Беседа в подготовительной к школе группе "Наш родной язык"
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Беседа "Наш родной язык" (подготовительная группа)
Цели:
познакомить детей с Днем родного языка;
создать условия для обогащения духовного мира детей;
формировать бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов.
развивать речь, мышление и память.
Задачи:
разъяснить понятие родного языка;
сформировать понятие родного языка;
развивать любознательность и интерес к процессу познания;
воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку.
Ход занятия
Л: Ребята, сегодня у нас вами будет очень интересное занятие. Смотрите, что я с собой принесла. Кто знает, что это?
Д: Глобус!
Л: А что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?
Д: Это маленькая модель нашей планеты.
Л: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. А что мы еще можем увидеть на глобусе?
Д: Города, страны.
Л: Верно. Давайте попробуем найти нашу страну на географической карте.
Л И в какой стране же мы с вами живем?
Д: В России.
Л: А на каком языке мы говорим в нашей стране?
Д: На русском.
Л: В других странах тоже говорят на русском языке?
Д: Нет.
Л: Давайте с вами подумаем на каком языке говорят на Украине (украинском), в Германии (немецком), в Англии (английском).
Молодцы!
Л: Для чего нам нужен язык?
Д: Что бы разговаривать, общаться, играть.
Л: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы говорим с его помощью, думаем, читаем и пишем. Правильно говорить и писать на родном языке – это долг каждого человека перед свой страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,– ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Вот так писал о русском языке великий русский писатель И.С.Тургенев.
Л: Теперь, я загадаю вам загадки, а вы должны мне ответить, что же в них зашифровано.
Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)
Я учу. Смотрю в тетрадку.
У меня серьезный вид.
«А», «Б», «В», и по порядку
Повторяю... (алфавит)
Я писал письмо Сережке, О делах, друзьях немножко.
Не писал я много слов, Ну а вышло пять листов.
В конце пятого листочка Я закончил. Ставлю...(точку)
Дети называют ответы.
Л: Молодцы, вы справились!
Русский язык – это официальный язык нашего государства. Существует Федеральный закон, принятый в Гос. Думе, который называется: «О государственном языке Российской Федерации». Этот закон обеспечивает использование русского языка как государственного и направлен на защиту и развитие языковой культуры Российской Федерации. Все государственные документы, такие как постановления, приказы и все официальные документы, в России пишутся на русском языке. Россия – многонациональна страна. И именно русский язык стал в нашей стране языком межнационального общения.
Сейчас мы сыграем с вами в игру.
Игра «Скажи наоборот»
У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор.
- Большой - маленький.
- Широкий – узкий.
– Холодный – горячий.
– Высокий – низкий.
– Открытый – закрытый.
– Тонкий – толстый…..
Л: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить, составлять рассказы, писать сказки.
«Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!»
Так писала Анна Ахматова.
Игра «Многозначные слова».
Я называю слово, а вы должны назвать это же слово , но уже с другим его значением.
Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.
Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.
Кран: водяной, строительный.
Иголка: для шитья, у ежа.
Лист: для рисования, на дереве.
Лук: со стрелами, овощ.
Динамическая пауза танец девочек “Во поле береза...”
Л Теперь давайте узнаем, какие пословицы и поговорки есть о нашем языке. Вы знаете такие поговорки?
Д: Язык до Киева доведет. Язык мой – враг мой.
Л: Хорошо. Вот еще:
– Язык острее битвы.
– Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
– Дурное слово как смола: пристанет — не отлепишь.
– Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами!
– Жало остро, а язык — острей того.
– За словом в карман не полезет.
– У языка зубы да губы два замка.
– Когда голова думает, язык отдыхает.
– Мал язык, да всем телом владеет.
– Мудра голова — короткий язык.
– Не пройми врага копьем, пройми добрым русским языком.
– Никто за язык не тянет.
Сегодня мы с вами говорили на занятии о родном языке. Международный день родного языка празднуют 21 февраля. Празднование проходит не только в нашей стране, но и во многих других странах мира, таких как Украина, Болгария, Белоруссия.
Рефлексия.
О чем мы сегодня с вами разговаривали?
– О нашем родном языке.
Какой язык в нашей стране самый главный?
– Русский.
А когда празднуют день родного языка?
– Международный день родного языка празднуют 21 февраля.
Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Родной свой край люби и знай»
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека. Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учрежден...
Конспекты непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы «Родной город» «Социально – личностное развитие»
Серия конспектов занятий по ознакомлению с городом Малоярославец...
Конспект беседы в подготовительной к школе группе «Беседы о книжных иллюстрациях. Чтение рассказа В. В. Бианки «Май»
Цель:• Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В. В. Бианки и его творчеством.• Пробуждать любознательность, активный интерес к ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе. «Международный день родного языка».
Занятия...
Конспект беседы в подготовительной группе По теме: «Родные просторы»
Интеграция: развитие речи, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие....
Викторина в подготовительной группе «Международный день родного языка»
Викторина в подготовительной группе «Международный день родного языка» Задачи:1. Формировать понятие «родной язык», воспитывать у детей интерес к языкам.2. Упражнять детей...
Беседа в подготовительной к школе группе "Наш родной язык"
Беседа о родном языке...