Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
статья по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы по взаимодействию с семьей по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Проблема речевого развития детей в современном обществе стоит более чем остро. В последнее время вследствие повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, телевидение, Интернет и т.д.), высокой занятости родителей бытовыми проблемами наблюдается тенденция снижения качества общения между ребенком и взрослым. Поэтому нужно укреплять связь семьи и детского сада в целях обеспечения единства речевого развития дошкольника.
В современном обществе ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Взаимодействие с семьей – важное направление работы по успешному развитию речи у старших дошкольников. Оно строится на основе диалога, открытости, взаимной заинтересованности.
Задача детского сада — вооружать родителей педагогическими знаниями, в частности, конкретными знаниями по методике развития речи. Для этого можно использовать различные формы работы.
По результатам проведенного в начале учебного года мониторинга детей и анкетирования родителей выявляются индивидуальные особенности речи каждого дошкольника; с учетом этих особенностей и строится работа с детьми.
Речь – процесс сложный и многосторонний, включающий различные функции: звуковую (умение воспринимать и воспроизводить правильно звуки, чувствовать ритм, интонацию); лексическую (обогащение активного и пассивного словаря); грамматическую (умение правильно строить словосочетания и предложения).
Важно также развивать связную речь: обучать диалогической и монологической речи; приемам выразительности речи.
В работе с родителями можно использовать следующие формы взаимодействия:
- Родительское собрание .
Его цель – привлечение родителей к активному осмыслению проблем речевого развития детей в семье на основе учета индивидуальных потребностей. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные. Родительские собрания не следует проводить в их традиционном виде, когда педагог знакомит родителей с какой-то информацией, а родители являются пассивными слушателями и зрителями. Его можно организовать в виде игр: «КВН», «Поле Чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца»; тренингов, дискуссий, мастер-классов, «круглых столов» и т.д.
- Систематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы по речевому развитию детей, интересующие родителей; подбираются речевые упражнения, игры в зависимости от особенностей речи ребенка
- Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ по развитию речи, дают возможность увидеть стиль общения педагогов с детьми, самим «включиться» в общение и деятельность детей и педагогов по развитию речи.
- Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком и особенно с ребенком, имеющим нарушения речи; выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными.
- Создание «Речевого уголка»
Например, в рубрике «Играем дома» родителям даются практические рекомендации по формированию артикуляции, рекомендуемые упражнения и игры для развития фонематического слуха, на обогащение словаря и т.д.
В рубрике «Речевое творчество» можно познакомиться с рассказами, сказками, стихами, авторами которых являются сами родители и дети.
- В рубрике «Советы родителям» - рекомендуемая литература, советы, которые помогут им организовать работу по расширению кругозора ребенка, усвоению речевых навыков.
- Папки-ширмы, папки-передвижки формируются по тематическому принципу: «Укрепление артикуляционного аппарата», «Развитие фонематического слуха у детей», «Дифференцируем звонкие-глухие звуки » и др. Когда родители ознакомятся с содержанием папки, с ними следует побеседовать по данным материалам, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.
- Оформление газет в течение года : «Наша семья летом», «Моя мама (папа) по профессии…», «Традиции нашей семьи», «Военные истории нашей семьи», «Мой дом» и т.д. с детскими рассказами
- Участие родителей в проектах ( «Книжкина неделя», «Профессии моих родителей» и др.) В рамках проектов организуются экскурсии в библиотеку, изготовление семейных книжек, семейных альбомов. Можно организовать еженедельные «слушания»: дети рассказывают, какие книги они прочитали с родителями, о чем они.
- Участие родителей в конкурсах и выставках
Дети не только готовят поделки, но и рассказывают, как они были сделаны.
Все эти формы помогают сделать работу с семьей более интересной и эффективной, способствуют совместной деятельности педагогов и родителей по преодолению недостатков развития речи у детей - дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/16/picture-42147.jpg)
Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию
Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-977237-1511369484.jpg)
«Эффективные формы работы с родителями в процессе познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.Одним из эффек...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-958528-1600609514.jpg)
«Обратная аппликация из пластилина как нетрадиционная форма работы по формированию художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС ДО»
Обратная аппликация — ещё одна разновидность аппликации из пластилина, как правило, выполняется на гладкой и прозрачной поверхности стекла или пластмассы. Обозначив (выложив) пластилином к...
Выступление на педагогическом совете "Создание мотивации к физическому совершенствованию во взаимодействии с семьями воспитанников у детей старшего дошкольного возраста".
Материал подготовлен для педагогов дошкольных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/16/picture-1070611-1539711900.jpg)
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями воспитанников»
Опыт работы по теме: «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с малой Родиной при активном взаимодействии с семьями восп...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/03/picture-487145-1422953522.jpg)
Формы работы по взаимодействию с семьями воспитанников по речевому развитию дошкольников
Взаимодействие детского сада и семьи является необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников,...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/19/picture-1466968-1734620774.jpg)
Перспективный план работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год.
Главная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьей - это доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, делиться своими проблемами и ...