«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР и в подготовке их к обучению грамоте».
материал (старшая группа)
совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_iz_opyta_raboty_dekabr_2023.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
«Использование игровых технологий в коррекционной работе учителя-логопеда и воспитателя по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с ФФНР
и в подготовке их к обучению грамоте».
Учитель – логопед: Романова Ю.С.
Воспитатель: Черемшанова В.В.
Декабрь 2023
Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения речи, во многом зависит от правильного организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физической культуре и других специалистов. Каждый из них, решая свои задачи, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.
Основная цель совместной работы логопеда и воспитателя в условиях реализации образовательной области «Речевое развитие»-это создание оптимальных условий, способствующих коррекции и полному раскрытию потенциальных речевых возможностей детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая деятельность направлена на решение следующих задач:
- создание наиболее благоприятных условий, способствующих развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
- снятие речевого негативизма, воспитание у детей потребности в речевом общении;
- обучение правильному произношению, умению говорить внятно, отчетливо, выразительно и неторопливо;
- выработка у детей умения модулировать свой голос;
- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование словарного запаса, грамматического строя речи, навыков связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- коррекция и развитие моторной сферы;
- осуществление всесторонней подготовки к обучению в школе, формирование положительной мотивации учебной деятельности у детей;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ.
B основе слаженной работы учителя-логопеда и воспитателей лежат следующие принципы:
- комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса;
- единства диагностики и непосредственно коррекционно-педагогического процесса; сотрудничества между воспитателем и логопедом, педагогами и детьми;
- учета интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса; дифференцированного подхода к воспитанию правильной речи.
В понятие «Звуковая культура речи» входят не только правильное произношение, но и культура речепроизнесения (отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, её громкость), а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи- необходимое условие подготовки детей к обучению грамоте.
Наиболее эффективным методом подготовки к обучению грамоте детей являются игровые технологии, в частности – дидактические игры. С их помощью у детей формируется ориентация в звуковой структуре слова, закрепляются умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняется и активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, развивается связная речь.
Для реализации задач звукового анализа в совместной деятельности с детьми используем дидактические игры Лото «Определи первый звук» (Цель игры: упражнять детей в выделении первого звука в слове) , «Цепочка слов» (Цель игры: упражнять детей в выделении первого и последнего звука в слове), «Найди место звука в слове» (Цель игры: упражнять детей в выделении звука в слове), «Поезд» (Цель игры: учить детей определять количество слогов в словах), «А у нас в домике» (Цель игры: упражнять детей в подборе слов с определённым звуком).
Учитель-логопед систематически информирует воспитателей групп о продвижении детей в речевом развитии, а воспитатели, ориентируясь на консультации учителя-логопеда осуществляют контроль за соблюдением единого речевого режима во время образовательной деятельности, во время режимных моментов.
Также хотим представить опыт использования развивающих игр и пособий В.В. Воскобовича в коррекционно-образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста. Развивающие игры В.В. Воскобовича универсальны, многофункциональны, включение этих игр в коррекционно-образовательную работу позволяет поддерживать интерес детей к обучению на протяжении всего занятия. Их можно использовать в индивидуальной и подгрупповой работе с детьми.
1. Геоконт
Задачи:
- автоматизацию заданного звука;
- ориентировка в пространстве.
Игровая ситуация: поможем Китёнку Тимошке назвать правильно слова со звуком Л. Задание: слушай внимательно и называй картинку.
2. «Придумай слово на заданный звук и собери фигуры»
Задачи:
- автоматизация заданного звука;
- развитие мелкой моторики.
Материал и оборудование: «Чудо крестики».
Игровая ситуация: Слонику необходимо помочь придумать слова с заданным звуком и собрать фигуры.
3. «Звуковик»
Задачи:
- учить выделять звук на фоне слова;
- развитие мышления.
Материал и оборудование: игровое поле «Коврограф Ларчик»/ «Мини Ларчик», набор «Разноцветные кружки», Кармашки (3 шт.), персонаж «Слоник Ляп-Ляп».
