураша.

Показать детям различные виды термометров, градусник.

Объяснять, для чего необходимо мерить температуру тела, на улице.

О чём могут рассказать термометр и градусник.

Беседы о назначении приборов для измерения температуры

Опыт: «С использованием лаборатории НАУРАША» - Замерять температуру воздуха в окружающей среде, воды (тёплой и холодной, , температуру тела.

12.  «Волшебное электричество? Живые волосы»

Цель: Познакомить детей с электричеством, его применением, способах безопасности при работе с ним (только со взрослым). Познакомить с профессией электрика. Опыт с использованием трения карандаша о кожу головы. Далее подносим кусочки бумаги к карандашу и они за карандашом (как за магнитом) поднимаются в воздухе на определенное расстояние от стола

13. «Огонь наш друг и враг»

Цель: Познакомить со свойствами огня (выделяет тепло, на нём можно греть пищу, огонь может уничтожить бумагу и др).

Рассказывать о пользе огня и о мерах предосторожности в обращении с ним.

Воспитывать безопасность при проведении опытов.

Рассказывать об опасностях, которые могут произойти, если играть с огнём.

Опыт «Горелка» Воспитатель подносит к пламени горелки полоску бумаги – она быстро загорается. Затем подносит к пламени вату – она вспыхивает мгновенно, кусок ткани – она горит. Дерево загорается медленнее, чем бумага и вата, но тоже сгорает полностью. Воспитатель подносит к огню монету – она не горит, но сильно нагревается (при опускании в стакан с водой, она шипит). Вывод. Опыт показывает, что быстрее всего загорается вата, бумага, ткань. Дерево тоже горит. Металлические предметы не горят, но представляют опасность при сильном нагревании (можно сильно обжечься). 

Опыт . Воспитатель поджигает горючее в четырёх фарфоровых чашечках. Первую он заливает окрашенной водой, вторую – сладкой водой, третью засыпает песком, четвёртую накрывает тканью. Во всех чашечках огонь гаснет. Обращает внимание на комнатное растение и подводит детей к тому, что, когда нет песка, можно использовать землю из цветочного горшка. Вывод. Опыт показывает, что при тушении огня можно использовать любую воду, а также песок (землю, плотную ткань.

 14. «Свет и тень»

Цель: Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Беседы «Знакомьтесь свет и тень», «Источники света» Наблюдение: за изменениями тени на участке в разное время дня (утром, в полдень, вечером); за солнцем на прогулке (рассмотрим солнце через цветные стеклышки»

Показ детьми сказок с помощью ширмы (теневой театр)

Изготовление ширмы для теневого театра и фигурок для него.

Опыт « Растение в тени и на свету». Цель: Узнать, как растет растение в тени и на свету. Мы поставили одно комнатное растение на окно, а другое поставили в темное помещение. На свету растение растет хорошо, а в тени растение замедлило свой рост. Вывод: Комнатным растениям необходим свет, так как в тени растение расти, не будет

Совместно с родителями.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому я привлекаю их к активной помощи.

Так, например, можно предложить родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей можно провести консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. В работе с родителями по воспитанию детей необходимо использовать как традиционные формы, так и нетрадиционные, но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества.

Заключение

Внедряя опытно-экспериментальную деятельность прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс с использованием эксперимента, как части занятия, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что любая экспериментальная деятельность – это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная разработка Тема: Экологическая тропа как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная разработкаТема: Экологическая тропа как средство экологического                     ...

Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".

Презентация "Опытно-экспериментальная деятельность, как одна из эффективных форм работы с детьми средней группы".Содержание образовательной области «Познание»  направлено на достижение целей раз...

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле»....

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки" .Категория - «Вера».Тема - «Защитники Отечества».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера».Тема - «Защитники Отечества»....

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания».

Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория «Вера».Тема занятия «Радость послушания»....

Методическая разработка подготовки и проведения занятия с детьми старшей группы по подготовке к обучению грамоте «Путешествие на планету Грамотейка»

   Занятие по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте, посвящённое Дню космонавтики       ...