Дополнительная общеразвивающая программа «Мама и малыш»
рабочая программа

Данная программа базируется на использовании адекватных методов воспитания и развития детей раннего возраста, основанных на современных научных данных и исследованиях, и предполагает использование особых педагогических воздействий, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка и способствуют его полноценному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mama_i_malysh_23.docx80.19 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Мама и малыш»

(развитие детей раннего возраста)

Направленность – Социально-педагогическая

Уровень – ознакомительный

Возраст учащихся – 10 месяцев  - 2 лет

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов в неделю - 2 часа в неделю

Количество часов в год: 72 часов
 

Москва

2023год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая   программа

«Мама и малыш» (далее - Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет социально-гуманитарную направленность, рассчитана на ознакомительный уровень освоения.

Современные родители часто испытывают трудности в воспитании малышей. Одной из причин является недостаточный уровень компетентности в вопросах воспитания и развития, отсутствие необходимых знаний об особенностях развития детей раннего возраста, непонимание потребностей детей в ранний период жизни. Вместе с тем наука свидетельствует о высочайшей само ценности именно первых трех лет жизни ребенка. Л.С. Выготский и его последователи считали, что ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», ибо реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый-ребенок», из которой малыш постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем учится он лишь у тех, кого любит, кому доверяет. А это значит, что именно родители – его самые первые и самые лучшие воспитатели. При этом общение с родителями и совместная деятельность с ними являются основными источниками развития личности ребенка.

Посещая занятия систематично, мамы в процессе наблюдения за своим малышом учатся совместной с ним деятельности, построению позитивных отношений, наполненных теплотой, вниманием и любовью.

Общаясь друг с другом, с педагогом, другими детьми, мамы получают положительную эмоциональную поддержку, профессиональную консультацию и помощь. Безусловно, более близкий эмоциональный контакт устанавливается между ребенком и матерью, но в паре с ребенком может быть и папа, бабушка, няня. Главное условие – взрослый должен не только присутствовать и наблюдать, но принимать самое активное участие в играх, в предлагаемой деятельности. Малыш будет чувствовать себя комфортно, защищено. Деятельность в рамках Программы направлена на обогащение сенсорного, чувственного опыта ребенка, на развитие восприятия, внимания, в процессе совместной деятельности со взрослым. Известно, что ребенок раннего возраста «работает на подражание». Развитие малыша более активно, если рядом с ребенком родной взрослый человек делает все вместе с ним. Только подражая взрослому, которого он любит, которому доверяет, ребенок может развиваться активно и полноценно, т.к. способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития ребенка.

Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Актуальность программы «Мама и малыш» обусловлена тем, что первые годы жизни ребенка являются периодом его наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка. Педагоги, физиологи, психологи (М.И. Лисина, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, М.М. Кольцова, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, С.Н. Теплюк и др.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей, определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать для гармоничного и эффективного развития детей раннего возраста.

В соответствии с этими позициями определяющими факторами психического развития ребенка раннего возраста являются его общение с взрослым и ведущая предметная деятельность. Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка с взрослыми и обеспечении условий для успешного развития предметной деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие. Однако в современной практике воспитания детей огромные резервы раннего возраста часто не реализуются. До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания, когда заботы взрослого ограничиваются уходом за малышом. Такой подход не позволяет в полной мере развивать потенциальные способности малыша.
Данная программа базируется на использовании адекватных методов воспитания и развития детей раннего возраста, основанных на современных научных данных и исследованиях, и предполагает использование особых педагогических воздействий, которые отвечают потребностям и возможностям ребенка и способствуют его полноценному развитию.

Цель Программы.  Взаимодействие с родителями, с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного

вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников, позволяющего обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения.

Задачи Программы. 