Игровая ситуация: Слонику необходимо помочь найти звук в слове.
Задание: три квадрата обозначают начало, середину и конец слова. Ребёнку предлагается картинка, нужно определить. где «спрятался» звук в названии картинки: в начале, середине или в конце слова и на этой части разместить кружок.
Представляем игру «Путешествие по лесу».
В игре участвуют подгруппа детей. Каждый ребёнок выбирает себе героя для путешествия. Во время прогулки по лесу дети выполняют много речевых заданий, таких как:
- назови животных и птиц;
- назови среди них хищников;
- посчитай животных;
- кто где спрятался и др.
Первое задание направлено на развитие словарного запаса у детей «Найди и назови животных и птиц».
Второе задание следующее: назвать среди животных и птиц хищников.
Третье задание направлено на развитие грамматического строя речи у детей. Игра «Парочки» или «Один -много».
Дети ищут одинаковых животных, называют их и соединяют верёвочками. Если животные расположены далеко – используем длинные верёвочки, если близко- короткие верёвочки.
Следующее задание направлено на развитие слоговой структуры слова у детей. Предложить разделить слово СИНИЦА. Под картинкой выложить столько кружков, сколько слогов в слове.
На полянке мы встретили ёжика. Он просит помочь сделать звуко-буквенный анализ слов (Лиса, волк). Ёжик не может найти животных и птиц, начинающих на звук Л (лось, ласка); начинающих на звук В (волк, ворон).
Давайте поможем ёжику определить первый звук в названии животных и птиц. Поставим по картинками определённый кружок. (например: синица – первый звук Сь, согласный, мягкий звук -зелёный кружок. Ворон -первый звук В – согласный, твёрдый звук, синий кружок.
На тропинке повстречалась белка, которая искала орешки в шишках. Давайте посчитаем сколько шишек у белки. Это задание направлено на правильное соотношение существительного с числительным.
Следующее задание «Лепестки», направленное на развитие словарного запаса. Подбери к слову БЕЛКА, слова признаки, сколько лепестков, столько слов-признаков (шустрая, дикая, забавная, пушистая, маленькая и т.д.).
В лесу наши герои встречают большое дерево. Предлагается поиграть в игру «Прятки», направленную на развитие использования предлогов в речи у детей.
Где сидит сова? (на ветке дерева), где сидит заяц? (у дерева), где спрятался медведь? (за деревом), где летает ворон? (над деревом) и т.д.
Таким образом, использование развивающих дидактических игр в образовательной работе с дошкольниками способствует более быстрому и эффективному преодолению речевых недостатков у детей: развитию связной речи, грамматического строя речи. При этом образовательный процесс становится более увлекательным.
И наше выступление хочется закончить словами А.С. Макаренко, который игре придавал большое значение.
«У ребенка есть страсть к игре, ее надо удовлетворить.
Надо не только дать ему время поиграть,
но пропитать игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – игра».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие учителя-логопеда с детьми старшей логопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда по лексической теме «Насекомые»
ОДОД ГБСКОУ школа №13Приморского районаСанкт-Петербурга Занятие учителя-логопеда сдетьми старшейлогопедической группы.Тема «Использование здоровьесберегающих те...
Использование анимационных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда
Активное внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе. Информатизация образования представляет большой простор для проявления творчества логопедов, п...
Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
В современном обществе ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строи...
Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда
Использование ЛЕГО-технологии в коррекционной работе учителя-логопеда....
Анализ работы учителя - логопеда по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Данный анализ будет полезен при составлении отчётов логопедам, дефектологам....
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФНР
Актуальность данного исследования состоит в важном значении обеспечения в рамках логопедической работы развития речевых компонентов детей на всех возрастных этапах. На современном этапе отмечается еже...
КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИК И ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Представляю вашему вниманию субъективное понимание использования полимодального подхода к теме финансовой грамотности, имеющего целью: уточнить и активизировать лексику – термины, относящиеся к ...