Мастер – класс «Художественные произведения-путь к нравственному развитию дошкольников».
материал (старшая группа)

Радионова Регина Владимировна

Мастер – класс «Художественные произведения-путь

к нравственному развитию дошкольников».

Цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников на основе включения их в систему социальных отношений посредством произведений художественной литературы.

Ход мастер-класса

Ведущий педагог приветствует участников. Предлагает всем стать в круг, и передавая сердечко произнести добрые слова или пожелание друг другу.

1.Педагог: Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить на вопросы при помощи поднятия рук. Скажите, кто из Вас удовлетворён воспитанностью детей своей группы? Кто удовлетворён воспитанностью своих детей? Кто с уверенностью скажет, что родители воспитанников всегда культурны и вежливы?

Вы знаете, работая в дошкольном учреждении, наблюдая за детьми и родителями, их взаимоотношениями, я заметила, что нередки случаи, когда родители не здороваются, не говорят до свидания, не обращаются к педагогам по имени и отчеству, сознательно говорят ребёнку неправду, не прилагают усилий по воспитанию у детей нравственных качеств: вежливости, честности, отзывчивости.

Это подтолкнуло меня к тому, что необходимо глубже рассмотреть вопрос социально-нравственного и личностного развития дошкольников, пробовать различные способы реализации воспитательных задач. Очень чётко сказал Рузвельт «Воспитывая человека интеллектуально и не воспитывая его нравственно – значит вырастить угрозу для общества».

Да, эта тема не нова, но проблема воспитания нравственной личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение, так как в настоящее время смяты нравственные ориентиры.

Огромное значение в данном вопросе играет художественная литература. Сегодня я попытаюсь показать положительные моменты своего опыта работы по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольников 4-6 лет средствами художественной литературы».

Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений. На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны моим воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею. Я не читаю детям сказки где не могу объяснить идею.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Художественные произведения-путь

к нравственному развитию дошкольников».

Цель: обогащение знаний педагогических работников по вопросу воспитания нравственных качеств дошкольников на основе включения их в систему социальных отношений посредством произведений художественной литературы.

Ход мастер-класса

Ведущий педагог приветствует участников. Предлагает всем стать в круг, и передавая сердечко произнести добрые слова или пожелание друг другу.

1.Педагог: Уважаемые коллеги, попрошу Вас ответить на вопросы при помощи поднятия рук. Скажите, кто из Вас удовлетворён воспитанностью детей своей группы? Кто удовлетворён воспитанностью своих детей? Кто с уверенностью скажет, что родители воспитанников всегда культурны и вежливы?

Вы знаете, работая в дошкольном учреждении, наблюдая за детьми и родителями, их взаимоотношениями, я заметила, что нередки случаи, когда родители не здороваются, не говорят до свидания, не обращаются к педагогам по имени и отчеству, сознательно говорят ребёнку неправду, не прилагают усилий по воспитанию у детей нравственных качеств: вежливости, честности, отзывчивости.

Это подтолкнуло меня к тому, что необходимо глубже рассмотреть вопрос социально-нравственного и личностного развития дошкольников, пробовать различные способы реализации воспитательных задач. Очень чётко сказал Рузвельт «Воспитывая человека интеллектуально и не воспитывая его нравственно – значит вырастить угрозу для общества».

Да, эта тема не нова, но проблема воспитания нравственной личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение, так как в настоящее время смяты нравственные ориентиры.

Огромное значение в данном вопросе играет художественная литература. Сегодня я попытаюсь показать положительные моменты своего опыта работы по теме: «Воспитание нравственных качеств дошкольников 4-6 лет средствами художественной литературы».

Работая с дошкольниками, мы много читаем, рассказываем, рассматриваем. Но задумываемся ли мы о содержании предлагаемых произведений. На мой взгляд, самое главное, это подбор литературных произведений, которые доступны моим воспитанникам, имеют глубокий смысл и содержательность, предлагают детям возможность получить нравственный урок, сформулировать идею. Я не читаю детям сказки где не могу объяснить идею.

Я смело могу озвучить первое правило своей работы. (Правило крепится на мольберт).