Обучающие:

  • учить ребенка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя вместе с взрослым и самостоятельно;
  • создать условия для формирования игровой деятельности детей, обеспечивающей преемственность раннего и дошкольного возраста и полноценное становление ведущей деятельности дошкольников;
  • расширить запас понимаемых слов и обогатить активный словарь;
  • разнообразить предметную деятельность малыша путем знакомства с предметами ближайшего окружения, их свойствами, назначением и действиями с ними, обучения навыкам отбора и группировки предметов по свойствам;
  • создать условия для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия.

Воспитательные:

  • обогащение связи малыша с окружающим миром, развитие интереса к доступным его пониманию явлениям этого мира в повседневной жизни и в специально организованной деятельности с ребенком, перенос их в игровую, изобразительную, музыкальную и другую деятельность;
  • формирование элементарных правил поведения;
  • воспитание интереса к трудовым действиям, поощрение желания выполнять их самостоятельно;
  • привитие навыков соблюдения опрятности и чистоты;
  • побуждение ребенка к доброжелательным отношениям со взрослыми и сверстниками;
  • расширение родительских компетенций – обучение родителей видеть за реакциями ребенка его истинные мотивы и адекватно на них реагировать, помощь родителям в вопросах воспитания детей;
  • гармонизация детско-родительских отношений;

Развивающие:

  • развитие сенсорики, направленное на обогащение чувствительного опыта

ребенка в целях накопления знаний о свойствах различных предметов окружающего мира, соотнесения их друг с другом и развития целостного восприятия;

  • развитие мелкой и крупной моторики для овладения предметными и орудийными действиями, освоения ребенком основных движений, развития и укрепления опорно-двигательного аппарата;
  • развитие речи, поддержание и развитие коммуникативной потребности, увеличение активного и пассивного словаря, освоение грамматического строя речи;
  • развитие воображения – открытие ребенком новых способов  взаимодействия с предметами;
  • развитие внимания - обучение ребенка умению сосредоточиться на одном предмете, формировать зачатки произвольности;
  • развитие памяти;
  • развитие мышления – освоение ребенком взаимосвязей между предметами окружающего мира, формирование умения видеть простейшие последовательности и закономерности;
  • развитие эмоциональной сферы – сформировать представления о базовых эмоциональных состояниях, формирование элементарных навыков саморегуляции;
  • развитие воображения, эстетических чувств, элементарных творческих навыков;
  • развитие двигательной активности, естественных видов движений (ходьба, ползание, лазанье, попытки бега и подпрыгивания вверх и пр.);
  • развитие координации движений, повышению экономичности и ритмичности их выполнения.

Категория обучающихся

Возраст обучающихся по данной программе: 10 месяцев – 2 гога. Группы формируются с учетом психологических особенностей детей раннего возраста и предполагают проведение занятий с участием близкого ребенку взрослого.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Форма организации образовательной деятельности – групповая.

Количество детей в группе – 6 – 7 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Предполагается проведение 3 блоков занятий (непосредственно образовательная деятельность) продолжительностью 10 минут каждый с перерывами для отдыха продолжительностью 10 минут, в течение которых организуются музыкальные, танцевальные, подвижные игры и физкультурные разминки.

Структура занятий предполагает частую смену видов деятельности из расчета 2-3 минуты на одну игру, при этом происходит чередование активных и спокойных видов деятельности. Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, занятия проводятся с непосредственным участием близкого ребенку взрослого, что обеспечивает эмоциональное благополучие малыша и эффективное и безопасное усвоение знаний и навыков. Для обеспечения положительного эмоционального воздействия и удержания внимания детей, каждое занятие начинается со встречи игрового персонажа (мягкая игрушка, кукла би-ба-бо), который помогает проводить игры и упражнения.

