Педагогический проект на тему: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Алена Владимировна Мясникова

БДОУ «Детский сад №13 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области

Воспитатель: Мясникова Алена Владимировна

 

 

Педагогический проект на тему:

«Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно - деятельностной самореализации, к проявлению   инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Решение данной проблемы неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников, который в ФГОС ДО определяется как главный механизм развития ребенка.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности

Современные исследователи выделяют метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста как эффективное средство развития познавательной активности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника.

На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность.  В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры.  На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря  их действиям. Такой деятельностью, по мнению Калиниченко С.А, оказалось детское экспериментирование.

Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей посредством экспериментирования является актуальной

Проблема.

Вышесказанное позволило сформулировать проблему: поиск наиболее эффективных путей развития у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Новизна проекта заключается:

- в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;

- в создании специально организованной предметно-развивающей среды;

- в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок-взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Целью данного проекта было: создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

1) проаналﮦизировать псﮦихолого-пеﮦдагогическуﮦю литературу по пробﮦлеме развитﮦия познаватеﮦльной актиﮦвности у детеﮦй старшего доﮦшкольного возрﮦаста;

2) изучение теоретﮦических особеﮦнностей оргﮦанизации эﮦкспериментﮦальной деятеﮦльности детеﮦй старшего доﮦшкольного возрﮦаста;

3) разработка программы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам экспериментирования.

4)  создание картотеки опытно-экспериментальной деятельности;

5) оформление уголка экспериментирования

Ожидаемые результаты:

- Расширение  у детей представлений об окружающем  мире;

- Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);

- Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях;

- Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);

- Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);

Риски проекта:

- Появление организационных сбоев (не рационально распределены сроки проекта, посещаемость ДОУ детьми, пандемия), нарушающих порядок хода запланированных действий.

          - Отсутствие психологической готовности к нововведению приоритетного направления работы, «эмоциональное выгорание».

Участники проекта: дети старшей группы, родители, педагоги.

Тип проекта: образовательно-творческий, практический, долгосрочный.

Продолжительность проекта сентябрь 2020-май 2021 гг.

Этапы работы:

1.Констатирующий (организационно-подготовительный) этап (сентябрь 2020 г):

- Определение темы проекта.

- Проведение диагностики, выявление проблем.

- Создание условий для организации и проведения проекта.

- Разработка программы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам экспериментирования.

- Подбор материалов для реализации проекта (изготовление картотек опытов, организация и пополнение предметно-пространственной среды, изготовление  проблемно – игровых ситуации, планирование работы с родителями)

- Обсуждение проекта с родителями.

- Изучение методической литературы по теме.

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии (по Айдашевой Г. А.): (используется метод наблюдения).

На основе выделенных критериев, а также для аналитической обработки результатов исследования и получения количественных показателей, были выделены три уровня сформированности познавательной активности у дошкольника: низкий, средний, высокий.

Для определения уровня развития познавательной активности старших дошкольников нами были подобраны следующие методики: «Выбор деятельности»; «Маленький исследователь»; методика «Последовательность событий»; индивидуальные карты наблюдения воспитателя за степенью овладения детьми экспериментальной деятельностью Другие два вида деятельности были направлены на восприятие и переживание образов – прослушивание сказки и рассматривание картинок с изображением экзотических животных и птиц.

Задания предлагались в разных коммуникативных ситуациях: слушали сказку и складывали оригами испытуемые в парах, рассматривали картинки и складывали узор из кубиков по одному. Также наблюдали детей в разных образовательных областях в соответствии с критериями.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых низкий и средний уровень познавательной активности, что говорит о необходимости ее развития.

По результатам констатирующего эксперимента, можно сделать выводы о недостаточном создании педагогических условий для организации детского экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста.

В связи с этим было принято решение разработать и реализовать проект по развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам экспериментирования.

2. Основной этап (сентябрь 2020г.- май 2021 г.):

Содержание работы:

Название

направления

 

Содержание деятельности

Сроки исполнения

 

Работа с детьми

- Проведение мониторинга

- Наблюдения в природе

- Тематические беседы

- Целевая прогулка

- Экскурсия

- Самостоятельная деятельность детей

- Работа кружка по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

 

сентябрь;май.

