Проектно-тематическое планирование в средней группе тема: « Зимушка-зима»
проект (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka_23.docx | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно - тематическое планирование средняя группа № 5 ГБДОУ ЦРР №:60 Приморского района г. С-Петербург
Тема: «Здравствуй, Зимушка – зима!»
Составила воспитатель: Корсакова Е.Н.
Тип проекта: творческий, познавательно - исследовательский
По количеству участников: коллективный.
По контингенту участников: смешанный (дети, родители, педагоги).
По продолжительности: среднесрочный 2-3 недели
Актуальность проекта.
Актуальность темы: Все дети любят зиму, но не задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега.
Данный проект позволит предоставить детям возможность в течение некоторого времени работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, мы можем обогатить имеющиеся у них знания и навыки, дать детям возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект « Здравствуй, Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, работать в коллективе.
.
Виды детской деятельности.
- Игровая;
- Коммуникативная;
- Познавательно – исследовательская;
- Продуктивная;
- Трудовая;
- Музыкально – художественная;
- Чтение
Цель: Формирование у детей активного интереса к окружающей природе, ознакомление с особенностями сезонных явлений природы.
Задачи:
- Знакомить с явлениям неживой природы (снег, метели, морозы, сильные ветра, свойствами снега (белый, пушистый, хрустящий;
- Расширять и углублять знания и представления детей о зимнем времени года;
- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
- Показать конкретные способы экспериментирования и исследования объектов природы;
- Развивать наблюдательность, продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации;
- Вызывать желание играть на улице в зимние виды игр, воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду;
- Способствовать вовлечение семьи в процессе реализации проекта, укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни;
- Воспитывать бережное отношение к природ;
Методы: наглядный, словесный, практический.
Виды совместной деятельности: Познавательная деятельность Речевая деятельность Художественно-творческая деятельность Социально-коммуникативная деятельность Игровая деятельность Работа с родителями Двигательная
Формы организации детей:
индивидуальная, в малых подгруппах, фронтальная.
Итоговое мероприятие:
Изготовление родителями наглядных пособий для совместной деятельности;
Образовательные области | Центры активности | Занятия | Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей | Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей | Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами | |
Социально- коммуникативное развитие | Сбор
Центр «Театрализации» Центр «Драматической игры» | Вводная беседа «Что мы знаем о зиме?»: Цель: формировать представление о зиме активизировать знания детей по теме. Беседа «Как животные подготовились к зиме», «Покормите птиц зимой». «Что зимой бывает?» Цель: формировать представление о зиме, как времени года. Активизировать слова: снег, зима, мороз, холодно. Пальчиковые игры: «Зимой», «Мы во двор идём гулять», «Снежок», «Санки лыжи и коньки» Коммуникативные игры: «Угадай, кто позвал» «Много нас» Загадки и отгадки о зиме. Игры – драматизации по сказкам «Рукавичка», «Заюшкина избушка» Цель: вовлечь в игровую ситуацию, развивать воображение при помощи театра картинок, пробудить эмоциональный отклик у детей. Инсценировка стихотворения «Как на тоненький ледок» Сюжетно - ролевая игра: «Собери куклу на прогулку», Цель: формировать представление детей о том, как нужно одеваться зимой | Общение на тему: «Что я видел по дороге в детский сад» (отметить изменения в продолжительности дня и ночи) «Во что одеты люди зимой». « Не стой там, где висят сосульки». О временах суток. – Короткий день и долгая ночь зимой. Совместный просмотр иллюстраций: Фотоальбомы "Зимние забавы" Дидактические речевые игры «Когда это бывает?» Цель: закрепить знания о времени года- зима. «Подбери слова», «Доскажи словечко», «Узнай и назови», «Что бывает зимой?» «Найдем волшебные слова» Театрализованные игры: «Снеговик ищет друга» «Снежный колобок» Цель: Создать у детей доброе, позитивное настроение от участия в игре. Порадовать детей, вызвать эмоциональный отклик на сюжет Сюжетно -ролевая игра: «Поликлиника» «Поездка в лес», «Семья» | Картины «Зима», «Птицы на кормушке» «Катание на санках», Иллюстрации: «Снег идет», «Зима в лесу» «Елочка- красавица»
Мнемотаблицы для запоминания стихов: «Зима» «Дед Мороз» «Мама елку наряжала» Костюмы, маски- ободки для инсценирования сказок Белый халат, шапочка, атрибуты для С.Р. игры «Доктор» Атрибуты для С.Р. игры «Семья» | Привлечение родителей к подбору иллюстративного материала по теме «Зимушка-зима» Совместное оформление фотовыставки «Не боимся мы мороза | |