Структура занятия включает следующие элементы:

п/п

Элемент структуры

занятия

Примерные упражнения

Место проведения

1

Круг приветствия

Организованное

приветствие в кругу

На коврике в кругу

2

Разминка

Логоритмические

упражнения

На коврике в кругу

3

Игры с музыкальными

инструментами

Ритмические упражнения

под музыку

На коврике в кругу

4

Речевые игры,

артикуляционная

гимнастика

Дыхательные

упражнения, упражнения

для губ и язычка,

упражнения на развитие

речевого дыхания

На коврике в кругу

5

Пальчиковая

гимнастика, элементы

массажа

Игры с предметами,

пальчиковые игры

На коврике в кругу

6

Развитие речи,

упражнения в кругу

Тематические

презентации, задания на

развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, развитие внимания, мышления и т.д.

На коврике в кругу

7

Музыкально-ритмические игры,

элементы танца,

подвижные игры

Хороводные игры,

ритмические упражнения

под музыку,

музыкальные игры

В общем

пространстве

8

Дидактические игры и

упражнения

Задания на ознакомление

с окружающим миром,

развитие мелкой моторики, сенсорное развитие, развитие внимания, мышления, формирование

элементарных

математических

представлений и т.д.

За общим столом

9

Музыкально-ритмические игры,

элементы танца,

подвижные игры

Ритмические упражнения под музыку,

музыкальные игры, игры

с элементами правил

В общем

пространстве

10

Творческая работа

Рисование, аппликация,

лепка, смешанные техники

За общим столом

11

Элементы спортивных

занятий, подвижные

игры, музыкальные

игры

Работа со спортивным

инвентарем, элементарные

спортивные упражнения,

полоса препятствий,

профилактика плоскостопия,

ритмические упражнения

под музыку

В общем

пространстве

12

Малоподвижные игры

Элементы массажа, игры

в детско-родительских

парах, игры на коленях у

мамы

На коврике в кругу

13

Завершение занятия

Ритуал прощания

На коврике в кругу

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год.

Количество учебных часов в год: 72 часов.

Планируемые результаты освоения Программы

По итогам обучения дети будут знать:

  • свое имя, некоторые части тела;

  • базовые цвета: красный, синий, желтый, зеленый;

  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

  • геометрические тела: куб, шар, кирпичик (пластина);

  • математические понятия «один», «мало», «много»;

  • пространственные понятия «большой – маленький», «высокий - низкий»,

«длинный - короткий», «легкий – тяжелый», «внутри - снаружи», «мягкий

- твердый», «рядом», «далеко»;

  • некоторые обобщающие понятия (дом, еда, игрушки, одежда);

будут уметь:

  • быть инициатором в общении;

  • использовать звукоподражающие и неполные слова;

  • выражать свои просьбы с помощью слов и коротких фраз;

  • активно действовать с предметами, добиваясь определенного результата;

  • обследовать предметы, пытаться правильно действовать с предметами

при помощи взрослого;

  • находить определенный предмет среди других по просьбе взрослого;

  • находить связь между предметом и картинкой (искать и показывать на

картинке соответствующий предмет);

  • ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений;

  • ориентироваться в двух контрастных величинах предметов (большие и

маленькие предметы), группировать по образцу;

  • выполнять действия по просьбе взрослого, выполнять поручения из двух

действий;

  • выполнять основные движения, бросать и катать мяч.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебный (тематический) план

Названия разделов и тем

Количество часов:

