Самообразование "Игра - экспериментирование как средство формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (старшая группа)
Самообразование "Игра-экспериментирование как средство формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2023-2024.docx | 26.51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Самообразование»
Тема: «Игра-экспериментирование как средство формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста»
2023-2024
Актуальность:
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
«Чем больше ребѐнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своѐм опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семѐнович Выгодский. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития. Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Цель:
- Повысить свой профессиональный уровень
- Помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования
- Изучить методическую литературу по данной теме
- Пополнять экологический уголок
Задачи:
- Углублять представления о живой и неживой природе
- Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов
- Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира
- Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни
- Создание картотеки экспериментов и опытов
Взаимодействие с родителями:
Подготовка консультаций для родителей по следующим темам:
- «Ребенок - исследователь в детском саду»
- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
- «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка».
- Памятка для родителей «Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание |
Сентябрь Волшебница - вода | 1 | «Детская лаборатория» | Уточнить представления о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство). Дать представления о правилах поведения в детской лаборатории |
2 | «Свойства воды. Плавающая рыбка» | Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, запаха, форму). Познакомить новыми свойствами: вода отталкивает мыльные жидкости. | |
3 | «Вода-растворитель. Очищение воды» | Выявить вещества, которые растворяются в воде, познакомить со способом очистки воды – фильтрованием. | |
4 | «Непотопляемая бумага, бумажная крышка» | Продолжать знакомить со свойствами воды и воздуха, опытным путем, дать возможность увидеть может ли воздух защитить бумагу от воды. | |
Октябрь «Горы, камни и песок» | 1 | «Круговорот воды в природе» | Опытным путем показать детям круговорот воды в природе, разное состояние воды. |
2 | «Песок – природный фильтр» | Познакомить детей со свойством песка (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду). | |
3 | «Камни. Какими бывают камни» | Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями. Учить классифицировать камни по разным путям | |
4 | «Что такое горы» «Вулкан» | Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Систематизировать знания детей о вулкане; показать химическую реакцию соды и лимонной кислоты; развитие познавательной активности детей. | |
Ноябрь «Воздух» | 1 | «Прогулки невидимки» | Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом |
2 | «Воздух невидим» | Доказать, что банка не пустая, в ней находится невидимый воздух | |
3 | «Воздух есть везде» | Доказать, что воздух находится не только вокруг нас, но и в разных предметах. | |
4 | «Воздух помогает рыбам плавать» | Рассказать, как плавательный пузырь, заполненный воздухом, помогает рыбам плавать. | |
Декабрь «Магнит» | 1 | «Магниты» | Дать детям первоначальное представление о магнитах. Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием |
2 | «Притягивание через предметы» | Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. | |
3 | «Как человек использует магниты» «Когда магнит вреден» | Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком. | |
4 | «Рисует магнит или нет» | Познакомить детей с практическим применением магнита в творчестве. | |
Январь «Снег и лед» | 1 | «Замерзание жидкостей» | Познакомить с разными жидкостями, выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей. |
2 | «Почему снег греет?» | Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания. | |
3 | «Лед и соль» | Развивать внимание, наблюдательность, интеллектуальные способности у детей | |
4 | «Откуда берётся иней?» | Дать детям доступное объяснение происхождения осадков. | |
Февраль «Растения» | 1 | «Растения» | Формировать умение различать семена различных растений. |
2 | «Способы размножения растений» | Познакомить с различными способами размножения растений: черенками, листьями, отводами, «детками», делением куста. | |
3 | «Хитрые семена» | Познакомить со способами проращивания семян в различных условиях | |
4 | «Лабиринт» | Установить, как растение ищет свет | |
Март «Дерево» | 1 | «Тонет - не тонет» | Знакомство со свойствами коры дерева |
2 | «Посадим деревце» | Дать детям понятие - что растение добывает воду через корневую систему | |
3 | «Есть ли у растения органы дыхания?» | Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании. | |
4 | «Почему осенью опадают листья?» | Помочь установить зависимость роста растений от температуры и влаги. | |
Апрель «Разное» | 1 | «Исчезающий мелок» | Познакомить со свойствами мела |
2 | «Цветное молоко» | Познакомить со свойствами молока и моющего средства для посуды | |
3 | «Секретное письмо» | Выявить с помощью нагревания, как проходит процесс появления слов на бумаге. | |
4 | «Яйцо утонет или всплывет?» | Продолжать развивать познавательную активность в процессе экспериментирования | |
Май «Разное» | 1 | «Тайный похититель варенья» | Объяснить и показать, что на пальцах есть отпечатки пальцев |
2 | «Заплесневелый хлеб» | Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия | |
3 | «День и ночь» | Объяснить детям, почему бывает день и ночь | |
4 | Отчет о проделанной работе по самообразованию за учебный год (в виде презентации) |
Что дает экспериментальная деятельность?
Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе.
У него просыпаются инициатива, способность преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность придти ему на помощь. Опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера.
Главное, создать воображение ребенка целостные живые образы разных уголков Земли и окружающего мира.
В ходе работы в специально подготовленной среде, дети:
- Проявляют активный интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации;
- Задают вопросы: почему? Зачем? Как?;
- Стремятся объяснить факты, связи, используя в речи обороты «потому что…»;
- Проявляют интерес к познавательной литературе;
- Умеют выражать свои мысли, формулировать представления об окружающем мире, событиях;
- Применяют свои знания в жизни.
Заключение:
Изучив методическую литературу по данной теме, я значительно повысила свой профессиональный уровень. Посредством опытов и экспериментов дети смогли раскрыть перед собой удивительный мир экспериментирования. Для развития познавательной активности детей в свободной деятельности я использовала опыты. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т.д
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться, менять цвет и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д
Во время проведения опытов дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать? », обращаться с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет если, учатся сравнивать два состояния одного и того же объекта и находить не только разницу, но и сходство. Тем самым мы развиваем у детей любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решения проблемных ситуаций.
Список литературы
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.
- Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.
- Дошкольное воспитание №2, 2000 г.
- Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.
- Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.
- Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004
- Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2
- Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб, 1998.
- Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устное народное творчество, как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В современном обществе общение приобретает новое качество: информационные технологии вытесняют " живую" речь, поэтому, так важно научить ребёнка общаться, успешность адаптации личности...
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
Опытно-исследовательская деятельность как средство формирования элементарной экологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Министерство образования Московской области____________________________________________________________Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ...
Задачи и содержание работы по формированию коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста Журнал «Дошкольное образование»
Дошкольный возраст — период активного познания мира и человеческих отношений. Чем младше ребенок, тем больше влияния можно оказать на его чувства и поведение. Осознание критериев морали происходит нам...
Статья "Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников....
Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...
Консультация "Театрализованная игра как средство формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста"
Театр – особая среда для развития творческих и коммуникативных способностей детей. Это ключ к нравственному развитию ребёнка, который открывает новую грань деятельности, приобщает не только к ис...