Мастер-класс: «Художественные произведения – путь к развитию нравственных чувств дошкольников».
методическая разработка по художественной литературе
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Алёнка» г. Советский»
(МАДОУ д/с «Алёнка»)
«Художественные произведения – путь
к развитию нравственных чувств дошкольников»
(мастер – класс)
Подготовила: Галиева Айсылу Фанавизовна
г. Советский, 2024 г.
На протяжении ряда лет углублённо работаю над развитием нравственных качеств у детей дошкольного возраста через художественную литературу.
Как ребенок может научиться моделям поведения? Так же, как и всему остальному: в основном, подражая тому, что он видит вокруг.
Цель: воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформировать у детей дошкольного возраста нравственные представления;
2. Научить оценивать поступки героев художественных произведений, делать соответствующие выводы;
3. Сформировать у детей представления о правилах общения со взрослыми и сверстниками;
4. Формировать бережное отношение к книге;
5. Воспитывать интерес к чтению художественной литературы
На основании опыта работы с детьми могу смело сказать, что средства массовой информации зачастую оказывают отрицательное действие в нравственном становлении характера детей. Все мы знаем в эпоху компьютерных игр и обилия игрушек дети все меньше и меньше интересуются художественной литературой. Однако не стоит забывать, что через художественную литературу ребёнок постигает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека.
Мы, воспитатели, должны быть компетентны в вопросах детского чтения, должен уметь использовать различные средства, приёмы, методы для того, чтобы сделать знакомство детей с литературой наиболее ярким и интересным.
Очень важно правильно подобрать художественные произведения, которые развивают нравственные качества детей.
Требования к подбору художественной литературы для чтения:
- учёт возрастных особенностей детей;
- отвечает задачам воспитания;
- занимательный сюжет;
- содержит выраженность позиции автора;
- имеет одну сюжетную линию.
Мастер-класс «Художественные произведения – путь к развитию нравственных чувств дошкольников».
Мир динамичен, постоянно меняется и сегодня уже сложно представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации.
В работе с детьми нужно активно применять возможности использования интерактивных технологий. Среди них особое внимание я решила уделить QR-коду. QR-коды являются одним из привлекательных способов использовать мобильные средства на занятиях с детьми. Знакомство детей с QR-кодом можно начать с познавательного мультфильма «Фиксики» «Штрих-код».
QR-коды можно использовать для картотек физкультминуток, различных гимнастик, для загадок. Распечатанные коды можно использовать в играх "Виртуальный чемоданчик", "Волшебный мешочек", "Интерактивная шляпа", "Мобильный кубик".
В каждом саду имеется книжный уголок, где дети любят проводить время, рассматривая интересные иллюстрации. И в моей группе дети с удовольствием берут книги, но только рассматривают картинки, т. к. не умеют читать. Я нашла выход из этой ситуации, прикрепив QR – коды на книги. Теперь дети могут прослушать любимую аудиосказку, рассматривая иллюстрации.
Детям настолько понравились игры с QR – кодами, что попросили дать им их домой. Я решила не просто раздать QR – коды домой, а зашифровать в них аудиосказки, при этом, не рассказывая о том, что я им даю. Я предложила им дома вместе с мамой и папой расшифровать QR – код и на следующий день рассказать, показать и нарисовать, кому что попалось.
Применение QR-кода в работе с дошкольниками вызывает у них большой интерес.
Игра «Волшебный сундучок».
Уважаемые коллеги, предлагаю вам с помощью QR-кода узнать художественное произведение и его автора. Возьмите по одному QR-коду и назовите художественное произведение и его автора. Для этого достаточно установить приложение сканер для чтения QR-кода.
1,2,3,4,5,6,
Расскажите какие художественные произведения спрятаны в QR-кодах?
Кто автор художественных произведений?
В своей работе для лучшего запоминания я использую игровую форму, и сейчас я предлагаю вам поиграть, выполняя предложенные задания. Надеюсь на вашу эмоциональную отзывчивость, заинтересованность и участие.
«Мозговой штурм».
- С какими художественными произведениями Самуила Яковлевича Маршака знакомят детей во второй группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет)?
Примерный перечень художественной литературы для реализации ФОП: Вторая группа раннего возраста (от 1 года до 2 лет)
Маршак С.Я. «Слон», «Тигренок», «Совята».