Речевое развитие | Центр «Литература» | Чтение и обсуждение рассказов из серии «Про мальчика Стобеда»: «Почему Стобед попал в больницу». Рассматривание картины «Зима». Цель: активизировать словарь по теме « Зима». Упражнять в составлении предложений при описании картины. Развивать внимание. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Чтение стихотворения: И. Суриков «Зима» Цель: воспитывать умение слушать новые произведения; предоставлять возможность договаривать слова и несложные фразы из стихотворения. Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт», Цель: Познакомить детей с содержанием рассказа. Учить слушать и следить за развитием действий, отвечать на вопросы по содержанию рассказа, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада, Описание зимней одежды». Цель: Учить правильно, называть предметы зимней одежды, знать их назначение, развивать умение описывать одежду. Задачи: Совершенствовать грамматический строй речи: образование форм множественного числа существительных, активировать речевую деятельность детей. | Дидактическая игра: с предметными картинками. Цель: продолжать учить классифицировать предметы по различным признакам, использовать в речи обобщающие слова, активизировать и обогащать словарь. Рассматривание сюжетных картин, составление рассказов; «Зимний лес», «Зимние забавы». Речевые игры: «Доскажи словечко» «Когда это бывает?» «Подбери рифму» «Закончи предложение» Д/игры: «Найди пару», «Разрезные картинки». «Подбери картинку», Дыхательные упражнения: «Сдуй снежинку», «Чья снежинка улетит дальше?» « Веселые вертушки» Рассматривание репродукции картины И.А. Попова «Первый снег»: Цель: Развивать связную речь, умение рассказывать о том, что изображено на картине, выражать возникающие у них эмоции. Изготовление книжек –самоделок: «Веселый праздник- Новый год» « Приметы зимы» «Птицы зимой» Д/игры: Какой, какая, какое», «Речевые круги» « Что изменилось?», «Что забыл нарисовать художник?», «Какой, какая, какое», «Когда это бывает?» | Детская литература: «Как на тоненький ледок», «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Бурсов «Снежинки», Я. Аким «Первый снег», С. Дрожжин «Улицей гуляет…», И. Никитин «Встреча зимы», К. Бальмонт «Снежинка». Иллюстрации: «Зимующие птицы», «Зима», «Кто, где зимовать будет», «Зимняя кладовка животных». Картинки для книжек самоделок. Д/игры «Какой, какая, какое», «Речевые круги» «Что изменилось?», «Что забыл нарисовать художник?», «Какой, какая, какое», «Когда это бывает?» Набор сюжетных картинок для составления рассказов. Мнемотаблицы для разучивания стихотворений « Дед Мороз» «Мама ёлку наряжала» «Белый снег» Коллекция старых почтовых новогодних открыток | Консультации для родителей на стенде информации «Для чего нужны пальчиковые игры?», «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?» Подбор материалов по теме проекта. | |
Познавательное | Центр «Манипулятивно- математический» Центр «Наука и природа» Центр « Песок- вода» | Математическая игра: "Составь предмет" Цель: упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур). Используя схемы Игра "Ищи и находи" Цель: учить находить в комнате предметы разной формы по слову-названию; развивать внимание и запоминание. Игра « Рукавички для ребят» Цель: учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значение слов по много, поровну, упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руки. Дидактическая игра «Угадай цифру». Цель: закрепить умение находить и называть определенное количество предметов , формировать умение соотносить цифру с количеством предметов. «Нарисуй и повтори». Задачи: развивать тонкие движения пальцев рук, зрительное восприятие, пространственное расположение, терпение, усидчивость, творческие способности. Иллюстрации на тему «Зима - время года» Цель: расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы, формировать представление о простейшей взаимосвязи между предметами и явлениями окружающего мира, делать простейшие общения. «Зимующие птицы», Цель: формирование представлений о зимующих птицах и роли человека в их жизни. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время Опыты и эксперименты со льдом и снегом, «Как снег становится водой». «Что быстрее тает» наблюдение за сосульками « Сколько воды получится из снега» «Чистый снег-грязная вода» Игры: - Необыкновенные следы; - Отпечатки; - Песочные прятки; Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. | Дидактические игры: «Бусы для ёлочки» Цель: формировать умение группировать геометрические фигуры по двум свойствам (цвету и форме), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.
