Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»
проект (старшая группа) по теме
Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr.docx | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ
Юго-восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2012
Проект по театрализованной деятельности «Сказочный мир театра»
Проект выполнила:
воспитатель
Порутчикова Д.П.
Москва 2014
«Недаром дети любят сказку
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа…»
Сказочный мир театра
Почему нитью общения с детьми мы выбираем сказку? А как же иначе, ведь в этой крепкой ниточке, проверенной на прочность годами, суждено виться. Завязанная на человеческих чувствах, эмоциях и жизненных ситуациях, сказка своей доступностью близка и понятна детям. Дети хотят и любят играть. Поиграем в сказку, малыш! Это принесёт тебе радость! В жизни ребёнка с самого его рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращениями и волшебными предметами. Ребёнок живёт в стране различных фантазий. Воплощение нестандартного для взрослого человека мышления ребёнок может найти в детском театре, где каждую минуту он видит подтверждение своего видения окружающего мира. Сказка близка и понятна детям, а отражение своего мироощущения он находит в театре. Дети верят в чудеса, и в то, что где-то на земле есть необыкновенная страна, в которой птицы и звери могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где добро всегда побеждает зло. Эта волшебная страна существует и называется она - Театр! Мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и звуков. Театр – благодатная почва для творчества. Всем желающим принять участие в этом действе найдётся занятие по вкусу. Взрослый может тоже взять на себя любую роль и… станет Волшебником! Стоит только взмахнуть «волшебной» палочкой и всё вокруг преобразится: оживёт сказочный лес, птицы и звери заговорят человеческим языком, всё озарится таинственным светом и наполнится звуками, начнутся небывалые приключения и удивительные превращения.
Детский театр прочно входит в жизнь ребёнка. Перед его взором возникают картины родной природы, люди с характерами, быт. Образы героев русских сказок становятся неотъемлемой частью жизни ребёнка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства.
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, тем самым способствуют формированию волевых черт характера. Выступления на сцене способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир…
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для создания этого проекта.
Цель проекта: Приобщить детей к театральной культуре.
Задачи проекта:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
- Учить детей различным средствам импровизации.
- Сформировать представления детей о различных видах театра и театральных жанрах.
- Создать условия для совместной деятельности детей и взрослых.
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
Участники проекта:
- Воспитанники группы.
- Воспитатели группы.
- Родители детей группы.
- Музыкальный руководитель.
На сколько рассчитан проект: на период пребывания ребёнка в ДОУ (4 года).
Ожидаемые результаты:
- Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей.
- Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
- Создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры.
Формы работы:
- организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
- организация совместных с родителями мероприятий;
- организация театральных вечеров (показ сказок и представлений);
- организация посещений культурных мероприятий (старшая группа).
Формы работы с родителями:
- Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.
- Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.
- Открытые показы занятий и театральных представлений.
- Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.
- Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.
Основные этапы реализации проекта:
1 этап
Предварительная работа
- Изучение методической литературы.
- Приобретение дидактического материала для организации предметно-развивающей среды.
2 этап
Основная работа
- Составление программы мероприятий по реализации задач проекта.
3 этап
Заключительная работа
Содержание работы:
- Проведение мониторинга исполнения задач проекта.
На заключительном этапе реализации проекта проводится итоговое тестирование воспитанников и анализ предметно-развивающей среды.
1 этап
Предварительная работа:
- изучение методической литературы;
- организация предметно-развивающей среды.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
- СанПиН.
- Н.Ф Сорокина, Л.Г. Миланович «Развитие творческих способностей у детей от одного года до трёх лет, средствами кукольного театра»; «Айрис - пресс», Москва 2007 год.
- А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
- А.В. Щёткин «Театральная деятельность в детском саду с детьми 5-6 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
- Н.Б. Улащенко «Организация театральной деятельности в младшей группе», изд-во «Корифей» г. Волгоград.
