Проект «Ловкие пальчики»
проект (средняя группа)
Цель проекта: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt1_po_sensorike.docx | 670.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Для детей средней группы
Название: «Ловкие пальчики»
Автор проекта:
Ильина И. С
2022 г.
Информационная карта проекта
Название проекта : «Ловкие пальчики»
Автор проекта: Ильина И. С
Вид проекта: Практико-ориентированный,
Продолжительность проекта Долгосрочный ( 15февраля по 15апреля )
Участники проекта: дети, педагоги, родители
Возраст детей 4-5 лет
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект:
Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша.
Цель проекта: Развивать пальчиковую моторику рук используя традиционные и нетрадиционные методы.
Задачи проекта:
Для детей:
- Развить фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость
- Формирование умения воплощать свои идеи в художественный образ.
- Развитие умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
- обеспечивать эмоциональное благополучие.
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
Для педагогов:
- Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.
- Познакомить детей с нетрадиционными методами изобразительной деятельности.
- Расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
Для родителей:
- Дать представление родителям о значимости совместной деятельности по развитию сенсорных способностей детей
- Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: Игра-занятие
Название итогового мероприятия проекта: «Разноцветные комнаты
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Овладение нормами этики поведения.
Для родителей:
- Укрепилось сотрудничество педагогов и родителей
- Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр;
Продукты проекта
Для детей:
- выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д
Для педагогов:
- Оформление стендов для родителей по теме проекта;
- Консультации для родителей.
- Проведение работы с родителями на тему: «Что такое сенсорное развитие. Почему его необходимо развивать?» Консультации, беседы, совместные игры, оформление уголка для родителей.
- Создание в группе «Центра сенсорного развития».
- Разработка дидактического материала и дидактических игр;
Для родителей:
- Разработка методических рекомендаций для родителей.
- Помощь в создании в группе «Центра сенсорного развития».
Условия реализации и оборудование:
- правильно организованная предметно-развивающая среда.
- пособий из дерева конструкторов с шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей.
- В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое.
- Сенсомоторный уголок предназначен:
Методическое обеспечение:
О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс
Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова
1.Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников [текст]: пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.
3.Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
4.Крупенчук, О. И. Пальчиковые игры [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук..-СПб.: Издательский Дом Литера, 2008.
Краткое содержание проекта ««Ловкие пальчики» »
Автор проекта: Ильина И.С
Этапы проекта |
Действия педагогов |
Действия детей | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный
| изучение научно-методической литературы по данной теме: Познакомилась с исследованиями М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Л.В. Антаковой-Фоминой о связи интеллектуального развития и моторики пальцев рук; изучить авторскую программу И.А. Лыковой «Цветные ладошки» для детей дошкольного возраста; Составление картотеки игр для развития мелкой моторики |
Дети играют в дидактические игры направленные на сенсорное развитие, с удовольствием используют шнуровку и др. материал. |
Приобретение и создание с помощью родителей дидактических игр на развитие сенсорно-моторных навыков; |
Деятельностный
|
создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей ) . Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста:
Разработка перспективного плана работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год Занятие «Путешествие в жёлтую сказку». Занятие «Путешествие в зелёную сказку». Занятие «Путешествие в красную сказку». Познавательная игра «В гостях у светофорика». Тематический день «Красный день». Занятие (В царстве фигурок-человечков) Программное содержание. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приемам обследования формы – обведению пальцем контура фигуры.. Занятие. (Аппликация "Платочки для фигурок-человечков") Программное содержание. 1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. Обучение техники аппликации. | Дети -выполняют продуктивную деятельность (нетрадиционные техники) «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д. Изучают пальчиковые игры. Участвуют в экспериментальной деятельности: Развивают познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) . Играют в -Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д. - заучивают потешки сопровождающие пальчиковые игры «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. Дид. игры «Какого цвета предмет», «Найди предмет такой же формы», «Узнай фигуру» | Помощь родителей в изготовлении пособий по сенсорике, организация, Помощь музыкального руководителя в организации музыкально-сенсорных игр направленных на всестороннее развитие детей. Разработка серии игр при помощи физинструктора на развитие текстильных способностей декей. Использование художественной литературы родителями для поддержания знаний и умений детей в домашних условиях. |
Заключительный
|
Анализ результатов проделанной работы, подведение итогов реализации проекта. Диагностика развития мелкой моторики на конец проекта. Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей | Активное участие детей в театрализованном представлении. | Анкетирование родителей. Родительское собрание «Значение сенсорного воспитания для умственного развития ребенка». |
Системная паутинка по проекту : «Ловкие пальчики» »
Автор проекта : Ильина И. С
Познавательное развитие | Социально – коммуникативное развитие | Речевое развитие |
Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, мука, прищепки пластиковые крышки, бумага) . -Д/и «Чудесный мешочек», «Лото», «Нарядные бусы» и т. д. | коллективное творчество, приобщение к нормам и правилам взаимодействия со сверстниками и взрослыми Дидактические игры -занятия «Собери картинку» Разноцветные комнаты (цвет) Три квадрата (величина) Лото "Цвет" И. Кто где спит (форма) Построим башню (величина) Разноцветные комнаты , Три квадрата (величина) Лото "Цвет" И. Кто где спит (форма) Построим башню (величина) Разноцветные комнаты Построим домики для фигур (форма) . Кто скорей свернет ленту ? (величина) " (цвет) Завяжем мишкам банты (величина) Рисование орнамента Труд Посильная помощь детей в изготовлении пособий и игр по сенсорному развитию Безопасность Беседа с детьми о осторожном обращение с мелким материалом присутствующем в дидактических, настольных и других группах игр. Здоровье укрепление здоровья детей при помощи нетрадиционных техник. |
заучивание потешек сопровождающих пальчиковые игры «Пять веселых поросят», «Семья», «Капуста», «Дружба» и т. д. |
Художественно – эстетическое развитие
| Физическое развитие | Формы взаимодействия с семьей и соц. партнерами. |
выполнение продуктивной деятельности «Веселые картины», «Узоры на подносе» и т. д . Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков | Пальчиковая гимнастика «Тушканчик» «Капуста», «Черепашка»
|
Наглядно – информационный и консультативный материал для родителей. -Выполнение творческих заданий. -Участие в закреплении разучиваемых игр с детьми дома . |
| Режимные моменты |
|
подносе» и т. д . Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков" (форма) Аппликация "Радуга» . Музыка Игры музыкально – сенсорного направления. | пополнение уголка детского сенсорного развития (шнуровки, лото, сухой бассейн, мозаика)
|
|
Использование дидактических игр в работе по сенсорному развитию
детей дошкольного возраста
Игры на развитие тактильных ощущений
«Чудесный мешочек»
В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры
(игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
«Определи на ощупь»
В мешочке находятся парные предметы, различающиеся одним признаком
(пуговицы большая и маленькая, линейки широкая и узкая и т. д.). Нужно на ощупь
узнать предмет и назвать его признаки: длинный — короткий, толстый — тонкий,
большой — маленький, узкий — широкий и т.д.