Формы аттестации

п/п

/контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

Педагогическое

1

наблюдение

2

Гуляем с ежиком

 1

1

Педагогическое

наблюдение

3

Человек, части тела

1

1

Педагогическое

наблюдение

4

Человек, предметы гигиены

1

1

Педагогическое

наблюдение

5

Семья

 1

1

Педагогическое

наблюдение

6

Дом

1

1

Педагогическое

наблюдение

7

Собираем урожай: овощи

 2

2

Педагогическое

наблюдение

8

Гуляем по саду: фрукты

2

2

Педагогическое

наблюдение

9

Дары леса: грибы

1

1

Педагогическое

наблюдение

10

Дары леса: ягоды

1

1

Педагогическое

наблюдение

11

Осень, признаки осени

2

2

Педагогическое

наблюдение

12

Мой  город

1

1

Педагогическое

наблюдение

13

На ферме: домашние животные

1

1

Педагогическое

наблюдение

14

На ферме: домашние птицы

1

1

Педагогическое

наблюдение

15

Цирк

2

2

Педагогическое

наблюдение

16

Играем с мышкой

1

1

Педагогическое

наблюдение

17

Колосок

1

1

Педагогическое

наблюдение

18

Готовимся к зиме

2

2

Педагогическое

наблюдение

19

Мамины помощники

1

1

Педагогическое

наблюдение

20

День матери

1

1

Педагогическое

наблюдение

21

Зима, зимние забавы

2

2

Педагогическое

наблюдение

22

Музыкальные инструменты

1

1

Педагогическое

наблюдение

23

Самый маленький гном

1

1

Педагогическое

наблюдение

24

В гостях у гномов: новогодние игрушки

1

1

Педагогическое

наблюдение

25

Новый год: украшаем дом

1

1

Педагогическое

наблюдение

26

Новый год: наряжаем елку

1

1

Педагогическое

наблюдение

27

Новогодняя сказка

2

2

Педагогическое

наблюдение

28

Зимующие птицы

2

2

Педагогическое

наблюдение

29

Вода и ее свойства

2

2

Педагогическое

наблюдение

30

Зимние виды спорта

1

1

Педагогическое

наблюдение

31

Теремок

1

1

Педагогическое

наблюдение

32

Профессии

1

1

Педагогическое

наблюдение

33

Играем с черепахой

1

1

Педагогическое

наблюдение

34

Транспорт наземный

1

1

Педагогическое

наблюдение

35

Транспорт водный и воздушный

1

1

Педагогическое

наблюдение

36

День защитника Отечества

1

1

Педагогическое

наблюдение

37

Мебель: дом для кошки

1

1

Педагогическое

наблюдение

38

Играем с Петрушкой

1

1

Педагогическое

наблюдение

39

Праздник 8 марта

2

2

Педагогическое

наблюдение

40

Рыбы

1

1

Педагогическое

наблюдение

41

Морские животные

1

1

Педагогическое

наблюдение

42

Время: части суток

1

1

Педагогическое

наблюдение

43

Время: времена года

1

1

Педагогическое

наблюдение

44

Весна, признаки весны

1

1

Педагогическое

наблюдение

45

Прилет птиц

1

1

Педагогическое

наблюдение

46

Одежда

1

1

Педагогическое

наблюдение

47

Обувь

1

1

Педагогическое

наблюдение

48

День космонавтики

1

1

Педагогическое

наблюдение

49

Играем с котенком

1

1

Педагогическое

наблюдение

50

Посуда

1

1

Педагогическое

наблюдение

51

Продукты питания

1

1

Педагогическое

наблюдение

52

День солнца

1

1

Педагогическое

наблюдение

53

Играем с колобком

1

1

Педагогическое

наблюдение

54

День победы

1

1

Педагогическое

наблюдение

55

Играем с лягушкой

1

1

Педагогическое

наблюдение

56

Насекомые

1

1

Педагогическое

наблюдение

57

Маша и медведь

1

1

Педагогическое

наблюдение

58

День рождения куклы

1

1

Педагогическое

наблюдение

59

Встречаем лето

1

1

Педагогическое

наблюдение

60

Итоговое занятие

1

1

Педагогическое

наблюдение

Итого

72

72

 

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Промежуточная аттестация в рамках данной Программы проходит в форме игровых занятий с использованием диагностических заданий, в форме включенного структурированного наблюдения. У данного метода есть ряд преимуществ. В первую очередь, это естественные условия деятельности ребенка, следовательно, высокая степень достоверности. Во-вторых, наблюдение дает достаточно большой объем информации для анализа. В-третьих, нет необходимости в создании специальных условий, в подготовке стимульного материала, специального оборудования. Результаты наблюдений фиксируются. Промежуточная аттестация направлена на определение уровня развития возрастных особенностей детей от 1 года до 2 лет.

