«Русская народная игрушка»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Демьяненко Танзиля Насибулловна

Возрастная группа старшая смешанная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_dlya_mo.docx50.91 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированной непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель: Демьяненко Танзиля Насибулловна

Тема: «Русская народная игрушка»

Возрастная группа: разновозрастная (средняя, старшая, подготовительная)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, двигательная, коммуникативная.

Материал: расписные матрешки; иллюстрации, игрушки-самоделки, тряпичные куклы.

Оборудование: компьютер, проектор, сундук, 2 корзины, самотканые дорожки

Словарная работа: матрешка, расписная, народная игрушка, кукла-самоделка, кукла-закрутка, оберег, тряпичная кукла, подручный материал,

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка», игры с матрешками, заучивание песенок, колыбельных, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрёшек. Просмотр мультфильма секрет матрешки (https://vk.com/id56630650?z=video56630650_456239090%2Fba53647c51c09fd20f). Чтение и просматривание сказки «Василиса прекрасная».

Методы и приемы: беседа, рассказ, показ, объяснительно-иллюстративный, игровой, метод практической деятельности, имитационные упражнения, проблемные и поисковые вопросы, методический прием «продолжи предложение».

Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми), индивидуальная (совместная деятельность педагога с ребенком), самостоятельная деятельность детей.

Цель

Приобщение детей к народной культуре посредством ознакомления с фольклорными игрушками.

Задачи

Средний возраст (4-5 лет)

Старший, подготовительный возраст

1

Образовательные:

  1. Дать представления о народных игрушках – матрешках.
  2. Рассмотреть из чего они сделаны, как украшены.
  3. Обогатить словарь по теме «русская народная игрушка».

  1. Закреплять знания о народных игрушках – матрешках, рассмотреть из чего они сделаны, как украшены.
  2. Расширять представления о народных игрушках: куклах-закрутках, способах изготовления таких кукол, их предназначении.
  3.  Актуализировать, словарь по теме «русская народная игрушка».

2

Развивающие:

  1. Развивать интерес к народной игрушке.
  2. Развивать коммуникативные навыки -умение слушать, отвечать на вопросы.

  1. Развивать коммуникативные навыки - договариваться при совместной игре, сотрудничать.
  2. Способствовать желанию изготовить игрушку самостоятельно старинным способом.

3

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к тому, что сделано руками человека.
  2. Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
  1. Воспитывать у детей эмоционально-ценностное отношение к предметам народного искусства.
  2. Способствовать умению дошкольников конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.

4

Планируемые результаты

  1. Проявляет интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке.
  2. Пытается делать первые умозаключения, исходя из имеющихся знаний.
  3. Принимает участие в групповой беседе: внимательно слушает, отвечает на вопросы о добре, доброте, заботе, высказывается по предложению взрослого.
  4. С удовольствием рассказывает о маме.

  1. Сформированы представления о народных игрушках – матрешках, знает, из чего сделаны, как украшены.
  2. Стремится расширить свои представления об игрушке (матрешке).
  3.  Проявляет интерес к народной игрушке – кукле-самоделке, способам ее изготовления; стремится мастерить игрушки самостоятельно (по возможности).
  4.  Активно пользуется речью, замечает и называет эмоциональные состояния людей: замечает нюансы их переживания, отражает в развернутой речи; понимает и объясняет причины их возникновения.
  5. За счет развития смысловой стороны речи начинает употреблять синонимы слов доброта, добро, забота.

Организационная структура занятия

Этапы

деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Методы и приемы

Материалы

Вводный этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Садитесь поудобнее. Сегодня я хочу поговорить с вами о маме, о ее доброте и заботе о детях

Помните, мы с вами говорили, что у нас на Урале живут разные народы. Русские, татары, башкиры. Мы с вами узнали в каких жилищах жили они в старину, какую одежду носили. Они говорят на разных языках, поют разные песни. Но у наших народов много общего.

Каждая мама любит своих детей желает им добра, заботится о своих детях, старается доставить радость, учит прекрасному, доброму.

В старину мамы не просто пеленали, кормили, купали своих малышей, они придумывали для них пестушки, потешки, прибаутки, песенки, сказки.

С глубокой древности мамы поют своим детям колыбельные песни. С колыбельными они передают свою любовь. Нежные колыбельные песни усыпляют малыша, ласкают, успокаивают.

 Давайте посмотрим и послушаем.

Просмотр видеоматериала

Воспитатель:

Скажите, что вы услышали?

На каком языке исполняются эти песни?

Скажите, как называются песни, которые вы услышали?

Воспитатель:

Правильно ребята, это колыбельные песни и поют их русская и татарская мамы?

Какое настроение у вас вызвали колыбельные песни?

Какими словами можно описать свое настроение?

Дети отвечают на вопрос

Воспитатель: Когда я слышу колыбельную я вспоминаю свою маму, она у меня ….

А ваши мамы какие? (Полина, Кира, Макс, Кирилл)

Кто объяснит, что такое доброта?

