"Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене политического руководства, а в разрушении личности. Материальные ценности превалируют над духовными, поэтому у детей не сформированы, а зачастую искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме. Родители обращают большее внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о духовности и нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dsno67_sivtseva.doc | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Сивцева Татьяна Владимировна
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ «Детский сад №67», г. Березники.
(1)Воспитательный потенциал семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания детей.
В настоящее время Россия переживает непростой исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая общество, - не в кризисе экономики, не в смене политического руководства, а в разрушении личности. Материальные ценности превалируют над духовными, поэтому у детей не сформированы, а зачастую искажены представления о доброте, милосердии, гражданственности, патриотизме. Родители обращают большее внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о духовности и нравственности. Результатом чего становится эмоциональная, духовная незрелость детей. Проблемой современного образования является нарушение исторической преемственности поколений. (2)Слабым местом в духовно – нравственном воспитании дошкольников является семья, как первоисточник воспитания. В Законе РФ «Об образовании» (ст. 18) сказано, что родители – первые педагоги ребенка. Личность ребенка формируется под влиянием объективных условий его жизни в семье, так и под воздействием целенаправленного воспитания со стороны взрослых. Минимум педагогических знаний, имеющийся в большинстве семей, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.(3) В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Наше дошкольное учреждение является открытой образовательной системой: с одной стороны, педагогический процесс становится более свободным, гибким, гуманным, с другой — педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями. Так организуется социальное партнерство — выгодное взаимодействие, направленное на решение социальных проблем.
В нашем детском саду разработана целевая программа по взаимодействию с семьей.(4) Вовлечение родителей в единое пространство детского развития происходит через постановку цели – создание условий для духовно-нравственного развития ребенка в тесном взаимодействии ДОУ с семьей.
И через решение задач:
- Повысить педагогическую компетентность родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
- Установить партнёрские отношения с семьями детей в воспитании любви и привязанности к семье, малой Родине, родной стране.
- Расширять представления родителей о культуре, православных праздниках и народных традициях своего народа.
- Вовлекать родителей в образовательную деятельность для формирования духовно – нравственных качеств дошкольников.
Опыт нашей работы по вопросам духовно - нравственного воспитания в семье показывает, что многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому, мы помогаем родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками. Одной из задач программы стало возрождение семейных традиций на основе воспитания духовно-нравственной личности.
(5) Семейные традиции — редкость в наши дни. Но ничто так не сплачивает семью, как традиции. Благодаря традициям в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между членами семьи. Учитывая это, мы строим свою работу. Находя крупицы семейных традиций, мы представляли опыт семейного воспитания Абраженчик и Лодыгиных «Спортивные традиции нашей семьи», «Воспитание трудолюбия – традиция семейного воспитания» Родители предоставили медиа-презентации на перечисленные темы. (6)На регулярных заседаниях Родительского университета «Кафедра грамотного материнства. Бабушка и дедушка – наши первые учителя» наше старшее поколение делилось опытом воспитания наших пап и мам. На кафедре выяснили, что традицией могут быть не только общие праздники, но и совместный труд (посадка деревьев, работа на субботнике, подготовка совместных подарков своими руками) Всё это скрепит семейные узы, поможет в воспитании духовности, нравственности в наших детях. Именно традиции функционируют в качестве механизмов передачи любви, доброты, сочувствия, взаимопонимания, готовности прийти на помощь близкому человеку.
(7) Решая задачу воспитания у детей чувства любви и привязанности семье, мы используем очень эффективную форму работы - организация совместных празднований дней рождения. Дети, родители и педагоги вместе оформляют группу или зал поздравительными открытками, фотографиями, шарами, подготавливали костюмы, подарки, поздравления и угощения, играли в игры, пели песни. (8) Традиционно проходят в нашем детском саду конкурсы семейных газет «Лето – маленькая жизнь», «Наши зимние каникулы», где помещаем рисунки детей на темы «Наши семейные традиции», «Портрет нашей семьи». (9) Положительным опытом сотрудничества педагогов и родителей нашего детского сада в реализации задачи воспитания привязанности к семье является организация и проведение Недели Семьи, приуроченной к Международному Дню Семьи, итогового «Семейного выходного дня»
(10) Расширяя представления о культуре, православных праздниках и традициях своего народа мы проводим необычные родительские собрания в форме круглого стола «Старый новый год», мастер – класса «Колядки». Интеллектуальные игры «Знатоки народных подвижных игр», КВН «Сказки в жизни людей» позволяют родителям обменяться опытом, высказать свои предположения, получить новые профессиональные знания от педагогов по вопросам духовно – нравственного воспитания.
