Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"
материал
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedagogicheskom_sovete.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №23 «АЛЁНУШКА»
Выступление на педагогическом совете на тему:
"Особенности реализации инклюзивного образования в ДОУ"
Подготовила:
учитель – дефектолог
Алексеева Анастасия Анатольевна
г. о. Клин, 2 апреля 2019г.
Каждый ребенок, согласно многим нормативно-правовым документам, имеет право на получение образования. Существование таких категорий детей, как ребенок с ОВЗ, требующих специальных условий для обучения и воспитания, способствовали развитию разных вариантов обучения, возникновению новых специальных профессий, подходов, методов.
Инклюзивная модель дошкольного обучения, основанная на идее совместного пребывания здоровых воспитанников и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, в современном образовательном пространстве считается передовой. Такой инновационный способ организации образовательного процесса позволяет не только унифицировать систему распределения дошкольников по учреждениям, но и создать оптимальную среду для развития возможностей и удовлетворения потребностей всех детей без исключения.
Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход и
заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным
жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии. Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольной образовательной организации (далее ДОО) изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых».
Но если мы начинаем создавать специальные условия для «особых» детей, то нарушается принцип равенства других детей. Чтобы сохранить его, мы должны научиться работать со всеми детьми, с учетом их индивидуальных особенностей. Распространение инклюзии на детей в образовательных организациях, представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Это распространятся и на таких детей, как одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ограниченными возможностями здоровья.
На сегодняшний день, по нашему мнению, существуют несколько
противоречий:
– между общественным характером образования и индивидуальной формой овладения детьми знаниями и социальными навыками;
– ориентацией педагога на работу с коллективом (группой) и необходимостью осуществления индивидуального подхода к воспитанникам;
– потребностью ДОО в наличии психолого-педагогических условий организации инклюзивного образования и отсутствием необходимого обоснованного подхода к этой проблеме.
Использование различных видов деятельности, соответствующих уровню развития детей, для достижения следующих целей:
– способствовать формированию положительного чувства самоидентификации и эмоционального благополучия;
– развить социальные умения и знания, коммуникативные навыки;
– побуждать детей рассуждать, думать, ставить вопросы и экспериментировать;
– способствовать развитию умений решать проблемы, выдвигать свое мнение и делать выводы;
– стимулировать развитие языковых навыков и грамотности;
– повышать уровень их физического развития;
– способствовать социальной инклюзии (включению).
Неразвивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение его компетентности и профессионализма позволит успешно организовывать инклюзивное образование дошкольников. Дошкольная организация давно переросла свои
первоначальные функции. Уровень квалификации педагогических и иных работников образовательной организации для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Построение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации.
При организации развивающей предметно-пространственной среды в детском саду необходима сложная, разнообразная и творческая деятельность всех педагогов.
Учитывая особенности детей группы (возрастные и индивидуальные) педагоги, специалисты с привлечением родителей совместно планируют и организуют среду. Педагоги наполняют среду предметами, атрибутами, пособиями, побуждающими детей к активной деятельности как самостоятельной, так и совместной с взрослыми и другими детьми (различные игры, сенсорные материалы, листы с заданиями, книги, карандаши, бросовый материал для поделок, краски, пластилин, плакаты и т.д.).
Приветствуется и активное участие детей в создании развивающей среды (использование детских работ в оформлении интерьера группы, участие в изготовлении игр и игрушек). Воспитатель и специалисты не только подбирают развивающие материалы, но и показывают ребенку, как можно этими материалами пользоваться, если ребенок затрудняется при манипулировании с ними.
Воспитатели продумывают разные задания по работе с материалами.
Задания могут варьироваться в зависимости от интересов и потребностей детей. Задания должны учитывать уровень развития ребенка.
Основная задача организации предметно-пространственной среды – создание условий для проявления ребенком самостоятельности и активности, поэтому роль педагога состоит в том, чтобы стимулировать эту активность, но не брать на себя ведущую роль. Еще одна задача состоит в том, чтобы дети имели возможность представить свои интересы в совместной деятельности и игре, создавая тем самым предпосылки развития социальных способностей – умения договариваться, идти на компромисс, распределять активность, выполнять разные социальные роли, оказывать взаимопомощь и поддержку, брать на себя ответственность и лидерскую роль, уметь исполнять поручения. Организация социального партнёрства ДОО и семьи в процессе инклюзивного образования дошкольников.
Детский сад, в свою очередь, дополняя семейное воспитание, оказывает необходимую помощь и поддержку в этом процессе. Делая вывод, важно отметить «…что как и семья, так и ДОО играют в жизни ребёнка – дошкольника значимую роль».
Таким образом, создавая особые психолого-педагогические условия и обеспечивая тем самым грамотное сопровождение воспитанников, мы создаем для организации инклюзивного образования в дошкольном учреждении все необходимое.
Обозначенные выше преобразования закономерно повлекли за собой изменения условий управления и организации образовательного процесса в ДОУ. Среди которых одним из ведущих является готовность педагогов к работе в условиях реализации инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации. «Для организации эффективного инклюзивного образования необходима организация системы подготовки педагогических кадров. Ее целью является обучение педагогов массовых школ и детских садов основам специальной психологии и коррекционной педагогики, освоение ими специальных технологий обучения, обеспечивающих возможность индивидуального подхода к ребенку с ограниченными возможностями здоровья».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете. Тема: "Индивидуальный подход в дошкольном образовании".
Выступление на педагогическом совете . Тема : "Индивидуальный подход в дошкольном образовании"....
Методическая разработка. Педагогический совет по теме :«Особенности организации предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС ДО»
Особенности организации предметно-пространственной среды...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...
Выступление на педагогическом совете № 2 " Внедрение и реализация рабочей программы воспитания" от 25.11.2021 Тема: "Рабочая программа воспитания"
Рабочая программа воспитания муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №29 «Ёлочка», осуществляющей образо...
Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста"
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются...
Выступление на Педагогическом совете ДОУ «Об особенностях реализации развивающих технологий «Групповой сбор», «Клубный час», «Работающие стенды»
Протокол заседания Педагогического совета...
Справка о выступлении на педагогическом совете по теме: «Особенности реализации ФОП ДО», 30.03.2023 г.
Справка о выступлении на педагогическом совете по теме: «Особенности реализации ФОП ДО», 30.03.2023 г....