«Элементарное музицирование с дошкольниками»
материал

Винокурова Анастасия Артуровна

Педагогическая технология обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.

Т.Э. Тютюнникова «Элементарное   музицирование с дошкольниками»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_instrumenty.docx164.68 КБ

Предварительный просмотр:

В современных исследованиях педагогов большое место отводится

элементарному музицированию. В дошкольной педагогике накоплен

немалый положительный опытстановления музыкальной культуры

дошкольников. Взгляды ведущих психологов и педагогов, таких как В.М.

Бехтерева, Л.С. Выготского, П.Ф. Каптерева, оказали огромное влияние на

развитие теории и практики музыкального воспитания детей дошкольного

возраста. Мир музыки способствует всестороннему развитию личности

ребенка, формирует ценностное отношение к искусству и окружающей

действительности. Ярким показателем развития учебно-воспитательного

процесса является возникновение новых, прогрессивных идей и тенденций

совершенствования: содержания, форм, средств и методов обучения, на

основе которых возникают новые теоретические положения, дающие

обоснование и направление для оптимальных педагогических действий. На

протяжении многих лет мы занимались поиском интересных и

нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Нас

волновали вопросы, как сделать, чтобы каждое музыкальное занятие было

интересно для детей, как ненавязчиво, легко и просто рассказывать им о

музыке, научить их слышать, видеть, понимать, фантазировать,

придумывать. Одним из самых любимых видов музыкальной деятельности

детей является музицирование. Почему, проводя музыкальные занятия,

следует уделять большое внимание игре на детских музыкальных

инструментах? Ответ очевиден: музицирование расширяет сферу

музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным

занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает

преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное

воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные

черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности,

сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные

способности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети

открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту

звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они

чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети

четче воспроизводят ритм.

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания

можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого

потенциала ребенка. Задача эта не нова. Еще в 20-е годы ее выдвинул

музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев. В своих статьях о

музыкальном просвещении и образовании он писал, что необходимо пройти

путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному

участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип должен

стать методологически определяющим в приобщении детей к основам

инструментального музицирования.

Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и

самостоятельность, это самый доступный для него вид музыкальной

исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить

в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для

него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание

извлекать звуки из инструментов не угасает. Интерес усиливается по мере

того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя

увереннее при исполнении произведений.

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт

использования музыкальных инструментов работе с детьми.

Особого внимания заслуживает  программа Т.Э.Тютюнниковой

«Элементарное музицирование».В настоящее время с большим

интересом не только для педагогов, но и для родителей дошкольников и

учащихся Татьяна Эдуардовна ведет вебинары, используя интернет -

ресурсы. Т.Э. Тютюнникова автор программы и методики обучения детей

музыке в активном, творческом музицировании на детских музыкальных

инструментах (докторская диссертация посвящена изучению мирового опыта

в области музыкального обучения детей). Методика и программа нацелены

не только на развитие музыкальных способностей детей, но также их

творческого мышления и личностных качеств: восприятия, памяти, реакции,

внимания, тонкой эмоциональности.

Она считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.

В созданной программе «Элементарное музицирование с

дошкольниками» Т. Тютюнникова объединила две идеи: систематическое

развитие музыкальности детей и импровизационно-творческую деятельность

как принципа обучения. Основная идея программы реализуется через

творческое музицирование как коллективной деятельности (пение,

ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец

импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок,

спонтанная импровизированная театрализация). Программа предполагает системную реализацию игрового подхода в обучении. Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Работа с детьми по элементарному музицированию предполагает качественно иные подходы к обучению со стороны педагога. Его задачей становится не просто направлять учебный процесс, а жить на занятиях вместе с детьми, помогать им, искренне радоваться их успехам. Эту педагогику по праву называют педагогикой .С первых же минут ему нужно найти правильную эмоциональную волну в общении с детьми. Оно должно быть легким, непринужденным, доставлять взаимное удовольствие детям и педагогу. В этом случае ребята не испытывают дискомфорта, скованности, страха. Они естественны, раскованы и искренне увлечены всем происходящим. Здесь нет места скуке и однообразию, зато всегда желанны фантазия и выдумка. Мы, педагоги, должны найти возможность предоставить детям условия для удовлетворения их разнообразных интересов, склонностей, развития музыкальных способностей. Поставленные цели нашей работы показали эффективность использования программы Т.Э. Тютюнниковой. Работа над развитием у детей музыкальных способностей дает возможность педагогу не только вводить детей в мир прекрасного, но помогает стабилизировать положительный эмоциональный фон, преодолевать в себе комплексы, неуверенность, приобретать социальный опыт, реализовывать свои творческие способности. Важно постоянно стимулировать ребенка к музыкальному творчеству проявлять сочувствие к терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить из обихода замечания и осуждения. Занятия музыкой в дальнейшем помогут ребенку в школе при изучении фонетики русского иностранного языков, которые станут полезны для формирования грамотности, развития артикуляционного аппарата, повышению скорости и техники чтения. Важно подчеркнуть, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание, волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность.

C:\Users\user\Downloads\-5219779321286218352_121.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элементарное музицирование с дошкольниками

Обучение детей игре на детских музыкальных инструментах...

Кружок "Веселые нотки" элементарное музицирование для дошкольников среднего возраста

Пояснительная записка и перспективный план работы на год....

Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов программы Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Суть идеи  –  познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение.  Цель: доставить детям удовольствие от общения с музы...

Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"

Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"...

Рабочая программа «Элементарное музицирование с дошкольниками»

Элементарное музицирование сдетьми старшего дошкольного возраста...

Творческий проект "Элементарное музицирование с дошкольниками"

Проект Разработан для старшего дошкольного возраста...