Дидактические игры: «Угощение для кукол». Цель: сформировать умение распределять предметы в группы по цвету на основе материализованного образца, закреплять умение определять и называть цвета. . Игра «Рисуем палочками» Цель: развитие у детей мелкой моторики. «Сконструируй». Задачи: Развивать тонкие движения пальцев рук, творческие способности, усидчивость. Ежедневно фиксировать свои наблюдения Наблюдение за явлениями природы, типичными для зимы (иней, снег, метель, гололед). Цель: продолжать знакомство с природными явлениями. Волшебница зима» Цель: Расширять представления детей о том, что вода в мороз превращается в лёд, сосульки, снег, а в теплом помещении тает. Беседа: «Кто, где зимовать будет», «Зимняя кладовка животных». Исследование снега формировать понятие о свойстве снега (состоит из снежинок, холодный, пушистый, мягкий); снег тает на теплой руке и в теплой комнате); развивать внимание, наблюдательность, речь «Угадай, что спрятано в песке» Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию. «Песочные строители». «Узоры на песке». Цель: развитие зрительно-моторной координации, воображения. | Блоки Дьенеша Схемы для работы с палочками Кюизенера Счетные палочки Дидактические игры: «Число и цифра» « Собери бусы» « Повтори узор» Разрезные картинки Геометрический трафарет Цветные счетные палочки схемы Набор цветных резиночек Схемы для игры с резиночками Настольно-печатные игры: «Подбери картинку» «Чей домик?» «Чей малыш?», «Дикие и домашние животные» «Найди пару» «Разрезные картинки» Картины «Зима», «Птицы на кормушке» «Катание на санках» Иллюстрации: «Зимующие птицы» «Зима», «Кто, где зимовать будет» «Зимняя кладовка животных» Картографы: «Как снег становится водой». «Что быстрее тает, снег-лёд» Природный материал: камешки, шишки и др. Картинки, сказочные персонажи, Миниатюрные фигурки. | Консультации для родителей о способах наблюдения за природными явлениями во время зимних прогулок. | |
Художественно- эстетическое развитие | Центр « Искусство» | Рисование «Снежинки за окном» Цель: выполнение композиции «Снежинки за окном» в нетрадиционной технике» Лепка: Тема: «Зайчик» Цель: закрепить приемы лепки и соединения частей. Тема: «Снегири на ветке» Цель: формировать интерес детей к работе с пластилином. Учить передавать в лепке образ птицы, передавая форму частей тела (головы, клюва, хвоста, крыльев). Аппликация: Тема: «Снеговик» Цель: научить изготовлять аппликацию по теме «Снеговик» из ватных дисков. Тема: «Елочка» Цель: закреплять умения работать ножницами с цветной бумагой, создавать изображение ели из треугольников. Лепка «Первые снежинки». Закреплять умение раскатывать пластичную массу круговыми движениями. Учить украшать изделие декоративными налепами. «Зимний пейзаж» Цель: формировать представление пейзажной живописи. Помочь детям создать образ деревьев и кустарников, покрытых снегом. | Рисование: « Морозные узоры» Цель: развивать воображение и творчество. Совершенствовать умения и навыки детей в рисовании. «Новогодняя игрушка» «Деревья в белых шапках» «Берёза», «Ёлочка» «Зайка в белой шубке» (оттиск жесткой кистью) Лепка: «Снеговик» Цель: формировать умение передавать образ снеговика (из пластилина). Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца. «Елочка» (пластилинография) «Крендельки-бараночки» (из соленого теста) Аппликация: «Деревья в снегу» «Ледяная избушка» «Мой друг снеговик» «Валенки Деда Мороза» «Рукавички»
