Консультация для воспитателей «Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для воспитателей
«Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»
Наблюдая за своей работой и коллег, мы сделали вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.
Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
И лично для себя я вывела правило: «Если речь воспитателя будет красочной, образной, насыщенной сравнениями и эпитетами, а все это мы черпаем у истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном».
Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.
В работе с детьми 2 – 6лет я использую следующие виды фольклора:
- Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
- Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
- Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
- Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
- Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).
И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:
- В обучении правильному произношению;
- В инсценировках;
- В приобщении детей к русской национальной культуре;
- В театрализованной деятельности;
- В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;
- В играх на развитии мелкой моторики.
Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!
Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки. В игре «Молчанка» мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок –
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
- Самомассаж.
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Шевеленье пальчиков.
- Разведение пальцев и их сведение.
- Вращение кистей - «фонарики».
- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
- Хлопки.
- Помахивание кистями - сверху вниз и к себе и от себя.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо прибауток,потешек я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям.
Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.
Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.
Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками».
Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска.
Таким образом, у нас появились новые игры, а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И все с удовольствием принимают участие.
Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_ispolzovaniya_folklora_v_detskom_sadu.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Воспитательный потенциал использования фольклора в детском саду»
Наблюдая за своей работой и коллег, мы сделали вывод, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у дошкольника остается совсем мало времени, а ребенок должен играть и все новое должно постигаться только через игру.
Работая с дошкольниками не первый год, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности.
И лично для себя я вывела правило: «Если речь воспитателя будет красочной, образной, насыщенной сравнениями и эпитетами, а все это мы черпаем у истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!». И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет очень большое значение в развитии ребенка, как в воспитательном процессе, так и в образовательном».
Проведя анализ работы, по использованию детского фольклора - сделала вывод, что именно детский фольклор необходим в работе педагога, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений.
В работе с детьми 2 – 6лет я использую следующие виды фольклора:
- Потешки – игры взрослого с ребенком (с его ручками).
- Считалки – коротенькие стишки, которые служат для справедливого распределения ролей в играх.
- Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
- Скороговорки и чистоговорки – незаметно обучающие детей чистой и правильной речи.
- Прибаутки, перевертыши – забавные песенки и шутки, которые своей необычностью веселят детей.
- Заклички – обращение к явлениям природы (к ветру, дождю, снегу).
И они у меня красной нитью проходят во всех режимных моментах и во всех видах деятельности, а именно:
- В обучении правильному произношению;
- В инсценировках;
- В приобщении детей к русской национальной культуре;
- В театрализованной деятельности;
- В беседах, наблюдениях, в подвижных играх;
- В играх на развитии мелкой моторики.
Я бы хотела остановиться на использовании фольклора в играх с детьми. В игре дошкольники приобретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей – подвижные. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки – это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают ловкость, сообразительность, быстроту движений. Например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок, заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле, погулять на воле!
Очень любят дети игры, которые требуют фантазии, творчества, выдержки. В игре «Молчанка» мы используем попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики по свежей росе, по чужой полосе.
Там чашки, орешки, медок, сахарок –
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализуются, то есть показывают себя. А для меня такие игры ценные еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор – игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:
- Самомассаж.
- Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
- Шевеленье пальчиков.
- Разведение пальцев и их сведение.
- Вращение кистей - «фонарики».
- Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
- Хлопки.
- Помахивание кистями - сверху вниз и к себе и от себя.
Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).
Все каши просят,
Все криком кричат:
(всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее).
Помимо прибауток,потешек я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям.
Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах.
Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух!
Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы).
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов.
Например, дети, в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.
Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками».
Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска.
Таким образом, у нас появились новые игры, а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И все с удовольствием принимают участие.
Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для воспитателей "Физкультурные праздники и досуги в детском саду"
В детском саду ребенок получает всестороннее воспитание. В процессе разнообразной деятельности под руководством педагогов он развивается умственно, воспитывается эстетически, физически, нравственно. П...
Консультация для воспитателей : "Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома".
Консультация для воспитателей : "Сохранение психического здоровья детей в детском саду и дома"....
Консультация для воспитателей « Формирование основ математических представлений в детском саду».
Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)В раннем детстве ребёнок знакомиться с совокупностями предметов, множеством звуков, движений, воспринимая их разными анализаторами...
Консультация для воспитателей «Формы работы с семьей внутри детского сада»
Консультация для воспитателей«Формы работы с семьей внутри детского сада»...
Консультация для воспитателей "Формы работы с родителями внутри детского сада"
Консультация для воспитателейФормы работы с семьей внутри детского садаПрезентация дошкольного учрежденияОткрытые занятия с детьми в ДОУ для родителейПедагогический совет с участием родителейПосещение...
Использование фольклора в детском саду
Опыт работы....
Консультация для воспитателей "Воспитательные возможности мини- музея в детском саду"
Музейная педагогика достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только в последние десятил...