(11) Для решения задачи воспитания у детей чувства любви к малой Родине, родной стране широко применяем проектно-исследовательский метод. Совместно с родителями мы реализовали проекты «День победы», «Пасхальные краски», «Защитники Отечества», «Наша Родина Россия» Завершающим этапом проекта «Защитники Отечества» явилось изготовление Красных гвоздик и возложение его вместе с родителями к мемориалу «Вечный огонь» в День Победы. Наши дети утверждают себя непременно на основе каких-то примеров, которые затрагивают душу. Поэтому мы используем личные архивы родителей (армейские альбомы, письма, открытки, элементы военной формы). В мини-музее Воинской славы воспитанники примеряют военную форму солдат Великой Отечественной войны и современной Российской армии. Мы рассказываем детям о героическом подвиге солдат в годы Великой Отечественной войны. Совместными усилиями создан альбом «Защитники Отечества», подобрана различная художественная и познавательная литература для чтения детям. Очень нравятся нашим папам и мамам совместные экскурсии на выставки в городской краеведческий музей, центральную городскую детскую библиотеку имени Н. Островского, в музыкальную школу имени П. И. Чайковского.
(12) Задача по формированию духовно – нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений, решается через участие родителей в традиционной акции «Сделаем наш детский сад красивым!» Дети с большим желанием наравне с взрослыми участвуют в благоустройстве территории. Совместный труд родителей, педагогов и детей приносит свои плоды. Дошкольники гордятся, что трудились вместе с родителями, испытывают радость от полученных результатов, а мы в свою очередь понимаем, что общие усилия не прошли даром. Результатом нашей работы мы считаем то, что дети и взрослые стали понимать, что кроме понятия «достаток» есть еще и более важное понятие «достоинство» и, прежде всего нравственное, духовное достоинство.
(13) Сопоставив педагогические наблюдения за детьми, родителями за последние два года, мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений наблюдается повышение педагогической культуры родителей. Итоги анкетирования показали, что в начале учебного года они не придавали большого значения развитию духовности детей, но затем ответы родителей изменились в положительную сторону. Также увеличилось количество семей, празднующих вместе с детьми народные праздники: Рождество, Пасха, Масленица. Появились новые семейные традиции (традиции семейных ужинов и обедов, совместные походы в театр и кино, привлечение старшего поколения в походы на лыжах и т.д.) Итоги мониторинга говорят о том, что расширены знания детей и родителей о родном крае, его обычаях, истории и культуре, о православных праздниках; начали формироваться на этой основе духовное, нравственное и личностное отношение к действительности. (14)
Библиографический список:
- Арапова – Пискарева Н. А. Мой родной дом : Программа нравственно – патриотического воспитания дошкольников. – М.: Мозаика – Синтез,2005.
- Буре Р. С. Дружные ребята: Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников : Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей/Р. С. Буре, М. В.Воробьева, В. Н. Давидович и др. – М.: Просвещение, 2004.
- Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для учеб. заведений. / Т.А. Куликова – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
- Протодьяконова М. П. Педагогическая культура родителей как основное социально – педагогическое направление учителя начальных классов. / М. П. Протодьяконова– «Наука и образование: новое время». – 2014. – № 1.
- Чернилевский Д. В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века. / Д. В. Чернилевский — М.: РИО МГТА, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Помощь семье в вопросах духовно-нравственного воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравст...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Раскрывается актуальность взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в духовно - нравственном воспитании детей...
Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников
Данная методическая разработка содержит:- факторы, влияющие на духовно-нравственное развитие личности,- алгоритм взаимодействия ДОУ и семьи, состоящий из 3-х блоков(информационно-аналитиче...
"Аспекты взаимодействия детского сада и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Посмотреть презентацию можно по ссылке: https://yadi.sk/i/IRGV_zKD3UQ3VL...
Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"
Статья " Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах духовно - нравственного воспитания дошкольников"...
«Организация работы с семьей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
В последние годы семья в нашей стране претерпевала немало бедствий. Много статей написано о трудностях, деградации современной семьи, о ее распаде, утрате традиционных ценностей. Как...