- Что читают детям 2 – 3 года из произведений С. Я. Маршака?
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Маршак С.Я. «Сказка о глупом мышонке»;
- Кто назовет программные произведения С.Я. Маршака второй младшей группы?
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет).
Маршак С.Я. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»), «Тихая сказка», «Сказка об умном мышонке»;
- Какие произведения С.Я. Маршака читают в средней группе?
Средняя группа (4-5 лет).
Маршак С.Я. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч», «Усатый-полосатый», «Пограничники»;
- О каком домашнем питомце читают в старшей группе?
Старшая группа (5-6 лет). Маршак С.Я. «Пудель»;
- С какой художественной литературой С. Я. Маршака знакомят детей 6 – 7 лет?
Подготовительная к школе группа (6-7 лет).
Маршак С.Я. "Рассказ о неизвестном герое".
Приходя в детский сад ребята начинают рассказывать свои художественные произведения, которые были в QR – кодах. Не хватает времени всем ребятам рассказывать. Я нашла выход из этой ситуации, сделать с ними «Книжную ярмарку – реклама книг». Дети старшей группы рисуют свои прослушанные художественные произведения. И мы с ними создаем мини-книжки. А дети подготовительной к школе группы создают мини-книжки сами.
«Книжная ярмарка – реклама книг».
Задача ярмарки – «продать (описать)» прочитанную книгу дома (родителями) с помощью рекламы (а в рекламе все средства хороши).
Вспомните, какая любимая книга у вас была в детстве… Предлагаю вам сделать рекламу вашей любимой детской книги. У вас на столах лежать листы бумаги и карандаши и фломастеры. Можете начинать, вам 2 минуты. А сейчас пусть каждый представить свою книгу.
Молодцы, как здорово получилось.
Сейчас мы немного отвлечемся и проведем шуточную рекламу.
«Шуточная реклама» .
Послушайте и назовите, кто из литературных и сказочных героев мог бы дать такие объявления. Назовите автора и название произведения.
1. Отмою всё!
(Мойдодыр, К. Чуковский «Мойдодыр»)
2. Доставка пирожков бабушке.
(Красная Шапочка, Ш. Перро «Красная Шапочка»)
3. Меняю избушку на курьих ножках в лесном массиве, без удобств на отдельную квартиру в городе с доплатой.
(Русская народная сказка, Баба Яга)
4. Несу золотые яйца. Дорого.
(Курочка Ряба, русская народная сказка «Курочка Ряба»)
5. Организую зимнюю рыбалку. Недорого.
(Лиса, русская народная сказка «Лиса и волк»)
6. Предлагаю услуги по выпечке хлебобулочных изделий любой сложности.
(Бабушка, русская народная сказка «Колобок»)
7. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами.
( Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
8. Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машину.
( А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
9. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение.
( Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключение Буратино»)
Молодцы. Справились шутками. Можно и с детьми провести шуточные рекламы свободное время.
Делюсь с вами QR-кодом сайтов художественных произведении для нравственного воспитания дошкольников.
Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность, мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели поведения и ценности жизни.
Рефлексия,
Уважаемые коллеги!
Подошло к концу время нашего общения.
Рефлексия:
У Вас на столах лежат стикеры: розовая, желтая.
Если было все понятно и интересно - поднимите розовую карточку.
Если понятно, но не очень интересно – поднимите желтую карточку.
И в конце своего мастер-класса, я хочу пожелать всем вам… А что, вы узнаете сами…. (Дарю QR-код в виде открытки – карточки)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие нравственного чувства у дошкольников"
Очень важно с ранного возраста формировать в ребенке человеческие ценности и идеалы, особое значение принадлежит родительскому поведению, так как родители служ...
Работа с родителями по теме Роль сказки в развитии нравственных чувств дошкольников.
СКАЗКА – средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории. Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, что...
Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...
Консультация для родитей. Влияние народного творчества на развитие нравственных чувств дошкольников. Календарные праздники.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательн...
ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
(1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы. (2 с...
Перспективный план работы по развитию нравственных чувств дошкольников и развитию речи вне занятий.
Работа с детьми и родителями по развитию речи и нравственных качеств у детей....
Мастер – класс «Художественные произведения-путь к нравственному развитию дошкольников».
Мастер – класс «Художественные произведения-путьк нравственному развитию дошкольников».Цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качес...