ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
статья по логопедии
Здоровьесбережение в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе учителя-логопеда | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
Кравченко Ю.В.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использования технологий здоровьесбережения на коррекционных занятиях учителем-логопедом с целью сохранения и укрепления здоровья детей с нарушением зрения.
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции современного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья дошкольников.
В логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дети с речевыми недостатками, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, поэтому с такими детьми, приходится работать не только над исправлением речевого дефекта, но и над нормализацией их психического и физического состояния. На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Дошкольники с нарушениями зрительного аппарата зачастую имеют сочетанные нарушения в развитии. Данному контингенту детей кроме речевых нарушений свойственны нарушения ориентировки в пространстве, общей и мелкой моторики, дыхания, памяти, внимания, мышления, воображения. Поэтому их необходимо учить пользоваться всеми анализаторами. Вследствие этого возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя систему упражнений, направленных на активизацию познавательного интереса, снятие напряжения, повышение речевой активности, развитие речевых умений и навыков, улучшение концентрации внимания и восстановление работоспособности.
В своей практике я стараюсь активно применять здоровьесберегающие технологии, т.к. это способствует сохранению и укреплению психического и соматического здоровья моих воспитанников.
Ежедневно на логопедических занятиях в процессе физкультминуток применяю двигательную разминку, оздоровительные минутки, куда включаю гимнастику для глаз, имитационные движения, элементы самомассажа, упражнения для рук и осанки, а также дыхательную гимнастику.
Для сохранения и укрепления зрения детей на своих занятиях я использую гимнастику для глаз с применением схем зрительных траекторий на зрительную координацию и расслабление. Например, «Нарисуй глазками в воздухе букву, цифру, геометрическую фигуру», «Бабочки полетели» (в процессе упражнения дети держат в руках игрушечную бабочку, приближают её к носу и отдаляют, перемещают вправо, влево, вверх, вниз, затем бабочка улетает – дети моргают глазами), «Погреем глазки» (детям предлагается потереть ладошки друг о друга, чтобы они стали теплыми, и прикрыть ими глаза на 5-10 секунд, глаза под ладонями закрыты) и др.
Регулярная гимнастика для глаз повышает работоспособность зрения, улучшает восприятие и кровообращение, помогает снять напряжение и нагрузку на глаза.
Кроме этого, на своих занятиях включаю различные упражнения и игры, способствующие развитию мелкой моторики и тактильных ощущений, координации движений рук. Дети работают с пуговицами, прищепками, выполняют пальчиковую гимнастику, учатся плести коврики, нанизывать бусы разного размера на леску, работать с трафаретами, рисовать крупой, выкладывать буквы из пластилина. Это способствует не только развитию остроты зрения, коррекции зрительного восприятия, но и развивает воображение.
Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев. Пальчиковая гимнастика позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка, стимулирует развитие центральной нервной системы, и в частности речи.
Также применяю элементы самомассажа с помощью шестигранного карандаша и Су-Джок терапию с речевым сопровождением. Вследствие этого у детей усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений. Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга, он является одним из средств лечебно-профилактической работы, наиболее полно влияет на здоровье и самочувствие каждого ребенка. Упражнения игрового самомассажа в сочетании с пальчиковыми упражнениями, в сопровождении с текстом обогащают не только внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на развитие памяти, мышления, развивают фантазию, способствуют снятию напряжения и успокаивают нервную систему.
Учитывая индивидуальные особенности детей с различными нарушениями зрительного аппарата провожу артикуляционную гимнастику совместно с биоэнергопластикой (содружественное взаимодействие руки и языка). Применение ее элементов стимулирует интерес детей к выполнению упражнений, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений языка, кисти руки, и высших психических функций.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребенка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Моим воспитанникам очень нравится выполнение артикуляционных упражнений с использованием рук, т.к. все действия сопровождаются стихами, и, благодаря этому, первый этап моего занятия проходит весело и непринужденно.
Я убедилась в том, что данная технология позволяет быстро убрать зрительную опору и перейти к выполнению артикуляционных упражнений по ощущениям.
Также мои коррекционные занятия не обходятся без дыхательной гимнастики. Она корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать правильное диафрагмальное дыхание. С помощью таких упражнений как «Сдуй снежинку, «Задуй свечку», «Забей мяч в ворота» и др., дети учатся вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот, что формирует продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, и влияет на мышцы артикуляционного аппарата. Практика показывает, что применение подобных упражнений не только ускоряет процесс постановки звуков (свистящих, шипящих и некоторых сонорных), но и влияет на четкое звукопроизношение и силу голоса. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, длительное время сохранять высокую работоспособность. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.
Итак, регулярное использование методов и приемов здоровьесберегающих технологий в процессе коррекционных занятий способствует развитию двигательных функций глаз, общей, мелкой, артикуляционной моторики и координации движений рук и языка, нормализации речевого дыхания, повышению речевой и познавательной активности, улучшению ритмико-интонационной стороны речи, психоэмоционального самочувствия и соматического здоровья дошкольников.
Таким образом, внедрение в практику работы ДОУ здоровьесберегающих технологий, способствует более качественному обучению, развитию и воспитанию детей, не причиняет ущерб их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Литература
- Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. Конспекты индивидуальных занятий по коррекции нарушений произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков с включением специальных движений кистей и пальцев рук на каждое артикуляционное упражнение / Бушлякова Рита Григорьевна. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 365 c.
- Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие / В.М. Акименко. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 105 с.: ил. - (Сердце отдаю детям)
- Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: РАОИКП, 1999. - 24с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной. - М.: Издательство«Экзамен», 2003. - 173 с.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь / В. В. Цвынтарный. – СПб.: Лань, 1997. - 21с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий в коррекционной работе с семьями детей с нарушениями зрения.
В данной работе описывается система использования интернет пространства при работе с родителями детей-инвалидов и детей с нарушениями зрения в детском саду компенсирующего вида № 37 «Хрусталик» г. Таг...
учебно-методическое пособие по теме "Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"
1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
учебно-методическое пособие по теме" Использование игр в коррекционной работе с дошкольниками по устранению нарушений звукопроизношения"
1.Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми.2. Игровые методы и приемы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста....
Эффективность использования ИКТ в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...
Специфика работы логопеда с детьми,имеющими нарушения зрения.
Учителям-логопедам, работающим с детьми с нарушениями зрения могут пригодиться в работе некоторые рекомендации....
Педагогический проект «Использование синквейна в коррекционной работе логопеда с детьми с нарушениями речи»
Презентация для ММО учителей-логопедов...
Статья. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-образовательном процессе с детьми с нарушениями зрения.
Здоровье человека – проблема актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной.Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на...