"СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА"
методическая разработка (старшая группа)
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В старшей ГРУППЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazochnyy_mir_teatra.docx | 31.11 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА»
__________________________________________________________________________
659650 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.Партизанская, 18.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В Старшей ГРУППЕ
"СКАЗОЧНЫЙ МИР ТЕАТРА"
Выполнила:
воспитатель высшей
квалификационной категории
Зырянова Раиса Ивановна.
2022г.-2023уч.год
«Театр-это волшебный край, в котором ребёнок радуется, играя,
а в игре он познаёт мир!»
С.И.Мерзлякова
Пояснительная записка.
Детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет свои таланты. Важно бережно и уважительно относиться к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский)
И слова, сказанные немецким психологом Карлом Гроссом, являются в связи с этим актуальными: «Мы играем не потому, что мы дети, но само детство нам дано для того, чтобы мы играли».
Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка, чудо… .
Как перенести детскую игру на сцену? Как из игры сделать спектакль, а из спектакля – игру? Путь один – создание условий для театральной деятельности детей в детском саду.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.
Актуальность.
Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.
Проблема.
- недостаточно внимание родителей и детей к театру;
- мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;
- недостаточно театральных костюмов и масок в группе.
- застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.
Новизна.
Систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, направленной на развитие речевого аппарата, фантазии и воображения детей среднего дошкольного возраста, овладение навыков общения, коллективного творчества, уверенности в себе.
В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие художественно-творческих способностей дошкольников средствами театрализованной деятельности.
Цель: создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности.
Задачи:
Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.
Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения
образа, а также их исполнительские умения.
Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.
Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству, горячо сочувствовать, сопереживать.
Реализация названных задач требует учета основных принципов организации театрализованной игры.
Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
Принцип интеграции – содержание театрализованных игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
Принцип возрастной адресованности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
Ожидаемый результат проекта.
- Обогащённая среда в группе;
- Картотека аудио, видеоматериалов, презентаций;
- Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.
- Расширение словарного запаса, развитие связной речи;
- Активизация творческих способностей детей;
- Активное участие родителей в жизни группы.
Формы и методы работы:
- Чтение художественной литературы;
- Беседы;
- Игры – драматизации;
- Слушание музыкальных произведений;
- Просмотр сказки;
- Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Заучивание стихов;
- Театрализованная деятельность.
Участники проекта:
- Воспитатель группы;
- Дети 5-6 лет;
- Родители;
- Музыкальный руководитель,
- Инструктор по физическому воспитанию.
Тип проекта: информационно-творческий, групповой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май , 2022-2023г.г.).
Материально-технические ресурсы:
- Сказки, иллюстрации;
- Аудио, видеоматериалы;
- Мультимедийная техника;
- Костюмы для театрализованной деятельности;
- Атрибуты для разных видов театров.
Этапы реализации проекта.
1 этап: подготовительный
2 этап: основной
3 этап: итоговый
1 этап: Подготовительный
Задача
|
Мероприятия |
Анализ Имеющегося материала | -Подбор литературы, аудио материала -Составление списка необходимого материала -Включение в календарно-тематическое планирование мероприятий по реализации проекта |
Создать интерес у участников проекта | -Составление плана мероприятий по реализации проекта совместно с детьми, проведение диагностики в виде наблюдений за самостоятельной игрой детей
-Информирование родителей о проекте и опрос родителей «Играете ли вы с детьми в театр?», консультации для родителей |
Сбор и анализ информации для реализации проекта | -Сбор атрибутов для театрализованных игр -Подбор дидактических игр -Подбор материала для презентации |
2 этап – основной
Перспективно-тематический план:
Сентябрь
- Беседа о театре «Здравствуй, театр!».
- Разучивание этюдов «Расскажи сказку».
1.Теоретическое.
Тема. Знакомство с понятием театр: кукольный театр «Репка», ТЮЗ, драматический театр (показ слайдов, картин, фотографий).
Цель: дать детям представление о театре; расширять знания театра как виде искусства; познакомить с видами театров; воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.
2.Теоретическое.
Тема. Знакомство с театральными профессиями (художник, гример, парикмахер, музыкант, декоратор, костюмер, артист).
Цель: формировать представления детей о театральных профессиях; активизировать интерес к театральному искусству; расширять словарный запас.
3.Теоретическое.
Тема. Сказка «Репка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
4.. Практическое.
Тема. Репетиция спектакля по сказке «Репка».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
Октябрь
1.Практическое
Тема. Сюжетно – ролевая игра «Театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя») ; воспитывать дружеские взаимоотношения.
