"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Малютина Лариса Владимировна

         В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не  в кризисе экономики, не в смене политического руководства, а в  разрушении личности. Материальные ценности  превалируют над духовными, поэтому у детей не сформированы, а зачастую искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме. Родители обращают большее внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о духовности и нравственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dsno67_sivtseva.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Сивцева Татьяна Владимировна

воспитатель высшей квалификационной категории

МАДОУ «Детский сад №67», г. Березники.

(1)Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.

         

         В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не  в кризисе экономики, не в смене политического руководства, а в  разрушении личности. Материальные ценности  превалируют над духовными, поэтому у детей не сформированы, а зачастую искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме. Родители обращают большее внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о духовности и нравственности. Результатом чего становится эмоциональная, духовная незрелость детей.        Проблемой современного образования является нарушение исторической преемственности поколений. (2)Слабым местом в духовно – нравственном воспитании дошкольников является семья, как первоисточник воспитания.         В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано, что родители – первые педагоги ребенка. Личность ребенка формируется под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Минимум педагогических знаний, имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.(3) В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Наше дошкольное учреждение является  открытой образовательной  системой: с одной стороны, педагогический процесс  становится более свободным, гибким, гуманным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Так организуется социальное партнерство — выгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем.  

        В нашем детском саду  разработана целевая программа по взаимодействию с семьей.(4) Вовлечение родителей в единое пространство детского развития  происходит через  постановку цели – создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей.  

И через решение задач:

  • Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.  
  • Установить партнёрские отношения с семьями  детей в воспитании  любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
  • Расширять представления родителей о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.
  • Вовлекать родителей в образовательную деятельность для формирования духовно – нравственных качеств дошкольников.

          Опыт нашей работы по вопросам духовно -  нравственного воспитания  в семье  показывает, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому,  мы помогаем родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Одной из задач программы стало возрождение семейных традиций на основе воспитания духовно-нравственной личности.

        (5) Семейные традиции —  редкость в наши дни. Но ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, мы строим свою работу. Находя крупицы семейных традиций, мы представляли опыт семейного воспитания  Абраженчик и Лодыгиных «Спортивные  традиции нашей семьи», «Воспитание трудолюбия – традиция семейного воспитания» Родители предоставили медиа-презентации на перечисленные темы. (6)На регулярных  заседаниях  Родительского университета «Кафедра грамотного материнства. Бабушка и дедушка – наши первые учителя» наше старшее поколение делилось опытом воспитания наших пап и мам. На кафедре выяснили, что традицией могут быть не только  общие праздники, но и совместный труд (посадка деревьев,  работа на субботнике, подготовка совместных подарков своими руками) Всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях.  Именно традиции функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку.

        (7) Решая задачу воспитания у детей чувства любви и привязанности семье, мы используем очень эффективную форму  работы   - организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги  вместе оформляют группу или зал поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготавливали костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в игры, пели песни. (8) Традиционно  проходят в нашем детском саду  конкурсы семейных газет «Лето – маленькая жизнь», «Наши зимние каникулы», где помещаем рисунки детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи».  (9) Положительным опытом сотрудничества педагогов и родителей нашего детского сада в реализации задачи воспитания привязанности к семье  является организация и проведение Недели Семьи, приуроченной к Международному Дню Семьи, итогового «Семейного выходного дня»

        (10) Расширяя  представления о культуре, православных праздниках и  традициях своего народа мы проводим необычные родительские собрания в форме круглого стола «Старый новый год», мастер – класса «Колядки». Интеллектуальные игры «Знатоки народных подвижных игр», КВН «Сказки в жизни людей»  позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предположения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам духовно – нравственного воспитания.  

     (11)    Для решения задачи воспитания у детей чувства любви к малой Родине, родной стране  широко применяем проектно-исследовательский метод. Совместно с родителями мы  реализовали проекты «День победы», «Пасхальные краски», «Защитники Отечества», «Наша Родина Россия» Завершающим этапом проекта «Защитники Отечества» явилось изготовление Красных гвоздик  и возложение его вместе с родителями к  мемориалу «Вечный огонь» в День Победы. Наши дети утверждают себя непременно на основе каких-то примеров, которые затрагивают  душу. Поэтому мы используем личные архивы родителей (армейские альбомы, письма, открытки,  элементы военной формы). В мини-музее Воинской славы воспитанники примеряют военную форму солдат Великой Отечественной войны и современной Российской армии. Мы рассказываем детям о героическом подвиге солдат в годы Великой Отечественной войны. Совместными усилиями создан альбом «Защитники Отечества», подобрана различная художественная и познавательная литература для чтения детям. Очень нравятся нашим папам и мамам  совместные экскурсии на выставки в городской краеведческий музей, центральную городскую детскую библиотеку имени Н. Островского, в музыкальную школу имени П. И. Чайковского. 

      (12) Задача по формированию  духовно – нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных  отношений, решается через участие родителей в традиционной акции «Сделаем наш детский сад красивым!» Дети с большим желанием наравне с взрослыми участвуют в благоустройстве территории. Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе с родителями, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что  общие  усилия не прошли даром. Результатом нашей работы мы  считаем  то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.

       (13)  Сопоставив педагогические наблюдения за детьми, родителями за последние два года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений наблюдается повышение педагогической культуры родителей. Итоги анкетирования  показали, что в начале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но затем  ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники: Рождество, Пасха, Масленица. Появились новые семейные традиции (традиции семейных ужинов и обедов, совместные походы в театр и кино, привлечение старшего поколения в походы на лыжах и т.д.) Итоги мониторинга   говорят о том, что  расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках;  начали формироваться  на этой основе духовное, нравственное и личностное  отношение к действительности. (14)

 

Библиографический список:

  1. Арапова – Пискарева Н. А. Мой родной дом : Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез,2005.
  2. Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей/Р. С. Буре, М. В.Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для учеб. заведений. / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
  4. Протодьяконова М. П. Педагогическая культура родителей как основное     социально – педагогическое направление учителя начальных классов. / М. П. Протодьяконова–  «Наука и образование: новое время». – 2014. – № 1.
  5. Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. / Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в  духовно - нравственном воспитании детей...

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников

Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия  ДОУ  и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"

Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...

«Организация работы с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»

В последние годы семья в нашей стране претерпевала немало бедствий. Много статей написано  о трудностях, деградации современной  семьи, о ее распаде, утрате традиционных  ценностей. Как...