Педагогические технологии ДОО
консультация
Предварительный просмотр:
«СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Цель: обеспечить профессиональную готовность педагогов к использованию современных педагогических технологий в дошкольном образовании.
Планируемые результаты изучения модуля
В результате изучения модуля обучающийся должен
иметь представление:
- о современных педагогических технологиях, способствующих реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
- о многообразии педагогических технологий;
знать:
- определение понятия «педагогическая технология»;
- различие понятий «технология», «методика», «дидактика»;
- сущность педагогических технологий дошкольного образования.
№ п/п | Содержание | Стр. |
1 | Понятие «педагогическая технология», признаки педагогической технологии | 2 |
2 | Классификация педагогических технологий | 5 |
3 | Педагогические технологии, применяемые в дошкольном образовании | 7 |
1. ПОНЯТИЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»
Термин «педагогическая технология» в отечественной педагогической науке появился недавно.
Первоначально под педагогической технологией понималась попытка технологизации образовательного процесса.
В упрощенном варианте педагогическая технология употребляется как синоним дидактики или методики преподавания, что на самом деле не соответствует действительному смысловому содержанию данных понятий.
Дидактика:
- раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения;
- теория образования и обучения, отрасль педагогической науки.
В качестве предмета дидактики можно определить цели, содержание, закономерности, методы и принципы обучения.
Задачи дидактики состоят в том, чтобы описывать процесс обучения и условия его реализации, а также разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, т.е. новые технологии.
Традиционная дидактика создает теорию обучения, направленную на разработку методических приемов, организационных форм и методов обучения, которые оптимизируют процесс усвоения знаний, умений, навыков учебной деятельности.
Таким образом, дидактика оперирует общими вопросами, которые присущи различным частным методикам, а потому является более общей дисциплиной.
Методика:
- совокупность способов, методов, приемов проведения занятий, практического выполнения чего-либо;
- учение о методах преподавания той или иной науки.
Методика - частная дидактика, т.е. теория обучения определенному учебному предмету. Она включает в себя в той или иной степени элемент технологичности.
Любая методика отвечает на вопросы «чему, зачем и как учить?», а технология – только на последний, но с существенным дополнением – «как учить результативно?»
Понятие «методика» шире понятия «технология», так как включает в себя и вопросы образовательной политики, в том числе выбор технологий для целесообразного проведения работы, для достижения поставленных образовательных целей.
Таким образом, одной из задач методики является выявление критериев, позволяющих в конкретной образовательной ситуации избрать эффективную технологию.
Технология отличается от методики преподавания своей воспроизводимостью и устойчивостью результатов.
Методика возникает в результате обобщения опыта или изобретения нового способа представления знаний.
Технология же проектируется, исходя из конкретных условий и ориентируясь на заданный, а не предполагаемый результат. В ней более представлена процессуальная часть процесса обучения, а в методике – содержательная, качественная сторона.
Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии – в состав методик обучения.
Среди наиболее существенных признаков, присущих именно педагогической технологии и отличающей ее от дидактики и методики, в науке выделяют следующие:
- оптимизация, показывающая качественный скачок объекта;
- диагностичное целеобразование, предполагающее гарантированное достижение целей и эффективность процесса обучения;
- концептуальность, определяющую опору на научную концепцию;
- системность, т.е. каждая технология должна обладать признаками системы: целостность и взаимосвязь частей;
- новизна;
- управляемость – предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, коррекцию результатов;
- результативность, т.е. гарантированное достижение целей и эффективность образовательного процесса;
- экономичность – выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв времени, оптимизацию труда педагога и достижение запланированных образовательных результатов в сжатые промежутки времени;
- алгоритмичность, целостность, проектируемость, отражающие различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;
- информационность;
- воспроизводимость, подразумевающую возможность повторения в других образовательных организациях другими педагогами;
- корректируемость – предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, последовательно ориентированной на четко определенные цели;
- визуализация – затрагивает вопросы применения средств ИКТ, а также конструирования различных дидактических материалов и наглядных пособий;
- эффективность, т.е. соотношение образовательных ресурсов и образовательных результатов.
Понятие «Педагогическая технология» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике.
Существует множество определений данного понятия. Среди наиболее известных следующие:
- педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО);
- педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов);
- педагогическая технология - системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).
Каково бы не было определение, в нем всегда присутствует понимание данного педагогического явления как системы взаимосвязанных компонентов: содержания, методов и средств обучения.
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Среди множества классификаций педагогических технологий наиболее обобщенной является классификация Г.К. Селевко, который выделял следующие группы технологий:
- по уровню применения: общепедагогические, предметные и локальные (модульные);
- по философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения, и пр.;
- по ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные идеалистские технологии;
- по научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальтехнологии, интериоризаторские, развивающие, суггестивные и технологии нейролингвистического программирования;
- по ориентации на личностные структуры: информационные технологии (формирование знаний, умений, навыков); операционные (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправляющих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и приходные (формирование действенно-практической сферы - СДП);
- по характеру содержания и структуры: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) и проникающие технологии;
- по типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие педагога с воспитанником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность воспитанников), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств).
