Методическая разработка "Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников"
методическая разработка (подготовительная группа)
Актуальность: Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы любого дошкольного учреждения. В условиях реализации ФГОС и ФОП инновационные формы работы с родителями приобретают особую актуальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_formy_i_metody_raboty_s_roditelyami_vospitannikov.docx | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников»
Актуальность: Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы любого дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) и Федеральной образовательной программы (ФОП, инновационные формы работы с родителями приобретают особую актуальность.
Инновационные формы работы подразумевают использование новых технологий, методов и подходов к взаимодействию с родителями. Они позволяют сделать процесс общения более интерактивным, интересным и продуктивным.
Одним из наиболее популярных и эффективных методов является использование интернет-технологий. Это может быть создание сайта или группы в социальных сетях, где родители могут получить информацию о деятельности ДОУ, задать вопросы, поделиться своим опытом и получить консультации специалистов.
Конечно же актуальной формой работы является проведение онлайн-консультаций, вебинаров и мастер-классов, на которых родители могут узнать о новых методах обучения и воспитания детей, а также получить практические советы от специалистов.
Одной из инновационной формой работы являются совместные проекты, когда родители и дети участвуют в создании творческих работ или исследовательских проектов. Это помогает укрепить связи между поколениями и развить у детей навыки работы в команде.
Использование инновационных форм работы с родителями становится все более актуальным и позволяет сделать взаимодействие между ДОУ и семьями более эффективным и продуктивным.
Модернизация системы образования в России предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них воспитательно-образовательного процесса и к уровню качества образовательных услуг.
Источником инноваций является проблема. Например, проблема по взаимодействию с родителями воспитанников - педагогическая пассивность родителей, непонимание ими своей воспитательной функции, того, что именно они отвечают за развитие и образование ребенка, нежелание установить единые требования к ребенку в детском саду и семье.
С каждым годом инновационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.
Современные семьи, разные по составу, культурным традициям и взглядам на воспитание, по-разному понимают место ребенка в жизни общества. Тем не менее, все они едины в желании самого наилучшего для своего малыша, но, к сожалению, далеко не все готовы откликнуться на различные инициативы детского сада. Задача педагогического коллектива заинтересовать родителей и вовлечь их в создание единого культурно-образовательного пространства «детский сад-семья». Решая эту задачу, педагоги детского сада ищут новые формы и методы работы с родителями. Наряду с традиционными формами работы (родительские собрания, консультации, индивидуальные беседы), мы используем современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
Участие родителей в работе педагогических советов помогает выявить наши общие проблемы и наметить пути их решения. Например, присутствуя на педсоветах «Здоровье и безопасность наших детей», «Учимся, играя», они высказали свое мнение по обсуждаемой теме, внесли коррективы и предложения.
Взаимно полезным оказалось участие родителей в работе семинара- практикума по теме «Портрет современного педагога». Участники обменялись мнениями о том, каким должен быть воспитатель, составили портрет педагога, отвечающего требованиям высокой нравственности и запросам современного общества.
В детском саду создано информационное поле, обеспечивающее двустороннюю связь между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Первым шагом к взаимопониманию становится письмо, которое приходит родителям, ещё стоящим на очереди в наш детский сад. В этом письме рассказываем о том, что мы ждем нашего нового воспитанника, готовимся к его встрече, а также о том, как родители могут облегчить предстоящую адаптацию ребенка в детском саду, прививая необходимые навыки, психологически подготавливая к ежедневному расставанию. В знакомых всем родительских уголках созданы новые рубрики. На стенде «Какое у вас настроение» родители и дети каждое утро цветными фишками отмечают настроение друг друга. Это служит первой темой разговора воспитателя с детьми в начале дня и учит детей и родителей быть внимательными друг к другу. В рубрике «Ваш ребенок талантлив» родители могут узнать о сегодняшних успехах своего ребенка. Если папа или мама - редкие гости в детском саду, их информируют об этом открытками, которые приносит из сада дочка или сын. «Спрашивайте - отвечаем» - это почтовый ящик для личных вопросов родителей. Кроме этого, на шкафчике каждого ребенка есть место для визитки - рамочка, в которую дети вставляют картинку или рисунок и меняют их в течение дня по своему желанию. Вечером родители и воспитатель могут обсудить выбор ребенка, прокомментировать его. Раз в два месяца осуществляется выпуск газеты «Вдохновение», где отражается жизнь детского сада. Родители активно участвуют в создании газеты: предлагают интересные темы, задают вопросы специалистам, с удовольствием пишут заметки, помещают фотографии.