Ксюша, скажи, что такое доброта?

Ксюша (предполагаемый ответ): это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям.

Воспитатель: Кира, что такое доброта?

Воспитатель: Варя, что такое доброта?

Варя (предполагаемый ответ): Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу

Кирилл, что такое доброта?

Кирилл (предполагаемый ответ): Доброта – это когда человек делает что-то хорошее для людей, животных, птиц, природы.

(Дети подготовительной группы отвечают полным ответом)

(Продолжи предложение для детей средней группы)

(Ваня, София, Ваня, Вероника)

Доброта это –

Воспитатель: Всё правильно, ребята! Это умение пожалеть, посочувствовать, если кому-то плохо, грустно, помочь своим близким, друзьям. Доброта – это добрые, ласковые, вежливые слова, которые мы говорим друг другу.

Доброта и добро – это одно и то же?

А что такое добро?

(Воспитатель обращается к конкретным детям)

Арсений…

Ваня…

Кира

– Да, дети, сколько много значений заключено в слове добро и доброта.

А что значит делать человеку добро?

Ответы детей.

Правильно, делать что-то хорошее, доброе, полезное.

Слушают,

отвечают на

вопросы

Подпевают песни на русском и на татарском языках.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

В ходе беседы делают вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, – это добрые дела, доброта, забота , любовь.

Продолжают предложение

Беседа

Применение ИКТ

Проблемные и поисковые вопросы

Прием «продолжи предложение»

Проектор

Видеоматериал

 

Основной этап

В старину родители, чтоб порадовать и развлечь своих детей своими руками делали игрушки – игрушки самоделки.

Воспитатель: еще добром в старину называли ценные вещи….

Вот видите, у меня сундук стоит. В таких сундуках раньше хранили добро.

– Как вы думаете, что в нем? (Предположения детей.)

– А хотите заглянуть?

Воспитатель открывает сундук.

– Ой что это?

– Да тут матрешка, какая красивая! (Любуются.)

Достает большую матрешку. Ставит на стол дети стоят около стола

Воспитатель достает все матрешки ставит по порядку.

Матрешки на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке,

Как в доме деревянном.

Звучит музыка

Воспитатель поет песенку «Мы веселые матрешки»

Дети подпевают, выполняют движения.

Воспитатель: Садитесь пожалуйста.

– Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?

– Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.

– Кто скажет из чего сделали этих матрешек?

Ответы детей

– Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.

– Почему матрешку мастерили игрушку из дерева, а не из другого материала, из железа например?

– Какое дерево для этого выбирали? (Липу)

  • Почему именно из липы?

Воспитатель просит детей подготовительной группы

выбрать среди иллюстраций картинки с изображением липы, березы.

–  (Кирилл,  найди где здесь липа? Покажи ребятам.)

  • Кто помнит в каком городе смастерили первую матрёшку?
  • В Подмосковье есть город Сергиев Посад. Вот там и смастерили первую матрешку.
  • Кто сделал первую матрёшку?

Дети отвечают.

  • Мастер по фамилии Звездочкин сделал из дерева разбирающуюся куклу,

– Автором первой росписи был художник Милютин В.С.

– Люди на Руси , замечали красоту вокруг себя: в восходе солнца, снегопаде, в прощальный хороводе осенних листьев – так рождались сказочные росписи, причудливые игрушки.

– Люди, своими руками создавали красоту для своей семьи, детей.

– Как вы думаете, какой человек смастерил игрушки?

(Ответы детей)

Воспитатель: Правильно

– Почему вы так решили?

– Конечно, дети такие игрушки сделал умелый, добрый сердцем человек и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Игрушку создавали русские народные мастера.  О них так и говорили – «русская народные игрушки».

– Какое настроение создают все эти игрушки? Радостное, веселое.

Рефлексивно-корригирующий (для детей среднего возраста)

  • Скажите, почему матрешки вам понравились?
  • Какой человек мог сделать матрешку доброй?
  • Как в старину называли ценные вещи, которые хранили в сундуках.

Вы молодцы ребята все правильно сказали только заботливый, радостный, приветливый человек может сделать игрушку доброй, а самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, – это добрые дела, доброта, забота, любовь.

Звучит плясовая музыка

  • Хотите поиграть с матрёшкой?

«Игра-пляска с матрешками» под любую русскую народную мелодию.

– У кого в руках матрешка, тот попляшет с ней немножко.

Дети стоят с матрешками в кругу, под русскую народную мелодию пляшут, остальные дети хлопают. Звучит мелодия колыбельной песенки, и дети «засыпают». Те, у кого были матрешки, ставят их перед другими детьми. Игра повторяется.

Средняя группа уходит играть в спортзал.

Игры с тряпичными мячами и клубками «Попади в корзину»

Высказывают предположения

Любуются.

Выражают свои эмоции.