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:
a) авторитарные технологии, в которых педагог является единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а воспитанник есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией образовательного процесса, подавлением инициативы и самостоятельности обучающихся, применением требований и принуждения;
б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и воспитанника, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства;
в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии нс только субъект, но субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели. Такие технологии называют еще антропоцентрическими;
г) гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они, отвергая принуждение, «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы;
д) технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях педагога и ребенка. Педагог и воспитанники совместно вырабатывают цели, содержание занятия, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества;
е) технологии свободного воспитания делают акцент на предоставлении ребенку свободы выбора и самостоятельности в большей или меньшей сфере его жизнедеятельности. Осуществляя выбор, ребенок наилучшим способом реализует позицию субъекта, идя к результату от внутреннего побуждения, а не от внешнего воздействия;
ж) эзотерические технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом», подсознательном) знании - Истине и путях, ведущих к ней. Педагогический процесс - это не сообщение, не общение, а приобщение к Истине. В эзотерической парадигме сам человек (ребенок) становится центром информационного взаимодействия со Вселенной.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Выбор педагогических технологий для использования в образовательном процессе на уровне дошкольного образования определяется совокупностью факторов, а именно:
1. Планируемыми образовательными результатами;
2. Возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников;
3. Образовательными программами, в рамках которых будет применяться технология;
4. Необходимым ресурсным обеспечением для эффективного применения технологии;
5. Традициями образовательной организации;
6. Наличием или отсутствие инклюзивного образовательного процесса;
7. Профессиональными предпочтениями педагога и пр.
В настоящее время наиболее эффективными педагогическими технологии для реализации образовательных программ на уровне дошкольного образования являются следующие:
1. Игровые технологии в дошкольном образовании.
2. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
3. Гендерные подходы в дошкольном образовании.
4. Метод проектов в дошкольном образовании.
5. Технологии исследовательской деятельности в дошкольном образовании.
6. Технология образовательного путешествия в дошкольном образовании.
7. Технология решения изобретательских задач.
8. Технология портфолио.
9. Социо-игровые технологии.
10. Технология развития критического мышления.
11. Событийные технологии.
12. Образовательные квесты.
13. Технология индивидуализации образования.
14. Технология педагогического консультирования.
15. Технология формирующего оценивания и др.
В последнее время в силу специфики образовательных результатов освоения образовательных программ на всех уровнях образования стали говорить о деятельностных технологиях (предполагают увеличение активности, деятельности обучающихся в образовательном процессе) и технологиях открытого образования (использование образовательных ресурсов не только конкретной ДОО, но и за ее пределами).
Особенности технологий деятельностного типа
В условиях реализации ФГОС ДО в рамках системно-деятельностного подхода наиболее актуальными и значимыми для достижения новых образовательных результатов оказываются технологии деятельностного типа. Все они непосредственно ориентированы на деятельностный метод обучения, который в рамках современного занятия характеризуется следующими структурными компонентами.
Структурные компоненты деятельностного метода
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
На данном этапе организуется положительное самоопределение
обучающегося к деятельности, а именно: 1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность (хочу); 2) выделяется содержательная область (могу).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; а также тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создаётся затруднение в индивидуальной деятельности обучающихся, которое фиксируется ими самими.
3. Постановка учебной задачи.
На данном этапе обучающиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выделяют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. Педагог организует коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы занятия.
4. Построение проекта выхода из затруднения детьми средствами полученных новых знаний.
На данном этапе предполагается выбор обучающимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Педагог организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково в соответствии с формулировками, принятыми в культуре. В завершении устанавливается, что учебная задача разрешена.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Обучающиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, и сами оценивают её. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению обучающихся в познавательную дальнейшую деятельность.
7. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе новое знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих занятиях.
8. Рефлексия деятельности (итог занятия).
На данном этапе организуется самооценка обучающимися деятельности на занятии. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, и намечаются цели последующей деятельности.
Основными технологиями деятельностного типа, способствующими достижению образовательных результатов ФГОС ДО, являются:
1. Игровые технологии в дошкольном образовании.
2. Метод проектов в дошкольном образовании.
3. Технологии исследовательской деятельности в дошкольном образовании.
4. Технология образовательного путешествия в дошкольном образовании.
5. Технология решения изобретательских задач.
6. Технология портфолио.
7. Социо-игровые технологии и др.
8. Технология развития критического мышления.
9. Событийные технологии.
10. Образовательные квесты.
11. Технология педагогического консультирования.
12. Технология формирующего оценивания и др.
Важно!!!
Одна и та же технология (независимо от ее «модного» названия) может быть выстроена в деятельностной логике или традиционной (знаниевой) логике.
В связи с этим педагогам важно понять, принять и усвоить суть деятельностного метода, чтобы применять его эффективно на практике.
___________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение и рациональное использование здоровьесберегающих педагогических технологий в педагогическом процессе ДОУ
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий, классификация....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ Махмутова Е.А. ФГБОУ ВПО « Набережночелнинский педагогический институт социально-педагогических технологий и ресурсов», г.Набережные Челны
Семья для ребёнка - это источник общественного опыта. Здесь он имеет примеры для своего будущего опыта, и здесь же происходит социальное рождение его как личности....
"Физкультура вдвоем" (сборник «Педагогическое мастерство и педагогические технологии» VI Международной научно- практической конференции)
В содержание физкультурного занятия «Физкультура вдвоем» построенного на основе игровых упражнений, включаются: двигательные задания для детей и родителей, медитации, релаксации, дыхательн...
Педагогический совет «Использование современных педагогических технологий в развитии системы педагогической работы с детьми в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог».
laquo;Только та технология даст необходимый результат, когда она одухотворена её главным автором - Педагогом. Ищите, творите!»...
Современные педагогические технологии. Использование в педагогической деятельности развивающие технологии «Палочки Кьюизенера и Блоки Дьенеша »
В Федеральном государственном образовательном стандарте прописаны целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, согласно которым ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взр...
Конспект занятия для детей подготовительной группы, с использованием педагогических технологий на основе активизации деятельности учащихся (активные методы обучения – игровые технологии, здоровьесберегающие технологии). Тема: «Дифференциация звуков Г – К
Цель: формировать навык сложного фонематического анализа и синтеза с использованием звуков Г – К (Кь - Гь). Задачи:Коррекционно - образовательные:1. закрепить умение дифференцировать звуки ...