Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Программа по обучению элементарному музицированию для дошкольников "Музыкальный букварь"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_bukvar.docx | 29.61 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «ШКОЛА №1161»
(ГБОУ ШКОЛА №1161)
Рабочая учебная программа по элементарному музицированию на фортепиано для детей от 4 до 7 лет «Музыкальный букварь»
на 2016-2017 учебный год
Составлено педагогом:
Нечаевой Д.В.
Музыкальным руководителем
2016-2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики ребёнка. Современные нейронауки активно изучают мозг-то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии человека в раннем возрасте, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети. Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это все физика. Ухо слушает, а слышит мозг.
Когда ребенок обучается музыке, он привыкает обращать внимание на мелкие детали, отличать звуки и длительности между собой. И именно в это время формируется тонкая огранка нейронной сети.
Раннее музыкальное развитие является эффективным средством активации высших функций мозга и абстрактного мышления. С его помощью можно корректировать задержки психомоторного развития. Упражнения для рук ускоряют процесс образования и закрепления условных рефлексов, ускоряют созревание сенсомоторных зон коры головного мозга, центра речи, способствует интеграции деятельности мозга. Массовое распространение у детей дошкольного возраста нарушений психофизического и двигательно - моторного характера определяет актуальность решения таких проблем с помощью занятий на музыкальном инструменте фортепиано.
Индивидуальное занятие с ребенком является основой саморазвития личности. Исследования показали, что дети, которые учатся играть на фортепиано, имеют более позитивный взгляд на вещи, на жизнь, чем их «немузыкальные» сверстники. Причина была обусловлена навыками, необходимыми для игры на этом инструменте.
Всем известно, что игра на пианино или рояле требует координации рук и глаз, что улучшает общую координацию в человеке. Тем не менее, исследования также показали, что игра на фортепиано повышает общий коэффициент ловкости (проворности, сноровки). Так как во время игры руки должны двигаться независимо друг от друга. Дети, которые проходят обучение, имеют большую проворность, чем остальные.
Обучение игре на фортепиано, воспитывает волю и дисциплину, ведь заниматься нужно каждый день, чтобы получить определенные умения и навыки.
Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, исполняя нотный текст. Кроме того - музыкант, пусть даже начинающий - это артист, он должен управлять эмоциями, использовать их, уметь справляться с волнением, владеть собой. Независимо от того, станет ли в будущем ребенок музыкантом или нет, эти качества пригодятся в любой области.
Занятия в классе фортепиано развивают коммуникативные навыки.
Дети, которые обучаются игре на фортепиано, развиты более разносторонне. Они имеют гораздо более широкую перспективу жизни, поскольку подвергаются воздействию различных стилей музыки в юном возрасте. Это делает их более восприимчивыми к различным вещам в жизни. От урока к уроку ребенок достигает определенных положительных результатов и это дает ему уверенность в своих силах.
В вышесказанном заключается педагогическая целесообразность данной программы. К новизне программы можно отнести то, что с ее помощью педагог воспитывает не профессионала-музыканта узкой направленности, а прививает культуру и музыкальную компетенцию детям для успешной социализации в жизни.
Методические установки программы характеризуются рядом особенностей:
1. Индивидуальный подход к каждому ребенку;
2. Гибкость, как в формировании репертуара, так и в сроках его реализации;
3. Раскрепощение инициативы ребенка;
4. Работа и тесный контакт педагога с родителями воспитанника.
Набор в группу обучения игре на фортепиано - свободный. Задача педагога - учет индивидуальных интересов и склонностей обучающихся, раскрепощение творческих способностей, чему способствует дифференциация обучения.
В основу программы «Музыкальный букварь» положена концепция развивающего обучения. Всестороннее развитие способностей детей дошкольного возраста в ходе обучения игре на фортепиано. Обучение игре на фортепиано – протяжённый во времени, многогранный и очень сложный процесс, требующий многих усилий. Результаты его проявляются далеко не сразу. Поэтому цель данной программы - научить ребёнка элементарным теоретическим и практическим навыкам игры на фортепиано.
