Индивидуальный образовательный маршрут на Марьяну, воспитанницу старшей общеразвивающей группы.
методическая разработка (старшая группа)
Цель: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_marshrut.docx | 37.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут на
Марьяну, воспитанницу старшей общеразвивающей группы.
Цель: оказание помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Задачи: 1.Своевременное выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.
2.Определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.
3. Создать условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
4.Осуществлять педагогическую, психологическую, логопедическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья.
5.Разработать и реализазовать индивидуальные и групповые занятия для детей с выраженным нарушением физического и психического развития.
Образовательные области | Цели, задачи развивающей, коррекционной работы | Методы и средства | Основное содержание развивающей, коррекционной работы | Прогнозируемый |
Социально— коммуникативное развитие | Цель: Формирование и совершенствование коммуникативных навыков и умений. Задачи: Развивать и совершенствовать диалогической формы речи и вербальных средств коммуникации. Расширять спектр приемов для привлечения внимания других партнеров по коммуникации. Учить согласовывать свои действия с потребностями своих партнеров по общению. Учиться ориентироваться в ситуации. | Словесные: беседы, чтение художественных произведений (В. Осеева «До первого дождя», «Просто старушка», Л. Толстой «Два товарища», Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ — капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова), анализ ситуаций, вопросы. Наглядные: мультимедийные презентации, демонстрация наглядных пособий. Игровые: дидактические игры, игровые упражнения «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Царевна Несмеяна» Живые куклы», «Гномики»; Практические: практические упражнения «Идем в гости», "Отмечаем день рождения" (здесь и этикет и культура общения, встречи гостей и сближении детей). | Коррекционная работа по формированию социально-коммуникативных навыков осуществляется в рамках совместной деятельности воспитателя и детей с небольшими подгруппами и индивидуально, а также путем включения в занятия, предусмотренные программой, специального материала по формированию коммуникативных навыков. Развитие интереса к речи окружающих, формирование потребности слушать человеческую речь; обучение пониманию и использованию невербальной коммуникации, устного языка, альтернативных форм коммуникации; овладение опытом простейших вербальных и невербальных коммуникаций с близким социумом; овладение умением проявлять эмоциональную отзывчивость; формирование потребности в деятельности, в общении; овладение общими представлениями о социальных ролях, об основах социального взаимодействия. | |
Речевое развитие | Цель: овладение речью как средством общения и культуры; Задачи: обогащать активный словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь, развивать речевое творчество, развивать звуковую и интонационную культуру речи, фонематический слух, Знакомить с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, формировать звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. | Д/и «Мы по комнате пойдем и любой предмет найдем» Д/и «Кто спрятался?» Д/и «Кто к нам пришел? Д/и «Чудесный мешочек» Отгадывание загадок об игрушках. Пальчиковые гимнастики Д/и «Дорисуй картинку» Д/и «Времена года» Д/и «Собери картинку» Д/и «Урожай» Д/и «Верно – неверно» Д/и «Один – много» Д/и «Ответь правильно на вопрос» П/и «На лужайке» П/и «Речка» «Ручеек» | Формирование звукопроизношения (сентябрь, октябрь, ноябрь) На индивидуальных занятиях: - подготовка органов артикуляционного аппарата к постановке звуков; - развитие фонематического слуха; -формирование правильного произношения звуков а) уточнение правильного произношения звуков, имеющихся в экспрессивной речи, б) постановка отсутствующих звуков, в) автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, доступных фразах. (декабрь, январь, февраль, март) - закрепление в самостоятельной речи правильного произношения звуков, - постановка и первоначальная автоматизация отсутствующих и коррекция скаженно произносим звуков, - формирование навыков правильного , четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости. - формирование умений различать фонемы, близкие по звучанию. (апрель, май) - завершение работы по подготовке артикуляционного аппарата к постановке всех групп звуков, -закрепление в самостоятельной речи правильного произношения звуков, -постановка отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков, -закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости, - закреплять умение различать фонемы, близкие по звучанию. Формирование лексико-грамматических представлений (сентябрь, октябрь, ноябрь) - развитие понимания устной речи: умение вслушиваться в обращенную речь, выделять названия предметов, действий признаков, понимание обобщающего понятия слова, - формирование умения устанавливать связи между предметом и его действием, -закрепление навыка употребления глаголов повелительного наклонения и их преобразования в глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени, - усвоение первоначальных навыков некоторых способов словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в форме единственного и множественного числа), - развитие умений согласовывать слова в простом предложении, употреблять простые предлоги. (декабрь, январь, февраль, март) -закрепление понимания устной речи, - уточнение и расширение словарного запаса с опорой на тематические циклы, - практическое усвоение некоторых способов словообразования (существительные с