Составление семейного древа помогает ребенку осознать себя не былинкой, одиноко растущей в поле, а членом целого рода, раскрывает родственные связи и объединяет поколения. Родители с интересом включились в работу по созданию своей родословной. Прекрасным поводом для организации совместной деятельности детей и родителей послужило создание семейного герба.
Родители задумались о том, какие интересы их объединяют, чем удивительна и самобытна их семья, какую огромную роль играет она в жизни ребенка, в становлении его личности. В результате была организована выставка- презентация, на которой каждая семья представила свой герб, объяснила его символику, продемонстрировала свои таланты.
Совместно с родителями организуются тематические выставки, например, «Вещи из бабушкиного сундука», «Как сражались наши деды», «Птичий вальс», «Осенний вернисаж», «Веселые овощи», «Золотые руки наших бабушек».
Большой популярностью в нашем детском саду пользуется «Музей одного образа». Отличительной чертой такого мини-музея является то, что он занимает очень небольшое пространство. В нашем случае - это часть приемной. Как воспитатели, так и дети, и их родители имеют возможность обратиться к материалам музея. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея. Длительность экспозиции - 1 месяц. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в «мини-музее» не только можно, но и нужно. В обычном музее ребенок созерцатель, а здесь он соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей - результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей. Например, первый мини-музей мы посвятили хлебу. В нашем музее участвовали как дети, так и их родители. Они лепили из теста куличи и сушки. Любой желающий мог получить интересную информацию об истории хлеба, что можно приготовить из хлеба, этикет хлеба за столом. А дети с удовольствием запоминали пословицы о хлебе. Следующая экспозиция была посвящена куклам.
Дети приносили кукол своих бабушек и мам, участвовали сами в изготовлении тряпичной куклы - «крупенички», научились складывать и вырезать бумажных кукол. Дети получили знания о куклах, изготовленных из разных материалов - глины, стекла, фарфора, ткани, пластмассы, бумаги и даже камня. Познакомились с материалами и закрепили их свойства. К новогодним праздникам пришла идея создать «Музей Ёлочки». Какой только материал не использовался родителями для изготовления ёлок! Каждая инициатива подхватывалась и получала своё неожиданное развитие. Дети научились изготавливать ели из бумаги, используя различные способы - оригами, конструирование, аппликацию. Самой интересной оказалась елочка, сделанная из шишек. Мы и не заметили, как наш музей превратился в сказочную поляну. Было решено превратить её в «Царство Деда Мороза». Музей жилища человека под названием «Что нам стоит дом построить» вместил в себя макет пещеры, где жили первобытные люди, шалаш, юрту, избушку бабы Яги, русский терем и другие сказочные и реальные постройки. Тему для мини-музея может подсказать календарь, например, к 23 февраля можно сделать музей «Памятники и обелиски», к 8 марта - «Музей цветов», к 1 мая - «Музей солнца». В каждой группе есть Книга отзывов, где гости оставляют записи о своих впечатлениях.
Одним из самых любимых видов совместной деятельности является участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой в образе Лисы, папой - Дедом Морозом приносит особое удовольствие детям, а родители, погружаясь в сказочный мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.
Семья есть величайшая ценность, созданная человечеством за всю историю своего существования. Именно в ней формируется личность ребенка, поэтому каждый педагог нашего детского сада делает все, чтобы родители воспитанников стали партнерами и единомышленниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ
Сегодня перед педагогами дошкольных образовательных учреждений актуализирована задача: оптимизировать формы, методы и средства взаимодействия с родителями; привлечь родителей к активному участию в вос...
Мастер-класс "Формы и методы работы с семьями воспитанников по вопросам развития общения детей"
Данный мастер-класс содержит варианты заданий для родителей в ходе которых им предлагается выполнить практические упражнения по общению со своим ребенком. Родителям предложены результативные формы вза...
Памятка для педагогов ДОУ "Интерактивные формы и методы работы с семьями воспитанников"
В памятке представлены формы и методы эффективного взаимодействия с родителями...
Выступление на педсовете «Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по здоровьесбережению».
Выступление на педсовете «Эффективные формы и методы работы с семьями воспитанников по здоровьесбережению»....
План по самообразованию: «Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников в соответствии с ФГОС»
Работа с родителями по месяцам...