«Платочек для куклы» (определение предметов по фактуре материала, в
данном случае определение типа ткани)
Детям предлагают трех кукол в разных платочках (шелковом, шерстяном,
вязаном). Дети поочередно рассматривают и ощупывают все платочки. Затем
платочки снимают и складывают в мешочек. Дети на ощупь отыскивают в мешочке
нужный платочек для каждой куклы.
«Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет»
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные
предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка,
пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч,
глиняная ваза и др.
«Узнай фигуру»
На столе раскладывают геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые
лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из
мешочка такую же.
«Догадайся, что за предмет»На столе разложены различные объемные игрушки или небольшие предметы
(погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху
тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Ребенку предлагают через салфетку
на ощупь определить предметы и назвать их.
«Найди пару»
Материал: пластинки, оклеенные бархатом, наждачной бумагой, фольгой,
вельветом, фланелью. Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти
пары одинаковых пластинок.
«Найди ящичек»
Материал: спичечные коробки, сверху оклеенные различными материалами:
вельветом, шерстью, бархатом, шелком, бумагой, линолеумом и др. Внутри
выдвижных ящичков также приклеены кусочки материала. Ящички находятся
отдельно.
Ребенку предлагают на ощупь определить, какой ящичек от какого коробка.
«Что в мешочке»
Ребенку предлагают небольшие мешочки, наполненные горохом, фасолью,
бобами или крупами: манкой, рисом, гречкой и др. Перебирая мешочки, он
определяет наполнитель и раскладывает в ряд эти мешочки по мере увеличения
размера наполнителя (например, манка, рис, гречка, горох, фасоль, бобы).
Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы
«Найти предмет указанной формы»
Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти
картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник, ромб).
«Коврик»
Ребенку предлагают рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор
составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту
часть, которой нет в коврике.«Найди предмет такой же формы»
Дети выделяют форму в конкретных предметах окружающей обстановки,
пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на
другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка,
пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
«Какая фигура лишняя?»
Ребенку предлагают различные наборы из четырех геометрических фигур.
Например: три четырехугольника и один треугольник, три овала и один круг и др.
Требуется определить лишнюю фигуру, объяснить принцип исключения и принцип
группировки.
Варианты:
— группировать по форме реальные предметы по 2—3 образцам, объяснять
принцип группировки.
«Составь целое из частей»
Составить конструкцию из 2—3 геометрических фигур по образцу.
Варианты:
— составить конструкцию по памяти, по описанию;
— составить геометрическую фигуру, выбрав необходимые ее части из
множества предложенных деталей (8—9).
«Определи правильно»
Ребенку предлагают по рисункам определить, из каких геометрических фигур
состоит предмет (замок, письмо)Дидактические игры и упражнения на закрепление
понятия величины
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий;
сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по
убывающей величине, другой по возрастающей.
Варианты:
— детям предлагают разложить в порядке возрастания или убывания величины
ромбы разного цвета и формы.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой
длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая
короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
— сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и
др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и
широкая».
«Пирамидки»
Собрать три пирамидки, кольца которых одновременно рассыпаны и
перепутаны на столе.
«Матрешки»
Собрать двух (трех) матрешек, состоящих из 5—6 штук (и более),
одновременно выложенных и разобранных на столе.
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так,
чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.Варианты:
— собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по
убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы:
чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Варианты:
— дается контурное изображение предметов и предлагается определить, что в
чем может уместиться: ведро, чашка, машина; чайник, клещи, чемодан и др.
«Расставь по порядку»
Ребенку предлагают сопоставить и упорядочить предметы по одному
измерению, отвлекаясь от других измерений:
1) расставить цилиндры по возрастающей (убывающей) высоте;
2) расставить бруски по возрастающей (убывающей) длине или ширине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в
зависимости от размера.
«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие
— дальше.Дидактические игры и упражнения
на закрепление цвета
«Какого цвета не стало?»
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а
потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить, какого
цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и
цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура
предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с
изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы —
синюю, лимона — желтую и т. д.
Варианты:
— выбрать предмет по цветовому образцу: педагог показывает карточку с
изображением предмета какого-либо цвета (красные варежки, синие носочки и др.),
дети должны показать карточки с изображением оттенков данного цвета.
«Собери гирлянду»
Педагог показывает элемент — образец части гирлянды, на которой дано
определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из
разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Сплети коврик из цветных полосок»
Дети рассматривают образец коврика из цветных полосок, затем по памяти
плетут коврик, повторяя чередование цветов в образце.
«Сложи радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги
соберите сами, а другую дайте собрать ребенку. Предложите назвать цвета
(красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
«Неразлучные цвета»Педагог называет предмет, в котором представлены разные цвета в постоянном
сочетании, дети их называют. Например, педагог говорит: «Рябина», дети
отвечают: «Листья зеленые, ягоды красные». (Ромашка — лепестки белые,
середина желтая, береза — ствол белый, листья зеленые и т. д.).
«Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить
различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов,
обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-
коричневый и др.
Варианты:
— детям демонстрируют панно с аппликационным изображением
петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то
использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков:
светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и
найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками
«Уточним цвет предмета»
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по
цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень,
василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений:
незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д. Дети
учатся различать близкие цвета: красный — оранжевый, красный — розовый,
синий — голубой и др
Игра «Собери картинку»
Цель. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины, учить составлять изображение предмета из отдельных частей, соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, действовать путем прикладывания.
Оборудование. Карточки с изображением простых знакомых предметов, части предметов соответствующие изображениям на карточках.
Словарь. Собери картинку, помоги, наименования предметов.
Ход игры.
Перед игроками на столе кладут одну карточка. Воспитатель предлагает участникам рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. На перовом этапе дети могут накладывает части предмета на карточку. Позднее можно усложнить задание: выкладывать картинку на столе, держа карточку – образец перед собой. Выигрывает ребенок, первый справившийся с полученным заданием.
Разноцветные комнаты
Игра - занятие. РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ.
Программные задачи. Учить выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов. Закрепить знание основных цветов. Воспитывать желание заниматься.
Материал. Демонстрационный: листы бумаги (40*30см) шести цветов – комнаты. Раздаточный: наборы мелких игрушек или нарисованных игрушек шести цветов на каждого ребенка.
Ход. Дети слышат плач (на аудио записи) .Подходят к сундучку с игрушками, которых хочет, заколдовала злая волшебница (в сундучке – коробочки с шестью разными по цвету игрушками). Чтобы игрушек не заколдовала их надо спрятать. Воспитатель вместе с детьми рассматривают разноцветные комнаты (листы бумаги, расположенные на полу, называют, какого они цвета. Воспитатель раздает детям коробки с игрушками, рассматривают их. Воспитатель обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленого и машинка желтая, и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная ложечка, красный флажок). Затем дети прячут игрушки по волшебным комнатам, подбирать их по цвету к каждой комнате (в красную комнату – все красные игрушки, в синюю – все сини и т. д.) .
Примечание. Количество игрушек в коробке может меняться от степени подготовленности детей. В более «сильной» – по две игрушки на каждого цвета, в более «слабой» – по одной игрушке каждого цвета.
