Выступление на педагогическом совете "Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста"
материал

Вера Анатольевна Бурьянова

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

(Выступление на педагогическом совете)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №22»  ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА  СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

(Выступление на педагогическом совете)

Из опыта работы

                                                                                     Составлен

                                                                                           воспитателем  

                                                                                                     Бурьяновой В.А.

с. Левокумское

2023г.

  1. Условия возникновения и становления опыта

(Слайд №1)Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии.

(Слайд №2)Изменилось и отношение детей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

(слайд№3)1.2 Актуальность опыта

Актуальность  проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном селе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, села, а в дальнейшем – и на благо всей страны.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.

 (Слайд№4) Основной целью нравственно-патриотического воспитания является формирование гуманной, духовно-нравственной личности, достойных граждан России. Патриотов Отечества.

Для реализации основной цели были поставлены следующие задачи:

-воспитание у детей любви и привязанности к семье, родному        дому, детскому саду ,родной улице, селу, Родине;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;

- формирование элементарных знаний о правах человека;        

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

-воспитание чувства ответственности и гордости за достижение Родины;

-воспитание толерантности, чувства уважения к другим людям, народам.

Решение задач  предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в других образовательных областях, режимных моментах, как в совместной деятельности педагога и ребенка, родителей и ребенка, так и в самостоятельной.

Должна быть запланирована последовательная система нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО:

(Слайд№5) 1.Ознакомление:

  • с предметами ближайшего окружения;
  • с явлениями общественной жизни;
  • с природой;

2. Создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;

3. Тематические игровые ситуации;

4. Беседы о героях, Родине, чтение детских книг на патриотические темы, о родном селе, о природе родного края, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, целенаправленные игры, посещение памятных мест в селе, возложение цветов к мемориалам.

(Слайд№6) 5. Взаимодействие с родителями.

В условиях нестабильности современного положения мира встает острая необходимость сформирования у детей полноценного яркого образа своей Родины и ее правдивой истории. Наша главная задача, как педагогов, формировать у детей умение быть благодарными, ответственными, заботливыми, внимательными и это возможно достичь только совместными усилиями взаимодействия семьи и ДОУ.

Слайд №7)В работе использовались следующие формы и методы работы:

•        Занятия

•        Беседы

•        Рассматривание репродукций, картин, альбомов, фотографии

•        Наблюдения

•        Игры

•         Метод решения проблемных ситуаций

•        Загадки, пословицы

•        Чтение художественных произведений

•        Праздники

•        Изобразительная деятельность

•        Настольно - печатные игры, дидактические игры, сюжетно - ролевые игры

•        Консультации и советы родителям

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно формировать у детей умение самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д. Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия.

 Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей.

Тематические блоки:

(Слайд№8) Блок – «Я и Моя семья».

Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, эти корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.  В работе с семьёй мы  опираемся на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.  И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но они играют огромную роль в становлении личности ребенка. Семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление важных моментов:

Корни каждого – в истории и традициях семьи.

Семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций.

Счастье семьи – счастье и благополучие народа.

Необходимо помочь детям осознать свой статус в семье, оценить значимость семьи в своей жизни.

(Слайд№9 -10) Блок- "Детский сад"

В детском саду мы стараемся привить детям такие качества, как доброта, ответственность за свои поступки, помощь и взаимовыручка,  чувство уважение к своим сверстникам, педагогам, людям старшего поколения. Что является неотъемлемой частью нравственного воспитания.

 (Слайд№11) Блок - «Наша Родина- Россия».

Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину.

В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природным – экологическим своеобразием родного села, потому что любовь к нашему отечеству начинается с любви к своему селу, краю, и лишь потом к  Родине.??

  (Слайд№12) Эффективный способ формирования патриотических чувств дошкольников к своему родному селу – проведение таких игр, как «Пройдемся по улицам села», «КВН» – мое любимое село, а также занятия «История возникновения села Левокумского» с использованием фотографий и иллюстраций  и презентаций мы побуждаем детей делать выводы, давать оценки услышанному и увиденному.

Дети стали следить за чистотой игровой площадки, с удовольствием убирают мусор, сажают цветы. Так у них появилось новое отношение к окружающему, что любишь – надо беречь.

В результате проведенной работы знания наших воспитанников о поселке стали глубже, шире, их рассказы стали содержательными, образными, эмоциональными.

(Слайд№13) Воспитывая у детей любовь к своему селу, подвожу их к пониманию, что наше село — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего.

(Слайд14) Блок- «Культура и традиции»

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Большое место в приобщении детей к народной культуре должно занимать знакомство  детей с традициями и бытом России, историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества, с историей возникновения праздников на Руси.(Рождество, пасха, масленица и т.д.)

(Слайд№15-16) Блок - «Этих дней не смолкнет слава».

Мы подводим детей к пониманию того, что во все времена народ защищал  свою Родину, что люди помнят о защитниках Отечества, воздвигают им памятники. Воспитываем у детей  чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Хочется верить, что проводимая работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.

Только в совместной работе детского сада и семьи можно воспитать полноценного гражданина нашей страны.

Я искренне надеюсь, что представления, полученные в детском саду, станут основой для получения фундаментальных знаний о стране, обществе и формирования патриотизма, духовно – нравственных личностей с активной жизненной позицией, способных к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими

(Слайд17)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Патриотическое воспитание дошкольников - актуальная проблема в условиях современной России. Вопрос патриотического воспитания не может быть формальным, он должен именно сообразовываться с личными пред...

Выступление "Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста"

«Метод проектов в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».  Вопросы патриотического воспитания становятся приоритетными для нашего общества, решение которых позв...

Инновационный педагогический проект "Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста"

В данной работе рассматривается проблема гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста. Данный проект сочетает в себе образовательные возможности и учебного проекта, и проекта, направленн...

Самообразование по теме: «Физические и психолого-педагогические особенности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Первые семь лет жизни ребенка характеризуются интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок рождается с определенными унаследованными биологическими свойствами, в том числе и типологическ...

Выступление на педагогическом совете: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙСТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...