1 ПРАВИЛО: Подбирайте содержательные литературные произведения, при необходимости сокращайте, упрощайте, уточняйте отдельные моменты текста.

2.Педагог предлагает участникам игру«Сказка и идея».

Три подгруппы участников: по предложенным названиям сказок формулируют к ним идею.

1. «Царевна-лягушка».

2. «Маша и медведь».

3. «Красная шапочка».

После обмена мнениями подбирают сказки или рассказы к предложенной идее.

1. Будь вежлив, уважителен, внимателен.

2. Слушай и уважай старших.

3. Говори правду, не обманывай.

2 ПРАВИЛО: Озвучивайте детям смысл, главную идею художественного произведения.

3. Ни для кого не секрет, что особый вклад в воспитание нравственных качеств вносят поговорки, короткие стихи, потешки и прибаутки, которые поучительны для детей. На их примере дети ярко видят и учатся отличать хорошее или плохое, правильное или неправильное.

Послушайте стихотворение Э. Мошковской «Кислые стихи».

Встало солнце кислое,

Смотрит – небо скисло,

В кислом небе

Кислое облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие,

И жуют ужасное

Кислое мороженое…

Даже сахар кислый!

Скисло всё варенье!

Потому что кислое было настроение.

Как вы думаете, от кого или отчего зависит ваше настроение? А от вас оно зависит? Как можно его улучшить, изменить, подсластить?

Игра «Мешочек чувств». Педагог говорит, что утром, проснувшись, мы спокойны, настроены на хороший лад, улыбаемся (она кладёт в прозрачный мешочек пёрышки). Начался обычный день… У Вас убежал кофе, порвались колготки, на повышенном тоне ответил ребёнок, опаздываете на работу, на улице нет освещения (педагог кладёт камушки в тот же мешочек). Что происходит? В мешочке тяжесть, это Ваша обида и злость. Мешочек потерял форму. (Тяжёлый мешочек передаётся участниками по кругу). И такое же душевное состояние у Вас. Обида, злость, неприятность остались у Вас внутри грузом. И как с ним справиться? Один выход – выбросить! Но как? Забыть об этих мелочах, переключиться, подумать о важном, глобальном (педагог достаёт камушки из мешочка). Какой мешочек? Легкий, воздушный, не обременённый. И у Вас будет такое же состояние. Попробуйте, получится. Мы останавливаем своё внимание на мелочах, а это того не стоит. (Лёгкий мешочек передаётся участниками по кругу).

У меня бывают грустные моменты в жизни, но придя на работу и увидев улыбки детей, ощутив поддержку коллег и понимание родителей, все обиды отдаляются. Запомните, Ваше настроение и состояние зависит только от Вас. Улыбнитесь (Звучит песня «Улыбка»).

3 ПРАВИЛО: Улыбайтесь детям, шутите с ними, старайтесь облегчать свои чувства и чувства детей, быть в хорошем настроении.

4.Обратимся к толковому словарю:

Этика – философское учение о морали, её развитии, принципах, нормах и роли в обществе.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу. Добро – это ладно, хорошо. Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям.

Чтение рассказа А. Глебова «Бабушкина сказочка».

«…Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить без подружки. Вот и обратилась она к старому волшебнику.

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку.

Подумал волшебник и сказал: «Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет».

Утром, когда солнце осветило землю,пришла Любовь и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, говорит волшебник. Одну зовут Радость, другую Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, не знаю, кого выбрать.

- Твоя правда, они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну, и она будет тебе подругой на всю жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной как небо синие, у другой как изумруд, зелёные, у третьей – как яхонт, серые, у четвёртой, как тёмный бархат, чёрные, у пятой, как незабудки, голубые.Мини-диалог«Какую девушку выбрали бы Вы и почему?».

Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…».

Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает. Людям надо стать добрее. Опыт моей работы подтвердил закономерность нравственного воспитания, которую хорошо сформулировал В. Сухомлинский «Если человеку делать добро – в результате будет добро»

4 ПРАВИЛО: Будьте добры к детям, учите их доброте.

5. Одним из ведущих методов знакомства с художественной литературой является драматизация, постановка произведения. Позвольте Вам предложить сыграть по ролям рассказ Л. Воронковой «Снег идёт». (Педагог предлагает участниками взять атрибуты и по ходу чтения текста выполнять определённые движения).