«Ёлочка из ладошек» (коллективная аппликация) Новогодняя открытка для мамы. | Альбом для рассматривания «Времена года» Раскраски на тему «Зима» «Новый год» Новогодние иллюстрации. П/карта для рисования : «Снежинка» «Берёза», «Ёлочка» Творческие игры: « Укрась ёлочку» «Зимний пейзаж» Старые почтовые открытки Иллюстрации с изображением зимних пейзажей. | ||
Физическое развитие | Центр «Конструирования» Центр «Физкультуры» | Конструирование изготовление поделок из бумаги «Снежинки», «Снеговик». Конструирование из деревянных блоков: «Зимовье для зверей» «Горка», «Лесенка» Конструирование из настольного конструктора «Саночки» Построим башню», «Заборчик», «Домик для снеговика» Цель: Учить строить горку, приставляя детали (кубики, призму, кирпичик) друг к другу, делать постройку устойчивой. Ежедневное проведение утренней гимнастики, бодрящей гимнастики. Динамических пауз. физкультминуток. | Игры со строительным материалом: постройка домика: учить детей соединять детали конструктора вертикально и горизонтально, отражать в работе свои представления о постройках, воплощать игровой замысел, желание обыгрывать, постройки используя игрушки. Конструирование из бросового материала «Избушка Деда Мороза» (коллективная работа) Подвижные игры: «На земле лежит снежок », «По ровненькой дорожке», «Прокати снежок», «Достань снежинку», «Зайка беленький сидит» Цель: Упражнять детей в беге, развивать физические качества (скорость, выносливость, ловкость и.т.д.), формировать у детей потребность в двигательной активности | Схемы для конструирования . Игрушки для обыгрывания построек Настольный деревянный конструктор. Коробки для конструирования из бросового материала Спортивный инвентарь, атрибуты, маски для проведения игр. | Осторожно гололед», «Как одеть ребенка на прогулку зимой», Привлечение помощи родителей к постройке снежного лабиринта, | |
. | Наблюдения: Наблюдение за состоянием погоды. Наблюдение за снегом (сыпучий, мягкий, липкий). Наблюдение за явлениям природы, типичными для зимы (иней, сосульки , гололед, метель). Наблюдение за деревьями на участке. Рассматривание заснеженных деревьев: продолжать знакомить детей с разнообразием растительного мира, учить видеть красоту зимней природы, формировать представление о зиме Наблюдение за зимующими птицами, прилетающими к кормушке Наблюдение за людьми в зимней одежде: продолжать знакомить детей с особенностями зимней погоды. Рассматривание снежинки, опыты со снегом: продолжать знакомить детей со свойствами снега, Наблюдение за ветром Цели: формировать представление о том, что зимой ветер холодный, учить определять наличие ветра, обогащать словарь (мягкий, колючий, холодный, теплый) - Экспериментирование со снегом: знакомить детей со свойствами снега, выявлять их при помощи несложных действий (в мороз снег не лепится, скрипит под ногами, становится пушистым). - Наблюдение за снегопадом: помочь детям увидеть красоту зимнего пейзажа, порадоваться зимней сказке, обратить внимание на то, как идет снег (валит, падает), как выглядит снежный покров. - Рассматривание следов на снегу: продолжать знакомить детей со свойствами снега, пояснить, почему на снегу остаются следы разнообразной формы, предложить догадаться, кто оставил те или иные следы -Наблюдение за снежной тучей: формировать у детей представления о зимних яв¬лениях природы, предложить рассмотреть снеговую тучу, рассказать о том, что из снеговой темной тучи идет снег. - Деревья вокруг нас - Когда дует ветер», - После снега Беседы: Беседа: «Как узнать зиму?» Цель: Обобщать и расширять