2.Теоретическое
Тема. Просмотр кукольного театра «Репка» (отправка сказки родителям по Ватсапп).
Цель: активизировать познавательный интерес к театру; развивать интерес к сценическому творчеству; разъяснить детям выражения «зрительская культура»; «театр начинается с вешалки»; воспитывать любовь к театру.
3.Практическое
Тема. Чтение русской народной сказки «Маша и медведь». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
4.Практическое
Тема. Инсценировка р. н. с. «Маша и медведь».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Ноябрь
- Разучивание потешек, песенок «Зайчишка-трусишка», «Сидит, сидит зайка… »
- Сюжетно ролевая игра «Театр»
1.Теоретическое
Тема. Знакомство с видами театров (теневой, фланелеграф, настольный, пальчиковый, плоскостной театры, театр кукол бибабо).
Цель: познакомить детей с разными видами театров; углублять интерес к
театрализованным играм; обогащать словарный запас.
2.Практическое
Тема. Ритмопластика.
Цель: развивать у детей умение пользоваться жестами; развивать двигательные способности: ловкость, гибкость, подвижность; учить равномерно двигаться по площадке не сталкиваясь друг с другом.
3.Практическое
Тема. Чтение русской народной сказки «Курочка Ряба». Работа над речью (интонация, выразительность) .
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
4.Практическое
Тема. Инсценировка р. н. с. «Курочка Ряба».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Декабрь
- Подвижная игра « Мышеловка»
- Беседа с детьми «Как вести себя в театре?»
- Речевые игры «Назовите одним словом», «Кукла веселая и грустная»
1.Практическое
Тема. Знакомство с пальчиковым театром. Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.
Цель: развивать интерес к различной театральной деятельности; продолжать знакомить детей с пальчиковым театром; навыками владения этим видом
театральной деятельности; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
2.Практическое
Тема. Психогимнастика.
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, пантомима, жесты); развивать умение переключаться с одного образа на другой; воспитывать желание помочь товарищу; самоконтроль, самооценка.
3.Практическое
Тема. Чтение русской народной сказки «Хвосты». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
4.Практическое
Тема. Инсценировка р. н. с. «Хвосты».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Январь
- Подвижная игра «Звери».
- Игра на развитие двигательных способностей:
«Что мы видели не скажем, а что делали, покажем!»
1.Практическое
Тема. Чтение русской народной сказки «Колобок». Работа над речью (интонация, выразительность).
Цель: развивать в движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений; совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность; расширять диапазон в силу звучания голоса.
2.Практическое Тема. Инсценировка р. н. с. «Колобок».
Цель: создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство уверенности в себе; приобщать детей к искусству театра.
Февраль
- Д/ игра «Собери сказку»;
- Игра – драматизация «Репка»;
- Театральные игры: «Есть ли нет?». «Дружные звери»;
- Разукрашивание раскрасок «Сказки».
1.Практическое
Тема. Знакомство с понятием «ролевой диалог».
Цель: развивать умение строить диалоги между героями в придуманных
обстоятельствах; развивать связную речь; расширять образный строй речи; воспитывать уверенность.
2.Практическое
Тема. Техника речи.
Цель: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; развивать дикцию учить строить диалоги; воспитывать терпение и выдержку.
3.Теоретическое
Тема. Чтение р. н. с. «Колосок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Игровые упражнения.
4.Практическое
Тема. Драматизация р. н. с. «Колосок»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Март
-Игры, драматизации сказки «Теремок»;
- Рисование «Теремок».
1.Практическое
Тема. Репетиция спектакля по сказке «Колосок».
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
2.Практическое
Тема. Показ спектакля по сказке «Колосок».
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества
3.Теоретическое
Тема. Чтение р. н. с. «Лиса и журавль».
Цель: развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми.
Игровые упражнения.
Апрель
- Игровая ситуация « Почему Ане не понравилось в театре»
- Театр на фланелеграфе «Маша и медведь»
1.Практическое
Тема. Драматизация р. н. с. «Лиса и журавль»
Цель: вызвать желание участвовать в играх – драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя мимику, жест, движения; воспитывать дружеские взаимоотношения.
2.Теоретическое
Тема. Сказка «Три поросёнка». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
3.Практическое
Тема. Репетиция спектакля по сказке «Три поросёнка».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
3.Практическое
Тема. Показ спектакля по сказке «Три поросёнка» (для родителей).