- И.П. Кошманская «Театр в детском саду», г. Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс».
- Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
- Н.В. Смирнова, В.К. Шалаева «Среда развития дошкольника: сущ-ность и структура» г. Иваново, 2009 год.
- С.Н. Захарова «Праздники в детском саду», «Владос», 2001 год.
- Н.В.Зарецкая, З.А. Роот «Праздники в детском саду», Москва изд-во «Айрис-пресс», 2001 год.
- В.В. Гербова, М.А. Васильева, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, изд-во «Мозаика-синтез», 2005 год.
- Журналы «Дошкольное воспитание», журналы «Ребёнок в детском саду».
- Интернет сайты дошкольных учреждений, интернет порталы.
Организация предметно-развивающей среды.
Для успешной реализации задач проекта необходимо создание соответствующей предметно-развивающей среды.
- Мини – сцена с ширмой и микрофоном.
- Куклы би-ба-бо.
- Верховые куклы.
- Куклы на гапите.
- Плоскостные театры.
- Фланелеграф.
- Пальчиковые игрушки.
- Театр резиновой игрушки.
- Театр мягкой игрушки.
- Театр кружек.
- Театр марионеток.
- Круглая настольная сцена.
- Маски.
- Костюмерная с большим зеркалом.
- Уголок ряжения.
- Театр рукавичек.
- Теневой театр.
- Театр ложек.
- Книги-раскладушки.
- Конусные куклы.
- Музыкальные инструменты (шумовые, ударные, клавишные, духовые, струнные).
- Атрибуты для танцевальных импровизаций.
2 этап
Структура программы по реализации задач проекта.
Программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребёнка, с учётом его индивидуальности. В ней систематизируются средства и методы театрально-игровой деятельности.
Основные задачи программы:
- Последовательно знакомить детей с различными видами театра, приобщать к театральному искусству.
- Способствовать развитию важнейших компетенций детей дошкольного возраста.
- Поэтапное освоение детьми различных видов творчества по возрастным группам.
- Совершенствование артистических навыков детей.
Структура программы:
Программа состоит из двух разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного детства (5-6 лет). В программе выделяются два типа задач. Первый тип – это воспитательные задачи, которые направлены на развитие эмоциональности, интеллектуальной и коммуникативной компетенций, средствами театра. Второй тип – это образовательные задачи, которые связаны с развитием артистизма.
Программа включает в себя следующие виды творческой деятельности:
- Игровое творчество;
- Песенное творчество;
- Импровизация на детских музыкальных инструментах;
- Основы кукловождения;
- Основы актерского мастерства;
- Основы кукольного театра;
- Драматизации.
Песенное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, танцевальное творчество, праздники, досуги планируются и проводятся совместно с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях и в свободное время.
Театральные занятия начинаются с сентября 2014 и проводятся 2 раза в неделю. В сетке занятий оно планируется обычно в первой половине недели. Занятие можно проводить утром и вечером на усмотрение воспитателя.
Материал для занятий берётся из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти» 2007 год.
Театральные занятия в старшей группе:
В старшей группе в начале года продолжается работа с куклами на гапите. Для этого можно внести театральную ширму, кукол из разных сказок и постепенно предлагать детям придумывать с этими куклами небольшие истории. Сочинённые сценки можно использовать как материал для этюдов, позволяющий закрепить навыки игры с куклой. В некоторых историях, придуманных детьми, куклы играют в жмурки, догонялки, принимают участие в плясках. В этот момент ребята могут больше внимания уделить положению куклы на ширме.
Работа над этюдами даёт возможность ребёнку найти и подчеркнуть характерные особенности каждой куклы.
Эти этюды с куклами чередуются с этюдами по развитию актёрского мастерства, что даёт возможность овладеть основными нюансами речи, научиться проникать в мир художественных образов.
