Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной деятельности
консультация
Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.
Одним из основных направлений современного воспитания является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход к каждому малышу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsirovannogo_obucheniya.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Красноярский край
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №1 «Садко» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
662610, Красноярский край, г. Минусинск, ул. Комарова, 17. тел. (8 39132) 2 66 77. Email: ds1@uo-minusinsk.ru
Использование технологии дифференцированного обучения в образовательной деятельности разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития МДОБУ «Детский сад №1 «Садко».
Разработал учитель-дефектолог:
Григорьева Екатерина Викторовна
Минусинск, 2022
В современном мире, мы должны демонстрировать технологическую и информационную грамотность, чтобы иметь право работать в детском саду. В век информации подготовка дошкольников к школе и ко взрослой жизни требует их близкого знакомства со способами передачи, получения и обработки информации.
«Насильственное обучение не может быть твёрдым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…»
Василий Великий
Массовое образование неизбежно требует применение различных педагогических технологий. Что такое технологии?
Технология – это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Метод в дидактике – совокупность приёмов, действий, позволяющих реализовать конкретную задачу определённым способом.
Благодаря новым технологиям в современной системе воспитания вырабатываются новые отношения в системе «воспитатель-воспитанник», где основным содержанием являются отмена принуждения. Среди разнообразных педагогических технологий наиболее часто применяемых в моей практике можно выделить :
- технологию личностно-ориентированного обучения и воспитания
- технологию дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания
- технологию проблемного обучения и воспитания;
- технологию обучения и воспитания без насилия
- технологию эффективной речевой деятельности;
Суть данных педагогических технологий состоит в том, чтобы идти не от учебной деятельности к ребёнку, а от ребёнка к учебной деятельности, идти от тех возможностей, которыми располагает ребёнок, учить его с учётом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. Они в своей основе предусматривают индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и воспитанию обучающихся. Однако самые современные педагогические технологии, даже при условии, если воспитатель владеет личностно-ориентированным методом, не могут быть полностью реализованы без создания для ребёнка определённой развивающей образовательной среды.
«Развитие образовательной среды»
Многие детские сады не обеспечивают свободного передвижения детям, навязывая строгий, четко-контролируемый образ жизни. Несмотря на то, что сегодня большинству взрослым кажется, что современные дети много свободно двигаются, учёные, врачи говорят о дефиците движения детей, что приводит к увеличению количества детей со слабым здоровьем. Они неподвижно сидят за столиками на занятиях, им чаще всего не разрешают бегать во время прогулки на свежем воздухе, не говоря уже о группе. А движение для человека, особенно для ребёнка – это жизнь.
Мы привыкли к тому, что в группах детского сада преобладает стандартное расположение мебели. Современные технологии же, напротив, предполагают, что воспитатель становится организатором всего происходящего в группе, умело ставит перед детьми проблемы и учит самостоятельно находить решения путём совместного обсуждения, поиска нужной информации. Воспитатель вместе с детьми действует, учится, исследует, читает, рисует, даёт советы и советуется с ними, делится опытом, совместно с детьми планируют дальнейшие действия. Следовательно, для организации деятельности дошкольника, требуется различная обстановка и расстановка мебели в группе и в кабинете.
- в случае, когда у ребёнка есть определённая задача. Задача, ему удобнее сидеть уединенно;
- обсуждать что-то удобно, расположившись на ковре или мягком пуфике;
- необходимость самостоятельной работы в свободном пространстве группы или кабинета для конструирования, с тем, чтобы про созданное поговорить, обсудить;
Для различных изменений пространства необходимо иметь в группе или кабинете легко перемещаемую мебель. В моем случае можно передвигать столы, стулья, пуфики. Надо не бояться переставлять предметы, в зависимости от поставленных задач.
Образовательную среду условно можно расклассифицировать на используемую взрослым – демонстрационную и используемую детьми– раздаточную. Это деление весьма условно, каждый объект используется в разных областях и в различных видах игровой и учебной деятельности. Существует много вариантов замечательного сделанного раздаточного материала, но я с успехом использую различные подсобные материалы: горох, жёлуди, шишки и т.д.
Использование разной расстановки мебели, демонстрационного материала, дидактического материала, средств ТСО помогают мне в достижении поставленной задачи при создании образовательной среды. Кабинет — это место, где дети знакомятся с настоящими вещами, применяемыми в деятельности. Для этого в созданы «центры активности» с расположенным в них материалом: «математический»; «кинезиологический»; «творческий»; «дидактический»; «грамматический».
«Дифференцированное обучение»
Входя во взрослый мир, дети оказываются в разных условиях, занимают разные рабочие места, могут выбрать себе область деятельности, виды развлечений, круг друзей и семью по желанию. Мы часто говорим: «Как ужасно было бы, если бы все были одинаковы». У разных детей – разные характеры, разные интересы, особенности здоровья и особенности восприятия мира.
Одним из основных направлений современного воспитания является индивидуализация, где основой является дифференцированный подход к каждому малышу.
Что такое дифференциация, дифференцированное обучение и какую цель данная педагогическая технология преследует?
Дифференциация в переводе с латинского «difference» означает разделение, расслоение целого на части. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при которой педагог, работая с группой обучающихся, учитывает их особенности. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей. А цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, особенностей.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход. Существует несколько авторских педагогических технологий дифференциации обучения: внутрипредметная – автор Гузик Н.П., уровневая на основе обязательных результатов – автор Фирсов В.В., культурно-воспитывающая по интересам детей – автор Закатова И.В. Но все данные технологии преследуют одну задачу, это дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, его потенциальных возможностей, развитие познавательных интересов и личностных качеств.
Как дефектологу сделать обучение оптимальным для каждого ребёнка, учитывая его особенности? Я, в кабинете, разделила детей (условно) на две микро группы по работоспособности : первая - средняя, вторая – низкая. Присвоила каждой группе цвет (можно символ). Важно отметить, что состав групп меняется, как и меняются виды деятельности. Так как дифференциация может быть проведена по разным критериям. Преимущество такой организации занятий – это развитие навыков самостоятельности и широкие возможности для оказания помощи тем детям, которым необходимо дополнительное внимание.
Заключение
Дифференциация обучения и обеспечивающие этот процесс педагогической технологии являются системой в образовательной теории и практики.
А для нас, важно, чтобы мы захотели учиться новому, внедрять это в процесс обучения и не бояться применять на практике современные педагогические технологии в наш информационный век. Ещё раз хотелось бы вернуться к началу, для достижения поставленных задач и целей является не назидательное, насильное обучение, а как сказал Василий Великий «Насильное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих…».
Список литературы:
- Центр образования: «Технологии обучения» сайт: math.ru
- «Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии». В.В. Гузеев.
- «Образовательная среда: от моделирования к проектированию». В.А. Ясвин.
- «Социально-воспитательные технологии». Г.К. Селевко.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»
Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...
Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни....
Мастер класс: «Использование технологий моделирования в совместной образовательной деятельности по формированию математических представлений
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» ул. 50 лет СССР, 13 Кулундинского района Алтайского края...
Использование технологии «Дары Фребеля» в образовательной деятельности в ДОУ
В соответствии с ФГОС ДО образовательного процесса должен строиться на эффективных формах работы с детьми дошкольного возраста. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом д...
Городской мастер-класс "Технология формирования исследовательских навыков детей дошкольного возраста: опыт использования метода исследовательского обучения в образовательной деятельности ДОУ"
Приказ о назначении руководителя городского мастер-класса, программа мастер-класса...