"Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ: активизирующие подходы, методы, приемы"
статья по коррекционной педагогике

Задачи: способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни; развивать и совершенствовать эмоциональную сферу воспитанников, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку; содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet1.pptx959.16 КБ
Файл suranova_av_pedagogicheskiy_sovet_vystuplenie.docx32.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 25 компенсирующего вида» Организованная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию детей с ОВЗ: активизирующие подходы, методы, приемы Воспитатель: Суранова А.В. Мончегорск 2022г.

Слайд 2

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества» Б.П . Никитин, педагог-новатор

Слайд 8

Обследование предмета проводится по следующей схеме:

Слайд 10

Выводы: 1. Изобразительная деятельность является той формой деятельности, которая вызывает эмоционально-положительное отношение к себе у детей с ОВЗ; 2. В данной деятельности заложены коррекционные возможности, как для развития познавательной сферы, так и для художественно-эстетического развития, но оно не происходит само по себе в процессе рисования. Нужна систематическая коррекционная работа для развития тех или иных функций в процессе занятий ; 3. Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий рисованием и театрализованной деятельностью может быть достигнут в том случае, если учитываются психофизические особенности детей с ОВЗ, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у воспитанников потенциальных положительных сторон и коррекцию недостатков развития.

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25 компенсирующего вида»

Воспитатель: Суранова А.В.

Организованная образовательная деятельность по художественно
эстетическому развитию детей с ОВЗ: активизирующие подходы, методы, приемы

В процессе работы по художественно эстетическому развитию детей с ОВЗ следует учитывать особенности их психофизического развития, такие как особенности восприятия, его узость, фрагментарность, особенности внимания, памяти, особенности мышления и мыслительных операций, недостаточность развития операций анализа и синтеза, особенности двигательной сферы.

Художественно-эстетическое воспитание с учетом своеобразия развития детей с ограниченными возможностями здоровья и особой роли коррекционной образовательной организации направлено на решение таких задач:

1) способствовать коррекции (исправлению, ослаблению, сглаживанию) дефектов психологического и физического развития детей постоянно проявляя заботу о становлении личности каждого ребенка в целом и подготовке его к самостоятельной жизни.

2) развивать и совершенствовать эмоциональную сферу воспитанников, вызывать у них эстетические чувства и переживания (удовольствия, радость, восхищение и пр.) добиваясь адекватной реакции на красоту природы, произведения искусства или окружающую обстановку.

3) содействовать развитию элементарных творческих способностей и доступных детям художественных навыков (в области изобразительной деятельности, художественного рукоделия, ручного творчества). 

С учетом специфики контингента воспитанников, необходима специальная организация работы, предусматривающая, во-первых, более элементарный, чем в массовой учреждении, уровень содержания эстетического воспитания, во-вторых, рациональное использование разнообразных и отвечающих возможностям воспитанников форм, методов и средств воспитания и обучения, в-третьих, коррекционной направленный характер всех образовательно-воспитательных мероприятий.

Используются как традиционные методы (показ, наблюдение, анализ, объяснение, пример взрослого), так и специфические, например, совместная деятельность с педагогом.

Основными формами художественно-эстетического развития являются изобразительная деятельность и театрализованные игры.

В ходе изобразительной деятельности ребенок вынужден производить ряд интеллектуальных операций: осмысливать структуру наглядно воспринимаемого объекта, намечать последовательность выполнения рисунка, сравнивать рисунок с объектом, сопоставлять части рисунка между собой и т.д. Анализ, синтез, сравнение, планирование и другие умственные действия обеспечивают правильное выполнение задания. Однако сами по себе мыслительные операции не совершаются автоматически в процессе рисования. Для активного развития мышления ребенка с ОВЗ нужны особые методы и средства, которые применяются на занятиях.

Прежде чем приступить к рисованию какого-либо объекта, необходимо его детально изучить. Ввиду недостаточной активности аналитической деятельности у воспитанников с нарушением зрения, от педагога требуется особая организация той части занятия, которая касается изучения объекта рисования.

Обследование предмета, как правило, проводится по следующей схеме:

•        Организация восприятия предмета в целом (его общая характеристика - назначение, материал, из которого он сделан, эстетическая оценка);

•        Анализ предмета (выделение основной, наиболее крупной части; выделение остальных частей; определение формы основной части; определение формы остальных частей; установление конструкции, строения предмета - расположения частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу; выделение цвета каждой части);

•        Повторное привлечение внимания воспитанника к предмету в целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный образ предмета)

Работа над рисунком требует от ребенка соблюдения определенной последовательности действий. Однако способность к планированию формируется у детей с ОВЗ чрезвычайно медленно. Поэтому при объяснении сложных заданий педагог показывает полностью весь процесс выполнения рисунка. Объяснять и показывать схему построения рисунка воспитатель должен на каждом занятии,  внимательно следить, чтобы порядок действий не воспринимался воспитанником пассивно. Во время работы полезно задавать вопросы: что надо нарисовать сначала? Что вы уже нарисовали? Что ещё надо рисовать? Такие вопросы активизируют мыслительные процессы и речь детей, тем самым помогают упорядочить процесс изобразительной деятельности.

Также необходима постоянная работа по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, размер), развитию мелкой моторики.

Формой художественно-эстетического развития детей с ОВЗ также является театрализованная деятельность.

Главные методические принципы построения занятий:      

- Последовательность и системность. Систематические занятия дисциплинируют ребенка, приучают его к регулярной работе;

- Доступность и индивидуализация - предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.

- Постепенное повышение требований

- Повторяемость материала

- Наглядность – безукоризненный практический показ.  

Таким образом можно сделать следующие выводы:

  1. изобразительная деятельность является той формой деятельности, которая вызывает эмоционально-положительное отношение к себе у детей с ОВЗ
  2. в данной деятельности заложены коррекционные возможности, как для развития познавательной сферы, так и для художественно-эстетического развития, но оно не происходит само по себе в процессе рисования. Нужна систематическая коррекционная работа для развития тех или иных функций в процессе занятий;
  3. Коррекционно-развивающий эффект систематических занятий рисованием и театрализованной деятельностью может быть достигнут в том случае, если учитываются психофизические особенности детей с ОВЗ, применяются специальные педагогические методы и средства, обеспечивающие максимальное использование имеющихся у воспитанников потенциальных положительных сторон и коррекцию недостатков развития.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в младшей группе: «Котенок» (Рисование методом «тычка»).

Занятие по рисованию в младшей группе с использованием метода "тычка". Рисование с помощью данного метода становится увлекательным занятием....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Олимпийские кольца»Цель: закреплять з...