В конце сентября дети знакомятся с куклами – марионетками, узнают, что марионетки приводятся в движение при помощи ваги (деревянной крестовины, к которой на ниточке подвешивается кукла). Держа вагу горизонтально за середину и направляя её в право и влево, кукловод приводит её в движение.
Для того, чтобы ритмически организовать движение кукол, используются русские народные мелодии. Когда дети усвоят принципы управления куклой, им предлагается почитать потешки о животных. Так появляется спектакль «В гостях у Василисы», поставленный по мотивам русских народных потешек.
С куклами – марионетками в русских костюмах, малыши водят хороводы, импровизируя танцевальные движения напевая при этом любую русскую народную песню.
Во второй половине года дети знакомятся с новым видом кукол – с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими выразительными возможностями, удобны для танцевальных импровизаций, а также импровизаций с использованием детских музыкальных инструментов. Они способна передавать тончайшие нюансы настроений и переживаний героя, обладают выразительной жестикуляцией, недоступной другим куклам.
К конце года дети старшей группы приобретают необходимые навыки управления кулами различных систем (настольными, на гапите, марионетками, с «живой рукой). Все свои умения и навыки дети используют в кукольном спектакле «Путешествие в страну сказок», который объединяет небольшие сценки, разученные ранее. Спектакль в такой форме является итоговым и подводит итог в работе с детьми за три года, даёт им возможность проявить себя в различных видах деятельности, продемонстрировать свои умения и навыки.
Старшая группа (сентябрь-ноябрь)
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Занятия и репертуар Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Игровое творчество | Побуждать детей вживаться в образ, постоянно совершенствуя его, находя наиболее выразительные средства для воплощения | Шапочки зверей, фонограмма | «Мишки-шалунишки», «Магазин игрушек», «Зайчата» |
Песенное творчество | Предлагать детям сочинять музыку в жанре марша и танца (народная пляска, марш, вальс, полька) | Мягкая игрушка | «По ровненькой дорожке», «Как у наших у ворот», «Лето» (вальс), «Мишка с куклой» |
Танцевальное творчество | Поощрять стремление детей сочинять танцевальные характеристики персонажей кукольного театра | Театр марионеток, фонограмма |
|
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Обучать детей играть попевки, построенные на интервале секунды | Металлофон | «Дождик-дождик», «Сорока-сорока», «Гармошка» |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Содержание работы, занятия |
Основы кукловождения. | Познакомить детей с приёмами кукловождения марионеток | Куклы-марионетки: лошадка, петушок, кот, мышки, фонограмма | «К нам пришла лошадка», «Мыши и кот», «Кот и петушок» Зан.1-4, 5-8, 9-12 Стр.145-171 Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий» |
Основы кукольного театра | Вызывать интерес к театру марионеток, желание участвовать в спектакле | Куклы-марионетки, русские народные костюмы, фонограмма | |
Основы актёрского мастерства | Развивать память и фантазию детей | Работа у зеркала | Этюды на усмотрение воспитателя |
Основные принципы драматизации | Продолжать развивать умение детей разыгрывать спектакль по знакомой сказке | Драматизация в костюмах, декорации | «Колосок» |
Праздники, досуги, развлечения | Приобщать к фольклору. Учить эмоционально реагировать на выступление детей | Куклы-марионетки | Спектакль на усмотрение воспитателя |
Старшая группа (декабрь-февраль)
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Занятия и репертуар Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Игровое творчество | Поощрять инициативу и активность детей при создании образов характерных персонажей, противопоставляя характер одного персонажа другому | Шапочки зверей, костюмы, фонограмма | «Зайчик и лиса», «Котик и козлик», «Красная Шапочка и волк» |
Песенное творчество | Побуждать детей сочинять коллективно песни в характере своего героя | Шапочки зверей, костюмы, марионетки | «Тень-тень», «Барашек и Петя», «Зайка и Мишка» |
Танцевальное творчество | Развивать умение импровизировать движения вальса и польки, используя кукол-марионеток | Театр марионеток | «Кот Леопольд» (муз. Резникова) |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Учить детей исполнять попевки в пределах звукоряда
