План по самообразованию: «Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников в соответствии с ФГОС»
материал (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
План саморазвития
Тема: «Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников в соответствии с ФГОС»
2020-2021 г.г
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Актуальность
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!
Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.
Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога.
Поэтому воспитатели должны проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Задачи:
Для педагога
• Создать атмосферу сотрудничества и установить партнёрские взаимоотношений в профессиональном общении с родителями воспитанников;
• Обеспечить преемственность воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
• Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
• Систематизировать уже известные формы и методы и применять новые формы работы с родителями, а затем отобрать наиболее эффективные.
Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая- участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с родителями посредством сети Интернет.
Изучение психологических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. Консультации со старшим воспитателем по выбранной теме.
Изучение методической литературы, работа с картотекой методического кабинета, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах.
Принципы технологии взаимодействия с родителями:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом.
2. Индивидуальный подход.
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей. Здесь важно умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в трудной ситуации.
3. Сотрудничество, а не наставничество.
Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи, демонстрация искреннего желания помочь.
4. Хорошая подготовка
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо готовить. Родители должны видеть профессиональное мастерство педагогов.
5. Динамичность.
Детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Сентябрь
1. Родительское собрание на тему: «Задачи воспитания и обучения на текущий год . Выборы председателя в Совет родителей. Влияние игр на развитие межполушарного взаимодействия у дошкольников .
2.Анкетирование на тему: «Безопасность вашего ребенка» (согласно плану ДОУ)
3. Совместная работа детей и родителей участие в выставке рисунков «Осенний Нижний» (согласно плану ДОУ)
4.Консультации:
- «Безопасность на детской площадке »
- «Витаминный календарь. Осень»
5. Конкурс (внутри группы) «Гербы городов Нижегородской области»
6. Памятка «Как нужно готовиться к школе»
Октябрь
1. Оформление родительских уголков, информационных стендов.
2. Участие в городской акции : «Неделя защиты животных». Конкурс рисунков «Животные лесов России»
3. Выставка рисунков «Моя семья»
4.Районный конкурс агитбригад по ПДД»
5. Консультация:
- «Расскажи ребенку о пожарной безопасности».
- «Правильно ли питается ваш ребенок».
-«Безупречное поведение взрослых на дороге- лучший пример для ребенка».
6.Памятка:
«Полезное питание в кругу семьи»
«Воспитание культуры поведения за столом»
Ноябрь
1.День открытых дверей «Здоровый дошкольник»
2.Оформление родительского уголка по теме «Мой город, моя страна».
3. Проведения развлечения к Дню Матери(согласно плану ДОУ)
4. Фотоконкурс «Достопримечательности Нижнего Новгорода»
5. Выставка «Мамы рукодельницы».
6.Консультации на тему:
-«Чтобы нам без бед прожить – надо с ПДД дружить»
- «Режим дня и его значение»
Декабрь
1. Беседы по противопожарной безопасности в период новогодних праздников.
2. Оформление родительского уголка по теме «Зима».
Выставка детских творческих работ «Зимняя сказка», «Символ года».
3.Коллажи – «Празднование Нового года в разных странах» (родители приносят нарисованные или вырезанные из книжек и журналов рисунки и картинки по теме)
4.Выставка масок «Новогодний карнавал» (согласно плану ДОУ)
5.Консультация:
-«Права и обязанности родителей и детей»
Январь
1. Фото – отчет «Как мы провели зимние каникулы»
2. Создание альбома Храмы Нижнего Новгорода».
3. Участие в смотр- конкурсе центров художественно-эстетического развития (согласно плану ДОУ)
4.Консультация:
-«Природа нашего края для взрослых и детей»
5. Папка- передвижка «Чтобы дети не болели»
Февраль
1. Оформление фотогазеты «Самый лучший папа».
2. Проведение родительского собрания : «
3.Физ. досуг «Папа и я – здоровая семья»
4. Коллаж - «Исторические здания города»
5. Фотовыставка «По дороге в детский сад»
6. Конкурс плакатов «Наши пернатые друзья» (согласно плану ДОУ)
7.Консультации:
- «Приобщение детей к народным традициям»
-«Воспитание сказкой»
Март
1. Совместная подготовка к весеннему празднику.
2. Оформление фотогазеты «Моя мама»
3. Фотовыставка «Мамочка любимая моя»
4. Выпуск газеты «Непоседы»
5. Проведение конкурса «Огород на окне»
6. Создание совместно с родителями папки- копилки «Писатели и поэты Нижегородской области»
7. Родительский форум «Какие книги читать детям?».
8.Консультация:
-«Как приучить ребенка к книге»
-«Поговори со мною , мама»
Апрель
1. Проведение субботника по благоустройству территории ДОУ
2. День Здоровья (Согласно плану ДОУ)
3. Месячник по профилактике правонарушений и здоровому образу жизни. (согласно плану ДОУ)
4. Творческая выставка «Пасхальное чудо», посвященная празднованию Светлой Пасхи.
5. Реализация творческих проектов по эстетическому оформлению участков «Мир детства» (согласно плану ДОУ)
5.Консультации:
-«Детские вопросы и как на них отвечать»
- «Соблюдение правил поведения на улице- залог безопасности вашего ребенка»
- «Приготовление витаминизированных напитков»
Май
1. Родительское собрание: «
2. Творческая выставка рисунков и поделок, посвященная Дню Победы.