« Составление фигур из счётных палочек »
Задачи: Закрепить умение составлять геометрические фигуры (треугольники, квадраты) из определенного количества палочек. Развивать мышление, анализаторские способности, сосредоточенность, внимательность.
Раздаточный материал: У детей на столах счетные палочки, доска.
Организация детей: Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Играет вся группа.
Ход игры:
Дети давайте с вами с помощью палочек составим геометрические фигуры.
-Какая эта геометрическая фигура? (Треугольник.)
- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла и три стороны.)
- Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? (Три палочки.)
- Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? (Шесть палочек.)
-А эта, какая геометрическая фигура? (Квадрат.)
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)
- Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)
Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника»
- Как это можно сделать? (Выложить треугольник, а две оставшихся палочки присоединить к ним, сбоку и внизу.)
Итог игры:
Воспитатель проходит по рядам, помогает тем, кто затрудняется.
- А сколько у вас было палочек? (Пять палочек.)
- А какие геометрические фигуры вы составили из палочек? (Треугольник, два треугольника из 5 палочек, квадрат.)
Аппликация "Салфеточки для фигурок-человечков". Дети выполняют аппликацию салфеточек для фигурок-человечков,"наклеивая треугольник, овал или прямоугольник на каждый листок бумаги. Затем дарят эти салфеточки той фигурке, для кого она сделана.
Аппликация "-Радуга". Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение "Цвета радуги", обращают внимание на последовательность цветов на картине. Далее рассматривают образец незавершенной аппликации, самостоятельно раскладывают цветные полоски в нужной последовательности, затем наклеивают их, завершая аппликацию
Дидактическая игра "Кто где спит". Дети вспог-нают названия знакомых фигурок- зловечков (круг, квадрат, треугольник): знакомятся с новыми фигурами (прямоугольником, овалом): определяют, на кого они похожи, обводят их контуры пальчиком, "рисуют" их в воздухе. Затем дети играют с маленькими фигурками-человечками, укладывая их спать в кроватки (дети накладывают вырезанные из бумаги фигуры на контурные изображения тех же фигур на карточках)
Три квадрата". Дети рассматривают квадраты: большой, поменьше, самый маленький; учат выбирать самый большой, затем больший из оставшихся путем наложения; строят вместе с воспитателем башню из квадратов. Затем дети самостоятельно строят такие же башни на своих фланелеграфах, соблюдая последовательность отбора квадратов путем наложения их друг на друга при сравнении
Дети играют в игру "Кто скорей свернет ленту!". Сначала дети (пара детей) выбирают любую ленту из двух лежащих перед ними лент. Затем замечают, что тот, у кого лента длиннее, проигрывает, и стремятся "захватить" короткую ленту, чтобы обеспечить себе выигрыш в соревновании. Дети объясняют свои действия, сравнивают ленты по -длине, прикладывая их друг к другу
План занятия N 5. (Аппликация "Платочки для фигурок-человечков")
Программное содержание. 1. Ознакомление детей с кругом, квадратом, треугольником и их названиями. Обучение приему обследования формы - обведению пальцем контура фигуры. 2. Обучение техники аппликации.
Материал. Демонстрационный: фигурки-человечки (картонные круг, квадрат, треугольник). Раздаточный: квадратные листы бумаги, по одному кругу, квадрату, треугольнику разного цвета на каждого ребенка; клей, кисточки, салфетки, клеенки. .
Ход занятия. Воспитатель предлагает вспомнить имена фигурок-человечков. Дети рассматривают их, обводя контуры пальцем, "рисуют" их в воздухе. Затем вспоминают названия фигурок-человечков. Далее дети под руководством воспитателя выполняют аппликацию и дарят платочки фигуркам - каждой из фигурок свой платочек (для круга - платочек с кружочком, для квадрата - с квадратиком и т.д.).
Примечание. В более- "сильной" подгруппе дети делают платочки для трех фигурок-человечков, в более "слабой" - для двух фигурок.
Познавательная игра для детей младшего и среднего школьного возраста
«В гостях у светофорика»
Цель: Формирование у детей основных навыков поведения на улицах и
дорогах города.
Задачи: Закрепить у детей понятия о правилах дорожного движения
(дорожные знаки, сигналы светофора), стремление к знаниям.
Оборудование:
Таблички с цветами светофора.
Жетоны.
Флажки (красный, зеленый, желтый)
Рули (красный, зеленый, желтый)
Карточки с дорожными знаками.
Карточки с картинками транспортных средств (велосипед, грузовик, трамвай,
подъемный кран, пожарная машина, автобус.)
Кегли.
Медали для награждения.
Персонажи: Ведущий, Светофорик.
Ход мероприятия:
1. Вступление (2 минуты)
Ведущий: Здравствуйте, друзья! Уважаемые дети, родители! Сегодня
интересный день! Мы начинаем нашу веселую игру – развлечение по
правилам дорожного движения.
Нас солнца луч смешит и дразнит.
Нам нынче весело с утра.
Нам день подарит звонкий праздник
И главный гость на нем – игра!
Дорогие ребята, послушайте внимательно условия игры: за каждый
правильный ответ участники будут получать жетоны, побеждает та команда,
которая соберет наибольшее количество жетонов. А помогать мне сегодня
вести нашу игру будет друг всех детей и большой знаток правил дорожного
движения – «Светофорик».
1 гейм. «Разминка» ( 6 минут)
( «Светофорик» проверяет детей знают ли они правила дорожного
движения.)
Игра «Да или нет»Ведущий: Ребята, светофорик хочет поиграть с вами в игру «Да или нет».
Светофорик будет вам задавать вопросы, а вы отвечать «Да» или «Нет».
Светофорик: Быстрая в городе очень езда Правила знаешь движения?
(дети: ДА)
Светофорик: Вот в светофоре горит красный свет. Можно идти через улицу?
(дети: Нет)
Светофорик: Ну, а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу?
(дети: ДА)
Светофорик: Сел в трамвай, не взяв билет. Так поступать полагается?
(дети: НЕТ)
Светофорик: Старушка – преклонные очень года. Ты место ей уступишь?
(дети: ДА)
Светофорик: Молодцы, ребята! И все таки хочется проверить, все ли дети
знают о чем предупреждают «Огни светофора».
Игра «Огни светофора»
Светофорик: Начинаем разговор мы про важный светофор!
На дороге он стоит за движением следит.
На светофоре – красный свет! Опасен путь – прохода нет!
А если желтый свет горит, - он «приготовься» говорит.
Зеленый вспыхнул впереди – свободен путь – переходи.
(Дети – пешеходы. Светофорик показывает карточки трех цветов. На
зеленый сигнал – дети бегают и прыгают, на красный – замирают, на
желтый сигнал светофора – выстраиваются в шеренгу.)
2 гейм. «Вопрос – ответ» (5 минут)
(каждой группе задается по три вопроса, за каждый правильный ответ –
жетон)
1. Сколько колес у автомобиля? (2, 4, 6, 8)
2. Кто является «пешеходом»? («пешеход» - это, человек, идущий
пешком)
3. Где и как нужно переходить улицу?
4. Что такое перекресток?
5. Кто является «пассажиром»? («пассажир» - это, человек, кроме
водителя, находящийся в транспортом средстве)
6. Где должны ходить пешеходы?