| Металлофон | «Петушок», «Кап-Кап-Кап», «Марш» Е Тиличеева |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Содержание работы, занятия |
Основы кукловождения. | Побуждать детей создавать танцевальные композиции и игровые импровизации с куклами – марионетками | Куклы-марионетки в русских костюмах, фонограмма | Зан.13-16,17-20, 21-24, Стр.166-187 Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных занятий» |
Основы кукольного театра | Прививать устойчивый интерес к театру марионеток, желание импровизировать с куклами-марионетками | Куклы-марионетки, атрибуты к спектаклю, фонограмма | |
Основы актёрского мастерства | Развивать выразительность жеста. | Работа у зеркала | «Вот он какой», «Игра с камушками», «Спать хочется», «Золушка» |
Основные принципы драматизации | Развивать инициативу и самостоятельность детей в разыгрывании спектакля по знакомой сказке | Драматизация в костюмах, с декорациями, в предметном окружении | «Лисичка-сестричка и серый волк» |
Праздники, досуги, развлечения | Воспитывать положительное отношение к праздникам, учить детей правильно оценивать поступки | Атрибуты, костюмы, необходимые для конкретного праздника | На усмотрение муз. рук и воспитателя. По тематическому плану |
Старшая группа (март - май)
Виды творческой деятельности | Методы развития творческих способностей | Средства развития творческих способностей | Занятия и репертуар Занятия используются из книги Н.Ф. Сорокиной «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Игровое творчество | Побуждать детей коллективно создавать образы персонажей, постоянно ощущая своего партнёра, стремясь подыграть ему. | Фонограмма, костюмы, необходимые атрибуты | «Карабас-Барабас и Буратино», «Мальвина и Пьеро» |
Песенное творчество | Воспитывать устойчивый интерес к песенному творчеству. | Настольный театр | «Девочка чумазая» А. Барто |
Танцевальное творчество | Побуждать детей к поиску выразительных движений, для передачи характера персонажей | Костюмы персонажей спектакля, атрибуты для импровизаций | Танцевальные импровизации к сказке «Буратино» |
Импровизация на детских музыкальных инструментах | Поощрять подбирать знакомые попевки от разных звуков и включать их в игровые импровизации | Металлофон, куклы с живой рукой. | Русские народные мелодии. |
Основные навыки театрального мастерства | Методы формирования навыков театрального мастерства | Средства формирования навыков театрального мастерства | Содержание работы, занятия |
Основы кукловождения. | Познакомить детей с приёмами вождения кукол «живой рукой» | Куклы с «живой рукой» | Зан. 25-28, 29-32, 33- 36 Стр. 188-204 Занятия 33-36 на оценку деятельности. Н.Ф. Сорокина «Сценарии театральных кукольных занятий» |
Основы кукольного театра | Развивать интерес к театру кукол с «живой рукой» | Куклы с «живой рукой», фонограмма | |
Основы актёрского мастерства | Обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера | Работа у зеркала | «Потерялся», «Котята», «Маленький щенок», «Скульптор», «Робкий», «Повар-лгун» |
Основные принципы драматизации | Использовать в театрализованной деятельности импровизационные возможности детей | Костюмы, декорации, верховые куклы | Сказка на усмотрение воспитателя |
Праздники, досуги, развлечения | Воспитывать любовь и интерес к музыке, развивать желание импровизировать | Костюмы и декорации необходимые для проведения праздников | Поездка в театр. Праздники на усмотрение воспитателя и муз. рук. |
3 этап
Мониторинг выполнения задач проекта «Театр-дети-театр» (оценка педагога)
Критерии оценки:
1. В группе созданы условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности:
- поощряется исполнительское творчество детей (дети исполняют различные роли в театральных постановках и спектаклях, выразительно читают текстовый материал на занятиях, утренниках);
- дети спокойно и раскрепощённо держатся при выступлении перед взрослыми и сверстниками. Обеспечивается активное участие каждого ребёнка в спектаклях и других выступлениях;
- дети активно используют для импровизации средства мимики и пантомимики;
- различают различные переживания и эмоциональное состояние персонажей;
- дети самостоятельно выбирают средства для импровизации и самовыражения.