«Подули студёные ветры,и зима загудела в трубу:

«Я иду-у-у. Я бреду-у-у.»

Зачерствела грязь, стала жёсткой, как камень. Лужицы промёрзли до дна. Всё деревня стала тёмная, скучная – и дорога, избы, изгородь и лес… Вдруг тихо пошёл снег. Всё небо, весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь, на деревенские крыши, на замороженные лужицы, на изгороди, на деревья, на ступеньки крыльца. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь поближе, то увидишь звёздочки, и все они резвые, и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые, как стрелки. А снег всё шёл и шёл. Снежинки всё кружились и падали. Деревню было не узнать. Стала она вся белая – и крыши белые, и дорога белая, и деревья белые… А потом выглянуло солнышко, снег заблестел, загорелись искорки. Зима пришла!».

5 ПРАВИЛОПроигрывайте, драматизируйте с детьми фрагменты сказок, рассказов.

6.Блиц-опрос: «Вспомните своё дошкольное детство, школьные годы. Какие сказки, рассказы оставили у Вас особое впечатление? Почему?».

Чтение сказки В. Гаршина «Жаба и роза».

6 ПРАВИЛО: Читайте детям, пусть сказки, рассказы трогают их душевные струны, чувства и эмоции.

7. Позволь окунуть вас в поэзию, которую хочется изобразить, нарисовать. Педагог читает стихотворение О. Дриз «Как сделать утро волшебным», одновременно рисует на мольберте разными способами и техниками.

Чтобы сделать волшебным

Весенний рассвет.

Надо долго-долго идти

И охапку сияющих,

Жёлтых лучей

Самому на дороге найти.

И добавить к сияющим

жёлтым лучам

Охапку зелёных веток,

Краешек небес,

Пенье ручья

И маленьких птиц

Всевозможных расцветок.

И добавить немного

Теплого ветра.

Запах ландыша.

Звон травы,

И потом ладошкой

Плеснуть на это

Совсем немножко речной синевы.

И всё это вместе

Перемешать,

Закрыть глаза

И почти не дышать!

Клянусь, это будет

Волшебным рассветом.

Если никто не забудет при этом

Сказать своим близким:

- Доброе утро!

7 ПРАВИЛО: Старайтесь пробуждать в детях творческое воображение.

8. Педагог крепит последнее правило на мольберт. Получается цветная пирамидка. На вершине которой открывается идея опыта работы «Воспитанный ребёнок – достойный гражданин».

Помните, что в содержании книг неисчерпаемая поучительность, мудрость, трогательность. И всё это помогает нам и детям определять модели поведения и ценности жизни.

9. Рефлексия. Участники берут цветные стикеры (жёлтый – да, тема заинтересовала, но стоит подумать; оранжевый – да, тема заинтересовала; розовый – да, тема заинтересовала, стоит на ней акцентировать внимание).

10. Я рада, что тема заинтересовала Вас, не оставила равнодушными. У меня есть эликсир доброты. Мне хочется с вами поделиться, (педагог раздаёт лепестки роз). Вы сегодня слушали о доброте, пели о ней, видели, а аромат завершит Ваше восприятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

Мастер-класс "Театрализованная игра в воспитании и развитии дошкольников"

Театрализованная игра является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им окружающего мира. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: д...

Городской мастер-класс для музыкальных руководителей "Духовно - нравственное воспитание дошкольников средствами устного народного творчества" мастер - класс для музыкальных руководителей города.( 17.03. 2017)

Духовно- нравственное воспитание  - это гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления...

Мастер - класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольников"

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Связная речь у детей несовершенна, рассказы непоследовательны и бедны эпитетами...

Мастер-класс "Значение словесной игры в речевом развитии дошкольника"

Речевое общение  в процессе игры имеет огромное значение. Речь объединяет детей во время их деятельности, помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения....

Конспект Мастер – класс Тема: «Интерактивные игры в физическом развитии дошкольников»

Конспект Мастер- класс : Интерактивные игры в мфизическом развитии дошкольников"...