Практика наставничества
методическая разработка

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька»

 

 

 

         Практика наставничества

    

 

Воспитатель: Фатеева Марина Николаевна

                        marina-fateeva-75@mail.ru

 

 

 

 

 

 

                                                        х.Графский

2021г.

СЛАЙД 1.Тема.

СЛАЙД 2.

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания.

СЛАЙД 3.

А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование?

В начале своей профессиональной деятельности молодой педагог  сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия т.д. Решить эту стратегическую задачу может создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации.

СЛАЙД 4.

Нормативно-правовая база организации наставничества.

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, 47, 48

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы»

4. Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года

 

 

СЛАЙД 5.

Условия успешной адаптации молодого педагога .

  • Осуществление адаптации в непрерывной связи с процессом личностного и профессионального развития педагога.
  • Максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки в организации педагогического труда, активная поддержка личностного и профессионального роста молодого педагога.
  • Соответствие материально-технического обеспечения образовательного процесса современным требованиям для реализации  молодым педагогом инновационных подходов в воспитании и образовании обучающихся.

СЛАЙД 6.

Цель практики наставничества: создание условий для профессионального роста молодого  специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Задачи:

  • помочь в личностной и социально-педагогической адаптации;
  • способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям;
  • предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления;
  • стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности;
  • способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

 

СЛАЙД 7.

Наша работа строилась на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом стало конструктивным и приносило желаемый эффект, я придерживалась следующих правил общения: не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не оправдывать и не оправдываться.

СЛАЙД 8

Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа:

І этап – период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться коллеги.

СЛАЙД 9.

ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

СЛАЙД 10.

ІІІ этап – сложилась система работы, появились собственные разработки. Педагог стал внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

СЛАЙД 11.

Процесс повышения профессионализма молодого педагога я строила с учѐтом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности; индивидуальных особенностей; уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться); имеет ли практический опыт работы с детьми. Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагога, я в своей работе с ней старалась применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций,  развивающие деловую коммуникацию, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли. Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, я систематически использовала следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога:

 - индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, самообучение в информационном пространстве сети Интернет;

- групповые: семинары, тренинги, практикумы, практические задания, участие в конкурсах, лектории, дискуссии, выставки. Наибольшую эффективность по сравнению с традиционными формами работы имели новые нетрадиционные или модернизированные формы: психологические тренинги, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога на методическом объединении района. Молодому специалисту я предложила изучить памятки по темам «Основные требования к личностно-ориентированному подходу на занятиях», «Самоанализ занятия», «Как написать конспект НОД?»

СЛАЙД 12.

Организовала консультации по составлению перспективных планов и рабочей программы, составлению обучающих проектов для детей, созданию сценариев совместных мероприятий с родителями и др. Мы обсудили, как можно создать систему мониторинга: критерии и показатели; разработка и анализ анкет, опросников и тестов; разработка сценариев открытых занятий; составление методических рекомендаций. Все вышеперечисленное ускорило процесс вхождения молодого специалиста в образовательную педагогическую среду. Любовь Сергеевна почувствовала себя увереннее, закрепилось ее убеждение в правильном выборе профессии. Результатами деятельности наставничества для нас стало: повышение качества самообразования молодого педагога; прохождение курсов переподготовки , программы, сценарии, проекты, дидактические игры; наглядностей. Общим итогом наставничества явилось создание портфолио молодого специалиста и ее стремление пройти аттестацию для получения категории. Показателем эффективности педагогического сопровождения считаю, прежде всего, качество организованного молодым педагогом образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

СЛАЙД 13

Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, наставника и учреждения: наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения, снижается риск профессионального выгорания. Молодой специалист получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с коллегами. Руководитель ДОУ повышает профессиональный уровень подготовки кадров, выстраивает конструктивные взаимоотношения с кадрами, и между сотрудниками. Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktika_nastavnichestva.pptx2.18 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Практика наставничества 2021. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10 «Капелька». Воспитатель: Фатеева Марина Николаевна. marina-fateeva-75@mail.ru

Слайд 2

Педагог-наставник: Фатеева Марина Николаевна. Воспитатель МКДОУ «Детский сад № 10 «Капелька». Образование : высшее. Стаж работы – 25 лет.

Слайд 3

Молодой специалист : Канивец Любовь Сергеевна -музыкальный руководитель. Образование: среднее специальное. Стаж работы: 2 года.

