Тема работы по самообразования «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
материал (младшая группа)

Тема работы по самообразования

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:

- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования - «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

2. Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

3. Повысить компетентность в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metod.sovete_2024g.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема работы по самообразования

«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Воспитатель: Мурадова С.И.

 

                                                  Октябрь 2023г.

Целью моей работы по самообразованию в учебном году было:

- продолжать повышать свою профессиональную квалификацию и педагогическую компетентность по теме самообразования - «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

1. Изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;

2. Составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;

3. Повысить компетентность в вопросах обучения детей через дидактическую игру.

Актуальность

Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.

В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.

Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.

Реализация поставленных задач:  

В результате изучения литературы были выявлены различные классификации дидактических игр: по содержанию (математические, речевые, музыкальные и т.д.); по дидактическому материалу ( настольные, словесные, предметные и т.д.); по характеру действий  (поручения, загадки, беседы и т.д.). Практически каждая дидактическая игра может использоваться в разных образовательных областях .

Основные функции дидактической игры

Дидактическая игра является:

 игровым методом обучения детей дошкольного

возраста;

формой обучения;

самостоятельной игровой деятельностью;

средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Дидактическая игра имеет две цели

Обучающая

которую преследует взрослый

Игровая

ради которой действует ребенок.

Основные виды дидактических игр

 Игры с предметами

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.

 Настольно – печатные игры

У детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.

Словесные игры

Словесные игры. построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них 

 Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть.  Это можно  достичь  различными приемами: использование сюрпризов, загадок, считалок,  волнующего вопроса, напоминания об игре, в которую дети охотно играли раньше. Организуя  дидактическую  игру  с детьми раннего возраста обязательно осуществляю показ игровых действий, знакомлю с функцией  игрушки, проговариваю конкретных игровые ситуации; использую разнообразный наглядно- игровой  материал и постепенное усложнение игрового содержания. Использование потешек, загадок, художественного слова – привлекает малышей. Организуя игру, всегда помню, чтобы это не  занятие. Секрет успешной организации игры заключается в том, что, обучая детей, сохраняю вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их. Ребенка привлекает в игре возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиваться результата. Дидактическая игра побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать предметы.

 Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. Поэтому в начале  игры знакомлю детей с правилами, игровыми действиями, учу, как их важно выполнять.

Занятия с предметами играют важную роль. Малыши получают навыки «работы» с дидактическими игрушками и любят с ними заниматься. Пирамидки, башенки, матрешки и т.п. собираются в простых и усложненных вариантах. Обращаю  внимание на выполнение мелких и точных действий, например, не только приложить одну часть к другой, но и совместить рисунок на матрешках.                                                

Различные дидактические игры с игрушками способствуют разностороннему развитию ребенка раннего возраста: умственному и эстетическому воспитанию, формированию работоспособности, усидчивости, воли; учат действовать в коллективе сверстников. Если в начале года я использовала, в основном, наглядные методы, рассчитанные на подражание, то  сейчас  воспитанники могут  действовать по инструкции, выполнять часть действий по представлению.

 В своей работе использую различные  дидактические игры и упражнения, в ходе которых  дети знакомятся  с цветом, формой, величиной, положение в пространстве;  Широко применяю игры на развитие мелкой моторики пальцев рук и координированных движений левой и правой руки; развитие мышления, памяти, воображения, познавательной активности.

В играх с детьми раннего возраста  использую разнообразный наглядный материал: погремушки, игрушки-вкладыши, природные материалы, неваляшки.

Сущность дидактической игры заключается в том,  что для взрослых она - средство развития детей, а для детей - игра.

Заключение

Таким образом, использование дидактической игры как метода обучения повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, формированию элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания
Если в процессе обучения систематически используются, разнообразные дидактические игры, то дети, особенно в старшем дошкольном возрасте, начинают самостоятельно организовывать этот вид игр: выбирают игру, контролируют выполнение правил и действий, оценивают поведение играющих. Поэтому дидактическая игра занимает важнейшее место в системе педагогических средств всестороннего воспитания детей.

Вывод:

По окончании изучения темы получила следующие результаты: повышение педагогического мастерства в руководстве дидактическими играми с младшими дошкольниками, усовершенствовала условия для проведения игр в ДОУ с учетом возрастных особенностей детей (организовала удобную, спокойную обстановку, отвела достаточное время на проведение игр, пополнила дидактический материал). Дети стали чаще использовать дидактические игры, с большим интересом и успехом играют в них.

С педагогами провести дидактическую игру:

1. «Яйца и ложки»

Задача: перенести в ложке яйцо на противоположную сторону.              

Цели: развивать мелку моторику рук, координацию движений, речь. Развивать умение находить предметы на ощупь. Соотносить цвета предмета с цветовым полем. 

                              2.  «Будем куклам помогать»

Цель: продолжать учить детей различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий. Соотносить предметы по цвету. Развивать математические способности детей раннего возраста. Развивать моторику кончиков пальцев рук.

Активизировать речь детей «разные по цвету»  

 Задачи: учить группировать предметы по цвету и по внешнему виду. Закрепить понятие «много» «один». Учить понимать речь взрослого. Развивать координацию действий обеих рук, и эмоциональное отношение к результату своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по самообразованию на тему «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Отчет по самообразованию на тему«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»      В учебном году я взяла тему по самообразованию: «Дидактич...

Самообразование "«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»

Самообразование "«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»...

План по самообразованию: "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"

План по самообразованию: "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"...

Самообразование "Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста"

Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста...

Самообразование "Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста"

Потребность в самообразовании является характерным качеством развитой личности, необходимым элементом её духовной жизни. Считаясь высшей формой удовлетворения познавательной потребности личности, само...

Доклад по самообразованию «Дидактическая игра, как форма обучения детей раннего возраста»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28659425","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...