Промежуточная аттестация проводится в два этапа:

1 этап: определение промежуточных результатов освоения образовательной программы;

2 этап: определение итоговых результатов освоения образовательной программы, оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы.

Промежуточная аттестация-1 осуществляется в первом полугодии (декабрь).

Промежуточная аттетация-2 по итогам реализации программы проходит при завершении освоения всего объема программы в конце учебного года (май).

Результаты наблюдения соотносятся с Картой наблюдения. На основе полученных данных осуществляется анализ продвижения детей по Программе и достижения ими прогнозируемых результатов. Результаты анализа оформляются в виде Аналитической справки.

Для определения уровня развития детей выделены показатели из каждого раздела Программы. При оценке показателей ребенку присваивается 0, 1, 2 или 3 балла, соответствующих особенностям выполнения заданий ребенком.

Оценка заданий:

0 баллов – ребенок не выполняет задание;

1 балл – ребенок выполняет задание частично; допускает более 2 ошибок; использует помощь взрослых при выполнении задания;

2 балла – ребенок выполняет задание самостоятельно в полном объеме, допускает 1-2 ошибки;

3 балла – ребенок самостоятельно правильно выполняет задание в полном объеме; демонстрирует уровень развития, превышающий возрастную норму.

Баллы заносятся в Карту наблюдений детей.

Итоговый результат определяется суммой набранных баллов:

Компетенции сформированы (С) – 93 - 71 б.,

Компетенции частично сформированы (ЧС) – 70 – 29 б.,

Компетенции не сформированы (НС) – 28-0 б.

Карта наблюдений

Раздел

 ФИ ребенка

П1

П2

П1

П2

П1

П2

П1

П2

П1

П2

П1

П2

«Коммуникация»:

Понимает смысл целого предложения

Речь становится средством общения

Стремится к диалоговой речи

«Познавательное развитие»:

Ранжирует предметы по размеру (большой - маленький)

Собирает пирамидку без учета размера колец

Собирает разрезные картинки из двух частей

Соотносит детали вкладыши при выборе из 3 предметов

Дифференцирует предметы по 4 цветам (уровень узнавания),

приносит предметы каждого цвета по просьбе взрослого

Дифференцирует предметы по форме (уровень узнавания):

Квадрат – круг – треугольник, куб – шар

Группирует предметы по 1 признаку

Понимает и показывает соотношение по количеству: один – много

Конструирует по образцу и включает образ в сюжетную игру

Рисует прямые линии (горизонтальные, вертикальные)

Работает в контуре, видит и показывает части контура

Лепит колбаску, лепешку, отщипывает, прилепляет,

размазывает

«Развитие речи»:

Повторяет произносимые взрослым слова и фразы (пусть даже просто механически)

Выполняет 1ступенчатую инструкцию

Называет предметы на картинках

«Физическое развитие»:

Прыгает на месте либо подпрыгивает на двух ногах

Перешагивает через препятствие, перенося вес тела с одной ноги на другую

Бросает мяч от себя, катает

Поднимается и спускается по ступеням с опорой

Повторяет движения по показу (1-2раза)

Ходит, маршируя под музыку

Бегает, изменяя темп движения (быстрее, медленнее)

Умеет ходить в хороводе

«Социальное развитие»:

Пробует выполнять бытовые и гигиенические навыки (моет

руки, протирает салфетку, надевать обувь…)

Кладет предметы на место (коврик, обувь, игрушки…)

Знает свое имя и имена близких людей

Здоровается, прощается, благодарит при напоминании

Общее кол-во баллов

Уровень

Условные обозначения: Компетенции сформированы (С), Компетенции частично сформированы (ЧС), Компетенции не сформированы (НС). П1-промежуточная аттестация-1, П2- промежуточная аттестация-2 по итогам реализации программы.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Учебно-методическое обеспечение программы:

Реализация программы «Мама и малыш» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

