Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tihonova_aa.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Тихонова Анастасия Александровна,
старший воспитатель,
МБДОУ д/с №26, г. Зеленогорск Красноярский край
Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Портфолио показывает «все, на что способен ребенок». Создание портфолио дошкольника – это новая и пока еще «не освоенная технология оценивания, в которой преодолеваются типичные недостатки традиционной системы оценивания, такие как субъективизм, ограниченность и недооценивание возможностей детей», поскольку «большое значение придается самооценке». Проблему использования технологии портфолио дошкольника изучают современные педагоги Л.И.Адаменко, Н.А.Кочкина, О.И.Сенько, А.Н.Чернышева и другие. Изучение опыта работы наших современников показало, что «особенно интересно использование портфолио при переходе ребенка с одного образовательного уровня на другой, так как позволяет обеспечить их преемственность». В соответствии с п.1.4 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования». Кроме того дошкольное образование предусматривает «содействие и сотрудничество детей и взрослых», сотрудничество дошкольного образовательного учреждения с семьей, «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности». Перечисленные принципы находят отражение в технологии работы с портфолио дошкольника.
При создании портфолио дошкольника выделяют несколько этапов. Первый этап – постановочный. На данном этапе необходимо определить цель создания портфолио, «разработать «Положение о портфолио дошкольника», определить функциональные обязанности участников образовательного процесса», структуру. На постановочном этапе взрослые совместно с детьми определяют, как должен выглядеть портфолио, на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, когда будут рассматриваться и анализироваться. Второй этап – поисковый. Он включает сбор информации, индивидуальную и групповую работу с детьми, взаимодействие с родителями, консультации педагога. Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с группой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами. При оформлении портфолио ребенок принимает самое активное участие в выборе средств и форм. Важно учесть, что взрослые являются лишь помощниками. Ценность портфолио не в правильности, а в индивидуальности содержания. При общении с родителями по вопросам создания портфолио необходимо их заинтересовать, сделать своими союзниками. Работа над детским портфолио «способствует налаживанию более теплых взаимоотношений в семье». И родители, и сами дети становятся более внимательными к событиям, происходящим в их жизни. Таким образом, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Третий этап – заключительный. Это в первую очередь осуществление рефлексии собственной деятельности – взаимного участия детей и взрослых. Просматривая портфолио, дети осознают свои достоинства, начинают понимать свои проблемы. Родители и педагоги во взаимодействии учатся наблюдать за детьми, раскрывать их творческий потенциал. Оценка достижения детей становиться более объективной.
Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению – подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. Создание портфолио – это всегда процесс творческий и индивидуальный. При этом портфолио всегда должно учитывать результаты, достигнутые дошкольником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других. Особое внимание следует уделить презентации портфолио. Ее можно проводить в день рождения ребенка либо на выпускном празднике. Дети будут рады продемонстрировать собственные достижения сверстникам, родителям и воспитателям.
Портфолио дошкольника выполняет ряд функций: Диагностическая – фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени. Целеполагающая – поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего). Мотивационная – поощряет достигнутые ребенком результаты. Содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ. Социообразующая – формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности. Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году. При создании портфолио нужно придерживаться нескольких правил: 1. Создание портфолио должно быть добровольным, «нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей». 2. Участие ребенка в отборе материалов и оформлении портфолио обязательно. 3. Портфолио подчеркивает уникальность каждого ребенка, поэтому важно не допустить "соревновательности". 4. Работа над портфолио носит систематичный характер. 5. Не существует строгих требований к оформлению портфолио. 6. Без участия родителей создавать портфолио бессмысленно. Поэтому педагогам необходимо провести консультации, чтобы найти союзников в деле создания портфолио.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что использование технологии портфолио дает возможность педагогам и родителям не только зафиксировать успехи, но и проследить динамику, оценить сильные стороны развития ребенка, а также наметить умения и навыки, требующие развития. Кроме того, работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Технология портфолио тем хороша, что погружает ребенка в атмосферу творческой активности. И что немаловажно, данная технология отвечает принципам дошкольного образования, прописанным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. N 1155) [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
2. Адаменко, Л.И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики [Текст] / Л.И.Адаменко // Справочник старшего воспитателя. - 2010. - №12. - С. 18-22.
3. Бывшева, М.В. Что такое портфолио и зачем оно будущему первокласснику? [Текст] / М.Бывшева // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С.33-37.
4. Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S13. – С. 31–37. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76155.htm.
5. Кочкина, Н.А., Чернышова, А.Н. Портфолио в ДОУ [Текст]: сборник /авт.-сост. Н. А. Кочкина. - М.: 2012. - 72 с.
6. Орлова, Л. Портфолио дошкольника [Текст] / Л.Орлова. Детский портал «Солнышко» [Электронный ресурс]: http://www.solnet.ee/parents/portfolio_4.html
7. Пинская, М.А. Место Портфолио в современном образовании [Электронный ресурс]. URL: http://aneks.spb.ru/obrazovatelnye-tekhnologii/mesto-portfolio-v-sovremennom -obrazovanii.html
8. Юркова, С.Г. Портфолио воспитанника ДОУ [Текст] / С.Г.Юркова // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2015. - №12 [Электронный ресурс]. URL: http://www.resobr.ru/article/37252-portfolio-vospitannika-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста
«Каждый участник образовательного процессасам решает, идти в ногу с будущимили вышагивать пятками назад»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ОВЗ с использованием современных образовательных технологий Тренажерно-Информационной Системы «ТИСА»...
Консультация для педагогов "Технологии здоровьесбережения в процессе образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста".
Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, рекомендации по созданию активной сенсорно-развивающей среды, пособия....
"Использование технологии «портфолио дошкольника» в образовательной деятельности с детьми в детском саду"
Консультация для педагогов детского сада, как в дошкольной образовательной деятельности применять технологию "портфолио дошкольника"...
Консультация для воспитателей по теме Тема: «Использование мультимедийных презентаций в непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив детского сада №1 с.Заветное, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост педагоги...
Мастер-класс для педагогов «Использование конструктора Полидрон «Магнитный» в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в использовании конструктора Полидрон....
Мастер - класс для педагогов «Использование опытов и экспериментов в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме п...