Основными задачами программы являются:
Обучающая: дать обучающимся необходимый объём знаний, умений и навыков в игре на фортепиано, а так же необходимый объем теоретических знаний (в т.ч. сольфеджио);
сформировать у обучающихся практические умения и навыки: правильная посадка за инструментом, постановка рук, овладение инструментом, игра в ансамбле.
Развивающие : развить музыкальные способности, интерес к инструментальному исполнительству, беглость пальцев, а так же музыкальный слух, память, чувство ритма и умение анализировать музыкальные произведения.
Воспитательная: воспитать у детей эстетический вкус, навыки исполнения музыки, художественное мышление, исполнительскую и слушательскую культуру, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, привить любовь к музыкальному искусству, помочь в формировании художественного вкуса.
Программа разработана с учётом знаний детской психологии. Занятия построены в игровой форме, с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
При разработке программы я опиралась на методики преподавания игры на фортепиано Цыпина Г.М. Юдовина-Гальпериной Т.Б. Баренбойма Л.А. Нейгауза Г.Г. Крюковой В.В. Беловановой М.Е.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы 1 год. Индивидуальные занятия проходят два раза в неделю по 30 минут. Общее число занятий в год 72 (36 часов).
Ребёнок, прошедший полный курс программы в конце года должен освоить правильную посадку и постановку рук при игре на музыкальном инструменте фортепиано, иметь начальные элементарные теоретические знания музыкальной грамоты, чтения нот с листа и показать начальные навыки владения инструментом.
По окончании базового обучения по данной программе ребенок будет:
Знать: о музыке, как виде искусства; о жанрах, стилях, направлениях в музыке
Уметь: слышать, понимать и анализировать музыку, аккомпанировать и подбирать.
Освоит : навыки звукоизвлечения, технические навыки, навыки ансамблевой игры.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ темы | Тема занятий | Содержание занятий | Количество занятий. |
1 | Знакомство | Знакомство с клавиатурой, регистрами, с внутренним устройством фортепиано, педалями, динамикой | 2 |
2 | Звуки | Знакомство с высокими и низкими звуками, игра песенок – попевок, состоящих из одного звука. | 1 |
3 | Звуки длинные и короткие. | Игра с ритмическим рисунком. | 1 |
4 | Ритм | Игры на развитие чувства ритма, с использованием бубна, барабана, ложек | 3 |
5 | Клавиатура | Знакомство с черными и белыми клавишами, их расположением на фортепиано, игры на запоминание клавиш. | 1 |
6 | Клавиши До, Ре, Ми | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 2 |
7 | Клавиши Фа | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 1 |
8 | Клавиши Соль, Ля | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 2 |
9 | Клавиша Си | Знакомство со звуками, нахождение правильной клавиши, используя любые пальцы правой кисти. Игра песенок-попевок. | 1 |
10 | Нотоносец. Ключи. Нотки Соль, Фа | Знакомство с нотным станом, нотной тетрадью, скрипичным ключом, написанием скрипичного ключа и ноток Соль и Фа. | 2 |
11 | Играем по нотам. Нотка До | Исполнение песенок-попевок с нотой До по нотам, нахождение её среди других нот. | 1 |
12 | Играем по нотам. Нотки Ре и Си. | Исполнение песенок-попевок с нотами Ре и Си по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
13 | Длительности нот | Знакомство с различными длительностями нот. Четвери, Восьмые, Половинные, Целые ноты, их написание, работа с нотной тетрадью. | 2 |
14 | Нотки Ля и Ми | Исполнение песенок-попевок с нотами Ля и Ми по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
15 | Длительности нот | Закрепление длительностей нот, их счет и написание. Игры с пальчиками. | 2 |
16 | Нотки Фа и Соль. | Исполнение песенок-попевок с нотами Фа и Соль по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
17 | Знаки альтерации | Знакомство с написанием и изменением звучания при диезах и бемолях. Знакомство с бекаром. | 2 |
18 | Нотки на добавочной линейке. | Игры с нотами, ноты на добавочной линейке, их написание и название. | 2 |
19 | Выступление перед родителями | Закрепление полученных знаний. | 1 |
