Воспитательный потенциал адыгского фольклора
материал (подготовительная группа)
Воспитательный потенциал адыгского фольклора
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_adygskogo_folklora.docx | 18.36 КБ |
Предварительный просмотр:
l
Воспитательный потенциал адыгского фольклора
Еще в глубокой древности у адыгов появились зачатки педагогической мысли для того, чтобы воспитывать детей благоразумными, трудолюбивыми, честными, человечными. Адыги нашли яркое выражение в самой практике народного воспитания, а также они воплощены в народнопоэтическом творчестве-фольклоре. Будучи важным элементом народной культуры, фольклор активно служит воспитанию и формированию человека, и поэтому имеет огромное значение в жизни семьи. Произведения фольклора отличаются глубоким идейным содержанием, высоким мастерством, связью с жизнью, доступностью.
Адыгский фольклор богат и представлен разнообразными жанрами: пословицами и поговорками, загадками и героическими эпосами, песнями и др. Изучение адыгского фольклора как средство воспитания представляет собой актуальную задачу для совершенствования процесса обучения и воспитания детей.
Основная цель воспитания по народным представлениям заключается в подготовке всесторонне развитых людей, способных преодолевать любые трудности в жизни. Об этом свидетельствуют произведения устного народного творчества, герои которых обладают высокими умственными, физическими, нравственными и эстетическими качествами. Таков, например, главный герой адыгского эпоса «Нарты» Сосруко. Он представляет собой олицетворение адыгского идеала совершенной личности.
В воспитании подрастающего поколения большое значение имеют пословицы, поговорки, предания, легенды, сказания, притчи и хабары. В адыгском народе бытует огромное количество пословиц и поговорок, которые отражают психологию народа, его характер, образ его мышления, его обычаи и традиции, т.е. многовековой опыт народа. Нет такой области человеческой жизни, которая не отражалась бы в адыгских пословицах и поговорках, поэтому они обладают огромной воспитательной силой.
«В простоте слова,-писал А.М.Горький,-самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено на целые книги».
Поэтому народная речь изобилует пословицами, поговорками. Например, мать, приучая сына или дочь утром рано вставать, употребляет пословицы: «Насыпыр пчэдыжьым агощы» «Счастье раздают утром». Многие пословицы и поговорки призывают подрастающее поколение к овладению знаниями показывая все превосходство человека обладающего умом. «Бзыур зыlэтырэр-тамэ, цlыфыр зыlэтырэр- иакъыл» «Птицу поднимают крылья,а человека –его ум» и др. Большая любовь к Родине отражена во многих пословицах,песнях и загадках. В них народ сравнивает Родину с матерью(«Уихэгъэгу уянэ фэд», «Бланэр зыщалъфыгъэм екlужьы» и т.д.)
Средствами эмоционального воздействия на чувства и сознание детей были народные песни. В частности, в воспитании патриотизма, любви к своей родине хорошим средством убеждения были историко-исторические песни «орэд»(песня).
Наиболее сложным и самым любимым жанром устного народного творчества для детей является сказка. Герои адыгских сказок-простой народ, наделенный положительными качествами: умом и добротой, простотой и трудолюбием, силой и отвагой. Как у многих народов ,адыгские сказки подразделяются на волшебные, бытовые и сказки о животных. Говоря о сказках, необходимо подчеркнуть, что сказки о животных являются более доступными для детского восприятия. Они лаконичны и просты. В них в метафорической форме осуждаются человеческие пороки и восхваляются положительные черты характера.
В Адыгском фольклоре заключены большие возможности для нравственного, трудового, умственного развития подрастающего поколения. Он прекрасен воспитательной ценностью и способствует формированию у детей таких качеств, как гуманность, честность, скромность, уважение к старшим, трудолюбие, учит детей глубже и тоньше разбираться в жизненных ситуациях, в окружающих явлениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательный потенциал семьи.
Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимиз...
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ
Информация о праздниках, проводимых в Доу с использованием русского фольклора....
Мастер-класс для педагогов на тему "Социо-игровая технология как эффективный метод повышения воспитательного потенциала НОД с детьми дошкольного возраста"
Мастер-класс для педагогов по использованию социо-игровой технологии в организации интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего возраста....
Консультация для родителей «Эмоциональное благополучие ребенка как средство повышения воспитательного потенциала родителей в средней группе»
Авторы разработки: Кузнецова Людмила Владимировна, воспитатель МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара, Грибанова Елена Геннадьевна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 27 г.о. Самара.Форма проведения: групповая консультац...
"О реализации воспитательного потенциала духовно-нравственного развития личности обучающихся".
Выступление на педагогическом совете, о воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках православной культуры....
"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене полити...
Консультация для воспитателей «Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»
Консультация для воспитателей«Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду» Наблюдая за своей работой и колле...