2. В группе созданы условия для приобщения детей к театральной культуре:
- предметно-развивающая среда организована с учётом активного приобщения детей к театральной культуре (имеется сцена, занавес, костюмерная и т д);
- педагог организует посещение театра, показывает слайды и видеофильмы о театре и театральных постановках, имеется демонстрационный материал по изучению театральных жанров;
- в группе имеются различные виды театра: би-ба-бо, пальчиковый, теневой, настольный, кукольный, и т д.
3. Педагог обеспечивает условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе:
- используются игры-драматизации на занятиях по развитию речи и музыкальных занятиях;
- игры-драматизации используются при чтении художественной литературы;
- на занятиях по труду изготавливаются атрибуты для театральных постановок.
4. Созданы условия для совместных мероприятий по театрализованной деятельности детей и взрослых:
- проводятся совместные спектакли с участием детей, педагогов, родителей;
- организуются выступления перед малышами.
Оценка знаний, умений и навыков детей
Оценка знаний, умений и навыков детей | |||||||||||||||
0 - отлично | Х - хорошо | У - удовлетворительно | - неудовлетворительно | ||||||||||||
Группа | Этюдный тренаж | Игры-драматизации | Этюды с куклами | Кукольные спектакли | Общая оценка | ||||||||||
Ф.И. | 1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
| |
Иванов П | о | о | у | х | х | х | о | о | о | х | х | х | х | хорошо |
Оценка результатов театрально-игровой деятельности оценивается по следующим направлениям:
Этюдный тренаж (мастерство актёра)
- Дикция (потешки, скороговорки, чистоговорки).
- Жесты (этюды на выразительность жеста в том числе «Расскажи стихи руками»).
- Мимика (этюды на выражение основных эмоций и воспроизведение отдельных черт характера).
- Движения (этюды с музыкальным сопровождением).
Игры – драматизации
- Желание участвовать в играх-драматизациях;
- Умение общаться с партнёром;
- Способность импровизировать при создании образа.
Этюды с куклами
- Желание играть с куклой;
- Умение управлять ею;
- Способность импровизировать с куклой.
Кукольные спектакли
- Желание участвовать в спектаклях;
- Умение общаться с партнёром используя куклы театра;
- Способность создавать образ с помощью кукол театра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по театрализованной деятельности "Ребенок и театр"
Проблема проекта обусловлена тем, что дети на открытых мероприятиях очень скованны, наблюдается заниженная самооценка, недостаточное внимание родителей и детей к театру; мало сформированы умения...
Проект по театрализованной деятельности "Волшебный мир театра"
Предлагаю вашему вниманию проект по театрализованной деятельности для детей старшей группы....
Проект по театрализованной деятельности « Сказочный мир театра ».
Ребёнок проникается добрыми чувствами, переживает вместе с героями сказок, а вместе со всем этим постигает простую и сложную, поучительную и удивительную правду жизни.Театр – помощник в воспитан...
Технология проектной деятельности: Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе.
Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....
Технология проектной деятельности: проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна- театр!" в подготовительной группе.
Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....
Проект по театрализованной деятельности « Сказочный мир театра »
Цель проекта: Приобщить детей к театральной культуре.Развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей (увеличение словарного запаса, выразительность речи, улучшение памяти, внимания...
Занятие в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Сказочный мир театра» и постановка сказки «Колобок на новый лад», с использованием татарской речи.
Занятие в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности «Сказочный мир театра» и постановка сказки «Колобок на новый лад», с использованием татарск...