Ведущий: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. А теперь поиграем.
Игра «Цветные автомобили»
(У «Светофорика» 3 флажка – красный, зеленый, желтый. Такого же цвета
рули, раздаются трем группам детей. По цвету флажка определяются,
какой группе выезжать.)
3 гейм. «Знаешь ли ты дорожные знаки» (10 минут)Игра «Третий лишний»
(Каждой команде дается по 3 знака. Нужно выбрать лишний знак, который
не стоит на дороге. За выполненное задание 1 жетон. Если команды
назовут дорожные знаки + 1 жетон.)
Игра «Собери знак»
(Команды получают конверты, в которых разрезанные знаки – нужно как
можно быстрее собрать знак, побеждает та команда которая быстрее
всех собрала знаки)
4 гейм. «Виды транспорта» (12 минут)
(Детям загадываются загадки о транспортном средстве, которые
необходимо внимательно выслушать и назвать это транспортное
средство.)
Ведущий: Сам не едет, не идет,
Не подержись – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед. (велосипед)
Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино. (грузовик)
Дзинь – дзинь – дзинь. Что за звон?
По рельсам катится вагон
Внутри креслица стоят,
Люди в креслицах сидят.
Такой вагон, запоминай
Называется… (трамвай)
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжелый подхвачу.
Где прикажут, положу,
Человеку я служу. (подъемный кран)
Эй, не стойте на дороге!
Мчит машина по тревоге
А зачем ей так спешить?
Как зачем? Пожар тушить! (пожарная машина)
Дом на улице идет,
На работу всех везет.Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках (автобус)
Эстафетная игра «Автобус».
(Первый игрок с рулем бежит до кегли, огибает ее и бежит за следующим
игроком, затем они бегут до кегли вдвоем, втроем и всей командой
прибежать к финишу.)
5 гейм. Игра «Доскажи словечко» (10 минут)
Ведущий: Все будьте правилу верны: держаться правой… (стороны)
Должен помнить пешеход: перекресток… (переход)
Желтый свет предупреждение, жди сигнала… (для движения)
Зеленый свет открыл дорогу, переходить ребята… (могут)
Красный свет нам говорит: «Стой! Опасно! Путь… (закрыт)
Леша с Любой ходят парой. Где идут… (по тротуару)
Ведущий: Вот и подошло к концу наше развлечение.
Завершая выступление, подведем итог ученью.
Если коротко сказать – правила всем надо знать.
Кто б ты не был, стар иль млад,
Знанья правил – ценный клад!
(Жюри подводит итоги. «Светофорик» вручает участникам медали)
Ведущий: Вы думали и веселились. И даже спорили порой.
Но очень подружились за нашею игрой.
Игра игрой сменяется. Кончается игра
Но дружба не кончается. Ура! Ура! Ура!
Итог: Участники игры повторили знания правил дорожного движения, а
так же как правильно вести себя на дороге
«Путешествие в Желтую сказку». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Путешествие в Желтую сказку
Конспект занятия
Оборудование.
Дети в желтых футболках, платьях, девочки с желтыми бантами
Воспитатель в желтой блузке.
Запись музыки на релаксацию Мендельсон «Весна»
Танцевальная мелодия «Звездочка моя»
Группа, зал оформлены в желтом цвете (солнышко, поляна с желтыми цветами, игрушки желтого цвета, картинки с изображением желтых предметов)
Цель. Закрепление представления о желтом цвете.
Использование прилагательного «желтый» и согласование его с существительными в роде и числе.
Развитие слухового и зрительного внимания.
Развитие мелкой моторики.
Воспитание элементов творчества и бережного отношения к природе.
Воспитание художественного вкуса.
Ход занятия.
Звучит музыка Мендельсона «Весна»
Логопед: Сегодня мы отправимся в сказочную Желтую страну, но чтобы попасть туда, надо выполнить одно задание: собрать из желтых кусочков картона овощи и фрукты (яблоко, грушу, тыкву, лимон, репу)
- Какого цвета у вас получились овощи и фрукты?
- Дети: желтая груша, желтый лимон, желтое яблоко и т. д.
Дети проходят в зал, где все оформлено в желтом цвете: игрушки, картинки, небо с желтой луной и звездами, солнышко, поляна с желтыми цветами мать-и-мачехи, девочка в желтом платье.
Логопед: Сказка, в которую вы попали, называется «Желтая сказка». Садитесь удобнее и слушайте.
Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было яркое, теплое, веселое. Кое-где появились проталинки, но цветов еще не было.
Девочка: - Солнышко, солнышко, наступила весна, я надела желтое платье, почему же нет цветов?
Солнышко:- Сейчас будут. (бросает пригорошню желтых цветов)
Знаешь, как они называются?
Девочка: - Знаю, одуванчики.
Солнышко: - А вот и нет. Это мать- и - мачеха. Самые первые весенние цветы.
Девочка: Злые эти цветы. В сказках все мачехи злые.
Солнышко:- Нет, мать и мачеха – добрые цветы. Просто листья у них с одной стороны теплые, как руки твоей мамы, а с другой стороны – холодные.
(кидает еще одну пригорошню цветов) .
Логопед: - вы хозяйка этой поляны? Можно нам собрать букет цветов? Мы много не возьмем.
Дети собирают по одному цветку и встают в круг на логоритмику. Звучит музыка «Здравствуй детство»
Город улыбается
Солнце поднимается
Мы на солнечных качелях
Покататься захотели
Прямо к небу полетели
На полянку сели.
Раз, два солнце
Три, четыре, пять
Выходи играть
Здравствуй солнце.
Остановились, подули на цветы.
Логопед: Цветы закачали головками, они куда- то зовут нас. Наверное, прогуляться по сказке. Подходим к поляне животных.Кто здесь живет?
Дети:- желтый утенок, желтый лев, желтый цыпленок, желтый жираф.
Логопед: - А давайте поиграем с ними в прятки.
Игра «Кого не стало? »
Логопед: - Пойдемте дальше. Вот мы пришли на поляну под звездным небом. Что мы видим?
Дети:- Желтую луну, желтые звезды, желтый месяц.
Логопед: - Когда бывают звезды?
Дети – Ночью.
Ребенок читает стихотворение: Тихо-тихо ночь идет
В небе месяц за собою
Звезды ясные ведет…
Входит Ночь (ребенок) бросает гроздь звезд и приглашает к себе в гости отдохнуть после долгого пути. Звучит релаксационная музыка, дети ложатся на ковер, расслабление.
Логопед: Мы спокойно отдыхаем.
Сном волшебным засыпаем
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, засыпают,
Дышится легко и ровно.
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать,
Потянуться, улыбнуться.
Всем открыть глаза… Проснуться!
Логопед: Ну, вот мы и отдохнули. Давайте мы поблагодарим Ночь за гостеприимство и попрощаемся с ней.
Девочка (в желтом платье) приглашает прогуляться по Желтой сказке и найти все предметы желтого цвета. Дети находят, называют предметы. Затем прощаются с Девочкой и Солнышком, благодарят и уходят в группу.
Тема. Путешествие в «Жёлтую сказку»
Организованная образовательная деятельность
с детьми II младшей группы
по сенсорному развитию
Тема. Путешествие в «Жёлтую сказку».