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года (по перспективно-тематическому планированию)

 

Перспективно – тематический план по экспериментированию:

Блок

Тема

1.

Песок, глина, камни

1 . «Почему песок так хорошо сыплется?»

2 . «Посади дерево».

3 . «Где вода?»

4 . «Песок – природный фильтр».

5 . «Для чего человеку песок и глина?»

6 . «Какими бывают камни?»

7 . «Камни из растений и животных».

8 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?»

2.

Условия жизни растений

1. «Тонет – не тонет»

2. «Посадим деревце»

3. «Чудо дерево» (оттиск корой)

4. «Меняет ли цвет кора?»

5. «Есть ли у растения органы дыхания?»

6. «Могут ли растения жить без корней?»

7. «Как вырастить мох?»

8. «Как размножается мох, лишайник?»

9. «Как меняется цвет мха?»

3.

Воздух

1.«Невидимка – воздух»

2. «Мыльные пузыри»

3. «Подводная лодка»

4. «Упрямый воздух»

5. «Сухим из воды»

6. «Большие – маленькие»

7. «Почему не выливается?»

8. «Как рождается ветер?»

4.

Электричество

1 . «Волшебники»

2 . «Как увидеть и услышать электричество?»

3 . «Волшебные шары»

4 . «Как увидеть молнию?»

5.

Вода

1. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода».

2. «Водяная мельница».

3. «Вода нужна всем».

4. «Почему воду нужно беречь?»

5. «Почему тундра покрыта болотами?»

6.

Звук

1 . «Почему всё звучит?»

2 . «Звук в воде»

3 . «Передай секрет»

4 . «Откуда берётся голос?»

5 . «Спичечный телефон»

6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?»

7 . «Поющая струна»

8 . «Как видят летучие мыши?»

7.

Свет

1 . «Свет вокруг нас»

2 . «Уличные тени»

3 . «Волшебные лучи»

4 . «Разведчики»

5 . «Передача солнечного зайчика»

6 . «Солнечные часы»

7 . «Световой луч»

8 . «Радуга на стекле»

8.

Вода

1 . «Вода – жидкость, не имеющая собственной формы»

2 . «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода».

3 . «Вода – растворитель»

4 . «Круговорот воды в природе»

 

Работа с родителями:

 

Консультации для родителей:

 «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим»

  «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Родительские собрания:

«Наблюдение и эксперименты»- сентябрь

«Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности»-май

Сбор оборудования и оформление уголка экспериментирования (воспитатели, дети и родители).

   3. Контрольный (заключительный) этап (май 2021г.):

 

- Итоговая диагностика.

- Сбор и обработка методических и практических материалов.

- Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами.

- Обобщение материалов проекта. Презентация проекта.

Проект реализован в течение учебного года. По завершению реализации данного проекта была проведена повторная диагностика по изучению уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.

Наглядно результаты проведенной работы на контрольном этапе эксперимента представлены на диаграмме 2.

Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлена на диаграмме 3.

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых высокий и средний уровень познавательной активности, что говорит о положительных результатах его развития.

У детей появился интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, дети умеют планировать свою деятельность, задают вопросы, проявляют любознательность, самостоятельность, могут оценить свои поступки.

При выполнении заданий стали более усидчивы, спокойны, настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя. 

Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращались к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставили перед собой новые задачи, проявляли яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимались с полюбившимися им материалами.