уменьшительным значением), - формирование навыков практического употребления в речи категорий числа существительных, категорий глаголов, категорий падежей, - формирование навыка образования относительных прилагательных, - закрепление умения согласовывать слова в простом предложении в роде, числе и падеже, - практическое употребление простых глаголов. (апрель, май) - уточнение и расширение словарного запаса с опорой на тематические циклы, - закрепление в самостоятельной речи простых предлогов, - практическое усвоение в речи глаголов в форме повелительного наклонения, - закрепление навыка образования и употребления в речи существительных с уменьшительно – ласкательным значением, в форме множественного числа, - закрепление умения согласовывать слова в предложении. Формирование связной речи (сентябрь, октябрь, ноябрь) - формирование умения совместного проговаривания предложений, - формирование умения заканчивать предложение, начатое логопедом, - формирование навыка составления 2-, 3-ловных предложений по вопросам, демонстрации действия, сюжетных картинок. II период обучения (декабрь, январь, февраль) -закрепление навыка составления предложений из 2-3 слов по вопросам, картинкам и демонстрации действия, -формирование навыка распространения простого предложения, с помощью предметных картинок, - формирование навыка договаривания слов в ритмических потешках, стихотворениях, - подготовка к овладению диалогической формой общения. III период обучения (март, апрель, май) - закрепление навыка построения простого предложения, распространения путем введения однородных членов, - совершенствование навыка ведения подготовленного диалога, -формирование навыка пересказа небольшого, хорошо знакомого текста из 2-3 предложений, - формирование умений составлять небольшой описательный рассказ |
|
Познавательное развитие | Поощрять любознательность, развитие и выявление интересов ребенка. Формировать действия, направленные на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развивать творческие задатки и воображение. Формировать знания о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. пространство, причины и следствие. | Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности: обучение в повседневных бытовых ситуациях; самостоятельная деятельность в развивающей среде. опыты (экспериментирование); коллекционирование; развивающие игры; изобразительная деятельность; конструкторская деятельность; трудовая деятельность; наблюдения; игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры). Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности: 1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов) 2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты. 3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение 4/ Методы, повышающие познавательную активность: элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация,ответы на вопросы детей 5/ Методы, вызывающие эмоциональную активность: воображаемая ситуация, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны | Развивать наглядно-образное мышление; Расширять понимание смысла обращенной к ребенку речи; Целенаправленное формирование функций речи; Формировать произвольное внимание; Обогащать чувственный опыт; Формировать общие способы умственных действий: анализ, сравнение, обобщение; Развивать анализирующее наблюдение при сравнении предметов и выделении существенных опознавательных признаков; Развитие и коррекция базовых психических функций: внимание, память, восприятие; |
|
Художественно-эстетическое развитие | Цель коррекционной работы – оказание помощи в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования различным категориям детей с ОВЗ Основная цель: Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении, развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи художественно-эстетического развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; Становление эстетического отношения к окружающему миру; Формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) Направления художественно-эстетического развития: Приобщение к искусству; Изобразительная деятельность; Конструктивно-модельная деятельность; Музыкальная деятельность. | Праздники, развлечения Игры: музыкально-дидактические, музыкально – ритмические, хороводные, театрализованные, сюжетно-ролевые); - логоритмические -ритмические игры; упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти; - этюды на развитие выразительности мимики, жеста; - Упражнения на развития правильного дыхания, мелкой моторики, развитие артикуляционного аппарата, простр. организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики. Игра на детских музыкальных инструментах; -Инсценирование песен, хороводов Самостоятельная музыкально – игровая деятельность | Развитие музыкального, звуковысотного, тембрового, динамического слуха; чувства ритма; слухового внимания; пространственной организации движений; мимики; общей и тонкой моторики, речевой моторики. Развитие психических произвольности познавательных процессов: Развитие эмоциональной сферы; Формирование коммуникативных умений и навыков в процессе музыкально –ритмических упражнений и игр; Закрепление двигательных умений артикуляционного аппарата Содержание коррекционной работы –обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. Система музыкально-коррекционной работы предполагает использование следующие здоровьесберегающие технологии: - Валеологические распевки-песенки(задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат; - Дыхательная гимнастика (включает упражнения дыхательной гимнастики по Б. Толкачеву, А. Стрельниковой); - Артикуляционная гимнастика (выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, проводится по рекомендациям логопеда) - Оздоровительные и фонопедические упражнения (способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной); - Игровой массаж (повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма); - Пальчиковые игры (развивают речь, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук); - Речевые игры (позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки); - Музыкотерапия (способствует коррекции психофизического статуса детей. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание); | изображает предметы с деталями, элементы сюжета, композиции, замысел опережает изображение; самостоятельно вырезает фигуры наклеивает вырезанные фигуры на бумагу, создавая орнамент или предметное изображение; положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и результатам: знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной деятельности, их свойства (карандаши, фломастеры, кисти, бумага, краски, мел, пластилин, глина и др.); знает основные цвета и их оттенки: оранжевый, коричневый фиолетовый, серый, голубей; ориентируется на плоскости листа (низ, средина, верх); соотносит части реального предмета и его изображения, показывает и называет их, передает в изображении целостный образ предмета; сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ; внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства музыки; проявляет желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью. |
Физическое развитие | Цель Сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: – Создание системы физкультурной работы в группах; – забота об охране и укреплении здоровья детей; – формирование у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью; – воспитание в детях, родителях потребности в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры. | Утренняя стимулирующая гимнастика. Структура утренней стимулирующей гимнастики: Упражнения на дыхание; Пантомима; Упражнения для кистей рук; Различные виды ходьбы; Оздоровительный бег; Подвижные игры; Релаксация. В комплекс утренней стимулирующей гимнастики включаются традиционные упражнения имитационного характера: с предметами и без них; игровые упражнения, направлены на развитие внимания, требующие точности выполнения действий; оздоровительный бег и релаксация. Необходимость ее проведения обусловлена наблюдениями за состоянием детей в утренние часы приема: дети заторможенные, вялые, либо чрезмерно возбужденные и не могут сосредоточиться. Утренняя стимулирующая гимнастика позволит обрести положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Коррекционные физкультурные занятия. | С целью решения поставленных задач вся работа, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей, подразделяется на: – комплекс утренней стимулирующей гимнастики – комплекс коррекционных физкультурных занятий – комплекс сюжетных физкультурных занятий с элементами корригирующей гимнастики – комплекс упражнений на дыхание Основное содержание коррекционных физкультурных занятий Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя; в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг. Ходьба выполняется самостоятельно и за воспитателем; в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом, в обход зала, парами, врассыпную. Оздоровительный бег выполняется самостоятельно и за воспитателем; друг за другом с изменением направления, с остановками и приседанием по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов. Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них. Основные виды движений: Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны. Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, и т.д. с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лежа на животе, катание среднего мяча друг другу, лежа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове. Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу, и натянутую веревку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку. Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через веревку, с места, прыжки в длину. Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Детей учат удерживать и перебрасывать мяч, разные по весу, по размеру, по материалу; бросать мяч в горизонтальную цель, ловить мычи разные по размеру, ударять о пол и ловить его; бросать в цель мешочки с песком, сбивать кегли. Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил. Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. позволит сформировать умения детей произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные образовательные маршруты детей по ФЭМП старшей группы
Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаВ практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый ...
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (подготовительная группа) на 2020 – 2021 учебный год
Индивидуальная работа проводится на основе коррекционно – педагогического взаимодействия со всеми специалистами дошкольного учреждения на основании результатов индивидуальной речевой карты воспи...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (средняя группа)
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ (средняя группа)...
Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы средней группы
Методическая разработка "Индивидуальный образовательный маршрут воспитанницы"....
Индивидуальный образовательный маршрут по ФЭМП для ребенка подготовительной группы (рассчитан на 1 год)
Индивидуальный образовательный маршрут по ФЭМП для ребенка подготовительной группы (рассчитан на 1 год)...
Образовательный маршрут совместной деятельности детей старшей компенсирующей группы с родителями и педагогом-психологом
В этом образовательном маршруте родитель с малышом погрузится в увлекательное космическое путешествие. Вас ждет не только познавательная информация, но и игры , которые понравятся вашему ребенку....