Выступление на педагогическом совете на тему "Правовое воспитание в дошкольном образовании"
презентация
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДЕТСКИЙ САД
№1 «ГУЗЕЛЬ» С. БУРАЕВО»
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Доклад
на тему
«Правовое воспитание в дошкольном образовании»
Воспитатель Раянова О.С.
Бураево- 2023
Права детей сегодня - актуальная тема. Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.
Я считаю, что правовое воспитание имеет огромное значение в воспитании подрастающего поколения. Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут. Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила: разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия. Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.
Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.
Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство - наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.
Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.
Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.
Работу по правовому воспитанию детей дошкольного возраста важно планировать через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.
Знакомство и обучение основам правового воспитания, следует проводить в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип - это дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах и поступках.
Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, научить рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого проводятся такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны». В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность взглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.
В беседах, конкурсах, чтении художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, следует дать новые знания, вызвать оценочное отношение к окружающему миру.
Большую часть времени посвятить практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон; дидактические игры: «Чьи права нарушены?», «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке».
Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, можно использовать прием визуализации. Например разыграть небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.
Подводя детей к знакомству с правом на гражданство, знакомить их с историей нашего города, его символикой. Когда дети усвоили символику малой родины, дальше переходить на символику России, знания о которой закрепляли на разнообразных играх, а также рассматривали документы, печати, монеты и т. д.
К 9 мая организовать экскурсию к обелиску погибших в годы ВОВ, читать стихи, рисовать рисунки на тему «Нам нужен мир».
Всю свою работу, необходимо построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.
В работе с детьми я проводить беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.
Следуя данным методам, работа по охране прав детей даст положительные результаты, дети станут более внимательными по отношению друг к другу, легко пойдут на контакт со знакомыми взрослыми.
Так давайте же и в дальнейшем продолжать работу по этому направлению, расширяя знания детей по правовому воспитанию, стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация "Правовое воспитание дошкольном образовании" | 1.89 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Дети – будущее каждого народа, каждого государства. И от того, как мы о них заботимся, зависит завтрашний день всего общества».
В современном обществе каждый цивилизованный, образованный человек, а особенно педагог, родитель, обязан знать свои права, права своих детей, уметь отстаивать, защищать их, и уважать права других. Главной задачей правового воспитания является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических способностей.
ОСНОВНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРАВ РЕБЕНКА Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ В ДОУ Цель правового воспитания – развитие социально активной личности, правового мышления и сознания, привычки действовать в соответствии с законами. Цель достигается совместными усилиями педагогов и родителей.
Задачи: Дать детям представление о собственных правах и обязанностях. Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм. Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей. Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям. Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
Отбор передаваемых ребёнку знаний о его правах выстраивается на основе материала близкого, входящего в социальный опыт дошкольника. Эти права можно разбить на три блока.
1 БЛОК Права, с которыми дети встречаются постоянно: право на имя, право на любовь и ласку, право на игру, защиту от жестокого обращения и т.д. 2 БЛОК Права, которые наиболее часто нарушаются. К ним относятся: право на выражение своего мнения, право на собственность, на уединение, на выбор любимого занятия 3 БЛОК Права, знание которых может способствовать развитию интереса ребёнка к социальным явлениям, и которые доступны познанию на уровне обобщений: право на образование, на жильё и семью, на полноценное питание
ИГРЫ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ.
Виды игр: Подвижные игры Словесные игры Сюжетно-ролевые игры Дидактические игры Настольно–печатные игры Игры – драматизации
Словесные игры «Назови ласково» «Позови ласково» «Чем мы похожи и отличаемся друг от друга» «Кто где живет?» «Мои сказочные сны» «Лучше узнаем друг друга» «Зеркало»
Игры – драматиза- ции «Скажи вежливо» «Сказка наизнанку» «Сказка идет по кругу» «Детский сад моей мечты» «На воображение»
Настольно – печатные игры:
Подвижные игры: «Прогулка по ручью» «Спасатели» «Я помогаю родителям по дому» «Петушиные бои»
Сюжетно – ролевые игры «Семья» «Спасатели» «Больница» «Школа»
Чтение художественной литературы
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, эффективнее использовать стихи, пословицы, поговорки, сказки. Например: За основу берем статью Конвенции, Затем подбираем художественную литературу, сюжет которой отражает правовое понятие, определенные социальные явления. Подбираем и используем наглядные пособия, иллюстрации к сказкам, схемы. Далее читаем подобранное художественное произведение и обсуждаем, какое право героев произведения было нарушено. Прекрасной базой для изучения прав ребенка служат сказки: «Золушка» - статья об «Эксплуатации детского труда», «Дюймовочка» - «Ребенок имеет право жить вместе с родителями», «Приключения Буратино» - «Каждый ребенок имеет право на отдых, досуг», «Каждый ребенок имеет право выражать свои взгляды, мысли», «Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование» и т.д. Итоговым мероприятием может быть викторина
ВИКТОРИНА для детей «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ» 1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? «Серая шейка»
2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «Заюшкина избушка»
3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора местожительства?
4. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение?
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право детей, правовое понятие, также эффективно использовать мультфильмы Предлагаю после просмотра мультфильма, определить о каком праве ребенка идет речь?
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".
Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете: презентация "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
Выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространс...
Выступление на педагогическом совете на тему «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста»
Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем ...
Выступление на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста(Выступление на педагогическом совете)...