Таким образом, цель проекта  достигнута.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл myasnikova_a._v.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 г. Тары» Тарского муниципального района Омской области Педагогический проект на тему: Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста Выполнила: воспитатель БДОУ «Детский сад №13 г. Тары» Мясникова Алёна Владимировна

Слайд 2

На современном этапе общественного развития важным звеном является система образования в целом, а также дошкольное образование как этап обучения подрастающих членов общества, на котором формируются основные фундаментальные навыки и умения, которые необходимы в дальнейшем обучении. Педагогическая реальность каждый день доказывает, что процесс обучения проходит намного эффективнее, если дошкольник проявляет свою познавательную активность. В последнее время в педагогике, так же как и во многих других областях науки, происходит перестройка практики и методов работы, в частности, все более широкое распространение получают различного рода игры. На протяжении многих лет наука ищет истинно детскую деятельность, которая насыщенно бы развивалась в дошкольном детстве без помощи взрослых и даже благодаря их действиям. Такой деятельностью, по мнению Калиниченко С.А, оказалось детское экспериментирование. Следовательно, проблема развития познавательной активности у детей посредством экспериментирования является актуальной .

Слайд 3

Проблема : поиск наиболее эффективных путей развития у детей познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Слайд 4

Новизна проекта : в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний; в создании специально организованной предметно-развивающей среды; в выстраивании такой системы взаимоотношений в координате ребенок-взрослый, которая способствует развитию ребенка как субъекта познания.

Слайд 5

Цель проекта: создание системы работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Слайд 6

Задачи: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста; 2) изучение теоретических особенностей организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста; 3) разработка программы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам экспериментирования. 4) создание картотеки опытно-экспериментальной деятельности; 5) оформление уголка экспериментирования

Слайд 7

Задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста; изучить теоретические особенности организации экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста; организовать опытно-экспериментальную работу по реализации программы детского экспериментирования по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 8

Ожидаемые результаты: Расширение у детей представлений об окружающем мире; Повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей ; Развитие наблюдательности и пытливости ума, стремления к познанию мира, умение использовать нестандартные решения в трудных ситуациях; Развитие речи детей; Развитие личностных характеристик .

Слайд 9

Риски проекта: - Появление организационных сбоев (не рационально распределены сроки проекта, посещаемость ДОУ детьми, пандемия), нарушающих порядок хода запланированных действий. - Отсутствие психологической готовности к нововведению приоритетного направления работы, «эмоциональное выгорание».

Слайд 10

Участники проекта : дети старшей группы, родители, педагоги.

Слайд 11

Тип проекта : образовательно-творческий, практический, долгосрочный. Продолжительность проекта сентябрь 2020-май 2021 гг.

Слайд 12

Этапы работы: 1.Констатирующий (организационно-подготовительный) этап (сентябрь 2020 г): - Определение темы проекта. - Проведение диагностики, выявление проблем. - Создание условий для организации и проведения проекта. - Разработка программы развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам экспериментирования. - Подбор материалов для реализации проекта (изготовление картотек опытов, организация и пополнение предметно-пространственной среды, изготовление проблемно – игровых ситуации, планирование работы с родителями) - Обсуждение проекта с родителями. - Изучение методической литературы по теме.

Слайд 13

Для выявления уровня сформированности познавательной активности дошкольников мы выделили следующие критерии (по Айдашевой Г. А.): (используется метод наблюдения) - когнитивный (наличие познавательных вопросов, эмоциональная вовлеченность ребёнка в деятельность); - мотивационный (создание ситуаций успеха и радости, целенаправленность деятельности, её завершённость); - эмоционально – волевой (проявление положительных эмоций в процессе деятельности; длительность и устойчивость интереса к решению познавательных задач); - действенно-практический (инициативность в познании; проявление уровней познавательной деятельности и настойчивости, степень инициативности ребёнка).

Слайд 14

Результат диагностики на констатирующем этапе показал: (В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста ) Диаграмма 1 Рис.1 Результаты изучения познавательной активности на констатирующем этапе

Слайд 15

2. Основной этап (сентябрь 2020г.- май 2021 г.): - Проведение мониторинга - Наблюдения в природе - Тематические беседы - Целевая прогулка - Экскурсия - Самостоятельная деятельность детей - Работа кружка по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Слайд 16

