Семинар-практикум «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.
учебно-методический материал по развитию речи

Алина Андреевна Луконина

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gmo.docx23.33 КБ
PDF icon seminar-praktikum.pdf2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов ДОУ.

СЛАЙД 1. «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

СЛАЙД 2. Актуальность

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.

СЛАЙД 3. Мнемотехника — это совокупность методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.

СЛАЙД 4. Название мнемотехник.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

  • Воробьева В.К.называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
  • Ткаченко Т.А. – предметно-схематическими моделями;
  • Глухов В.П. – блоками-квадратами;
  • Большева Т.В. – коллажем;
  • Ефименкова Л.Н – схемой составления рассказа.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

  • модели (условно-схематичные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
  • картинографию;
  • коллажи;
  • планы-схемы; мнемотаблицы.

Но процесс работы примерно одинаковый.

СЛАЙД 5. Задачи мнемотехники:

  1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.
  2. Расширение представлений об окружающем мире.
  3. Развитие связной устной речи.
  4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  5. Развитие внимания.
  6. Развитие фантазии и воображения.

СЛАЙД 6. Принцип работы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения;

СЛАЙД 7 . В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.

Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.

(примеры мнемоквадратов: пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)

СЛАЙ 8. МНЕМОДОРОЖКИ Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. (сначала это готовые мнемодорожки с картинками затем переходим к символическим изображениям предметов)

СЛАЙД 9. МНЕМОТАБЛИЦЫ И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, цепочку действий.

СЛАЙД 10. Использование приёмов мнемотехники на различных занятиях и в режимных моментах

Визуализация учебно-воспитательного процесса это один из ведущих приёмов работы с обучающимися с ОВЗ, поэтому приёмы мнемотехники можно использовать:

-для визуального расписания (включение в утренний и вечерний круг)

-для алгоритмизации действий в режимных моментах (одевание, умывание и.т.п.)

- на продуктивной деятельности.

Например, карточки-планы (этапы работы (например лепки или рисования), этапы занятия и.т.п.)

Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи

Мнемотаблицы можно использовать для:

-составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомыхи.т.д.

-при обучении составлению рассказов или пересказов

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

СЛАЙД 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ

СЛАЙД 12. Использование мнемотехники в логопедической работе

Мнемотехники мной используются на индивидуальных занятиях:

  • При выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастике.
  • При автоматизации и дифференциации звуков.
  • При работе над развитием грамматического строя речи и обогащении словарного запаса.
  • При составлении и отгадывании загадок.

СЛАЙД 13,14. Мнемотехника с артикуляционной гимнастикой (дети зашифровывают упражнения в мнемотаблицы)

СЛАЙД 15. Мнемоквадраты для выполнения упражнений: «один-много», «посчитай», «скажи-наоборот» и др.

СЛАЙД 16. Мнемодорожка

СЛАЙД 17. Мнемотаблица с загадкой

СЛАЙД 18,19. Составление рассказа описательного характера - это наиболее трудный вид в монологической речи. Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, воспитатель сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети

СЛАЙД 20. Обучение пересказу с помощью приемов мнемотехники

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

#1054;тветы на вопросы по содержанию;

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

СЛАЙД 21. Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:

-На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).

Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

-После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

СЛАЙД 22. ЗАДАНИЕ для педагогов: зарисовать мнемотаблицу стихотворения и рассказать с опорой на нее.

СЛАЙД 23. Использование мнемотехники для развития воображения и фантазии.

Что еще важно для развития речи ребенка? (ждем ответы)

Для развития воображения так же используют мнемотехнику, например дети могут сами создавать мнемотаблицы, а потом рассказывать по мним, зашифровывать уже готовые тексты (загадки, стихотворения, скороговорки и т.д)

Предлагаем и вам немного пофантазировать)

Задание: продолжить мнемотаблицу «дополни рассказ».

Вывод.

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

24. РЕФЛЕКСИЯ: пение песни «От улыбки» по мнемотаблице.

#1057;пасибо за внимание.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа с детьми, направленная на обучение конструктивного поведения.Конспект занятия педагога – психолога с детьми старшей группы из реализованной программы «Созвездие».

Дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь, нуждаются в психолого – педагогиче...

"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного учреждения.  От того, какой буд...

Коррекционная работа с детьми ДЦП.Из опыта работы.

Здравствуйте дорогие коллегиЗдоровье-это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие"....

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Применение технологий интерактивного комплекса с коррекционно-логопедической направленностью «MAG-02» и интерактивного педагогического портала Мерсибо в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье рассмотрен опыт применения домашних заданий на платформе интерактивного педагогического портала Мерсибо для детей с ОВЗ, находящихся на дистанционномс обучении....