знания детей о типичных зимних явлениях. Беседа «Морозные деньки» Цель: Формировать представление о временах года: зима; связях между временами года и погодой; называть основные приметы зимнего периода. Беседа «Что нового и интересного вы видели по дороге в детский сад?» Цель: учить детей составлять рассказ по личным наблюдениям. Беседа «Как зимуют птицы» Цель: Способствовать развитию связной речи. Беседа по ЗОЖ. Проблемная ситуация «Чистый ли снег?» Дидактические игры: «Какое время года», «Так бывает или нет?», «Что это за птица», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку», «В зимней столовой», «Собери снеговика», «Наоборот», «Что прячется за сугробом». Подвижные игры: «Зайцы и волк», «Ледяные фигуры», «Два мороза», «Остановись возле снежка», «Снежная баба», «Передай снежок», «Ветерок», «Заяц», «Зимушка –зима», «Снежная карусель» ,«Снег, лед, кутерьма», «Снежки», «Не будите медведя». Цель: учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу воспитателя. учить прислушиваться к взрослому, выполнять движения в соответствии с текстом; развивать воображение. «Найди свое место»: формировать у детей умение подчиняться прави¬лам, ориентироваться в пространстве, обогащать двигательный опыт дете «Лохматый пес»: учить детей четко проговаривать слова, действо¬вать в соответствии с текстом, стимулировать двигательную активность, обогащать двигательный опыт. «Мы топаем ногами»: познакомить детей с новой игрой, развивать коор¬динацию движений, умение действовать в соответствии с текстом игры. - «Найди игрушку»: познакомить детей с правилами игры, учить нахо¬дить игрушку по ориентирам, учить детей выступать в роли водящих, учить характеризовать расположение предмета. Игровое упражнение «Пройди - не упади»: учить детей двигаться по ледяной дорожке, передвигая ноги по льду, развивать мышцы ног, координацию движений. Труд: наводим порядок на участке: продолжать учить детей выполнять несложные трудовые поручений. - кормление птиц, - уборка сухих веток на участке, - уборка игрушек: поддерживать стремление детей к порядку, учить аккуратно складывать игрушки. -расчистка дорожек от снега, «окучивание» снегом деревьев, -расчистка кормушек и подкормка птиц. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Тема "Зимушка - зима".
Данное занятие помогает закрепить и обобщить знания детей о зиме, правилах безопасного поведения зимой....
Конспект НОД по экологии в средней группе. Тема: "Зимушка-Зима".
Закрепить представление детей о зимних явлениях. Расширить представления о жизни диких животных, растениях в зимнее время года. Формировать представления о пользе природных явлений для животных и бере...
Конспект НОД по речевому развитию в средней группе. Тема: «Зимушка-зима»
Программное содержание :Познавательное развитие: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме; уточнить признаки зимы. Закреплять знания о зимующих птицахРечевое развитие: Учить дет...
Конспект занятия по лепке в средней группе Тема: «Зимушка – зима»
Лепим с детьми снеговиков....
Календарно-тематическое планирование в средней группе "Здравствуй, Зимушка-зима"
Развитие умений устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы. Продолжать знакомство с зимними видами ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе № 10 Тема: «Зимушка - зима. Краски зимы»Вид НОД: комбинированный:...
Календарно - тематическое планирование в средней группе. Тема: Зимушка - зима. Зимние забавы.
Сроки реализации: с 15.01.2024 по 19.01.2024 г....