Перспективно – тематическое планирование Таблица 2 № Блок Тема 1. Песок, глина, камни 1 . «Почему песок так хорошо сыплется?» 2 . «Посади дерево». 3 . «Где вода?» 4 . «Песок – природный фильтр». 5 . «Для чего человеку песок и глина?» 6 . «Какими бывают камни?» 7 . «Камни из растений и животных». 8 . «Что такое горы? Почему разрушаются горы?» 2. Условия жизни растений 1. «Тонет – не тонет» 2. «Посадим деревце» 3. «Чудо дерево» (оттиск корой) 4. «Меняет ли цвет кора?» 5. «Есть ли у растения органы дыхания?» 6. «Могут ли растения жить без корней?» 7. «Как вырастить мох?» 8. «Как размножается мох, лишайник?» 9. «Как меняется цвет мха?» 3. Воздух 1 . «Невидимка – воздух» 2. «Мыльные пузыри» 3. «Подводная лодка» 4. «Упрямый воздух» 5. «Сухим из воды» 6. «Большие – маленькие» 7. «Почему не выливается?» 8. «Как рождается ветер?» 4. Электричество 1 . «Волшебники» 2 . «Как увидеть и услышать электричество?» 3 . «Волшебные шары» 4 . «Как увидеть молнию?»

Слайд 17

5. Вода 1. «Замерзание жидкостей. Иней тоже вода». 2. «Водяная мельница». 3. «Вода нужна всем». 4. «Почему воду нужно беречь?» 5. «Почему тундра покрыта болотами?» 6. Звук 1 . «Почему всё звучит?» 2 . «Звук в воде» 3 . «Передай секрет» 4 . «Откуда берётся голос?» 5 . «Спичечный телефон» 6 . «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» 7 . «Поющая струна» 8 . «Как видят летучие мыши?» 7. Свет 1 . «Свет вокруг нас» 2 . «Уличные тени» 3 . «Волшебные лучи» 4 . «Разведчики» 5 . «Передача солнечного зайчика» 6 . «Солнечные часы» 7 . «Световой луч» 8 . «Радуга на стекле» 8. Вода 1 . «Вода – жидкость, не имеющая собственной формы» 2 . «Вода может нагреваться. Пар – это тоже вода». 3 . «Вода – растворитель» 4 . «Круговорот воды в природе»

Слайд 18

Первую группу составляют различные материалы для сенсорного развития. Это природные материалы: камешки, земля, песок, мел, железная руда, ракушки, различные семена. Это бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки разных по качеству тканей, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от шоколадных конфет, разные виды бумаги. Это красители: ягодные сиропы, акварельные краски, другие безопасные красители. Действуя с данными материалами, дети знакомятся с их свойствами и учатся различным способам их упорядочения.

Слайд 19

Вторая группа: наглядные пособия, репрезентирующие детям мир вещей и событий: серии картинок о последовательности чего-либо, схемы, модели, таблицы, детские энциклопедии.

Слайд 20

Третья группа - приборы-помощники: микроскоп, чашечные весы, мерные ложки, песочные часы, компас, магниты, лупы.

Слайд 21

Работа с родителями: Консультации для родителей: « Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим » «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Родительские собрания: «Наблюдение и эксперименты»- сентябрь «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности»-май Сбор оборудования и оформление уголка экспериментирования (воспитатели, дети и родители).

Слайд 22

3. Контрольный (заключительный) этап (май 2021г.): - Итоговая диагностика. - Сбор и обработка методических и практических материалов. - Соотнесение прогнозируемых результатов с полученными результатами. - Обобщение материалов проекта. Презентация проекта.

Слайд 23

Результат диагностики на констатирующем этапе показал: (В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста ) Диаграмма 2 Рис. 2 Результаты изучения познавательной активности на контрольном этапе

Слайд 24

Сравнительная диаграмма результатов констатирующего и контрольного этапов Диаграмма 3

Слайд 25

Вывод:

Слайд 27

Экспериментирование с водой

Слайд 28

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В  дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления, ...

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАБОТЕ ЛОГОПЕДА.

Для повышения эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии в детском саду наряду с другими видами работ рекомендуется использовать и экспериментальную деятельность детей. Предлагаемый ...

План по самообразованию "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности, детей старшего дошкольного возраста»

создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников,  как основы интеллектуально – личностного, творческого развития....

Проект по самообразованию по теме: "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"

Самообразование "Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста"...