Подпевают,

Выполняют танцевальные движения

Слушают, отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Играют, выполняют танцевальные движения

Сюрпризный момент

Рассказ, показ, вопросы

Проблемные вопросы

Игровой метод

Сундук,

матрешки

Компьютер,

аудиозапись

Деревянный брусок

Иллюстрации с  изображением деревьев

Матрешки

Тряпичные мячи и клубки

Воспитатель продолжает занятие с детьми старшего возраста.

Воспитатель: После такого веселья опять в сундучок заглянуть надо. А вдруг там еще какая-нибудь игрушка осталась?

Достает корзину с тряпичными куклами.

Берет одну из них показывает детям.

– Пожалуй, самой любимой в старину была кукла, сделанная из тряпочекк – кукла закрутка .Почему закрутка? Потому что этих кукол не шили, а скручивали (сворачивали)

 В одной крестьянской семье таких кукол могло быть до ста штук! Уже пятилетняя девочка умела сама «свертеть» простую куколку из подходящих лоскутков. (Показывает куколку, выполненную одним из способов.)

– Как вы думаете, почему у этой куколки нет лица? (Размышления детей.)

Показывает детям несколько старинных куколок (или слайдов с их изображениями), у которых нет лица.

 Помните сказку эту сказку «Василиса Прекрасная».

Кто главная героиня сказки?

Что подарила ей матушка?

Матушка подарила Василисе куколку, чтоб она оберегала ее от несчастий.

  • Я расскажу вам об обережной кукле.
  • Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик, который символизировал образ человека вообще.

(Показать образец)

 Затем стала выделяться верхняя часть столбика – голова куклы. Для головы старались использовать белую ткань.

 Долгие годы лицо не раскрашивалось, так как люди раньше  думали, что если нарисовать лицо то кукла  «оживёт».

 Если такая кукла сломается, кому-то может быть плохо.

 Куклы наших прабабушек проживали в играх своих маленьких хозяек целую жизнь: они вели свое кукольное «хозяйство», «ходили в гости», «справляли свадьбы», «крестили детей» и, как все, «отмечали праздники народного календаря». Для этого требовалось много кукол. Так играли девочки постарше. Маленькие же начинали с простого: играли со своей куколкой, как с ребенком.

Раздает кукол.

Предложить детям подержать этих куколок, покачать их.

Давайте поиграем с куколками.

Воспитатель берет одну куколку показывает:

Ой ты моя доченька хорошая, ой ты моя пригожая

Поглаживает куклу приговаривая.

Потягушки-потягунушки,

Поперѐк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Воспитатель

  • Как еще можно потешить свою куколку?

Воспитатель предлагает хвалебную (если дети сами не предложат)

  • Воспитатель: давайте все вместе нашу любимую - «это кто у нас хорошенький, это кто у нас пригоженький…
  • Каждый ребенок от имени куколки

«Я хорошая (ей) я пригожая(ей), я на мамочку похожая(ей) и на папочку похожая(ей).

  • А сейчас Варенька покажет, как она «умывает» свою дочку.

Варя «умывает» проговаривая слова:

Водичка, водичка, умой мое личико…

Чтобы глазки горели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Когда мы умываемся как мы приговариваем?

Кира: Сорока белобока где была далеко….

Молодцы

А когда вы будете баюкать своих деток – кукол, то

обязательно споете им колыбельную песенку.

Размышляют, отвечают на вопросы

Ответы детей

Ответы детей

Качают куколок

Предлагают варианты,

имитация движений

Повторяют

 Вопросы, рассказ

Показ

Рассказ

Ообъяснительно-иллюстративный метод

Рассказ

Игровой метод

Метод практической деятельности

Имитационные упражнения

Тряпичные куклы

Деревянный столбик.

Деревянный столбик с головкой.

Куклы

Заключительный

– Игре девочек с куклами в старину придавалось особое значение. Согласно поверью, если девочки охотно играют в куклы, то в семье будет все хорошо.

И наоборот: если с куклами обращаются небрежно, дому грозит несчастье.

Потом эти куклы выполняли роль детского оберега – защиты ребенка от плохих и злых сил (например, чтобы малыш ночью спал спокойно, с ним рядом в колыбель клали мамину куколку и произносили слова:

«Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

Повторите слова.

«Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

  • Ребята, а вы хотели бы сами сделать себе такую куколку
  • Мы с вами сами будем делать таких тряпичных куколок.

Рефлексивно-корригирующий (для подготовительной)

Какую куколку бы вы хотели сделать самостоятельно?

Что интересного мы сегодня узнали?

Воспитатель: Мы с вами сегодня поговорили о доброте и заботе мамы, о народных мастерах, о народных игрушках, поиграли с куколкой.

Что же самое главное вы запомнили?

Правильно, что самое главное – это добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, – это добрые дела, доброта, забота , любовь.

Сейчас вы немного поиграем с игрушками и вы будете делать такую игрушку сами….

Слушают

Повторяют слова

«Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой»).

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение

Рассказ

Проблемные вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...