Статья "Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста"
статья
В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_issledovatelskiy_proekt.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Смирнова Т. П.,
воспитатель МАДОУ детский сад 15,
Красноуфимский ГО
Аннотация: В статье описывается методика работы с детьми старшего дошкольного возраста по организации исследовательского проекта. Данная форма позволяет формировать познавательные способности у дошкольников.
Исследовательский проект как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Познавательно – исследовательская деятельность – форма активности ребёнка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания, способствующая формированию целостной картины мира.
Познавательная деятельность заключается, не только в пассивном запоминании и воспроизведении информации, сколько в поиске и целенаправленной творческой переработке. В связи с этим познавательно-исследовательская и проектная деятельность представляется особенно актуальной. Самостоятельное получение нового знания – это и есть исследование, а использование уже имеющихся знаний в реальной жизни, чтобы сотворить нечто важное и интересное – это и есть проект.
Исследование и проект предполагают прогнозирование достижимого результата деятельности и требуют умения последовательно и продуктивно двигаться к намеченным целям. Поэтому и этапы работы над ними одни и те же: выявление проблемы, выбор темы исследования, определение цели и задач исследования, составление предварительного плана исследования, проведение эксперимента, результаты исследования, презентация проекта.
Таким образом, исследовательский проект – это исследование какой – либо проблемы по правилам научного исследования.
Первый этап исследовательского проекта предполагает создание ситуации, в ходе которой ребёнок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи – проблеме. Например, накануне Нового года шла подготовка к празднику. В ходе новогодних мероприятий у девочки возник вопрос: «А как отмечают Новый год в Турции?». Услышав этот вопрос другие дети, тоже заинтересовались и спрашивали про Новый год в других стран. Возникла проблема: дети не знают, как люди других стран встречают Новый год. Поддержав детскую инициативу, решили организовать исследовательский проект, который получил название «Новый год по-разному!». Так определили тему исследования. Поставили цель исследования и исследовательские задачи. Цель исследования: как отмечают Новый год люди других стран? Исследовательских задачи несколько.
На втором этапе мы с детьми приступаем к реализации проекта, то есть отвечаем на поставленный вопрос, используя методы исследования. Основными методами исследования является «Спросить у взрослых», «Понаблюдать», «Посмотреть в книгах», «Подумать самостоятельно», «Провести эксперимент», «Посмотреть по телевизору», «Получить информацию с помощью компьютера». Это план исследования. Применив в ходе реализации проекта эти методы исследования, узнали, как люди встречают Новый год в разных странах.
Результаты исследовательского проекта занесли в специальный лист бумаги, который помогает зафиксировать и запомнить этапы работы, и результаты исследования. Полученную информацию изобразили с помощью различных символов и картинок. Называется этот лист – пиктограмма. Опираясь на эту пиктограмму, легко запомнили ход выполнения проекта и постепенно освоили алгоритм поиска ответа на любой вопрос. При этом есть правило, которое необходимо помнить каждому взрослому: без помощи родителей или педагога ребёнку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить пиктограмму и сделать записи. Но взрослые должны помнить о том, что автором проекта является ребёнок, поэтому они должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребёнка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовал каждый этап оформления проекта.
Третий этап – это презентация проекта. Презентацией нашего проекта стали наши рассказы детей на тему «Новый год в Турции!», «Новый год в Китае!», «Новый год в Англии!» и т.д. Дети рассказали друг другу и своим родителям о том, как встречают люди Новый год в других странах мира.
Представление проекта имеет большую значимость для социального развития ребёнка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.
После презентации проекта работа с проектами не заканчивается. Совместно с детьми организуется выставка проектов. В конце придумываем различные задания для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектом. По окончании выставки проекты включаются в библиотеку группы детского сада, сшиваются в книжку и находятся в свободном доступе.
Таким образом, пришли к выводу, что исследовательский проект позволяет включить ребёнка в собственный исследовательский поиск. Данная деятельность включает в себя полный цикл исследовательской деятельности – от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Она позволяет научить ребёнка наиболее рациональному варианту поиска информации.
Проектно-исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, а также развивает у ребёнка познавательные способности.
Литература
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 64 с.
- Савенков А. И., Мнтодика исследовательского обучения дошкольников – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2010. – 128с.
- Толстикова Л. Н., Савельева О. В., Иванова Т. В., Овчинникова Т. А., Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие.- Екатеринбург: ИРО, 2013. -199с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Выступление на РМО по теме: "Экспериментирование, как средство формирования познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста".
Желание получить новые впечатления, постоянно что-то наблюдать, экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем его мире, вот те черты, которые характеризуют каждого...
Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым. Именно этот возраст является наиболее благоприятным...
Проект «Создание мультфильмов как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста»
Проект направлен на создание условий для развития познавательного интереса в процессе создания мультипликационного фильма с детьми старшего дошкольного возраста. Задачи проекта:-изучить пси...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...
***Проект "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАВоспитатель: Концова Ольга Юрьевна...