Программные задачи: закрепление представления о жёлтом цвете, обучение использованию прилагательного «жёлтый» в речи, согласованию его с существительным в роде, числе, падеже; развитие зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики;
воспитание продолжительного выдоха, элементов творчества, бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: иллюстрация к сказке. Игра «Подумай и собери».
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в длинное путешествие по «Разноцветным сказкам».
Но чтобы попасть в 1 сказку, выполните задание.
II Развитие мышления, зрительного внимания, мелкой моторики.
- Что вы видите на карточках? (Овощи, фрукты).
- Сложите изображения овощей и фруктов из частей, которые лежат в
конвертах.
(дети выполняют задание, сидя на ковре).
- Что вы сложили? (Яблоко, грушу, репку, лимон, тыкву…).
III. Развитие грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными.
- Какого цвета эти овощи и фрукты? (Жёлтые).
Назовите свой фрукт или овощ так: жёлтый лимон, жёлтое яблоко и т.д. Сказка, в которую мы сегодня попали, называется сказка». Ложитесь на животики и слушайте.
IУ. Развитие слухового внимания.
«Жёлтая сказка»
Однажды девочка пошла на полянку за цветами. Солнце было жёлтое, весёлое, тёплое. Кое-где из земли вылезли травинки, но цветов ещё не было. девочка посмотрела и сказала:
- Солнышко, Солнышко, ведь уже весна, я надела своё жёлтое пальто с жёлтым капюшоном, почему же нет ни одного цветка?
- Сейчас будут, — ответило солнце и кинуло на солнечный пригорок вместе со своими лучами пригоршню жёлтых цветов. Лепестки этих цветов топорщились, как жёлтые лучи.
- Знаешь, как они называются? — спросило солнце у девочки.
- Знаю, — отвечала девочка. — Одуванчики!
Солнышко улыбнулось.
- А вот и нет! Они называются мать-и-мачеха. Это самые первые весенние цветы, даже листьев у них нет. Только сами цветы теплятся на пригорке.
- Эти цветы злые? — спросила девочка. — Ведь в сказках все мачехи злые.
- Нет, — ответило солнце- мать-и мачеха – добрый цветок. Просто листья у него такие: одна сторона тёплая, мягкая, как руки твоей мамы. А другая холодная и блестящая- как у мачехи из злых сказок, — подсказала девочка.
Солнце засмеялось и кинуло на пригорок ещё одну горсть жёлтых цветов.
V. Развитие мелкой моторики.
Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки)
Пошли пальчики гулять, (Шевелят пальчиками)
Этот пальчик рыли песок, (Загибают пальчики, начиная с
Этот делал пирожок, большого)
Этот с горки катался,
Этот в травке валялся,
Этот умницей был,
Хорошо говорим.
VI. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Беседа по содержанию сказки:
- Куда пошла девочка? (На полянку).
- Что она надела? (Жёлтое пальто с жёлтым капюшоном).
- Что она увидела в небе? (Солнышко).
- Каким было солнышко? (Жёлтым).
- Что подарило солнышко девочке? (Цветы).
- Какими они были? (Цветы были жёлтыми).
VII. Координация слова с движением, развитие общей моторики.
- Давайте пойдём на полянку и соберём букет цветов. Физкультминутка «На полянку мы пойдём».
На полянку мы пойдём, мы пойдём.
И цветов мы наберём, наберём.
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой
К солнцу потянутся ромашки,
В травке бегают букашки
Мы домой идём, идём,
Мы букет цветов несём.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
(Останавливаются, кланяются)
(Встают на носочки, руки вверх, тянутся)
(Бегут по кругу)
(Идут по кругу, взявшись за руки)
VIII. Воспитание длительного выдоха.
Упражнение «Подуйте на одуванчик».
- Мы пришли домой, и принесли букет, а в букете у нас есть одуванчики. Возьмите одуванчики в руки и подуйте на них, не раздувая щёк.
IХ. Итог занятия. Положительная оценка деятельности детей.
Тема. Путешествие в «Зелёную сказку».
Программные задачи: закрепление, представления о зелёном цвете, обогащение словаря прилагательными «зелёный», «зелёная», «зелёные»; обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; закрепление дифференциации жёлтого и зелёного цветов; развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и общей моторики, координации слова с движением; воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: иллюстрация к сказке предметная картинка «Лошадка», корзина с муляжами овощей и фруктов, зелёный и жёлтый грузовики, магнитофон, кассета с записью инструментальной музыки.
Ход занятия:
1. Орг момент.
- Сегодня мы познакомимся с новой сказкой.
А для этого пойдём на прогулку в лес.
II. Координация слова с движением.
Дети встают в круг, берутся за руки, двигаются по кругу, выполняя следующие движения:
Мы идём дорожками, (двигаются по часовой стрелке)
Мы идём тропинками.
Мы идём с лукошками, (двигаются против часовой стрелки)
Мы идём с корзинками.
Ручеёк по жёрдочке перешли (Идут на носочках, руки на поясе)
И поляну светлую, мы нашли. (Останавливаются, разводят руки в стороны).
III. Развитие слухового внимания.
- Давайте сядем на травку, и я расскажу вам «Зелёную сказку».
«Зелёная сказка».
На этот раз девочка надела зелёный сарафан с зелёным кармашком и пошла в лес. А в лесу всё было зелёное-презелёное. И деревья были зелёные, и кусты были зелёные, даже вода в маленькой луже и та была зелёная.
девочке очень хотелось поймать зелёного лягушонка и разглядеть, сколько пальцев у него на лапках. Вот она и решила: «Если лягушонок увидит мой зелёный сарафан с зелёным кармашком, он ничуть меня не испугается.
Так оно и было, Зелёный лягушонок вылез из зелёной лужи, в которой отражались зелёные листья деревьев и зелёной травинки, и ничуть не испугался девочки в зелёном сарафане.
- Ква! — удивился он. Какое смешное зелёное деревце выросло возле моей лужи.
Тут девочке и надо бы взять лягушонка в руки и разглядеть, сколько у него на лапках пальцев. Но ей стало очень смешно: подумать только — лягушонок принял её за дерево. Она засмеялась и сказала:
- Я вовсе не дерево!
Конечно, лягушонок очень испугался. Ведь он никогда не слышал, чтобы деревья смеялись да вдобавок и говорили. И бултых обратно в лужу.
VI. Координация слова с движением.
Развитие темпа и ритмики движений.
- Неожиданно пошёл дождик.
Упражнение «Капля раз, капля два…»
Капля раз, (Прыжок)
Капля два, (Прыжок)
Очень медленно сперва, (4 прыжка)
А потом, потом, потом —
Всё бегом, бегом, бегом (б прыжков)
Мы зонты свои раскрыли, (Потянулись на носочках, поднимают и разводят в стороны руки)
От дождя себя укрыли. (Опускаются на всю стопу, смыкают руки над головой).
У. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Дождик кончился. Солнышко быстро высушило травку. Давайте немного посидим на полянке и побеседуем.
- Понравилась вам сказка? Как она называется?
- Куда пошла девочка? (В лес).
- Что она надела? (Зелёный сарафан с зелёным кармашком).