20 | Игра с клавишами | Нахождение правильной клавиши соответствующими пальцами. | 2 |
21 | Паузы | Счет, написание пауз, работа в нотной тетради, разыскивание пауз в нотах. | 1 |
22 | Играем 2, 3 и 4 пальцами. | Разучивание по нотам детских песенок, используя 2, 3 и 4 пальцы правой руки. | 2 |
23 | Интервал терция. | Беседа об интервале, игра одновременно двумя пальцами интервала терция | 2 |
24 | Нотки Ля, Си, До | Исполнение песенок-попевок с нотами Ля, Си, До по нотам, нахождение их среди других нот. | 2 |
25 | Играем 1, 2, 3 и 4 пальцами. | Разучивание по нотам детских песенок, используя 1, 2, 3 и 4 пальцы правой руки. | 2 |
26 | Динамические оттенки. | Продолжить подробно знакомить с оттенками, обозначением их в нотах, подвижные игры. | 2 |
27 | Играем всеми пальцами. | Разучивание музыкального произведения одной рукой. | 2 |
28 | Нотки До, Ре, Ми левой рукой. | Учимся играть левой рукой. | 2 |
29 | Выступление перед родителями | Закрепление полученного материала. | 1 |
30 | Штрихи | Беседа о штрихах и о том, как они обозначаются в нотах. Работа с нотной тетрадью. | 1 |
31 | Играем стаккато | Пробуем играть стаккато. Музыкальные игры. | 2 |
32 | Играем легато. | Приемы исполнения легато. Игра с угадыванием приема извлечения звука на фортепиано | 2 |
33 | Играем нон легато. | Приемы исполнения нон легато. Разучивание репертуара. | 2 |
34 | Нота с точкой | Обозначение ноты с точкой в нотах, счет, беседа о долготе звука. Работа с нотной тетрадью. | 2 |
35 | Играем двумя руками. | Слушание музыкального произведения, выбор, разучивание двумя руками. | 4 |
36 | Работа над репертуаром | Игра двумя руками. Отработка пальцев, штрихов, пауз, динамических оттенков. | 8 |
37 | Выступление перед родителями | Показ полученных знаний. | 1 |
Итого: 72 занятия (36 часов)
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Донотный период- освоение упражнений и песенок для игры без нот.
Вторая часть – знакомство с нотной грамотой.Освоение игры на фортепиано отдельно каждой рукой и двумя руками. Обучение игре разными штрихами. Знакомство с интервалами, динамическими оттенками, разными ритмическими рисунками.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1.Кабинет для проведения индивидуальных занятий.
2. Музыкальный инструмент фортепиано.
3. Нотная литература для начальной ступени обучения.
4. Методические разработки и рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«Музыкальный учебник для детей» [Текст] / М.Е. Белованова – М.: Феникс, 2010.
«Новая азбука игры на фортепиано» для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Учебно-методическое пособие под редакцией С.А. Барсуковой изд.»Феникс» Ростов-на-Дону, 2015 г.
«Веселая музыкалочка» Ю.Фролова изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2013г.
Интернет -ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию»
Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ...
« Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »
Методическая разработка « Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию »...
Конспект музыкального занятия для детей среднего дошкольного возраста с использованием элементов программы Т. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Суть идеи – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Цель: доставить детям удовольствие от общения с музы...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения элементарному музицированию»
Представленный опыт работы музыкального руководителя высшей квалификационной категории Сорокиной Н.Л. посвящен теме «Формирование певческих навыков у детей старшего дошкольного возр...
Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет
Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...
Программа кружка по элементарному музицированию «Веселый оркестр» для детей 5-7 лет
Основой для данной программы являются программы «Этот удивительный ритм» И.Каплуновой и И.Новоскольцевой и «Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э. Тютюнниковой,...
Образовательная деятельность в рамках самообразования по теме: «Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством обучения элементарному музицированию.
Музыкальное занятие для детей 6-7 лет« Как дети музыку искали»...