  • Дидактическая игра
  • Игра-занятие
  • Интегративная деятельность
  •  Обучение в ходе содержательного общения со взрослым, ситуативного

общения ребенка со взрослым, в ходе самостоятельной деятельности

  • Экспериментирование
  • Творческая и продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация,

конструирование)

  • Музыкально-дидактические и подвижные игры
  • Разучивание музыкальных игр и танцев
  • Физические упражнения
  •  Контрольно-диагностическая деятельность

Материально-технические условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо наличие хорошо освещенного и проветриваемого помещения, оборудованного столами и стульями соответствующей высоты, музыкальным центром, ковром, стеллажами для хранения материалов, местом для переодевания детей и осуществления гигиенических процедур. Желательна организация отдельной

игровой зоны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые документы

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);
  3. Приказ Минпросвещения России № 196 от 09.11.2018 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  4. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30, 17 декабря 2018 года №482).
  5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи».

Список литературы, используемой при написании программы

  1. Афонькина Ю.А. организация деятельности Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста: конспекты игровых дней/Ю.А. Афонькина, Е.М. Омельченко. - Волгоград: Учитель, 2013. - 205 с.

  2. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления/Л.А. Венгер, А.Л.Венгер. - М.: Дрофа, 2010. - 397 с.

  3. Галанов А.С. Развивающие игры вместе с малышом от 1 года до 2 лет/А.С.Галанов, А.А.Галанова, В.А.Галанова. - Минск: Букмастер, 2014. - 64

  4.  Гимнастики, игровые упражнения и игры с детьми раннего возраста: здоровьесберегающие технологии в работе с детьми раннего возраста. - М.: АРКТИ, 2014.- 80 с.

  5. Ильина М.Н. Развитие ребенка от первого дня жизни до шести лет (Тесты

       и развивающие упражнения.) - СПб.: Дельта, 2001. - 160 с.

  1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 1-2 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 112 с.

  2.  Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб.-метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. – М. : Просвещение, 2003. – 253 с.

  3. Ларечина Е.В. Развивающие занятия для детей и родителей. Психологопедагогическая программа "Дитятко" для детей (1-2 года). - СПб.: Речь; М.: Сфера, 2012 - 172 с.

  4.     Печора К.Л. Развиваем детей раннего возраста: Современные проблемы и их решение в ДОУ и семье. - М.: Сфера, 2012. - 112 с.

  5.   Погудкина И.С. Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста (с 1 года до 3-х лет) - Спб.: ООО"Издательство "Детство-Пресс", 2015. - 176 с.

  6.  Развитие мыслительной деятельности детей раннего возраста: комплексные занятия/ авт.-сост. Т.Н.Ильюшина. - Волгоград: Учитель, 2013. - 130 с.

  7. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие/Под ред. И.В.Петровой. - М.: ТЦ Сфера, 2012. – 64 с.

  8. Смирнова Е. О. , Галигузова Л. Н. , Мещерякова С. Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М: МозаикаСинтез, 2007. – 160 с.

  9.   Теплюк С. Н. , Лямина Г. М. , Зацепина М. Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 112 с.

  10.  Толкачева Т.Н.Играем дома: 10 готовых развивающих занятий с детьми от 1 года до 3 лет. - СПб.: Антология, 2014. - 176 с.

  11.  Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить: Развитие речи детей 1-3

       лет/Е.А. Янушко. - М.: Эксмо, 2015 - 424 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Английский для малышей"

Дополнительная общеразвивающая программа "Английский для малышей" предназначена для обучения английскому языку детей от  5 до 6 лет...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Логопедия для малышей

Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основной задаче по коррекции звукопроизношения, даёт возможность чётко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и...

Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»

Дополнительная общеразвивающая программа«ЛОГИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ»...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»

Цели обучения английскому языку – проникновение в языковую среду английского языка, установление контакта, умение общаться на бытовые темы на иностранном языке....

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...