- Что было в лесу зелёным? (зелёные деревья, кусты; зелёная трава, вода в луже, зелёный лягушонок).
- Кого хотела потрогать девочка? (Зелёного лягушонка).
- Хорошо, что он спрятался в луже. Правда? Он такой маленький. девочка могла сделать ему больно. Лучше не трогать и не обижать тех, кто меньше и слабее тебя.
VI. Регуляция мышечного тонуса. Релаксация.
- А сейчас давайте позагораем. Ложитесь на спинки. Закрывайте глаза и послушайте, какая красивая музыка звучит в зелёном лесу.
(дети ложатся, а воспитатель читает им «Зелёную песенку»).
В зелёном, зелёном, зелёном лесу
Зелёный листок как флажок я несу.
Зелёная шишка под ёлкой лежит,
Зелёная музыка где-то звучит,
Зелёный кузнечик в зелёной стране
Играет зелёную песенку мне.
VII. Развитие мелкой моторики.
- Садитесь на зелёную травку, поиграем с пальчиками. Упражнение «В лесок».
Раз, два, три, четыре, пять, (Сжимают и разжимают кулачки).
Мы пошли в лесок гулять.
Этот пальчик по дорожке, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Этот пальчик по тропинке,
Этот пальчик за грибами,
Этот пальчик за малиной,
Этот пальчик заблудился,
Очень поздно возвратился.
VIII. Развитие речи.
Закрепление названий овощей и фруктов. Дифференциация жёлтого и зелёного цветов.
- Отдохнули? Скажите, а какие фрукты бывают зелёными? (Яблоко, груша, виноград).
А Овощи? (Огурец, лук, салат).
Воспитатель открывает корзинку с муляжами овощей и фруктов.
- Возьмите из корзины только овощи и фрукты зелёного цвета.
(дети берут муляжи и проговаривают: «Я взял зелёное яблоко», «Я взяла зелёный огурец»)
- Погрузите зелёные фрукты и овощи в зелёную машинку. (дети проговаривают свои действия.
- А теперь возьмите из корзинки жёлтые овощи и фрукты и погрузите их в машину такого же цвета…
IХ. Организация окончания занятия. Развитие артикуляционной моторики, творческого воображения, общей моторики.
- Наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад. Вот на лужайке пасутся лошадки (показать картинку «Домой»). давайте сядем на лошадок и поскачем.
(дети идут по кругу, высоко поднимая колени, щелкая язычками…)
-Вот мы и приехали. Слезайте с лошадок.
(Педагог напоминает детям, чем они занимались, положительно оценивая деятельность каждого ребёнка).
Тема. Путешествие в «Красную сказку».
Программные задачи: закрепление, представления о красном цвете, обучение использовании, в речи прилагательных красный, красная, красное, красные; обучение согласованию данных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже; закрепление дифференциации жёлтого и зелёного м красного цветов, знания правил дорожного движения; развитие слухового и зрительного внимания, мелкой и артикуляционной моторики, координации слова с движением; воспитание элементов воображения, бережного отношения к природе, элементов творчества.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественной литературы».
Оборудование: игра «Собери яблоки»; иллюстрация к сказке; предметные картинки с изображениями фруктов, овощей, ягод; действующая модель светофора; плоскостные изображения ваз и цветов красного, жёлтого, зелёного цвета.
Ход занятия:
I Орг момент.
- Сегодня мы с вами снова отправимся путешествие. Но чтобы попасть в следующую сказку, нужно выполнить задание.
II. Развитие мелкой моторики. Игра «Собери яблоки».
- Садитесь на ковёр. Посмотрите, перед вами сад.
Какие деревья растут в саду? (Яблони).
- Давайте соберём яблоки с яблонь в эти ведёрки. Посмотрим, кто быстрее и у кого самые ловкие пальчики.
(Дети собирают яблоки).
- Молодцы. Вы очень быстро собрали яблоки. Но самым ловким были сегодня…
- А какого цвета яблоки? (Красные).
III. Развитие слухового внимания.
- Сказка, в которую мы сегодня пойдём, тоже «красная». Ложитесь на животики и слушайте.
«Красная сказка».
Вот наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный мухомор и красная земляника.
- Ты только взгляни, какой я видный и красивый! — говорил мухомор — А тебя заметить трудно, уж очень ты мала и неказиста. И голос у тебя чуть слышный.
- Но я ведь вкусная и очень сладкая,- отвечала земляника (А голос-то у нёё и правда был совсем тихий, еле слышный) — и ещё я очень полезная,- прибавила она уже шёпотом. И ещё сильнее покраснела, потому что не любила хвалиться.
Может, и я очень сладкий, очень вкусный и задрал вверх красную шляпку с белыми крапинками. Тут на лесную опушку прибежала девочка в красном сарафане и с красными кармашками.
- Ой! — воскликнула она.- Земляника! Уже поспела! А какая красная!
Она присела на корточки, сорвала ягод9.
«Ну,- подумал мухомор,- сейчас она и меня увидит.
Девочка и правда увидела мухомор. Поморщилась:
- Ядовитый гриб! Мама не велит такие даже руками трогать.
И пошла дальше, искать красные ягоды лесной землянички.
IV. Развитие координации движений и ориентировка в пространстве.
- Давайте и мы с вами пойдём искать ягоды.
Хороводная игра «За малиной».
За малиной в лес пойдём, (2 р.)
Спелых ягод наберём, (2 р.)
А в лесу калинка,
Сладкая ты моя
Ягодка — малинка.
(Идут по кругу, взявшись за руки)
(Остановились, «собирают» ягоды)
(Показывают руками)
(Кружатся по часовой стрелке)
(Кружатся против часовой стрелки).
V. Развитие артикуляционной моторики, воспитание продолжительного выдоха.
- Набрали ягод, садитесь на пенёчек — стульчики. Давайте представим, что мы сварили варенье из ягод. Попробуем его, но оно горячее! Давайте подуем на варенье, чтобы оно остыло. Дуть будем правильно, не раздувая щёк.
Упражнение «Подуем на варенье».
- Мы съели варенье и теперь оближем губы. Вот — двигающимся влево – вправо так, кончиком языка.
VI. Развитие речи. Согласование прилагательных с существительными.
Беседа по содержанию сказки:
- В какой сказке мы побывали?
- Что выросло на опушке?
- Почему покраснела земляника?
- А чем она хвасталась?
- А вы любите хвастаться?
- Разве хорошо быть хвастуном и зазнайкой?
Комплексное занятие по развитию речи. Тема: Путешествие в «Красную сказку»
Тема:
Путешествие в «Красную сказку»
Доставить детям радость
Цели:
Закрепление представления о красном цвете, обучение
использованию в речи прилагательных красный, красная,
красное, красные.
Обучение согласованию данных прилагательных с
существительными в роде, числе, падеже, закрепление
дифференциации желтого, зеленого и красного цветов,
знание правил дорожного движения. Развитие слухового и
зрительного внимания. Воспитание бережного отношения
к природе, элементов творчества.
Материал:
Игра «Собери яблоки», иллюстрация к сказке, предметные
картинки с изображением фруктов, овощей, ягод: действующая
модель светофора; изображения ваз и цветов красного, желтого,
зеленого цвета.