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром; развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Май
- Этюды на составление различных эмоций: «Весёлое лицо,…», «Хитрая лиса», «Я – грустный заяц»….
- ООД по аппликации «Репка »,
- Пальчиковый театр « Кто сказал мяу »,
- Игра « Нарисуй эмоцию».
1.Теоретическое
Тема. Сказка «Теремок». Знакомство с персонажами сказки, распределение ролей.
Цель: развивать воображение, фантазию, память у детей; умение общаться в предлагаемых обстоятельствах; испытывать радость от общения.
2.Практическое
Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: развивать выразительность жестов, мимики, голоса; пополнять словарный запас.
3.Практическое
Тема. Репетиция спектакля по сказке «Теремок».
Цель: продолжать учить детей слушать сказки; развивать ассоциативное мышление, исполнительские умения, через подражание повадкам животных их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным.
4.Практическое
Тема. Показ спектакля по сказке «Теремок» (для родителей) .
Цель: совершенствовать навыки владения пальчиковым театром развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; воспитывать артистические качества.
Физическое развитие - Игра на имитацию движений, подвижные игры:
«Мельница»,
«Паровозики», «Великаны и гномы», «Кузнечик»,
«Самолет», «Мишка», «Муравьи»,
«Мокрые котята», «Кто как считает?
Социально-коммуникативное развитие – беседы, словесные игры:
«Самолет», «Король», «Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима «Медвежата», «Кто как считает?»
Речевое развитие – дид. игры:
«Зеркало», «Мыльные пузыри», «Сердитый
гусь»,
«Самолет», «Мишка», «Король», «Мокрые котята», Игра-пантомима
«Медвежата»
«Кто как считает?
Познавательное развитие– дид. игры: «Самолет», «Мишка», «Муравьи»,
«Мокрые котята», «Мое настроение», Игра-пантомима «Медвежата»
«Кто как считает?»
Художественно-эстетическое развитие – игры: «Король», игра –пантомима -«Медвежата», «Кто как считает?», игра-пантомима «Был у зайца огород»
Взаимодействие с семьей.
Творчеству детей способствует тесный контакт воспитателя с родителями, где родители становятся активными союзниками и помощниками в организации художественно речевой деятельности детей.
Родители участники создания декораций к детским спектаклям, костюмов, оказывают помощь в заучивании текстов ролей. Одной из интересных форм работы является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Оказывают помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций.
Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях, для родителей были предложены рекомендации в виде
консультаций: «Виды театра. Настольный театр картинок. О роли театрализованных игр в развитии и воспитании детей», «Пальчиковый театр», «Театр в жизни ребенка. Домашний театр — это средство воспитания детей и объединения семьи».
Папки-передвижки: "Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка" «Правила поведения в театре».
Познавательно-творческий проект с детьми и родителями «Творчество К. И. Чуковского».
Форма работы с родителями
- Тематические консультации, памятки. Цель - заинтересовать родителей на совместную деятельность со своими детьми.
- Анкетирование «Любите ли Вы театр?», «Любит ли фантазировать Ваш ребенок?»,
Цель которого - выявить творческие возможности и интересы детей.
- Смотры – конкурсы. «Наши сказки». Цель - сблизить детей и родителей, сформировать стойкую мотивацию родителей на совместное творчество с детьми.
3 этап – заключительный
Итоговое мероприятие:
с детьми: драматизация сказки «Теремок»,
Создание презентации о реализованном проекте.
Диагностика умений и навыков детей в театральной деятельности на конец проекта.
Итоговое мероприятие.
- Драматизация сказки;
- Уголок театрализации «Театр» (совместно с родителями);
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сказочный мир театра"
Статья посвящена ознакомлению младших дошкольников со сказкой через использование перчаточных кукол. В приложении собраны и систематизированы сценарии театральных постановок для малышей, упражнения дл...
Путешествие в сказочный мир театра
Конспект непосредсвенной образовательной деятельности ОО "Социально-коммуникативное развитие"...
Информация для родителей: "Сказочный мир театра"
Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениям...
Художественно - творческое воспитание детей в процессе реализации авторской интегрированной программы "Сказочный мир театра".
В материале представлен опыт работы по театрализованной деятельности в ДОУ....
Интегрированное занятие «Сказочный мир театра»
Театрализованная деятельность:- Вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребенка.- Знать виды театра (кукольный),устройство театра (гард...
мастер - класс "Сказочный мир театра"
Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба п...
Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»
Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»...