3.Анкетирование на тему: «Удовлетворенность родителей взаимодействием семьи и ДОУ» (согласно плану ДОУ)
4. Фотовыставка «Я катаюсь во дворе».
5.Консультации:
- «Самостоятельность ценное качество»
-«Растим детей здоровыми, и жизнерадостными»
План предусматривает внесение изменений в сложившуюся систему работы с использованием новых форм взаимодействия.
Пересмотрены принципы и условия участия родителей в образовательной деятельности, перестроены формы работы детского сада с родителями согласно требованиям ФГОС ДО «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования»: – создавались условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечивалась поддержка родителей (законных представителей) в формировании здорового образа жизни в семье;
– налаживалось взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
- родители вовлекались в создание условий для развития детей в группе и на участке МДОУ.
С целью оказания помощи педагогам МДОУ:
- проведен цикл лекций для воспитателей по взаимодействию с семьями воспитанников.
Результативность
Апробированы различные инновационные формы работы с родителями. При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новые технологии взаимодействия с родителями осуществляются успешно. Привлечение родителей к жизни детского сада еще недавно казалось большой проблемой. Теперь обстановка иная. В результате внедрения инновационных форм взаимодействия воспитатели чаще выходят на контакт со всеми родителями, а не только с активистами. Родители и воспитатели советуются друг с другом, предлагают, как лучше организовать мероприятие.
Совместная деятельность родителей и педагогов положительно влияет на воспитанников. Дети становятся увереннее в себе, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей.
Педагоги стали инициативнее, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию претворяя новые идеи в жизнь.
Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.
Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.
Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
Родители применяют наиболее удачные педагогические приемы, обогащая содержание домашнего воспитания.
- Со стороны родителей исходит инициатива по проведению новых форм общения семей группы.
-Педагоги стали более инициативны, смелее. Они проявляют творчество, выдумку, фантазию в целях претворения их новых идей в жизнь.
- Воспитатели стали теснее и ближе общаться со всеми родителями группы, а не только с активной ячейкой, привлекая их к групповым мероприятиям. - Пока еще инициатива больше исходит от педагогов, но уже хорошо, что родители с удовольствием поддерживают педагога.
- При добросовестном отношении педагога к данной работе по вовлечению родителей в образовательный процесс, новая философия взаимодействия с родителями осуществляется успешно.
- Изменилось общение педагогов и родителей: взаимоотношения стали партнерскими.
- Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Ссылка на мой сайт: https://nsportal.ru/ustyuzhanina-oksana-leonidovna
Ссылка на мою страницу на Маам.ru: https://www.maam.ru/users/377670
Участие в профессиональных конкурсах в сети Интернет. Получение авторских сертификатов, дипломом за призовые места.
Список использованной литературы
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.
2.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы» // СПС Консультант Плюс.
3.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // СПС Консультант Плюс.
4.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» // СПС Консультант Плюс.
5. Арнаутов, Е.П. Педагог и семья . – 3-е изд. - М.: Карапуз, 2010. – 254 с.
6. Бочкарева, О. И. Взаимодействие ДОО и семьи. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.
7. Глебова, С.В. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Воронеж: Учитель, 2008. – 111 с.
8. Давыдова, О.И. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2013. – 128 с.
9. Давыдова, О.И. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход . М.: ТЦ «Сфера», 2012.- 144 с.
10. Данилина, Т. А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2008. – 224 с.
11. Доронова, Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 242 с.
12. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. М.: Педагогика, 2009. – 209 с.
13. Евдокимова, Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
14. Евдокимова, Е.С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. М.: ТЦ «Сфера», 2010. – 204 с.
15. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия. Мн.: Лексис, 2007. – 68 с.
16. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОО и семьи. М.: ТЦ Сфера, 2011. – 188 с.
17. Метенова Н.М. Родителям о детях. Ярославль, ИПК «Индиго», 2014
Сайты: http://edu.rin.ru/preschool/index.html http://vospitatel.com.ua/ http://detsadd.narod.ru/
http://www.kindereducation.com http://www.detskiysad.ru http://sdo-journal.ru/
http://talant.spb.ru http://doshkolnik.ru/scenary.php http://www.doshvozrast.ru/
http://ivalex.vistcom.ru/ http://www.obruch.ru/ http://www.moi-detsad.ru
http://doshkolnik.ru/ http://www.dovosp.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Инновационные формы и методы работы с родителями в ДОУ"
В дошкольном учреждении педагогический совет является высшим органом руководства всем образовательным процессом, который решает конкретные проблемы ДОУ. Это одна из важнейших форм методической работы ...
Буклет для педагогов ДОО "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
в буклете размещены нетрадиционные формы провдения родительских собраний и алгоритм взаимодействия с родителями...
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников (в соответствии с ФГОС ДО)
Данные рекомендации составлены в помощь педагогам для повышения компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Характерной тенденцией ...
Буклет "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Буклет "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО" Памятка для педагоговИспользование разнообразных форм проведения собраний позволит родителя...
Консультация для педагогов "Инновационные формы и методы работы с родителями в условиях реализации ФГОС ДО"
Использование разнообразных форм проведения собраний позволит родителям переосмыслить свои воспитательные установки, развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее...
Методическая разработка "Инновационные формы и методы работы с родителями воспитанников"
Актуальность: Взаимодействие с родителями является важным аспектом работы любого дошкольного учреждения. В условиях реализации ФГОС и ФОП инновационные формы работы с родителями приобретают особую акт...