Ход занятия
Воспитатель:
Сегодня мы с вами опять отправимся в путешествие. Но чтобы
Попасть в следующую сказку вы должны выполнить задание.
Развитие мелкой моторики
Воспитатель:
Садитесь на ковер. Посмотрите, перед вами сад. Какие деревья
растут в саду?
Дети:
Яблони
Воспитатель:
Правильно.
Сейчас вы должны собрать яблоки с яблонь в эти ведерки. Это
соревнование. Посмотрим, у кого будут самые ловкие пальчики.
Дети выполняют упражнения
Воспитатель:
Молодцы. Вы очень быстро собрали яблоки. Но самые ловкие
сегодня были. . .
А какого цвета яблоки?
Дети:
Красного.
Развитие слухового внимания
Воспитатель:
Правильно. И сказка, в которую мы сегодня пойдем, тоже «красная».
Ложитесь на животики и слушаете.
Красная сказка.
И вот наступило лето. На лесной опушке выросли рядом красный
Мухомор и красная земляника. Ты, только взгляни, какой я видный и
красивый – говорил мухомор. А тебе заметить трудно, уж очень ты
мола. И голос у тебя чуть слышный. Но я ведь вкусная, очень
сладкая, - отвечает земляника. И еще я очень полезная, - прибавила
она уже шепотом. И еще сильнее покраснела, потому что не любила
хвалиться.
- Может, и я очень сладкий, очень вкусный и очень полезный! -
Рассердился мухомор и гордо задрал вверх красную шляпу с белыми
крапинками.
Тут на лесную опушку прибежала девочка в красном сарафане, с
красными кармашками.
- Ой, вскликнула она.
- Земляника! Уже поспела!
А какая красавица!
Она присела на корточки, сорвала ягоду. «Ну, - подумал, мухомор, -
сейчас она меня увидит! » Девочка и правда увидела мухомора.
Поморщилась.
-Ядовитый гриб! Мама не велит даже руками трогать.
И пошла дальше, искать красные ягоды лесной землянки.
Развитие координации движения и ориентировка
пространстве.
Воспитатель:
Давайте и мы с вами пойдем искать ягоды.
Проводится хороводная игра «За малиной»
Дети:
За малиной в лес пойдем (идут по кругу взявшись, за руки)
в лес пойдем,
в лес пойдем,
Спелых ягод наберем,
Наберем,
Наберем (остановились, »собирают ягоды»)
Солнышко высоко
А в лесу калинка, (кружатся почасовой стрелки)
Сладкая ты моя
Ягодка малинка. (кружатся против часовой стрелки)
Развитие речи.
Согласование прилагательных с существительными.
[/i]
Воспитатель:
Теперь сядем на пенечки и побеседуем о сказке, в которой мы
побывали.
Дети садятся на пенечки
Воспитатель:
В какой сказке мы побывали?
Дети:
В «красной»
Воспитатель:
Что выросло на опушке?
Дети:
Красный мухомор и красная земляника.
Воспитатель:
Почему покраснела земляника?
Дети:
Она не любила хвастаться
Воспитатель:
А как бы вы поступили? А вы бы хвастались?
Дети:
Мы бы не хвастались
Воспитатель:
А чем она хвасталась?
Дети:
Тем, что она вкусная и полезная.
Воспитатель:
Разве хорошо быть хвастуном и зазнайкой?
Дети:
Нет.
Воспитатель:
А чем хвастался мухомор?
Дети:
Тем, что он видный и красивый.
Воспитатель:
Какая у него шляпа?
Дети:
Красная, в белую крапинку.
Воспитатель:
Он, очень красивый, хотя и несъедобный.
Мы не будем его трогать руками, пусть растет.
Многие звери лечатся мухомором.
А какой сарафан надела девочка в этой сказке?
Дети:
Красный сарафан с красными кармашками.
Воспитатель:
Что она собирала?
Дети:
Красную землянику.
Воспитатель:
Что она даже руками не стала трогать?
Дети:
Красный мухомор.
Воспитатель:
Почему она не стала трогать?
Дети:
Потому, что мухомор ядовитый.
Воспитатель:
Пойдемте к набранному полотну.
Что вы видите на нем?
Дети:
Овощи,
Фрукты,
Ягоды
Воспитатель:
Возьмите картинки, на которых красные овощи, фрукты, ягоды.
Дети выбирают картинки.
Дети:
Я взял красный помидор
Я взял кранное яблоко
Я взял красную клубнику
Я взял красные вишни и т. д.
[h4] Дифференциация красного, желтого, зеленого цветов.
[/i]
Воспитатель:
Еще в одну игру поиграем мы с вами на лесной полянке.
Посмотрите, какие цветы выросли на ней,
(Воспитатель рассыпает цветы по ковру) .
Вы должны расставить цветы по вазам того же цвета.
Дети:
Желтые цветы в желтой вазе.
Красные цветы в красной вазе.
Зеленые цветы в зеленой вазе.
Воспитатель:
Молодцы.
Вы правильно выполнили задание.
Нам пора возвращаться домой.
Чтобы попасть в детский сад мы должны перейти через
Проезжую часть улицы.
Но что это?
Закрепление правил дорожного движения
Воспитатель:
Встало с краю улицы
В длинном сапоге
Чучело трехглазое
На одной ноге.
Где машины движутся,
Где сошлись пути,
Помогает улицу
Людям перейти.
Дети:
Это светофор.
Воспитатель:
Правильно.
Какой цвет горит на светофоре?
Дети:
Красный.
Воспитатель:
Что это значит?
Дети:
Переходить улицу нельзя.
Воспитатель:
Какой цвет зажегся теперь?
Дети:
Желтый.
Воспитатель:
Что это значит?
Дети:
Нужно приготовиться идти.
Воспитатель:
Какой цвет зажигается сейчас.
Дети:
Зеленый.
Воспитатель:
Что это значит?
Дети:
Можно переходить дорогу.
Воспитатель:
Зорко смотрит постовой
Как посмотрит красным глазом.
Остановится все сразу.
А зеленым подмигнет-
Все – и взрослые и дети-
Отправляются вперед.
Воспитатель и дети «переходят улицу»
Воспитатель подводит итог.
[/b]
Воспитатель:
Дети в какое путешествие мы отправились?
Дети:
В красную сказку.
Воспитатель:
Правильно.
О чем рассказывается в этой сказке?
Дети:
О красном мухоморе. Красной землянике и о девочке в
Красном сарафане с красными кармашками.
Воспитатель:
А что мы еще делали?
Дети:
Поиграли в хороводную игру «За малиной»
Собирали желтые, красные и зеленые цветы
И расставляли в желтые, красные и зеленые вазы.
Воспитатель:
Правильно.
Еще что мы делали?
Дети:
Отгадывали загадки, вспомнили правило дорожного движения.
Воспитатель:
Понравилось вам путешествие?
Дети:
Да.
Воспитатель:
Молодцы ребята.
Вы хорошо сегодня поработали.