Слайд 4

Нормативно-правовая база организации наставничества 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 28, 47, 48 2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.12.2014 № 2765-р «Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы» 4. Указ Президента РФ от 7.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Слайд 5

Условия успешной адаптации молодого педагога Осуществление адаптации в непрерывной связи с процессом личностного и профессионального развития педагога. Максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки в организации педагогического труда, активная поддержка личностного и профессионального роста молодого педагога. Соответствие материально-технического обеспечения образовательного процесса современным требованиям для реализации молодым педагогом инновационных подходов в воспитании и образовании обучающихся.

Слайд 6

Цель : создание условий для профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога. Задачи: помочь в личностной и социально-педагогической адаптации; способствовать развитию профессионального мышления и готовности к инновационным преобразованиям; предупредить наиболее типичные ошибки, противоречия и затруднения в организации учебных занятий с детьми и поиск возможных путей их преодоления; стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности; способствовать формированию уверенности в своем профессиональном росте.

Слайд 7

Правила общения с наставляемым Не приказывать Не угрожать Не проповедовать Не поучать Не подсказывать решения Не выносить суждений Не оправдывать и не оправдываться

Слайд 8

1 этап - адаптационный Диагностика направлена на выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках наставляемого. Проводится педагогом-психологом учреждения в форме анкетирования, тестирования, собеседования и наблюдения за наставляемым. Памятка молодому педагогу Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности: «Принцип весов»: Найди себя! Твой выбор – твои возможности «Принцип рейтинга»: Побеждай! Пробуй! Планируй! Принцип успеха». Реализуй себя! « Принцип фейерверка»: Раскрой себя

Слайд 9

2 этап – Реализационный Содействие развитию у молодого специалиста требуемого уровня профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков); формирование профессиональной самостоятельности.

Слайд 10

Анкетирование, его анализ. Итоги диагностики Анализ участия в неделе открытых мероприятий Анализ мероприятий Отчет молодого специалиста. Формирование портфолио Анализ работы молодого специалиста Отчет наставника Анализ мероприятий Анализ результатов деятельности воспитанников Анкетирование, его анализ. Итоги диагностики Анализ участия в открытых мероприятиях ДОУ 3 этап - Контрольно-аналитический

Слайд 11

Формы и методы работы с наставляемыми: - индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, самообучение в информационном пространстве сети Интернет; - групповые : семинары, тренинги, практикумы, практические задания, участие в конкурсах, праздники, досуги, развлечения.

Слайд 12

Ключевые факторы успеха практики наставничества развитие организационной культуры и повышение лояльности персонала за счет обеспечения преемственности знаний и эффективных технологий работы; снижение времени на адаптацию наставляемых; экономия непродуктивных затрат времени (новички, научившись взаимодействовать с наставником, не отвлекают своими вопросами от работы других специалистов); снижение у новых сотрудников чувства тревожности и неуверенности в себе; повышение уровня удовлетворенности наставляемых своей работой, участие в качестве докладчиков в конференциях, семинарах ; повышение профессионального уровня всех участников процесса наставничества; формирование профессионального сотрудничества между различными категориями сотрудников; отсутствие текучести кадров; снижение риска профессионального выгорания педагогов.

Слайд 13

Опыт доказывает, что наставничество способствует : Адаптации молодого специалиста к новым условиям труда Формированию его заинтересованности в работе Получению положительных результатов Развитию педагогического потенциала Созданию педагогической среды, в которой молодой специалист найдет себя и будет востребован.

Слайд 14

Спасибо за внимание . « Формирование российской идентичности дошкольника в процессе инструментального музицирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на кустовом методическом объединении «Практика наставничества в ДОУ»

Традиционное наставничество рассматривалось как систематически индивидуальная работа опытного педагога по развитию у молодого специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельнос...

Презентация к выступлению "Практика наставничества в ДОУ"

Для применения в работе воспитателям...

"Практика наставничества в ДОУ»

Организационная модель наставничество в ДОО...

Презентация «Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, методы, результаты)» Инновационные методы работы с родителями

Использование  разнообразных инновационные формы работы с родителями.К ним относятся:ØИнформационно-аналитическиеанкетированиеопрос“почтовый ящик”ØНаглядно-информационныевыпуск газетп...

ВАРИАТИВНЫЕ ПРАКТИКИ НАСТАВНИЧЕСТВА

Обзор вариативных практик наставничества в соответствии с выбранным направлениемРазработка методических рекомендаций для старшего воспитателя по использованию существующего опыта наставничества ...

"эффективные практики наставничества"

Описание моделей, приёмов  организации эффективной практики наставничества в ДОУ....

эффективные практики наставничества

презентация "Эффективные практики наставничества (модели, приёмы, результаты)...