Пальчиковая игра"Черепашка"
Черепашка,черепашка в панцире живет (поочерёдно стучим кулачками левой и правой руки по коврику или по столу)
Высунет головку и обратно уберёт (из кулачков высовываем указательные пальчики и убираем обратно в кулачок)
Черепашка, черепашка медленно ползёт,
очень вкусный лист капустный на обед жуёт. (поочерёдно сжимаем и расжимаем кулачок обеих рук,выпрямляем левую ладошку,а правой гладим ладонь собирая пальцы вместе).
Черепашка,черепашка в панцире живёт,высунет головку и обратно уберёт(те же движения)
- Молодцы,черепашке так понравилось как вы играли.
- Ой посмотрите, что же здесь лежит, да это же чудесный мешочек. Наверное это черепашка что-то для нас принесла. Давайте посмотрим,что это?(Капуста)
- А капуста это у нас что?(Овощ)
- Молодцы! Ребята а вы знаете,что наша черепашка любит кушать овощи, а особенно капусту. Давайте мы для нашей гостьи черепашки приготовим салатик из капусты.
Пальчиковая игра капуста.
Мы капусту рубим-рубим,
мы капусту солим-солим. ("Отряхиваем" ладошки, трём пальцы друг об дружку.)
Мы капусту трём-трём, (Кулачками трём друг об дружку)
мы капусту жмём, (открываем и закрываем ладонь.)
жмём и в ротик кладём. (Изображаем как едим. )
- Ребятки ну как вкусный салатик, а теперь давайте и черепашку угостим.
- Ой, что-то наша гостья хочет мне на ушко сказать. Ну-ка я послушаю.(подношу черепаху к уху).
- Ребятки черепашка мне сказала, что вы молодцы,ей у нас очень понравилось,но нашей черепашки нужно срочно уезжать домой, потому что дома ждут её маленькие детки.
- А давайте мы тоже прокатимся с нашей черепашкой на автобусе и проведаем маленьких черепашек.
Консультация для родителей
«Сенсорное развитие ребёнка»
Раннее детство очень важный период в развитии ребёнка, период
ознакомления с окружающей действительностью. Необходимо дать ребёнку
возможность получить как можно более разнообразный и полезный
чувственный опыт.
От уровня сенсорного развития ребёнка в дальнейшем зависит его
умственное развитие. В основу обучения как нормально слышащих детей
раннего возраста так и детей с нарушением слуха, должно быть положено, в
первую очередь, развитие таких способностей, как подражание
воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, различать,
сопоставлять, обобщать. Эти знания необходимы в дальнейшем для
приобретения определённых умений знаний жизненного опыта.
Без достаточного развития восприятия невозможно познать
качества предметов, без способности наблюдать ребёнок не узнает о многих
явлениях окружающего.
Без специальных воспитательных приёмов сенсорное развитие не
будет успешным, оно будет поверхностным, неполным, а часто даже
неверным.
В раннем детстве наибольшее значение имеет не объем знаний,
который приобретает ребёнок в том или ином возрасте, а уровень развития
сенсорных и умственных способностей и уровень развития таких
психических процессов, как внимание, память, мышление. Поэтому важно
развивать у ребёнка ориентировочно-познавательную деятельность и умение
воспринимать.
Познание окружающего мира малышом начинается с «живого
созерцания», с сенсорных процессов — ощущения, восприятия,
представления. Развитие их у ребёнка создаёт необходимые предпосылки для
возникновения более сложных познавательных процессов (памяти,
воображения, мышления). Формирование многих способностей (например,
музыкальных, изобразительных) также связано с развитием ощущений,
восприятия. В раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы
развиваются особенно активно. Этому способствует усвоение ребёнком
сенсорных эталонов как системы мерок. Только с помощью нас, взрослых, он
овладевает и начинает самостоятельно пользоваться сенсорными эталонами
цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный и др.), звуковысотной шкалой
музыкальных звуков (до, ре, ми...), геометрических форм и др. Развитие
сенсорики в этот период в значительной степени определяется и сформированностью у детей обобщённых способов обследования предметов.
Важно научить ребёнка перцептивным действиям, умению рассматривать
предметы, ощупывать их, выслушивать и т. д.
Какие же условия наиболее благоприятны для сенсорного развития
дошкольника? Наиболее успешно сенсорное развитие осуществляется в
процессе содержательных видов деятельности (манипуляции с предметами, в
бытовой, игровой, конструкторской, музыкальной, изобразительной
деятельности). Так, зрительное восприятие, глазомер ребёнка
совершенствуется в конструкторской деятельности, когда он подбирает
нужные, недостающие для постройки детали, когда делит комок глины так,
чтобы её хватило для лепки всех частей предмета (иначе лиса может остаться
без хвоста!), всей композиции (не только для деда Мазая, но и зайчат, лодки и
т. д.).
Разнообразны приёмы и методы, помогающие развить сенсорику
ребёнка. Среди них особое внимание и интерес вызывает метод
опосредованного моделирования, которым могут воспользоваться и
родители. Суть его заключается в том, что ребёнка учат моделировать
свойства и отношения определённых объектов с помощью других предметов.
Так, например, с целью развития звуковысотного слуха детям можно
предложить игру-драматизацию, в которой участвуют игрушки, издающие
соответственно своему размеру звуки разной высоты (самые низкие звуки —
самый большой медведь-папа, более высокие звуки — медведица-мама,
самые высокие — их сынишка медвежонок).
В дошкольном возрасте активно развиваются основные виды
чувствительности (слуховая, зрительная, осязательная, обонятельная и др.).
Формируется в этот период и восприятие ребёнком пространства, времени,
движения.
Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе.
Познание природного окружения вначале осуществляется чувственным
путём, при помощи зрения, слуха, осязания, обоняния. Так, в лесу, в парке
малыши учатся различать окраску листвы. Картина осеннего леса, парка
воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц,
шум ветра, шорохи опадающих листьев; учит определять запахи грибов,
пресной зелени. Чем больше органов чувств «задействовано» в познании, тем
больше признаков и свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте,
явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления. На
основе таких представлений возникают мыслительные процессы,
воображение, формируются эстетические чувства.
Сенсорное развитие (чувство, ощущение) предполагает
формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др. , развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Ловкие пальчики"
Почему-то мне думалось, что поделки из спичечных коробков остались в моем далеком детстве - там, где папа клеил себе мини-комодики для хранения радиодеталей из этого материала, а я таскала коробки для...
развитие мелкой моторики Проект "Ловкие пальчики".
Проект«Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук) Подготовила воспитатель муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения Детск...
проект "Ловкие пальчики"
Проект по теме «Ловкие пальчики» Цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Задачи:1. Развитие умения производить то...
проект "Ловкие пальчики"
http://vk.com/doc113258378_261794450?hash=1c300fcee90a23a9fb&dl=a8fd11d69c7d668857...
Педагогический проект ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ "Лепка из пластилина как средство развития мелкой моторики рук старших дошкольников"
Поиск наиболее эффективных путей развития мелкой моторики рук у старших дошкольников, новых форм и методов работы на основе комплексно-интегративного взаимодействия воспитателя...
Проект "Ловкие пальчики"
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до...
Развитие графомоторных навыков. Проект "Ловкие пальчики"
Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребёнок систематически занимался такими видами ручной деятельности, как рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, крупы, к...